Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Батурина Елена Алексеевна

Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Школа, я, моя семья». Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро.
  • Бойся обидеть человека.
  • Люби и прощай людей.
  • Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. 

Ценностные ориентиры содержания курса. В про­цессе занятий учащиеся получают представления о своей социальной  роли в обществе. Осознают свою индивидуальность: самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними. Учатся с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. Узнают о необходи­мости выполнения обязанностей:  по отношению к родителям, учите­лям, к школе, классу, что приведет к готовности и умении служить людям, своей стране. Изучают правила этикета в общении со сверстниками, учителями,  родителями, взрослыми. Понимают, поче­му людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

Познают мысль о том, что речь является важней­шим средством общения. Усваивают основные правила вежливости в общении, что так важно в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное  учреждение                                                                                   «Средняя общеобразовательная школа №16»                                                                                                                             города Губкина Белгородской области  

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.

Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Школа, я, моя семья».

Общая характеристика курса.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

           Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

  Содержание   рабочей программы  предполагает решение   следующих задач:

  • обучить навыкам общения и сотрудничества;
  • сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
  • развивать коммуникативные умения в  процессе общения;
  • ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

   Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро.
  • Бойся обидеть человека.
  • Люби и прощай людей.
  • Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Место курса в учебном плане. Программой предусмотрено проведение занятий по социальному направлению во внеурочной деятельности с учащимися 3  классов. Она рассчитана на 34 часа в год. Для проведения практических работ отводится 7 часов. В рабочей программе одна экскурсия и два проект. Периодичность занятий – 1 час в неделю. В рабочей программе предусмотрено уплотнение тем «Праздничный этикет» и   «Повторительно-обобщающий урок», так как тема «Я учусь быть самостоятельным» приходится на праздничный день 9 мая.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Ролевые игры;
  • Беседы, викторины;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Тренинги общения;
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.

Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование теоретической, игровой и практической деятельности. На теоретических занятиях дети узнают правила поведения, а в практической деятельности учатся применять полученные знания, правильно вести себя в зависимости от ситуации.

Ценностные ориентиры содержания курса. В процессе занятий учащиеся получают представления о своей социальной  роли в обществе. Осознают свою индивидуальность: самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними. Учатся с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. Узнают о необходимости выполнения обязанностей:  по отношению к родителям, учителям, к школе, классу, что приведет к готовности и умении служить людям, своей стране. Изучают правила этикета в общении со сверстниками, учителями,  родителями, взрослыми. Понимают, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

Познают мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. Усваивают основные правила вежливости в общении, что так важно в современном мире.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Школа, я, моя семья».

Планируемые личностные результаты.

  • Понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе  этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • Положительный  опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам; сформированная коммуникативная компетенция;
  • Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Овладение социальными  знаниями  (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание  социальной реальности и повседневной жизни;
  • Сформированные  позитивные отношения  школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),  сформированное ценностное  отношение  к социальной реальности в целом;
  • Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков  самостоятельного социального действия;
  • Сформированные компетенции социального взаимодействия с обществом, общностью:  сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;
  • Умение коммуникативно взамодействовать  с окружающими людьми, овладение социо-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного  и межкультурного общения;
  • Ценностное отношение к  окружающей среде, природе; людям; потребность  природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности

При изучении курса ученики получают знания о семье как важной единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении общих  вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду, уважении к сверстникам, учителям. Родителям и старшим. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи). Оценивают свои желания и возможности их реализации.

Метапредметные результаты.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалахкурса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. Учатся сравнивать качества людей. Обосновывают необходимость бережного отношения к вещам своим и вещам своей семьи, класса, товарищей. Осуществляют действия самообслуживания, взаимопомощи и самоконтроля.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения).

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие  результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.

Календарно-тематический план

3 год обучения  

 «Школа – территория толерантности»

34 часа

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

3 «А»

3 «Б»

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

04.09

06.09

Техника безопасности на занятиях. Мы учились жить вместе. Зачем?

1

Повторение правил ТБ.

Осмыслить занятия второго и первого года обучения, когда дети учились жить вместе.

Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях.

Разыгрывание  сцен безопасного поведения. Игры.

Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

Знакомство с учителем и умение вести себя, вступать в диалог.

2

11.09

13.09

Чем мы будем заниматься в этом году?

1

Рассказ учителя о том, чем будут заниматься на занятиях. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.

Разыгрывание сценок «я организатор в группе», «Я выполняю общее решение»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, различение допустимых и недопустимых форм поведения и одежды.

3

18.09

20.09

Азбука этики. Основные понятия этики.

1

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе.

Анкетирование родителей и обучающихся.

Деловая игра и ее правила. Творческое задание «Придумай рассказ «Мой школьный этикет».

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, различение допустимых и недопустимых форм поведения.

4

5

25.09

02.10

27.09

04.10

Как я выгляжу.

2

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера.

Деловая игра «Мой внешний вид». Показать детям, что внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

Формирование адекватной дифференцированной самооценки.

6

7

09.10

16.10

11.10

18.10

Я – личность. Мои роли.

2

Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни.

Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. Работа в паре. Инсценировка «Мое поведение с одноклассницей. одноклассником»

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и детьми в группе.

8

9

23.10

30.10

25.10

01.11

Нравственные сказки

2

Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

Конкурс на лучшее сочинение сказки.

Проект «Мои любимые сказочные герои»  

Честное, самокритичное отношение к своей работе.

10

13.11

15.11

Устав – основной закон школы.

1

Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.

Инсценирование «Как я выполняю обязанности ученика на уроке», «Как я выполняю обязанности дежурного по классу, столовой»

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.

11

20.11

22.11

Человек и его имя.

1

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

Работа в паре. Инсценировка «Всегда говори правду»

Умение договариваться, находить общее решение.

12

13

27.11

04.12

29.11

06.12

Я и мои друзья.

2

Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить.

Ролевая игра    «Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней»

Установление дружеских взаимоотношений, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

14

15

11.12

18.12

13.12

20.12

Верность слову.

2

Т: Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову.

Чтение и обсуждение рассказа «Честное слово».

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

16

25.12

27.12

Речевой этикет.

1

Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета».

Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

Знание правил вежливого поведения, культуры речи.

17

15.01

17.01

Умение общаться.

1

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями.

 

Работа в группах Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях..

Учить  радоваться успехам одноклассников.

18

19

22.01

29.01

24.01

31.01

Этикет в общественных местах.

2

Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино.

Сценки «Ученик – учитель» Деловая игра «Ты в театре и музее».

Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.

20

05.02

07.02

Библиотека – хранительница знаний.

1

Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания».

Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.

Знание правил поведения в библиотеке, культура пользования читальным залом.

21

22

12.02

19.02

14.02

21.02

Отзывчивость и доброта.

2

Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

Инсценирование. «Мои поступки и вежливость».

Умение отвечать за свои поступки.

23

26.02

28.02

Я познаю себя и других.

1

 Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

 «Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт».

Личный этикет в общении.

24

25

05.03

12.03

07.03

14.03

Формы моральной оценки и самооценки.

2

Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт».

Работа в паре. Моральная оценка поступков людей.

Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Воститывать ответственность человека за свои поступки.

26

27

19.03

02.04

21.03

04.04

Культура поведения человека.

2

Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение.

Деловая игра «Учимся культуре поведения».

Ориентация на понимание причин успеха и не успеха в деятельности (работа в группе).

28

09.04

11.04

Как человек принимает решение.

1

Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция.

.

Разыгрывание сценки «Угадай кто я»

Умение адекватно принимать оценку детей.

29

16.04

18.04

Принимать решение нелегко.

1

Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт.

Выработка умения принимать решение.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

30

23.04

25.04

Ограничения и самоограничение.

1

Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки.

Выработка умения самостоятельно принимать решение.

Развитие готовности придти на помощь.

31

30.04

02.05

Каждый выбирает по себе.

1

Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое  подходит больше всего именно ему.

Сценки

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, готовности придти на помощь.

32

07.05

16.05

Я учусь быть самостоятельным.

1

Понятие «алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным.

Игры. Работа в паре.

Формирование адекватной дифференцированной самооценки.

33

14.05

23.09

Праздничный этикет.

1

Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе.

Инсценировка (работа в группе). Правила этикета на празднике.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

34

21.05

23.09

Повторительно-обобщающий урок.

1

Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ»

Обобщить знания по курсу «Школа – территория толерантности».

Ролевая игра. Проект  «Мой класс». Выставка работ.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Содержание курса

3 год

Раздел 3. «Школа – территория толерантности»  

1 занятие. Т: Техника безопасности на занятиях. Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе. П: Разыгрывание  сцен безопасного поведения. Игры.

Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

 2 занятие. Т: Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения. П: Разыгрывание сценок «Я организатор в группе», «Я выполняю общее решение»

 3 занятие. Т: Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

4-5 занятие.  Т: Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера.

П: Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

6-7 занятие.  Т: Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. П: Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.

8-9 занятие. Т: Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

10 занятие. Т: Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. П: Инсценирование «Как я выполняю обязанности ученика на уроке», «Как я выполняю обязанности дежурного по классу, столовой»

11 занятие. Т: Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. П:

12-13 занятие. Т: Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. П: Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра

14-15 занятие. Т: Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.)

16 занятие. Т: Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». П: Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

17 занятие. Т: Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. П: Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

18-19 занятие. Т: Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».

20 занятие. Т: Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.

 21-22 занятие.   Т: Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

23 занятие. Т: Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

24-25 занятие. Т:Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

26-27 занятие. Т: Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. П: Деловая игра «Учимся культуре поведения».

28 занятие. Т: Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция.

29  занятие. Т: Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт.

30 занятие. Т: Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставит в определённые рамки.

31 занятие. Т: Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое  подходит больше всего именно ему.

32 занятие. Т: Понятие «алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным.

33 занятие. Т: Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике.

34 занятие. П: Обобщить знания по курсу «Школа – территория толерантности», ролевая игра.

Средства контроля

  • Опрос, наблюдение
  • Диагностика
  • Анкетирование учащихся и родителей
  • Выставки работ
  • Проекты
  • Инсценирование  произведений, игры-викторины, игры на внимание.

Учебно - методические средства обучения.

Для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  6. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Барто А.Л. В театре.
  3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
  4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
  7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  9. Осеева В.А. Волшебное слово

Информационно-коммуникативные средства обучения

  1. Компьютер
  2. Принтер
  3. Мультимедийный проектор
  4. ЦОР Сказки русских писателей
  5. ЦОР Основы безопасности жизнедеятельности
  6. ЦОР Чрезвычайные приключения Юли и Ромы Часть 1-4

        Оборудование класса

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

2. Стол учительский

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала

5. Магниты для схем и таблиц


Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Приложение 2

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы  должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую  часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Приложение 3

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5".

Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4, 3 - средний уровень.

2 - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Приложение 4

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

Г) Позову на помощь взрослых.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.  

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Г) Помирюсь с ним.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

Приложение 5

Анкетирование  родителей

Анкета № 1

  1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
  2. Какие игры предпочитает?
  3. Какие виды развлечений больше любит?
  4. С кем чаще играет?
  5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
  6. Какие обязанности имеет дома?
  7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
  8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
  9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
  10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
  11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
  12. Какие методы воспитания предпочитаете?(уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Приложение 6

Анкета № 2

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

  • могу и всегда так поступаю – 3 балла;
  • могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
  • не могу – 1 балл.

      От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

      От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

      Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Приложение 7

Анкета № 3

  1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

  1. Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

  1. Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

  1.  Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

Приложение 8

Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
  3. Как тебя поощряют, за что?
  4. Как тебя наказывают, за что?
  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Приложение 9

Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?
  3. Каких поощрений ждешь от родителей?
  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
  5. Хватает ли тебе общения с родителями?
  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог», 1 класс

Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог»...

рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Я в мире, мир во мне»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я в мире, мир во мне"...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию   социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию   социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности для детей 7-9 лет

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Добрые руки». Возраст обучающихся 7-9 лет. Срок реализации: 2 года....