«Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению »
материал на тему

Пипенко Светлана Анатольевна

Организация внеурочной деятельности по духовно нравственному направлению ( реализация программы "Образ Родины").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napechatat.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению (реализация программы «Образ Родины»)»

Учитель начальных классов: Пипенко С.А.

МОУ СШ № 82

Волгоград – 2017

Содержание работы.

Введение.

Глава 1.Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

1.1. Сущность и природа нравственности.

1.2. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников.

1.3. Принципы духовно-нравственного воспитания.

1.4. Патриотическое воспитание – часть духовно-нравственного воспитания младших школьников.

1.5. Краеведение – одна из форм духовно-нравственного воспитания.

Глава 2. Описание педагогического опыта по организации внеурочной деятельности духовно – нравственного направления.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;

в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;

в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

12 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В. В. Путин обратил особое внимание на необходимость укреплять прочную духовно-нравственную основу общества, подчёркивая, что «образование – это пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Рабочая программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по курсу «Образ Родины» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цель работы: описать педагогические формы и методы по организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.

Объект исследования: развитие духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность и природу нравственности.

2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

4. Разработать программу развития духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.

Практическая значимость работы: данный материал может быть использован учителями, воспитателями, руководителями кружков, родителями.

База исследования: МОУ СШ № 82 Дзержинского района города Волгограда, начальная школа.

Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания учеников начальной школы.

1.1 Сущность и природа нравственности.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Ещё в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

Я. А. Коменский говорил: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить «умению чувствовать человека».

В педагогической энциклопедии духовно-нравственное воспитание определяют так: духовно-нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие духовности, нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Духовно-нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. В. И. Даль толковал «Духовность» как всё то, что относится к человеческой душе, духу, вере. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различию добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

1.2. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Целью духовно-нравственного воспитания является осознание школьниками ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, приобщение новых поколений к родной культуре, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя как деятельных субъектов, сохранение и приумножение богатства национальной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта. Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется через решение следующих задач:

- служение своему Отечеству и народу;

- усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;

 - усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;

- формирование национального самосознания ответственного отношения к русскому языку как государственному и как к средству межнационального общения;

- усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни средствами массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;

- объединение усилий семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодёжных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков;

- сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;

- развитие культуры межэтнических отношений.

Решение задач духовно-нравственного воспитания будет способствовать развитию следующих компетентностей учащихся: 

1. Ценностно-смысловая, позволяющая судить об отношении ребёнка к усвоению духовных ценностей русской традиционной культуры, готовности к обучению и личностному развитию.

2. Социально-личностная, демонстрирующая понимание ценности традиционной русской культуры как историко-культурного фундамента современной российской культуры; владение приёмами социокультурного общения в рамках диалога культур как диахронического, так и синхронического; умение работать в группе; готовность к самостоятельной работе; готовность к постоянному обучению и саморазвитию в лоне отечественной культуры.

3. Информационно-методическая, отражающая уровень развития познавательных способностей учащихся, профессиональных (в том числе информационно-коммуникативных), сформированности системы знаний и умений учащихся.

4. Общекультурная, реализующая инкультурацию и социализацию личности учащегося; демонстрирующая понимание учащимися условий и особенностей формирования русской традиционной культуры.

1.3. Принципы духовно-нравственного воспитания.

Принципами духовно-нравственного воспитания являются:

- принцип системно-организационного подхода, который предполагает скоординированную целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;

- принцип ценностной ориентации, который имеет определяющую жизненную значимость для формирования системы ценностей подростка;

- принцип личностно-ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учётом психологических особенностей каждой возрастной социальной группы школьников;

- принцип сохранения исторической памяти народа, который способствует становлению исторического самосознания нации, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально активной личности, умеющей осуществлять социальный прогноз, исходя из понимания реалий настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего, осознавать историческую ответственность за свою деятельность;

- принцип воспитания на традициях: культурных (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России), боевых (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат), трудовых (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства);

- лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа.

1.4. Патриотическое воспитание – часть духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепление единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

Школа – как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. На воспитание патриота, защитника Отечества должен быть направлен весь учебно-воспитательный процесс. Особое место в нём отводится внеучебной работе по патриотическому воспитанию.

Очень важно, проводя работу по патриотическому воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего навязывать. Это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это ненавязчиво, заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности. Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин говорит о том, что само слово «патриотизм» сейчас используют в ироническом или ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его истории, свершениями. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы теряем себя как народ, способный на великие свершения («Независимая газета», 30.12.1999 год). В последнее время слово «патриотизм» вновь обретает своё высокое значение.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство – центральное звено между знаниями и действиями. Важен эмоциональный фактор, эмоции, оказывающие мотивирующее влияние на результативность. Они в воспитании чувства патриотизма, как, впрочем, и любого другого нравственного качества, – необходимейшее слагаемое эффективности.

Огромное значение в воспитании подрастающего поколения имеют и традиции. В ряде наиболее важных традиций можно назвать такие: беспредельная преданность народу, непримиримость к врагам Отечества, верность общественному, воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, высокий гуманизм поступков. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет и пример взрослых. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежит чувство Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинкта. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения». На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественно войны, их трудовых и боевых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне».

Не менее важным условием патриотического воспитания учащихся является тесная связь с родителями. Неверно полагать, что воспитывая любовь в семье, тем самым уже прививается любовь к Родине, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. К сожалению, в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в семьях, особенно в молодых, вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и нередко вызывают лишь недоумение. Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего города.

1.5. Краеведение – одна из форм духовно-нравственного воспитания.

Огромное значение воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет и краеведческая работа. Я не случайно обратилась к проблеме использования во внеурочной деятельности. Анализируя работу по основным предметам, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объём материала носит абстрактный характер. В толковом словаре В. И. Даля написано: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами».

Качество и объём краеведческой работы школьников, увлечённость и масштабы их деятельности во многом зависят от учителя. Если учитель не относится формально, если он заинтересован, то тогда можно добиться огромных результатов. Воспитание патриотизма нужно начинать не со старших классов, а с начальной школы, а ещё лучше – с детского сада. Уже с первых школьных дней учитель должен формировать у учащихся такие важные понятия, как «Родина», «Патриот», «Подвиг».

Успешное усвоение содержания краеведческого материала осуществляется с помощью технологии личностно-ориентированного образования. Существенной в этой технологии является личность школьника. Личность ученика при этом выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организуемого обучения в школе. Обмен ценностями между школьниками и отдельными группами учеников предполагает взаимодействие и коммуникацию.

Личностно-ориентированное обучение по усвоению учащимися предметного содержания осуществляется на основе взаимодействия по следующим пяти линиям: ученик-учитель, ученик-ученик, ученик - ученический коллектив, ученик-книга, ученик - окружающая среда, учитывая при этом, что субъектом освоения этого опыта изначально является, а не становится ученик. В процессе взаимодействия развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, сочувствие, соревнование, реализуемое в таких формах, как эмоциональный и интеллектуальный контакт, сотрудничество, интимно-личностное общение, деловое общение. Причём если три первые линии взаимодействия осуществляются непосредственно в словесной форме, то взаимодействие по линиям ученик - окружающая среда, ученик-книга опосредованно, часто сначала неосознанно, с помощью рефлексии. Технология личностно-коммуникативного образования, как считают учёные, педагог В. В. Сериков и психолог И. С. Якиманская, учитывает две взаимосвязанные составляющие – обучение и учение.

Важность изучения родного края определяется и тем, что территория, где проживает человек, побуждает его познавать, оценивать окружающий мир, совершать конкретные практические дела, осваивать и принимать традиции. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края, своей связи с предшествующими и последующими поколениями (народные традиции, творчество, ценности) комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоционально-ценностную, волевую.

Глава 2. Описание педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.

В настоящее время на страницах педагогических газет и журналов поднимается вопрос о том, что традиционный урок не решает задач, поставленных перед современной школой. Необходимо создать такую среду, в которой они были бы востребованы, причём среда должна быть обучающей, развивающей и воспитывающей.

Программа по духовно-нравственному направлению «Образ Родины» основана на реализации следующих педагогических принципов:

  • Индивидуально-творческий подход – удовлетворение интересов и потребностей ребёнка в разнообразных видах познавательной деятельности.
  • Природосообразность – учёт возрастных особенностей, закономерностей природного развития ребёнка, укрепление его физического и психического здоровья.
  • Культуросообразность – обучение, воспитание ребёнка в контексте культуры.
  • Сотрудничество – объединение целей ученика и учителей, общая деятельность, взаимоуважение, взаимопомощь, взаимоподдержка.

Эстетическая направленность программы.

Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средство познания, преобразования, выражения своего отношения к миру. Искусство способствует развитию у ребёнка умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников развивается образное мышление, наблюдательность и воображение, эстетические чувства, происходит становление эмоционально-ценностного отношения к миру. Художественная деятельность в начальном образовании может стать основой развития общих способностей, так как в этом возрасте именно искусство является адекватным языком самоактуализации ребёнка.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа создана с учётом требований Федерального образовательного стандарта начального общего образования нового поколения и отвечает основным направлениям и ценностным основам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • воспитание гражданственности, патриотизма;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, становление представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Сегодняшний день выдвигает задачу поиска универсальных средств патриотического воспитания школьников. Любовь к Родине – основа, на которой может осуществиться рост духовной культуры ребёнка. Чтобы стать личностью, ребёнок должен развиваться как гражданин своего Отечества. Очень важны для детей не только знания о своей родине, но и её яркий и целостный художественный образ.

Программа направлена на развитие у младших школьников способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения России, на развитие умений обоснования собственной эстетической оценки произведений.

Цель программы:

Становление основ гражданской идентичности младших школьников средствами литературы, образно-эмоционального языка изобразительного искусства, архитектуры, музыкального искусства.

Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:

- овладеть учащимся знаниями о населённом пункте, в котором проживают;

- формировать сознание школьников на основе культурно-исторических, духовных ценностей;

- формировать у обучающихся активную жизненную позицию;

- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;

- изучать историю и культуру отечества и родного края;

-воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям, культуре и истории своего и других народов;

- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе.

- развивать чувство сопричастности к окружающему;

- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих условий:

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • системность и последовательность занятий: от простого к сложному, от неизвестного к известному;
  • проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск её решения;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, научной и справочной литературы.

Отличительные особенности программы.

Программа направлена на освоение виртуального пространства отечественного художественного наследия; приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта российского народа, зафиксированного в художественных образах; осознание ценности национальной культуры; приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок национальной культуры. Приобретённые в процессе освоения программы знания и умения в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических национальных ценностей, выбора путей собственного культурного развития, форм художественного творчества.

Воспитательный потенциал программы, связанный с изобразительным искусством, литературой, музыкой, архитектурой, создаёт целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. Это позволяет младшим школьникам успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

Развивающий потенциал программы напрямую связан с использованием характерного для культурологии и искусствоведения метода анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников представления о единстве и многообразии художественной культуры, и, в то же время, бесконечности и множественности личных интерпретаций её феноменов.

В результате освоения курса происходит приобщение младших школьников к этическим и эстетическим ценностям национальной культуры, закладывается способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате осознавать её уникальность и неповторимость.

Формы и методы организации внеурочной деятельности.

Организации работы по программе в основном – коллективная, индивидуальная формы работы. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Используются теоретические и практические занятия.

Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод:

  • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
  • экскурсии в школьный музей; наблюдения;
  • экскурсии по городу, целевые прогулки.

Словесный метод:

  • чтение стихотворений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
  • ответы на вопросы педагога, детей;
  • сообщение дополнительного материала;
  • работа над загадками;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
  • Практический метод:
  • проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • проведение конкурсов, викторин;
  • проведение экскурсий различной направленности;
  • организация вечеров с родителями, для родителей.

Планируемые результаты.

Предметные результаты

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций.

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современной России.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные результаты

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок.

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Срок реализации программы – 4 года.

Возраст обучающихся: 6,6-11 лет.

Программа состоит из нескольких разделов.

№ п/п

Название раздела

Темы занятий

1

Народный фольклор

Красота в окружающем мире.

Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная.

«Русь привольная, необъятная…»

«Любимый уголок России»

Хороводные народные игры

Былина-сказание о русском богатыре Святогоре.

Былина «Садко».

Н. Римский-Корсаков опера «Садко»

Русский богатырь Вольга Всеславьевич

Богатырь земли русской Микула Селянинович. К. Васильев «Вольга и Микула»

Былина о прекрасной Василисе Микулишне

Игра – конкурс «Богатыри земли русской и нечистая сила»

Памятники русским богатырям

1 кл.-3ч.

2 кл.-3ч.

3 кл.-2ч.

4 кл.-1ч.

2

Из глубины времён

Библиотеки-хранилища культуры

Человек-хранитель культуры

Евангелие и иконы в России. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы.

Православные храмы.

1 кл.-7ч.

2кл.-7ч.

3кл.-2ч.

3

Образ Родины на полотнах русских художников

1 класс

«Хранилища культуры» Государственная Третьяковская галерея

В. М. Васнецов «Богатыри»

В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»

В. М. Васнецов «Витязь на распутье»

Н. Н. Дубовской «На Волге»

Н. Н. Дубовской «Пейзаж с берёзами»

2 класс

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

И. И.Шишкин «Корабельная роща»

И. И. Левитан «После дождя. Плёс»

А. И. Куинджи «Берёзовая роща»

Ф. П. Решетников «Опять двойка»

3 класс

«Хранилища культуры» Русский музей в Санкт-Петербурге.

И. И. Левитан. «Золотая осень»

И. И. Левитан «Вечерний звон»

И. И. Левитан «Март»

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

4 класс

Государственный Эрмитаж

А. И. Куинджи «Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного»

А. И. Куинджи «Радуга»

А. И. Куинджи «Снежные вершины»

Б. М. Кустодиев «Масленица»

Б. М. Кустодиев «Ярмарка»

1 кл.-5 ч.

2 кл.-6ч.

3 кл.-8ч.

3

Россия в творчестве поэтов, писателей

Природа России в творчестве поэтов.

«Русь привольная, необъятная…»

Красота в окружающем мире.

Образ Родины счастливой.

Песни о Родине.

Л. Родина «Служи Богу своим дарованием» (Притчи, сказки, русские народные пословицы)

«Родина наша для меня священна» (А. А. Григоров, З. Александров)

«Душа Родины» (И. Шмелёв)

1 кл.-2ч.

2 кл.-2ч.

3 кл.-2ч.

4 кл.-2ч.

4

Путешествуем по России

Москва – столица России.

Священный долг православных граждан.

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль. Древние кремли.

Города России. Архангельск.

Города России. Тула.

Города России. Ярославль.

Города России. Рязань.

Города России. Смоленск.

Города России. Астрахань.

Республика Татарстан.

Республика Башкортостан.

Чеченская Республика.

Республика Марий Эл.

Путешествие по Калмыкии.

«Культура и традиции народов Дагестана. Знакомство с творчеством поэта Р. Гамзатова».

1кл.-7ч.

2кл.-4ч.

3кл.-8ч.

4кл.-8ч.

5

По Волгоградской области

Волгоградская область. Станица Алексеевская.

Волгоградская область. Станица Клетская.

Волгоградская область. Город Михайловка.

Волгоградская область. Город Петров Вал.

Волгоградская область. Суровикино – город воинской славы.

Волгоградская область. Калач-на-Дону.

Волгоградская область. Урюпинск.

Волгоградская область. Камышин.

Волгоградская область. Котельниково.

Волгоградская область. Дубовка.

Волгоградская область. Ленинск.

Волгоградская область. Станица Кумылженская.

2 кл.-6ч.

3 кл.-4ч.

4 кл.-4ч.

6

Родной Волгоград

Моя малая Родина.

На улицах родного города.

Главная высота. Е. В. Вучетич «Родина-мать зовёт».

Улицы – страницы родного Волгограда.

На улицах Ангарского посёлка.

Детская библиотека им. А. С. Пушкина.

Музей – заповедник «Сталинградская битва».

Волгоградская областная библиотека имени М. Горького.

Храмы Волгограда.

Экскурсия в библиотеку № 16.

Экскурсия в краеведческий музей.

1 кл.-9ч.

2 кл.-6ч.

3 кл.-8ч.

4 кл.-11ч.

Внеурочные занятия по программе «Образ Родины» проводились мною с 2013 года. Ребята на занятиях были не пассивными слушателями, а активными участниками.

На занятиях раздела «Народный фольклор» дети слушали, исполняли произведения устного народного творчества, отмечали особенности исполнения, разучивали хороводные игры, в которые затем играли на переменах между уроками. Совместная деятельность детей создаёт общее эмоциональное переживание: ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху друг друга. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в своих действиях и поступках. При проведении фольклорных занятий происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощённых, инициативных ребят. На занятиях создавалась ситуация творческого поиска, что являлось своеобразным толчком, который выводил ребёнка из состояния «инертного покоя» и способствовало осуществлению творческой деятельности. В этом случае включались такие стороны духовного мира ребёнка, как воля, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.

Поистине открытиями были занятия раздела «Из глубины времён». Дети узнали много из истории библиотек, увидели первые книги на Руси (Библии), познакомились с первыми художественными произведениями (иконы), узнали об особенностях архитектуры православных соборов. На занятиях демонстрировались видеофильмы, картины, фотографии. Ребята вместе со своими родителями из разных источников находили информацию по заинтересовавшей их теме.

Раздел «Образ Родины на полотнах русских художников» познакомил обучающихся с творчеством великих русских художников. Дети совершали виртуальное путешествие по залам Третьяковской галереи, Русского музея Санкт-Петербурга, Государственного Эрмитажа. Ребятам предлагалось передать своё настроение об увиденном красками на бумаге. Дома они делали поделки по картинам.

         На занятиях раздела «Россия в творчестве поэтов, писателей» ребята инсценировали сказки А.С. Пушкина, упражнялись в выразительном чтении стихотворений С. Есенина, П. Светлого, М. Исаковского, В. Залесского, слушали и исполняли песни Ю. Энтина, читали и слушали произведения И. Шмелёва.

          Живой интерес вызвал раздел «Путешествуем по России». Ребята знакомились с древнерусскими городами, в которых есть или был кремль. Узнали особенности кремлей, их функции. На занятиях познакомились с республиками на территории России, особенностями народов, населяющих их. Это способствовало воспитанию толерантности у детей. Знакомство с традициями разных народов и разучивание национальных игр вызвало удивление и желание больше узнать о других народностях, населяющих территорию Российской Федерации.

Знакомство с родным краем началось в разделе «По Волгоградской области». Родители помогали детям собирать информацию о станицах и городах нашей области. С гордостью ребята рассказывали о своих родственниках, проживающих в области. На занятия они приносили семейные реликвии, начинали составлять своё родословное дерево, с родителями продолжали эту работу.

Малой Родине много уделяется внимания в разделе «Родной Волгоград». Ребята узнают об исторических местах города, знаменитых памятниках, посещают крупнейшие библиотеки города (им. А. С. Пушкина, им. М. Горького), районную библиотеку, ходят в городские музеи (Краеведческий, Музей-заповедник «Сталинградская битва», «Старая Сарепта»), школьный музей. Обязательно проводятся занятия об Ангарском посёлке. Дети готовят фотовыставки, презентации, газеты, рисунки.

В конце учебного года в школе проводится отчётный концерт по внеурочной деятельности. На концерте ребята рассказывают о том, что узнали на занятиях «Образ Родины», исполняют песни, показывают свои работы.

Родителям нравятся эти занятия. Они не только проявляют интерес, но и принимают активное участие в подготовке, проведении мероприятий, высказывают свои пожелания, предложения.

Заключение.

«Без духовно-нравственного воспитания мы Россию не спасём», сказал патриарх Алексий второй. Нам надо менять себя, наше отношение к Богу, к церкви, друг к другу. Только тогда мир вокруг нас станет добрее и ярче. Российский учёный-литературовед Всеволод Юрьевич Троицкий говорил: «Без патриотизма нет ни государства, ни народа... Патриотизм – явление духовное, он связан и с духовными традициями. Чем определяются наши духовные традиции? Конечно, Православием. Верит человек или не верит, это одно; но если он культурный человек, он должен понимать, что Православие – это лоно, в котором выросла вся наша культура».

К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьёзно воспитывать духовное начало в человеке.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают учёные уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Индивид сознательный поступает «по знанию» того, что каждый человек должен иметь гордость за Родину, понимать роль государства, принимать его историю, культуру. Как нравственное чувство, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие, провозглашает духовные ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Список литературы.

  1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. / М. А. Абрамова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
  2. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
  3. Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приёмам художественно-творческой деятельности / О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
  4. Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
  5. Скоркина Н. М. Нестандартные формы внеклассной работы / Н. М. Скоркина. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002. – 110 с.
  6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н. М. Сокольникова. – М: Академия, 1999. – 368 с.
  7. Исаковский М. Родина. Изд. «Детская литература».
  8. Энтин Ю. «Песни о Родины»
  9. Родина Л. «Служи Богу своим дарованием»
  10. http://ped-kopilka.ru
  11. http://www.maam.ru
  12. http:alexey-savrasov.ru
  13. http:gallerix.ru
  14. http:muzei-mira.com
  15. http://www,russiancity.ru
  16. http:vetert.ru
  17. www.surovikino-online.ru
  18. stalingrad-battle.ru
  19. www.volgogradmuseum,ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация в образовательной системе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению"

Пономарева Г.Ю. г. Троицк, МБОУ «Лицей № 17» Организация в образовательной системе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению (из опыта работы) Проблема воспитания то...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

«Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе...

Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного ...

" Опыт организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию"

В статье представлены  перечень проведённых  мероприятий учителем по духовно-нравственному воспитанию с классом....