Родительское собрание "Почему дети лгут". "Семейное чтение"
консультация (3 класс) на тему

Мустафина Гульнара Руслановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie_po_teme-_pochemu_deti_vrut.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Студентка: Мустафина Г., 46 гр.

Конспект родительского собрания

Тема: «Почему дети лгут». «Семейное чтение»

Цели деятельности учителя:

  • создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения;  
  • обсудить с родителями причины детской лжи, ее влияние на поведение ребенка;  
  • формировать у родителей культуру понимания проблемы детской лжи и  путей ее преодоления.

Оборудование: презентация.

Приложения: памятка для родителей.

Вступительная часть

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать. Для начала хочу поблагодарить Вас, что нашли время и пришли на родительское собрание.

Родители: Здравствуйте!

Учитель: Итак, сегодня я пригласила Вас, уважаемые родители, для того, чтобы обсудить проблему «Почему ребенок лжет» и также поговорить о семейном чтении.

Выступление по теме собрания

Учитель: Всем известно, что 21 век – век новых информационных технологий. Он несёт массу информации о науке, здравоохранении, технике, искусстве, спорте, политике, экономике, заставляет нас мыслить и жить по-новому, принимать неординарные решения, проявляя творчество и самобытность.
Порой, мы, в житейской суете забываем о предназначении человека – творить добро на радость людям. Давайте, вспомним, каким образом можно это сделать. Ну, конечно же, личным примером, и на примерах известных людей, посмотрев хорошие фильмы и почитав интересные книги.
Я хочу обратить внимание на очень интересное занятие - чтение книг. Сегодня на собрании мы познакомимся, как можно превратить семейные домашние чтения в интересное и увлекательное путешествие по страницам литературы.
Эта тема очень актуальна сейчас, так как всю информацию мы получаем из интернета и телевидения, без фильтрации (важную и неважную, нужную и ненужную), мы впитываем всё как губка, забывая о душе. А ведь книга заставляет нас прочувствовать, осмыслить, эмоционально пережить, наполнить нашу сущность душевными, человеческими качествами.

 Книга будит эмоции

 Читая книгу, ребенок радуется, преживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стекла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. \

              Чтение повышает интеллект

Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. То есть, если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю свою жизнь. Итак, чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И.Гете:»Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».

                Чтение помогает в учебе

Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет  главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

                    Книги формируют самообразовательные навыки

Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно, ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.

                      Чтение побуждает к нравственным поступкам

К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Книги - ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок-невежа» А.Барто, «Волшебное слово» Л.Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» и многие другие, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребенок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к двери.

Психолог: «Наш ребёнок СОВРАЛ нам, что теперь делать?!» Таким вопросом задаётся хоть раз в своей жизни каждый родитель. Пальчики малыша перепачканы шоколадом - а шоколадку «кот съел». Уроки не приготовлены, а ребёнок клятвенно заверяет, что «всё сделал». Проще говоря, врёт вам в глаза. Как реагировать? Наказывать, журить, делать вид, что ничего не заметили?

Откуда «растут ножки» у детской лжи? Почему она приводит родителей в такое негодование, а порой и в панику? И, самое главное, как всё-таки вырастить ребёнка честным, искренним человеком, живущим в мире и гармонии с самим собой?

 Что же такое ложь?

Ложь – это феномен общения, состоящий в искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка, которых затруднительна или невозможна.

«Ложь — порождение злобы, трусости и тщеславия» (Ф. Честерфилд).

Уважаемые родители, приглашаю вас выполнить небольшой тест: необходимо каждому представить себя в 3 классе(или в начальных классах), вспомнить, врали ли вы хотя бы 1 раз в своей жизни, ситуацию при которой соврали, и последствия вашего вранья.

Маленький ребенок до определенного возраста лгать не способен. Именно поэтому дети так доверчивы. Именно поэтому великие режиссеры говорят о том, что не родился еще артист, способный переиграть ребенка.

Обучение лжи начинается в семье с момента рождения ребенка, и происходит постоянно и повсеместно.

Родители — первые учителя лживого поведения. Как только начинается осознанное общение ребенка с родителем, перед ним образуется «море лжи».

- Давайте подумаем все вместе, что может находиться в этом «море лжи»( родители высказывают свои предположения)

Психологи считают, что начинается всё с лживых игр: «Не съешь — не пойдешь гулять», «Ешь, а то тебя сейчас тот злой дядя заберет», «Нет, тебе не будут делать уколы», «Оставь мамино золотое кольцо, я тебе лучше куплю — красное!», «Ой, какое вкусное лекарство, попробуй!»

 Дальше — больше и чаще: «Меня нет дома», «Меня ни для кого нет». Поведение взрослых — это руководство для детей по обучению и выработке практических навыков лживого поведения. Дети видят примеры лицемерия дома: «Черти ее принесли! — Как мы рады вас видеть!»

Обман заключается и в невыполнении своих обещаний, как хороших, так и неприятных: «Если ты еще раз так сделаешь, я тебя….» — и за этим ничего не следует, никакого наказания. Дети быстро обучаются, и уже к 5 годам они понимают, что можно говорить и не делать, можно соглашаться на определенные правила, а потом их нарушать.

Ребёнок часто ворует деньги у родителей и врёт, что не брал.  Без спросу берёт родительский мобильный, чтобы поиграть в игры, и врёт, что не брал. Ребёнок может врать и потому, что боится наказания, выговоров, упрёков. Скорее всего он просто не может прямо попросить: заранее знает, что всё равно не получит желаемого.

Также ребенок может соврать, чтобы просто похвастаться перед своими одноклассниками, потешить свое самолюбие и повысить самооценку.

 

Обсуждение проблемы с родителями

Учитель: Если у кого-то возникли вопросы, вы можете их задать мне или психологу.

Родители: Что делать, если ребенок постоянно лжет?

Психолог: Все дети рано или поздно врут. Некоторые врут часто, другие-редко. Вам надо спокойно поговорить с ребенком и узнать, почему он врет или же, если ребенок не признается, пойти к психологу и узнать причину вранья.

Учитель: Рекомендации вы можете узнать, прочитав текст памятки.

Памятка для родителей.

1. Сдерживайте свои обещания как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только то, что вы действительно сможете выполнить.

2. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует нас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения — это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

3. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал.

В 10% случаев вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение, основанное на особенностях детского восприятия. Не поленитесь и объясните, как все обстоит на самом деле.

В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие.

В 30% — это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно, лгать.

В оставшихся 40% случаев лежат причины, описанные в главе «Почему люди лгут».

4. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимание на его лжи.Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ставит цели солгать. Он учится жить, решать проблемы, удовлетворять собственные желания. От вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.

5.Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя», а он — активен, любознателен. И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя». А если ребенок дошкольного возраста — убрать из поля его зрения то, что «нельзя трогать, есть, смотреть».

6. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать, каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете больше никогда не услышать правды.

7. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе шесть лет, а ты уже врешь… Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» — деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду?» «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».

8. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства.Показывайте, что вы поняли, что за этим стоит. «Ты, наверное, просто не хочешь спать, поэтому просишь воды?», «Тебе папа запретил, поэтому ты просишь это у меня? Хочешь получить это — иди к папе».

9. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает игрушки, просит прощения, ищет в магазине именно такие конфеты, которые он съел, извиняется перед учителем за то, что списал, и пр. Задача взрослых — не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз.

Анализ успеваемости класса

Уважаемые родители, сейчас я передам журнал с первого ряда, и вы сможете просмотреть оценки свои детей. У ого возникнут вопросы, подходите после собрания в индивидуальном порядке.

Заключительная часть

Учитель: В заключение хочется сказать, что если мы будем анализировать истоки детской лжи, то всегда придем к выводу: дети лгут только для того, чтобы сделать свою жизнь чуть-чуть лучше. Чтобы их не наказывали, чтобы дали подольше погулять, съесть побольше сладостей и не делать уроки. И еще, не забывайте читать вместе со своими детьми, для того, чтобы ваш ребенок совершал хорошие нравственные поступки, хорошо учился! На этом наше родительское собрание подошло к концу, всем спасибо за внимание. До свидания!

                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Почему дети лгут"

Конспект-сценарий собрания, презентация, анкета для родителей....

Родительское собрание по теме "Семейное чтение"

Данное родительское собрание направлено на создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению с...

Конспект родительского собрания на тему "Семейное чтение"

Тема  выступления: «Зачем читать ребёнку книги?» в рамках проекта «Год семейного чтения памяти Н. В. Шилова»....

Классное родительское собрание на тему: "Семейное чтение"

Родительское собрание на тему "Семейное чтение"...