Патриотическое воспитание на уроках литературы и русского языка.
статья (1 класс) на тему

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.

Для достижения этих  задачи имеют богатейшие возможности уроки  литературы и русского языка. Детские книги щедро утоляют потребность ребёнка любить  родную страну. Приобщаясь к ценностям русского народа, знакомясь с историей развития языка и речи, дети получают возможность осмыслить язык как величайшее творение человечества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках литературы и русского языка.

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны. Патриот, по Далю, - « любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб». А  в философском словаре «патриотизм» - определяется как нравственный и политический принцип.

Патриотическое воспитание существовало во все времена. Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе.

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.

В.А Сухомлинский писал: « Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть  в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.»  

Для достижения этих  задачи имеют богатейшие возможности уроки  литературы и русского языка. Детские книги щедро утоляют потребность ребёнка любить  родную страну. Какое наслаждение ему доставляет дивная поэзия о русской природе, каким упоением и блаженством наполняется его сердце при чтении книг о доблести и тех, кто старается для Отечества  сегодня.

Приобщаясь к ценностям русского народа, знакомясь с историей развития языка и речи, дети получают возможность осмыслить язык как величайшее творение человечества.

Фольклор является благодатным источником и опорой в деле патриотического воспитания. Так работая по теме «Народная мудрость», дети узнают, что у нашего народа есть

« живой цветок» , который  сказки сказывает, учит, потешает и поет, Особенно велика ценность фольклора потому, что он дает детям понятия о жизни человека и общества. В фольклоре отражается целостная культура народа, которая многогранна: это весь быт, традиционные занятия и народные игры, праздники, обряды.

Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность , точность. Они становятся добрыми помощника при изучении нового материала, при закреплении, способствуют расширению словарного запаса у детей и воспитывают высокое чувство к родной земле . Поражает вездесущность пословиц-  они касаются всех предметов, поэтому работу проводим на всех уроках. Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла прямого, переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даем задание списать, вставить пропущенные буквы.  

Ж..ть – Родине служ.ть.    Сам погибай, а товарищ.  выруч.й.   Герой умирает, а слава его ж.вет.    Ж.знь правде посвещ.й.

После  сопоставления разделительного мягкого знака и  ь знака- показателя мягкости дети получают задание:  сначала выписать слова с разделительным  ь знаком, а потом пословицы с ь – показателем мягкости.     Любовь к Родине сильнее смерти.

Ручьи сольются – река , люди соединятся - сила.    Береги землю родимую как мать любимую.

При изучении слов с непроизносимыми согласными использовали такие пословицы :

Кто храбро сражается в бою, тот  честно защищает Родину. Родина краше солнца ,дороже золота. Если дружба велика будет Родина крепка. Нет ничего краше ,чем Родина наша. Одна  у человека мать , одна у него  и Родина.

Ни в одной  из форм  языкового творчества народа , указывал К.Д.Ушинский ,не проявляется так ум народа ,национальная история , быт, мировоззрение , как в пословицах.

Глупа  та птица, которое свое гнездо не мило …

Родной дом дороже золота. и другие.. 

Дети заучивают пословицы, составляют мини – сочинения ( с включением пословиц на тему: Моя Родина», « Мой родной город», « Что бы я рассказала иностранцу о своем городе», рисуют рисунки.

Загадки – великолепный « школьный материал», они учат говорить ярко, образно, просто. Ребятам нравится процесс загадывания и отгадывания, который является игрой, своеобразным соревнованием.

Велика роль школьного музея «Русская  изба» - осуществление связи поколений, познание традиций, культуры. Дети узнали о такой характерной особенности русского быта – здоровье человека  и все доброе в доме связывается с печью

 Печь  - никому не могла причинить зла.

Если хотите побывать в сказке – можно посетить наш (МБОУ «СОШ№ 25) музей «Русская изба», где собраны коллекция произведений народного искусства:

Каждый экспонат музея, будь то старинная прялка, или художественные изделия передают интересную историю о жизни нашего народа. Это такое благодатное поле для патриотического воспитания.

В музее был проведен урок – конкурс

  • «Знаток малых жанров русского фольклора»;
  •  Развлекательно- познавательная игра «Вечер в деревне»,
  • конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей».

Важно сформировать представление школьников о том, что, сочиняя сказки, слагая былины, люди желали сохранить и передать потомкам накопленные знания.

          Важную роль в развитии нравственного воспитания играет музей боевой славы. Несколько бесед и экскурсий проведенных там, позволили детям осознать необходимость чтить традиции, помнить своих героев. (Урок России, урок мужества, ролевая игра «Ваши права», книга памяти « Герои живут среди нас».)

Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе.

В произведениях И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей.

К стихотворениям учащиеся позволяют самостоятельно делать выводы, выражать свое нравственное отношение  к природе и передавать в рисунке.  

Читая стихотворение «Береза», дети заинтересовались образом есенинской берёзы и провели исследование стихов, обобщили свой собранный материал.

Ребята узнали, что в растительном мире С.Есенина представлено 20 пород деревьев.

С работой «Образ деревьев в стихах Есенина», выступили  с ученицей  на  школьном НОУ.

Материал учебника русского языка насыщен  произведениями русских поэтов, писателей, воспевающих красоту родной природы. Все эти упражнения помогают воспитывать любовь к природе, к Родине.

Стихотворные тексты использую для:

  • орфографических минуток и письма по памяти;  определения падежа,
  • частей речи,  спряжения глаголов, объяснения орфограмм

Использую ещё и такие задания:

  • написание изложений
  • написание сочинений по картине
  • написание сочинений с элементами рассуждения

Необходимо отметить, что язык теснейшим образом связан с культурой: он прорастает в неё, развивается в ней и выражает её.

Заключение.

Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственный потенциал уроков литературы и русского языка

Духовное возрождение начинается с роста национального самосознания (разумеется, не в ущерб другим нациям и в содружестве с ними). Причина многих экономических и политических трудностей, с которыми сто...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

    Статья дает понять, что воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Что, именно в начальных классах дети должны понять, как это важно любить свой...

«Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».

Материал содержит теоретическую часть и практические задания....

Презентация:«Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».

Презентация содержит практический материал для использования на уроках русского языка во 2 классе....

Интегрированный урок литературы и русского языка. С. Есенин "Берёза"

Сегодня у нас необыкновенный урок урок-интегрированный, мы постараемся совместить урок литературы и русского языка. Значит, сегодня на уроке мы свами будем говорить о величии и красоте окружающего нас...

Патриотическое воспитание на уроке русского языка

Патриотическое воспитание на уроке русского языка...