Проектно-исследовательская работа "Такие разные куклы"
творческая работа учащихся (3 класс) на тему

Четнева Надежда Владимировна

Данную работу написала ученица 3 класса, представляла ее на научно-практической конференции школьного этапа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_rabota_alisa.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Абрамовская средняя школа  им. А.И. Плотникова»

Такие разные

куклы

исследовательская работа

Работу выполнила:

Бекетова Алиса,

ученица 3 класса

Руководитель:

Четнева Надежда Владимировна,

учитель начальных классов

с. Абрамово, 2017г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……3

Теоретическая  часть…………………………………………………….……5

Практическая часть ………………………………………………….………15

Заключение……………………………………………………………………21

Литература ……………. ….……………………………………………….…22

Введение

«Всего дороже ценим сами всё то,

что сделано руками».

     Все девочки любят играть в куклы. У меня и у моей младшей сестрёнки Полины их много. Мы любим играть с куклами, потому что их можно наряжать, шить им одежду, возить в коляске, заворачивать, укачивать, заботиться. Куклы у меня были самые разнообразные: мягкие - пластмассовые, большие – маленькие, дорогие – не очень дорогие… Самые разные. Моя бабушка Зуицына Людмила Васильевна  рассказала, что у неё в детстве куклы были самодельные из тряпок, из травы, мочала. Меня это очень заинтересовало, и у меня возникло много вопросов:

  1. Когда появилась первая кукла?
  2. Где появилась первая кукла?
  3. Какие куклы были раньше и как с ними играли?
  4. Из чего и как делали куклы?
  5. Могу ли я сама изготовить куклу младшей сестренке для игры?
  6. Дешевле купить куклу в магазине или сделать своими руками?

     Чтобы узнать  ответы на возникшие у меня вопросы я обратилась к маме, бабушкам, творческим людям, искала материал в Интернете, изучала научно-познавательную литературу.

Цель исследования: изучить историю возникновения кукол и научиться делать куклу самой.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с историей возникновения кукол.
  2. Изучить виды народных  кукол и технологии их изготовления.
  3. Изготовить своими руками куклу сестренке для игры.

Актуальность исследования:  тема  исследовательской работы очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.

Объект исследования: кукла.

Предмет исследования: изучение возникновения куклы.

Гипотеза исследования: Возможно,стоимость куклы, сделанной своими руками дешевле, чем купленной в магазине.

Методы исследования:

1. Информационно-поисковый. Изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет и обобщение полученной информации.

2. Исследовательский.  Анализ, сравнение и обработка информации.

3. Практический. Встреча с творческими людьми и изготовление  куклы.

Теоретическая часть

     Я узнала, что первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости. Мастерами, датируются 20 в. до н.э. Они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами, и закреплены на голове куклы воском.

     Но впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, в переводе с греческого - обожженная глина. Конечности крепились верёвкой или проволокой.

     В Древней Греции и Древнем Риме куклы занимали немалое место в жизни детей. Уже тогда куклы ярко раскрашивались, чтобы привлечь внимание.

     В эпоху античности куклы стали делать из дорогих материалов, тщательно работать над их лицами. Самыми дорогими куклами считались игрушки из слоновой кости. Часто их использовали не только для забавы, но и в различных ритуалах (свадебных).

     В Древней Руси также знали о куклах. В простых семьях их для своих детей делали мамы. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики. По мере взросления девочки сами начинали мастерить себе кукол.  Первые куклы были достаточно примитивными, но их старались сделать похожими на людей, поэтому уже у доисторических кукол двигались руки и ноги. Вплоть до 19 века игрушечные фабрики могли порадовать девочек только деревянными или восковыми куклами, а тряпичные куклы шили или вязали их мамы.

     В середине 19 столетия, когда стал очень популярен фарфор, куклы стали делать из него.

     Пластиковая или резиновая кукла стала обычной для детей во всём мире. А продаваться такие куклы стали только в 1940-х годах.

     Через куклу взрослые передавали детям накопленный опыт своего мастерства и традиции народной культуры.

     Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежностью наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

     Бабушка мне рассказала, что куклы делали из разных подручных материалов - из соломы, дерева, бересты, глины, льна, скручивали из ниток и ткани. По назначению куклы различались по группам – обереги, игровые и обрядовые.

     Самая распространённая была тряпичная кукла. Тряпичные куклы сворачивали из лоскутов и перевязывали нитками (скрутки) – такие куклы делали без иголок. Ткань, которую использовали для тряпичной куклы, была изношена и легко рвалась. Считалось, что ношенная одежда хранит тепло души человека, который её носил и поэтому она обережная (оберегает).

Куклы-обереги.

    Куколки «День и Ночь»  оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.  Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.   Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

  Колокольчик - кукла добрых вестей.  Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

     Пеленашка - древнейшая кукла-оберег.  Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

     Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали Вепсскую куклу. Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.

Игровые куклы

     Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые.  К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Часто таких кукол делали сами дети.

     Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка.  Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

     В подарок на именины делали куклу  Ангелочка.

     Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

     Столбушки или кукла-полено.  Среди русских крестьянских девочек была распространена игра «в свадьбу». Для этой игры девочки делали куколок - столбушек. Дети старались скопировать не только основные действа свадебных обрядов, совершавшихся на их глазах, но и костюмы персонажей.

Обрядовые куклы

     Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

     Кукла  Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, а тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

     Кукла Масленица.  Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси и посвящался  поклонению Солнцу, дающему жизнь и силы всему живому. Именно в честь солнца пекли блины - обрядовую пищу. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. Оберег делался на год. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище. На следующий год кукла сжигалась.

Кукла Десятиручка  помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

     Неразлучники.  В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

     Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу Зернушку.  Её делали  после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Практическая часть

     Каждому возрасту ребенка соответствуют разные куклы от самых маленьких - пеленашек и до почти  взрослых кукол с прическами и в разнообразных нарядах. Небольшой опыт в изготовлении кукол у меня уже был, когда мы с мамой изготавливали «Рождественский вертеп», который на праздник «Рождество Христово» можно увидеть в нашем храме.

На одной улице с моей бабушкой Бекетовой Татьяной Валентиновной в р.п. Выездное живёт Ольга Семёновна Пупкова. Ей сейчас 87 лет. Дома у неё большая коллекция разных кукол. Куклы она шьёт сама с детства и по сегодняшний день. Первую куклу Ольга Семёновна сшила в 1936 году. Тогда ей было 8 лет. Жили они бедно, игрушек не было, семья у неё была большая, поэтому она стала шить куклы своими руками. Первая кукла Ольги Семёновны была сделана из мочала, так как выбора не было из какого материала мастерить куклу. Сейчас она шьёт куклы из разного материала, использует любые ненужные вещи, остатки ткани, атласные ленты. Свои работы Ольга Семёновна выставляет на разные конкурсы и выставки.  

Куклы своими руками.

Я попробовала сделать куклы для моей сестренки сама.

Чтобы качественно выполнить работу, нужно организовать рабочее место. Для этого лучше всего убрать со стола всё лишнее, приготовить все инструменты и материалы.

Правила безопасной работы

Во время работы нужно соблюдать правила безопасности:

  • Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  • Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
  • Ножницы класть кольцами к себе.
  • Следить за движением лезвий во время резания.
  • Не оставлять ножницы раскрытыми.
  • Не подносить к лицу, использовать только по назначению.
  • Храните ножницы всегда в определенном месте.
  • Хранить иголку в игольнице.
  • Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки.
  • Не брать иглу в рот.
  • Не втыкать иглу в одежду.
  • До и после работы проверять количество игл.
  • Храните игольницу с иглой всегда в одном месте.
  • Во время работы втыкать иглу в игольницу.
  • Не отвлекаться во время работы с иглой.
  • Не прикасаться к носику клеевого пистолета и к расплавленному клею.
  • Не направлять работающий пистолет вертикально вверх – это может привести к повреждению инструмента вытекающим клеем.
  • Для удобства, клеевой пистолет ставить на подставку.
  • Во время работы необходимо делать перерыв каждые 20-30 минут.

Технология изготовления куклы в чулочно – текстильной технике.

Выбор инструментов

Для изготовления куклы потребуются следующие материалы и инструменты:

  • ножницы,
  • игла,
  • нитки,
  • клеевой пистолет,
  • булавки,
  • кисть и румяна.

Выбор материалов

  • синтепон,
  • капроновые чулки,
  • хлопчатобумажные нитки, в тон капроновых чулок,
  • ткань – атлас,
  • атласная лента,
  • искусственные волосы,
  • проволока,
  • глазки.

Чтобы изготовить куклу в чулочно – текстильной технике, под руководством мамы я выполняла следующие этапы:

1. Изготовление головы.

Синтепон скатываю в шарик, обворачиваю тонким слоем синтепона, помещаю в чулок. Скатываю из синтепона 3 шарика – для носа, щёчек, помещаю в голову. Придаю голове форму. Фиксирую иглой и ниткой.

  1. Изготовление носика.

С помощью иглы и ниток выполняю проколы вперёд-назад, проверяя и поправляя наполняемость носика. Делаю перетяжки для оформления размера носа и ноздрей.

  1. Изготовление лица. Формирую щёчки и губы, подбородок иглой с ниткой.
  2. Глазки. Пришиваю глаза.
  3. Волосы. Из определённого количества искусственных волос делаю волосы кукле. Пришиваю их.
  1. Изготовление рук. Из проволоки делаю длину руки. Оборачиваю синтепоном длинную часть руки. Обтягиваю капроном. Фиксирую иглой с ниткой. Придаю форму руке.
  2. Изготовление тела.

Тело кукле изготавливаю из чулка и синтепона, предварительно оборачиваю синтепоном пластмассовую бутылку для устойчивости куклы. Фиксирую иглой с ниткой.

  1. Изготовление платья.

Сшиваю прямоугольник в круг. Верхнюю часть оформляю в сборку. Надеваю на каркас тела. Пришиваю и надеваю накидку.

  1. Сборка куклы. Пришиваю голову к телу. С помощью кисти наношу румяна на щёки и губы. Украшаю (по необходимости) куклу цветами.

Технология изготовления мочальной куклы Луковка.

Чтобы изготовить эту куклу,  я обратилась за помощью к мастеру отдела ремесел Гасниковой Любови Васильевне. Она рассказала, что в Центре ремесел, где она работает,  трудится мастер Кривова Татьяна Ивановна, и что кукла «Луковка» - это её авторская кукла.

История возникновения мочальной куклы «Луковка»:

Бабушка Татьяны Ивановны, Домна Ивановна, была рукодельницей. В трудные послевоенные годы негде было купить игрушки для детей, и бабушка внукам делала куклы из мочала и тряпок. Татьяна Ивановна решила сделать такую же куклу как у бабушки. У нее получилось, что голова у куклы похожа на луковицу. Арзамасский район славился как луковый край, так и стали куклу называть Луковка. И вот уже около 20 лет. Эта кукла - сувенирная, большим спросом пользуется у туристов.

Для выполнения этой куклы  нам понадобилось: мочало и лоскутки ткани для одежды.

1.Сначала плетутся косички для ручек и ножек.

2.Далее делаем основу куклы: берём мочало, сгибаем пополам и крепим ножки, а потом ручки. Кукла делается кверху ножками.

3.Следующим этапом делаем голову: крутим шарик из мочала и вставляем в середину основы куклы и завязываем.

4.Для куклы - девочки плетём косички. Для куклы-мальчика делаем стрижку или шапочку.

5. Из лоскутков ткани шьем одежду и одеваем на куклу.

       

Технология изготовления русской тряпичной куклы «Закрутка».

Эту куклу мне помогла сделать моя бабушка Зуицына Людмила Васильевна. Именно такими куклами играла ее мама, моя прабабушка Мария. Изготавливать эту куклу было легко и интересно, так как особенностью этой куклы является то, что при ее изготовлении иголка не нужна («Закрутка» от слова «закручивать»).

1. В середину квадратного лоскутка ткани кладем поролон или ненужные кусочки материи. Завязываем ниткой.

2. Берем за уголки и отделяем руки, перевязав ниткой.

3. Туловище – это кусок ткани, закрученный вокруг своей оси скрепленный ниткой.

При изготовлении тряпичных кукол недопустимо использование колющих и режущих предметов.

Мною легко и просто, но с большим старанием были созданы данные куклы. Ведь раньше по мастерству изготовления кукол и кукольной одежды судили о готовности девочек к обучению к настоящему ремеслу шитья.

На выставке представлены куклы, изготовленные мной лично и при помощи взрослых.

Результатом моей исследовательской работы стали куклы, сделанные своими руками.

Заключение

В ходе работы я овладела различными способами поиска информации: работа с литературой и в сети Интернет, встреча с творческими людьми, где:

  • узнала историю возникновения кукол, пришла к выводу: куклы сопровождают нас всю жизнь, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых. В куклы дети и взрослые играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда;
  • существует даже куклотерапия - это метод лечения с помощью кукол.
  • с помощью своих родных и творческих людей я научилась изготавливать куклы сама.  Результатом моей работы стали куклы, сшитые для моей сестренки;
  • эти куклы стали любимыми игрушками для моей сестренки;

В заключении хочу отметить, что моя гипотеза подтвердилась. Я сделала разные куклы, затратив на них меньше средств, чем бы мне купили куклу в магазине. Все для этого у меня было дома: кусочки ненужной ткани, старые капроновые колготки, нитки, клей, проволока и т.д.

Таким образом, считаю, что достигла, поставленной мною цели: изучила историю возникновения кукол и научилась делать куклы сама.

В своих кукол я вложила труд, усердие, терпение и тепло. Поэтому у меня получились красивые куклы, которыми моя сестрёнка сможет играть с большим интересом.

Литература

  1. Горичева В. С. Куклы/Художник В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 1999. — (Серия: «Бабушкин сундучок»).
  2. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла, Детство-пресс, 2011 г.
  3. Галерея кукол. http://www.galdolls.aaanet.ru/story.html
  4. Идеальная кукла – самодельная. http://adalin.mospsy.ru
  5. Кукольный сундучок Елены Лаврентьевой. http://pawy.jimdo.com
  6. Культура русского народа. http://kulturanarod.blogspot.ru
  7. Мастер класс по изготовлению куклы в скульптурно – текстильной технике. http://www.liveinternet.ru
  8. Народная текстильная кукла. www.krupenichka.ru
  9. Народные куклы. Народные игрушки: www.rukukla.ru
  10. Рукодельные фантазии. http://handfantasies.blogspot.dk
  11. Русские обрядовые куклы: www.karusel-ca.ru
  12. Сайт «Куклы» http://s30752966576.mirtesen.ru
  13. Таинственные и великолепные старинные куклы. http://www.  livemaster.ru
  14. Текстильная кукла. Кукла своими руками. Типология кукол. http://my-doll.ru
  15. Текстильные куклы со всего света. http://www.dolls-textile.ru/russkiye/18-russkie-kukly.html
  16. Тряпичные куклы. http://www.treeland.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проектно-исследовательская работа на тему "Куклы разных народов"

Сегодня, как и много лет назад кукла является одной из любимых игрушек. Наши бабушки и мамы играли в куклы. И у нас любимая игрушка – это кукла....

Проектно-исследовательская работа "Волшебный мир текстильной куклы"

Проектно-исследовательская работа на городской слёт юных исследователей....

Использование ИКТ на разных этапах проектно-исследовательской деятельности

Использование ИКТ на разных этапах проектно-исследовательской деятельности...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...