Трудовое воспитание в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе.
статья на тему

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления; вследствие  коллективности труда школьник получает  навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_v_ramkah_vvedeniya_fgos_noo.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание в рамках введения ФГОС НОО

«Я тысячу раз убеждён, - писал В.А.Сухомлинский, - что трудовое

воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый

сложный станок, овладеть которым не так просто»

               Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет своё представление о себе и об окружающем мире, радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитете школьника в классе.

         В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления; вследствие  коллективности труда школьник получает  навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.

        Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма. Желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.

              Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогические организованные виды общественно – полезного труда ношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающие в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность. 

          С младшего школьного возраста  необходимо приучать детей к работе на пришкольном участке. Необходимо учитывать индивидуальные склонности и возможности  (сбор и посев семян, уход за растениями, прополка цветников, уборка закреплённой территории около школы и т.д.).

 Изготовление различных поделок способствует развитию восприятия детей, ознакомлению с разнообразными материалами и их свойствами. 

В ходе дежурства происходит своеобразная смена позиций: 1 он отвечает за порученное дело, 2 к нему за помощью обращается взрослый. Это несомненно повышает авторитет ребёнка в собственных глазах, он начинает чувствовать себя более уверенно.

Детская сказка притча о труде

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами. 
Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором. 
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.  
Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

Целью трудового воспитания на данном образовательном этапе является формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности.

Воспитание трудолюбия- одна из важнейших задач, стоящих перед школой, учебными заведениями. Решение поставленной задачи - дело большой важности. Ведь воспитание трудолюбия - это воспитание главного качества человеческой личности, создание той основы, на которой строится и жизнь общества, и жизнь отдельного индивида. В этом заключается актуальность данной темы.
Воспитание трудолюбия как нравственного качества личности тесно связано со всей системой воспитания, оно осуществляется под воздействием многих факторов.

Большое значение для учащихся этого возраста имеет их приобщение к общественно полезному труду. В школе труд носит более коллективный характер, часто выполняется совместно со старшеклассниками и взрослыми, что оказывает на малышей положительное воздействие.
Атмосфера взаимного уважения и требовательности, товарищеской взаимопомощи рождает радость за успехи, достигнутые в труде, гордость за него. Это - одна из предпосылок воспитания трудолюбия. Особое значение для воспитания любви к труду имеют такие элементы: посильность труда, коллективный характер организации его деятельности, стремление закончить начатое дело.
В воспитании трудолюбия очень важно влияние семьи. Родители должны помнить, что ребенок - это член общества. Поэтому его значение в обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, и материальный уровень его жизни.
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано и в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет.И эту работу нужно перед ним поставить в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, на игрушках не должно быть пыли. Некоторые приемы уборки можно ему и подсказать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпочку и так далее. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и отделяться от игры.

Проблема трудового воспитания молодёжи  архиважная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, педагогическое значение. От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества.  

Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности

Во ФГОС НОО определены основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Одним из них является - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:

– разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и крайне важно сти;

– знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;

– привитие элементарных трудовых навыков;

– формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

Пятиклассники показывают пример первоклассникам

Основное содержание трудового воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования включает в себя:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального

общего образования с целью воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

• участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречаются с представителями разных профессий;

• узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

• получают первоначальные навыки сотрудничества,  ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед  детьми  широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

• приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений, как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

• участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Планируемые результаты трудового воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку

труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение  и профессиональная ориентация, непосредственно участие  школьников в общественно-полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Велико значение труда в нравственном воспитании личности. К.Д. Ушинский  подчёркивал: « Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Введение ФГОС в начальной школе (первые итоги и размышления)

Год н В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный пу...

введение фгос в начальной школе

В статье кратко описываются причины перехода на стандарты второго покаления. Даётся характеристика стандарта как документа, отражающего политику государства в области образования. Раскрываются три гав...

Статья по теме: Первые результаты введения ФГОС в начальной школе

Данная статья "Первые результаты введения ФГОС в начальной школе " разработана для выступленя на педагогическом совете по теме: "Переход на ФГОС ООО"...

Презентация "Обновление системы оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС в начальной школе"

Презентация для выступления на педагогическом совете гимназии по теме "Обновление системы оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС в начальной школе"...

Статья "Аналитический отчет по введению ФГОС в начальной школе"

Материал может быть использован в МО начальной школы....

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.

Материал к педагогическому совету, который поможет провести изучение личности ребенка....

Трудовое воспитание в рамках введения ФГОС НОО

   Проблема трудового воспитания молодёжи  архиважная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, пед...