Панорама работы классного руководителя в рамках реализации воспитательной компоненты, формирование чувства патриотизма младших школьников
материал на тему

Батурина Елена Алексеевна

Современные дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от детства и юности предыдущих поколений: другие ценности, другие идеалы, другие правила. Изменилось отношение людей к Родине.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории.Любовь к родному краю, к его природе, истории, культуре – то зернышко, из которого вырастает чувство патриотизма.В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.  Младшие школьники очень эмоциональны, и «сухие» сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл патриотизм, экскурсии20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

ПАНОРАМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ, ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Батурина Е. А.

Губкин

2015

1.Современные дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от детства и юности предыдущих поколений: другие ценности, другие идеалы, другие правила. Изменилось отношение людей к Родине.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории.

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижения страны, в которой живет, готовности к любым подвигам во имя Отечества, желанию стать его защитником, гражданином России. Любовь к родному краю, к его природе, истории, культуре – то зернышко, из которого вырастает чувство патриотизма.В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края Начиная  воспитательную работу в классе , я ставила перед собой следующие задачи:

  • воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где ребенок родился и живет: к родной семье;  краю; к своему красивому и уникальному городу;
  • формирование бережного отношения к животным, растениям  и ко всему живому;
  • развитие умения видеть и понимать красоту окружающего мира, желание узнать больше о родном крае, его истории;
  • воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Эти задачи возможно разрешить через различные виды деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.Считаю, что воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники очень эмоциональны, и «сухие» сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины.Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры,   анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.В Толковом словаре русского языка (Л.Н.Ушаков, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. Учебно-тематическая экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром.  Познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как мощное  образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.6. Экскурсия это особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире [1, с.59].Преимущество, например, экологических экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам.  Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, и т.д.Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебно-воспитательном  процессе. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание.  

 Достигнутые результаты:

  1. В течение четырех лет продолжалось формирование системы патриотического воспитания школьников, и она была создана.
  2. Произошло повышение интереса учащихся к своей малой Родине, к истории Отечества в целом.
  3. Формируется уважительного отношения к старшему поколению, чувству долга и патриотизма.
  4. Постепенно формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.

 


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя в рамках внеурочной деятельности

Работа классного руководителя 1 класса Байловского филиала МОУ Пичаевской СОШ Живорыкиной М.В. в рамках внеурочной деятельности 2011-2012 учебный год     Напра вление...

работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Воспитание- важнейший компонент образования в интересах человека, общества, государства. Цели деятельности классного руководителя, цель моей работы как классного руководителя. Функции и содержание мое...

Выступление на педсовете : " Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы".

Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы...

Презентация для педсовета "Работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС"

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координ...

Приказ № 43 Об итогах проведения семинара-практикума «Новые подходы к работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС»

Приказ № 43 Об итогах проведения семинара-практикума«Новые подходы к работе классного руководителя в условияхреализации ФГОС»...

Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»

Презентация :Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»...

Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы

Условия успешности деятельности классного руководителя....