Родительское собрание Тема: «Подростковая агрессия: ее причины и последствия»
консультация по теме

Ковалева Наталья Савельевна

                                     Родительское собрание

Тема: «Подростковая агрессия: ее причины и последствия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уренская коррекционная школа – интернат» Уренского муниципального района Нижегородской области»

                                     Родительское собрание

Тема: «Подростковая агрессия: ее причины и последствия»

Цель:       обсудить с родителями причины агрессивности и её влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей её преодоления.

Задачи:  1.Дать определение понятий «агрессии», «агрессивности», «гнева».

               2.Познакомить родителей с методами и приемами преодоления        стресса, способствующими разрядке стресса.

               3.Формировать умения и навыки помощи своим детям справиться с агрессивным состоянием.

Оборудование:

Участники: родители 7 класса, классный руководитель, школьный психолог, воспитатель ГПД.

 

Ожидаемые результаты: 

1) Снижение уровня подростковой агрессивности;

2) Улучшение микроклимата в семье, в классе, в детском коллективе;

3) Повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей по вопросу подростковой агрессии;

4) Повышение уровня доверительных отношений детей и родителей.

Кратко о внедрении разработки: 

Собрание было проведено в первой четверти 2015- 2016 уч.года для родителей учащихся 7 класса (т.к. именно в этот период подростковый кризис наиболее ярко проявляется). Собрание проведено в соответствии с планом воспитательной работы на 2015- 2016 уч.год. 

Методы и приемы работы:   

1) беседа;

2) психологический тренинг;

3) тестирование;

4) работа в группах.

Необходимое оборудование: 

мультимедийная техника, раздаточный материал, белые листы бумаги , ручки.

Методические рекомендации: 

Оформление класса: парты расположены в виде полукруга, на доске эпиграф собрания  «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли» Эрих Фромм

В начале мероприятия участникам предлагается разбиться на три группы, которые будут обсуждать проблемы сначала между собой, а потом выносить на общее обсуждение. Это позволит родителям почувствовать себя неодинокими в море проблем, а в процессе работы планируется приобретение педагогического опыта, навыка конструктивного общения при проигрывании ситуаций.

Использованный ролик скачан с YouTube 

Продолжительность:  1,5 часа

Ход собрания:

-Здравствуйте!  Спасибо. Что нашли время и пришли сегодня на собрание.

Приветствие присутствующих .

(В руках учителя клубок с нитками, родители разматывают клубок, начиная со слов «Я рада приветствовать вас…» ).

-Я рада вас приветствовать. Надеюсь, что наше общение на родительском собрании будет плодотворным, пройдет в обстановке сотрудничества.

-Вот так,  как этой нитью, все мы связаны общей проблемой и сегодня мы вместе попробуем разобраться в ней.  

-Начну с вопроса, может быть странного, но попробуйте на него ответить: «Кто пришел сегодня на родительское собрание?»

-У всех у вас любящее беспокойное сердце, все мы объединены общей заботой о благополучии и успешности наших детей. А чтобы наши дети действительно были таковыми, необходимо вовремя увидеть проблему, владеть ситуацией и уметь оказать ребенку необходимую помощь и поддержку.

-Внимание на экран: смотрим ситуацию и формулируем проблему.

(Показ отрывка)

-Какие качества проявляет один подросток по отношению к другому?

-гнев

-неприятие (интолерантность)

-агрессию

Итак, проблема  для обсуждения сегодня ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

-Эпиграфом   нашего собрания являются слова Эриха Фромма. Вдумайтесь: « Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется  от собственной душевной боли».

-Часто учителя и родители обращаются за помощью к специалистам по причине детских конфликтов. Как известно, любая работа с конфликтным поведением  начинается с осознания конфликтной ситуации и чувств, которые её сопровождают,  поэтому нам показалось логичным провести собрание на тему агрессии (поскольку именно это поведение и неумение справляться с негативными чувствами приводят к конфликтам). 

Тема родительского собрания: «Агрессия подростка: её причины и последствия». Цель: определить возможные причины преобладания отрицательных эмоций у учащихся, конкретно агрессивного поведения школьников, определить причины появления агрессии.

-Итак, подростковая агрессивность, обратимся к психологии вопроса. А сейчас поможет разобраться нам в этом вопросе  наш школьный психолог

Г. И. Коробейникова.

(Выступление психолога. Мини-лекция).

-Часто истоки агрессии надо искать, уважаемые родители, именно в своей семье. Если взрослые злословят, завидуют, осуждают всех, то этого же следует ждать от ребенка. Ну, а если в вашей семье всё нормально, все воспитаны, но ваше чадо вдруг стало неуправляемо, постоянно грубит?

-Как вы считаете, что может послужить причиной?

Причин может быть несколько:

1)Возможно, ваш ребенок инфантилен, т.е. его социальный и психологический статус не соответствует возрасту. Просто ваш ребенок еще не усвоил правил общежития. Скорее всего, вырастет он, вырастет его сознание, все станет нормально. Как выйти из ситуации грубости со стороны такого ребенка?

2)Причиной грубости подростка может быть протест на унижение со стороны взрослых, грубости с нашей стороны. Это вполне естественно и нормально. Нам, взрослым, можно грубить, почему же нельзя ему? Ведь он такой же человек?

3)Самая страшная причина агрессии в патологической уродливости характера подростка, в его повышенной возбудимости, злобности, конфликтности. Здесь необходима помощь специалистов: психологов, соц.работника школы, специальной медицины.

4)Причиной грубости может быть и непонятное нам, взрослым, подростковое чувство юмора.

-Так как же избежать всех вышеуказанных видов агрессии, грубости?

-Преодоление агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения. Доброе слово, ласковый взгляд. Каждый ли родитель в полной мере использует этот арсенал? Сейчас проведем с вами тест  «Тип родителя».

Тест для родителей  «Тип родителя»

Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

         Г - тип родителя непоследовательного, запреты, наложенные родителями, работают недолго, и обещания, которые дают родители не выполняются

-Проверим, к какому типу родителей относится каждый из вас.

-самый высокий уровень агрессии формируется у детей из семей с непоследовательным типом воспитания, т.к. у детей нет чувства стабильной опоры и защищенности.

На втором месте подростки из семьи с авторитарным типом воспитания, там, где ребенок или подросток не надеется быть услышанным, понятым, а значит быть значимым для самых близких людей.

-Вы определили, к какому типу родителей вы относитесь. Над чем вам ещё нужно поработать, поэтому осмелюсь дать вам несколько советов, которые проверены на практике человечеством.

1) Дайте свободу своему ребёнку чуть больше, чем она есть у него сейчас. Ваш ребёнок вырос! Поймите это! Непослушание подростка – стремление выйти из-под вашей опеки.

2) Никаких нотаций! Это принцип воспитания в идеале, и его надо стараться придерживаться. Ребёнка просто бесят нудные нотации, вспомните себя! Стиль общения должен быть спокойный. Ребёнок должен иметь собственное мнение, интересы. Не надо критиковать музыку, которую он слушает, моду, которая ему нравится. Не можете принять его таким? Приучите его к своей музыке. А может, это надо было раньше сделать? Тогда «поезд ушёл», воспринимайте его музыку.

3) Идите на компромиссы. Ребёнок только больше будет вас уважать, видя, что вы его понимаете. В другой раз он постарается вас понять.

4) Уступает тот, кто умён. Легче уступить взрослому, ведь мы умнее, мудрее должны быть. Не надо подкидывать дров в горящий костёр.

5) Не надо обижать подростка. Достойно выходите из конфликтных ситуаций. Научите этому и подростка. - Будьте тверды и последовательны. Помните, что дети – отличные психологи. Они прекрасно чувствуют слабость взрослых. Будьте сдержанны, последовательны, тогда ваш родительский авторитет будет незыблем. Помните, что последствия неправильного или слишком правильного могут быть непоправимы. 

 

- можно много говорить о том, как правильно воспитывать ребенка, на какие темы проводить с ним беседы, но все-таки для ребенка примером остается всегда семья. Родители должны показывать пример своим родителям.

      Чтение стихотворения “Родителям…”

(Решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).

-А сейчас проверим себя, возможно что-то новое для себя откроем. Попробуем вместе закончить предложения, которые начинаются со слова «если».

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится…(ненавидеть).

Если ребёнок живёт во вражде, то он учится…(быть агрессивным). Если ребёнок растёт в упрёках, он учится…(жить с чувством вины)

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится…(понимать других).

Если ребёнка часто хвалят, то учится быть…(благодарным).

Если ребёнок растёт в честности, то он учится…(быть справедливым).

Если ребёнок растёт в безопасности, то он учится…(верить в людей).

Если ребёнка поддерживают, то он учится…(ценить себя)

Если ребёнка высмеивают, то он будет…(замыкаться в себе).

 Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, то он учится…(находить любовь в этом мире и любить окружающих).

-Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве2, его агрессия в следующий раз будет слабее. Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется так же говорить о своих чувствах и переживаниях. Нпр, ребенок разбросал игрушки, ивы ему говорите: «Ты негодник». От тебя одни проблемы». Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребенком. А если вы скажете: « Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Т.о. вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях, но самое главное, что все предполагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими- вот , что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.

-Природа не терпит пустоты.  Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит её дурным.

(Чтение притчи о семье)

-Наше собрание подошло к концу. Уважаемые родители, нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.

-Если у вас возникла такая ситуация в семье, с которой вы сами справиться не можете, то вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам. Эти памятки, надеюсь, тоже вам смогут помочь. (Родителям раздаются буклеты)

-Мне бы очень хотелось узнать, затронул ли вас сегодняшний разговор? Перед вами  лежит листок обратной связи. Начинается со слов: «Я поняла сегодня…»

-Я желаю, чтобы в ваших сердцах, в ваших семьях всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.

Список используемой литературы: 

Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005.

Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004.

Фурманов И.М. Детская агрессивность. – Мн., 1996.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы. - М.:ВАКО, 2004.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. - М.:ВАКО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессия. Её причины и последствия

Материал для проведения родительского собрания во 2-3 классах...

Родительское собрание.Тема: «Детская агрессия»

Родительское собрание.Тема: «Детская агрессия» - презентация...

Агрессия, ее причины и последствия.

Задачи собрания:Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных п...

Родительское собрание Тема "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"

Родительское собрание по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде...

Родительское собрание+буклет + презентация "Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся “Кто такой агрессивный человек?”; методика Басса-Дарки....

Детская агрессия. Ее причины и последствия.

Что такое детская агрессия, каковы ее причины и последствия? Агрессия как таковая является вполне обычной реакцией человека и не может называться чем-то  инородным. Агрессивность часто прояв...