Открытый классный час, посвященный 200-летию победы русского народа над французской армией «Славный 1812 год».
методическая разработка (3 класс)

Егорова Людмила Владимировна

Классный час – одна из форм военно-патриотического воспитания младших школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В.Н. Митина, Л.В. Егорова

МБОУ СОШ №2 г. Вязьма

Классный час – одна из форм военно-патриотического воспитания младших школьников.

200-летию победы русского народа над французской армией мы посвятили классный час «Славный 1812 год».

Что такое классный час?

По определению Л.В. Байбородовой «Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность».

«Классный час можно назвать специально организованной ценностно – ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» - такое определение даёт Н.Е. Щуркова.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО

И ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Традиционный классный час

Личностно-центрированный классный час

Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа.

Учащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с  учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.

На подготовительном этапе мы использовали метод проектов. Организационный совет, в который вошли обучающиеся и классные руководители 4а и 4б классов МБОУ СОШ №2 г. Вязьмы составили план работы на 2011 год по изучению литературы, знакомству с памятными местами, сбору материала о событиях 1812 года. Итогом проектной деятельности стала презентация «Год Славы 1812. Вязьма». Это второй совместный проект двух 4-х классов нашей школы.

Поисково-проектная деятельность помогла избежать трудностей при работе над содержанием стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», глубже понять чувства участника Бородинского сражения.

Подготовка и проведение классного часа носила личностно – ориентированную направленность. Мы осуществили цепочку последовательно выполняемых действий.

Шаг 1. Составление плана.

Шаг 2. Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. Здесь использовалась методика «Куча – мала» - блиц-опрос по проблеме классного часа.

Шаг 3. Выбор цели, содержания, формы и места проведения.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.

Лепка из пластилина.

Фотографирование.

Изготовление фотовитрины «Бородино».

Рисование на тему «Отечественная война 1812 года».

Шаг 5. Составление сценария.

Шаг 6. Проведение классного часа.

Шаг 7. Анализ и оценка.


Открытый классный час, посвященный 200-летию победы русского народа над французской армией

«Славный 1812 год».

Цели: Привлечь внимание обучающихся к российской истории, к роли России в мировом историческом процессе.

 

Обобщить знания учащихся об Отечественной войне 1812 года.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к родной земле, стремление служить ей, гордость за великий русский народ.

Оборудование: Карта Европы в 1812г., карта Бородинского сражения, рисунки уч-ся, фотовитрина «Бородино», макет из пластилина «Бородинское сражение», компьютерная презентация «Вязьма в войне 1812  г.», электронная панорама «Бородинская битва», бородинский хлеб.

Участники: Обучающиеся 4А и 4Б классов.

Классные руководители: Егорова Л.В.

                                                      Митина В.Н.

Ученица читает стихотворение:        

       

Живем мы посреди большой России

Средь городов, лесов, озер, полей

И есть у нас, когда б нас не спросили

Меч для врага, объятья для друзей.

Нам Родину завещано любить

И отовсюду к ней тянуться

Не перервать связующую нить

И нам порой так нужно оглянуться.

Учитель:

1 февраля 2012 года президент РФ Медведев Дмитрий Владимирович подписал Указ «О проведении в Российской Федерации года российской истории в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе.

2012 год богат на важные юбилейные даты в истории нашего государства:

1150-летие зарождения Российской государственности;

400-летие создания ополчения Минина и Пожарского;

200-летие Отечественной войны 1812  г.

Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род. О таком историческом событии строки на доске:

Тогда гроза 12 года

Еще спала. Еще Наполеон

Не испытал великого народа-

Еще грозил и колебался он.

- Почему же так дорог нам воспетый поэтом день?

-Расскажите, что вы знаете о событии тех далеких лет.

1 ученик.

В конце 18 века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором. С этого времени событии в Западной Европе связаны с его именем и войнами.

Посмотрите по карте, цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году. Наступила очередь России.

2 ученик.

24 июня 1812 года громадная французская армия, в которую влились армии всех подвластных Наполеону стран, вторглась в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков. Сначала нашей армии пришлось отступать. И когда был оставлен Смоленск, командование всеми русскими войсками принял на себя выдающийся полководец, ученик Суворова Михаил Илларионович Кутузов. Он понимал, что с каждым шагом вглубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать. Поэтому Кутузов продолжал отступление, пока недалеко от Можайска не была найдена удобная позиция для сражения.

3 ученик.

26 августа на Бородинском поле под неумолчный грохот артиллерии сошлись две огромные армии. Целый день битва длилась с переменным успехом. Когда стемнело, битва замерла сама собой. Русские не разбили врага, но и не отступили! Наполеон в Бородине впервые не выиграл битву. И в этом смысле для русских это была победа, как и в битве на Куликовом поле почти 500 лет назад.

4 ученик.

Оставаться в разоренной Москве французы больше не могли. А русская армия перекрыла им все пути на юг. Вот тогда-то Наполеон понял, что Бородино было не победой, а поражением, что успешно начатая война может окончиться катастрофой. И его войско вынуждено было вновь идти по разоренной им же Старой Смоленской дороге. Отступление французов сопровождала армия Кутузова, не давая им покоя ни в пути, ни на отдыхе. Наконец, 14 декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России.

Учитель.

23 августа 1812  г. Наполеон со своей армией подошел к селению Бородино. Главнокомандующим русской армии был М.И.Кутузов. Он понимал, что биться с французами еще рано, но сдать Москву без боя он тоже не мог. Крупнейшее сражение состоялось 26 августа 1812 года на широком и просторном поле у села БОРОДИНО, в125 км западнее Москвы.

Кутузов в донесении царю писал: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно».

История героического сражения под селением Бородино легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Ученики читают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Учитель.                

К столетнему юбилею русский художник Франц Алексеевич Рубо создал панораму Бородинской битвы.

Обычно в художественных музеях и галереях в одном зале развешано несколько картин. А панорама занимает  весь специально для нее построенный круглый зал. Холст Бородинской панорамы расписан масляными красками и тянется по кругу на 115 метров. На нем 3000 фигур.

Сама панорама ярко освещена, но зрители смотрят на нее из темноты.

И еще одна особенность панорамы: у нее есть «передний план». На полу перед холстом навалены бревна, колья, тускло поблескивают пушечные ядра и колеса разбитых пушек.

От смотровой площадки до панорамы всего 13 метров, но кажется, что фигуры на холсте отодвинулись вглубь, как бы ожили.

(Рассказ учителя сопровождается показом фрагментов панорамы).

   26 августа (8 сентября) – День воинской славы. Им стал день Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

В честь великого сражения осталась еще одна память - популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб – бородинский.

Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.

 

                                                 

Учитель.

Испокон века Смоленская земля была «ключом» к Москве. Вместе с нашими учениками мы организовали поисково-исследовательскую деятельность, чтобы определить роль вязьмичей в победе над армией Наполеона. Итогом этой работы является презентация, которую мы предлагаем вашему вниманию.

Идет показ презентации «Славный 1812 г. Вязьма в войне 1812 г.». 

Учитель.

Имена героев Отечественной войны 1812 года должны остаться в памяти потомков. Постарайтесь узнать их в кроссворде.

                        Кроссворд.

Учителя.

Два века отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет ее огромного

значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен.

Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле предков, к традициям не

родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности.

Ученики читают стихи.

Время героев, обычно ты кажешься прошлым

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву,

Ты подарило далеким и близким годам

Доблесть, и славу, и долгую добрую память

Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни –

Радость работы на мирной, счастливой земле.

Звучит песня «Гляжу в озера синие» в исполнении Ольги Воронец.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поисково-проектная деятельность по теме «Год славы – 1812й. Вязьма ».

Слайд 2

Паспорт проектной работы Название проекта: Поисково- проектная деятельность по теме: «Год славы-1812-й» . Руководители проекта: Л.В.Егорова В.Н.Митина Учебный предмет : Окружающий мир Учебные дисциплины , близкие к теме предмета : Азбука Смоленского края Состав: у чащиеся 4А и 4Б классов МОУ СОШ №2 г.Вязьмы Тип проекта : совместный исследовательский, творческий проект. Цели проекта : воспитание любви к малой Родине, интереса к её прошлому и настоящему, формирование активной гражданской позиции Задачи проекта: 1)развитие умения собирать, сравнивать и обобщать изученный материал; 2)развитие творческих способностей учащих ся

Слайд 3

План мероприятий , посвященных 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года в МОУ СОШ № 2 в 4а и 4б классах на 2011 год Цель : Создание условий для формирования у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитания гражданственности и духовности на примере подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года . дата мероприятия ответственные январь Проведение тематических классных часов, посвященных дням победы русского оружия в Бородинской битве Классные руководители февраль Экскурсионная поездка в Смоленск - город русской славы Классные руководители март Оформление тематической выставки «1812 год в истории России» Классные руководители учащиеся апрель Посещение музея-панорамы «Бородинская битва» и музея –заповедника «Бородино» Классные руководители май Подготовка и проведение тематических уроков в школьном музее «О чем рассказывает мундир?» Классные руководители сентябрь Поиск и изучение материала о событиях 1812 года в Вязьме октябрь Экскурсионные поездки «Дорогами воинской славы 1812 года» (по окрестностям Вязьмы Классные руководители ноябрь Конкурс рисунков Классные руководители учащиеся декабрь Защита проектов в рамках городской конференции «Учитель – ученик» Классные руководители учащиеся

Слайд 5

К 200-летию войны 1812 года Древний русский город Вязьма, расположенный на Старой Смоленской дороге, испокон века - форпост на пути неприятеля к Москве. Он известен еще со времен польско-литовской интервенции. Тогда вязьмичи мужественно сражались на подступах к Вязьме, обескровливая силы противника.

Слайд 6

200 лет тому назад нашей великой стране угрожала смертельная опасность: она могла потерять независимость и свою государственность. Война против французов вызвала подъём народного самосознания, настоящий взрыв всеобщего патриотизма, массового движения в защиту Отечества. «Гроза» 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем исторической науки. «Русской Илиадой» назвали ее современники. Отечественной войне посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием 1000-летней истории дореволюционной России. «РУССКАЯ ИЛИАДА»

Слайд 7

2011 год не стал исключением. Внимание россиян приковано сегодня к событиям 200-летней давности. К ним обращаются не только ученые, исследователи, но и все те, кому интересна история 1812 года. Не остались в стороне и мы. Как это было? Как «гроза» двенадцатого года накрыла своим черным крылом нашу малую родину? Об этом - сегодняшний материал. Как это было?

Слайд 8

План Наполеона Наполеон выдвинул безумную идею установления своего мирового господства. Он быстро овладел практически всей Европой (кроме Англии) и заявил: «Через пять лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её». Собрав громадную армию из всех покорённых им стран Европы, Наполеон двинулся на нашу страну.

Слайд 9

12 июня 1812 года его шестисоттысячная армия перешла русскую границу на реке Неман. Вдоль западных границ стояли две русские армии общей численностью не более 170 тысяч человек. Расстояние между ними -около 200 километров. Разгромить русские армии в самом начале войны - и Россия останется беззащитной. Понимали это и командующие - генералы Барклай де Толли и Багратион . Было принято единственно верное решение - отводить обе армии в глубь страны, стремясь к соединению. Воины сохраняли дисциплину и порядок, отступая «с замечательным искусством», ведя непрерывные арьергардные бои. У Смоленска армии, наконец, соединились. Наступление

Слайд 10

Великие полководцы . П.И.Багратион М.Б.Барклай-де-Толли

Слайд 11

4 августа русские войска заняли оборону: в предместьях, на крепостной стене, башнях и Королевском бастионе. Это были ожесточённые бои. Наполеон приказал громить пушками крепостную стену, чтобы сделать в ней проломы, но сооружение Фёдора Коня устояло. Тогда французы перенесли огонь на город. Смоленск запылал. Бои в Смоленске

Слайд 12

С иконой Одигитрией - против Наполеона Своим присутствием икона Одигитрия вливала мужество в сердца самоотверженно сражающихся русских воинов, являясь для них залогом победы Отечественная война 1812 года явилась временем всеобщего прославления Надвратной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии . Она стала тогда покровительницей и путеводительницей всего доблестного русского войска. Вскоре после вторжения армии Наполеона в пределы России начались ожесточенные бои за Смоленск. 5 августа неприятель бомбардировал город из 300 орудий. Однако французам всё же не удалось в тот день овладеть Смоленском. Сражение закончилось в 9 часов вечера. В полночь генерал Дохтуров получил приказ главнокомандующего оставить Смоленск, что и было исполнено им за два часа до рассвета 6 августа. По распоряжению генерала Ермолова Одигитрию , находившуюся в тот момент в Благовещенской церкви , вынесли из города.

Слайд 13

Вяземские ополченцы Наполеоновское нашествие вызвало массовый подъём патриотичес­ких чувств в русском народе. Они охватили все слои общества: и правящий класс - дворянство, и крепостное крестьянство, и купечество, и население окраин. Наша армия отступала. В этих условиях смоленские дворяне первыми высказались за создание народного ополчения. Вяземские ополченцы были вооружены тем, что нашлось под рукой у крестьян: рогатины, топоры, пики. Но имелись также ружья, 60 пистолетов, 606 тесаков, 852 пики. Всех ратников одели в кафтаны и шаровары из серого сукна, такие же шапки. Им вручили медные кресты с надписью «За веру и царя». Кроме того, 156 Вяземских ямщиков были прикомандированы к действующей армии для перевозки раненых и документов. Вяземские ополченцы помогали вывозить документы и раненых. Когда же неприятель приблизился к городу, его решено было сжечь, чтобы не дать врагу припасов и мест для отдыха. Вязьма действительно была подожжена. Население спешно, покинуло город.

Слайд 14

Французы у Вязьмы.

Слайд 15

( Из мемуаров адъютанта Наполеона ) 28 августа армия Наполеона торопливо, прямо через поля, прошла широкие равнины около Вязьмы. Несколько полков фронта двигались сжатыми, короткими колоннами. Большая дорога была предоставлена артиллерии с её повозками и походным лазаретом. Император, верхом на лошади, поспевал повсюду. В этот день, 28 августа, авангард оттеснил русских к самой Вязьме. Французская Армия была измучена переходом, жаркой пылью и отсутствием воды ; Спорили из-за нескольких грязных луж и даже дрались у источников, взмучивая воду, которая быстро исчезала. Император сам должен был довольствоваться грязной жижей вместо воды. По старой смоленской дороге на Москву

Слайд 16

Встреча незваных гостей. В течение ночи русские разрушили мосты в Вязьме, разграбили город и подожгли его. Французы поспешили туда, чтобы потушить пожар. Хотя русские противились этому, армия перешла Вязьму вблизи обломков мостов. Часть авангарда вступила в бой с поджигателями, а другая часть старалась потушить пожар, что ей и удалось. В Вязьме французы нашли кое-какие запасы, которые быстро были разграблены. Наполеон, проезжая через город, увидел этот беспорядок и страшно рассердился Речку перешли, как могли: переплывали на брёвнах, лодках, переходили вброд. Русские скрылись за пламенем. Поджог был сделан как только показались французы.

Слайд 17

Дом с великим прошлым В Вязьме Наполеон остановился в доме купца Городжанского. / Этот дом на улице Докучаева, напротив Предтечева монастыря , и сегодня стоит как немой свидетель событий двухвековой давности. Существует легенда, что Наполеон оставил на стене дома свой автограф. Он сохранялся до 60-х годов XIX века и был закрашен при ремонте.

Слайд 18

М.И. Кутузов – главнокомандующий русской армией Русская армия остановились в Царёво - Займище. Здесь было получено известие о том, что прибывает новый главнокомандующий М.И. Кутузов. Кутузов нашел удобную для генерального сражения позицию у д. Бородино в 125 км от Москвы. Численность русской и французской армий к этому времени почти сравнялась. У Кутузова было даже некоторое преимущество в артиллерии. 26 августа произошло знаменитое Бородинское сражение.

Слайд 19

Бородинское сражение 26 августа на Бородинском поле под неумолчный грохот артиллерии сошлись две огромные армии. Целый день битва длилась с переменным успехом. Русские не разбили врага, но и не отступили. На военном совете в Филях было решено оставить Москву.

Слайд 20

Отступление французов. На следующий день Москва запылала. Оставаться в Москве французы больше не могли. Войско Наполеона вынуждено было вновь идти по Старой Смоленской дороге. Отступление французов сопровождала армия Кутузова.

Слайд 21

Сражение под Вязьмой. Французы отступали ускоренным маршем и, преодолев за 5 дней 150 км, вышли к Вязьме. Здесь Наполеон намеревался собрать и подтянуть армию, дать ей передышку. Однако под Вязьмой и в самом городе произошло крупное сражение. 22 октября 1812 г. состоялось сражение под Вязьмой авангарда русской армии под командованием генерала М.А.Милорадовича и донского атамана Платова ( 25 тыс.чел.) с 4 французскими корпусами (37 тыс. чел.),окончившееся блестящей победой российских войск, в результате которого французы потеряли 8 с половиной тысяч человек убитыми, ранеными и пленными. Урон русских составил около 2 тыс.чел.

Слайд 22

М.И. Милорадович Михаил Андреевич Милорадович ( 1771- 1825гг.) «…Бодрый, говорливый (таков он всегда был в сражении), он разъезжал на поле смерти как в своем домашнем парке;…Пули сшибали султан с его шляпы, ранили и били под ним лошадь, он не смущался: переменял лошадь, поправлял свои кресты и обвивал около шеи шаль». Ф.Глинка

Слайд 23

Бой на Базарной площади. К вечеру 22 октября генерал Милорадович решается на штурм Вязьмы с ходу, ставя целью быстрым натиском выбить противника из города, не дав французам закрепиться. Первыми ворвались в город воины Перновского полка под командованием генерала П.Н.Чоглокова. Разгорелся жестокий рукопашный бой. Наступательные клещи 11-й и 26-й дивизий сомкнулись на Базарной площади, где и разыгрался кровопролитный бой, ставший кульминацией сражения за Вязьму.

Слайд 25

Завершение боя. Не выдержав натиска, французы отступили за реку и подожгли мост. Однако группе солдат перновского полка удалось переправиться по горящему мосту на тот берег. Там, преодолев неприятельский заслон на Духовской улице, отряд перновцев устремился к мужскому монастырю, где было освобождено более 300 пленных русских солдат, которых французы заперли в церкви и намеревались поджечь. Через 2 часа после начала штурма бой затих, французы были выбиты из города.

Слайд 26

Потери. Город за короткое время превратился в груду развалин. На Московской улице от заставы до Смоленского моста уцелело только три дома. Был разрушен Троицкий собор, сожжена Богородицкая церковь. Французы потеряли убитыми и ранеными 6 тыс.чел., 2,5 тыс.были взяты в плен. Потери русской армии составили 1800 человек убитыми и ранеными. Перновский полк потерял в этом сражении 159 солдат и офицеров.

Слайд 27

Окончание войны. Бои под Вязьмой, Красным и у переправы через Березину, положили конец Наполеоновской интервенции. Русская армия погнала неприятеля со своей земли. 23 декабря 1812 г. царем Александром 1 был издан манифест об окончании Отечественной Войны. Отечественная война 1812 г. важная страница в истории нашего древнего города, нашей великой страны и всей Европы.

Слайд 28

Увековечивание памяти. Екатерина Николаевна Клетнова была инициатором и разработчиком программы по чествованию памяти Отечественной войны в1912году. Столетие торжественно отмечала вся Россия. Важное место в юбилейных торжествах по праву принадлежало нашему городу.

Слайд 29

Музей Комитет по увековечиванию памяти Отечественной войны, председателем которого была Е. Н. И Клетнова, решил считать Богородицкую церковь храмом-памятником войны 1812 г. и установить там мраморные доски с именами воинов, павших в Вяземском сражении.

Слайд 30

Памятник Перновскому полку. Комитет постановил привести в порядок Торговую площадь и отвести на ней место для памятника Перновскому полку, который задумали поставить его офицеры. Они же собрали средства на его создание.22 октября был открыт памятник воинам Перновского полка.

Слайд 31

«Доблестным предкам». Вяземский дворянский комитет собрал деньги на установку памятника «ДОБЛЕСТНЫМ ПРЕДКАМ». Открыт этот памятник был 26 ноября 1913 г. Были переименованы несколько улиц в городе в память о героях Вяземского сражения.

Слайд 32

Слава героям! Память вечная вам, братья! Рать младая вам объятья простирает в глубь земли: нашу Русь вы нам спасли; в свой черед мы грудью встанем, в свой черед мы вас помянем! В.А. Жуковский

Слайд 33

Литература. Комаров Д.Е. Под георгиевскими знаменами. Смоленск: «Смядынь», 2002 Аскерко Л.П. О Вязьме и вязьмичах с любовью…Вязьма: 2011 Аскерко Л.П. П.М.Запорин С.И.Борисов Вязьма: МОУ СОШ №5, 2010 Публикации газеты «Вяземский вестник»:++ Аскерко Л.П. «Русская илиада»- №5 2011 Иеромонах Серафим (Амельченко) «С иконой Одигитрией – против Наполеона»- №9 2011 Аскерко Л.П.»Юбилейные торжества в Вязьме в 1912 г.» №14 2011



Предварительный просмотр:

Первое родительское собрание в 3 классе в начале учебного года

Разработка родительского собрания для 3 класса на тему «Тайна мирного домика»

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы.

Демокрит

Участники: дети, родители.

Время проведения: начало учебного года

Цели: определение правил жизни в классном коллективе, сплочение родительского и детского коллективов.

Задачи: формировать у детей понятие о дружбе; воспитывать чувство сплоченности в коллективе детей и родителей; воспитывать уважительное отношение друг к другу и к своей Родине.

Ход собрания

I. Подготовительная этап

Это собрание - первое в 3 классе, и оно должно настроить родителей на совместную работу в новом учебном году. Учитель готовит оформление кабинета. На доске висит большой плакат с изображением дома. Дом бесцветный, задача участников совместного собрания сделать дом ярким и содержательным. Тут же изображено солнце, но только оно без лучиков. На стенах висят воздушные шары, на которых нарисованы улыбки детей.

Приготовить жетоны для деления на группы, окошки-листы размером 5x8 см, фломастеры, цветные карандаши, клей. Для родителей - листы для анкет.

Дети после уроков сочиняют стихи о добре, о добрых поступках. Пишут сочинения по теме «Спешите делать добро».

II. Организационный этап

Дети приходят со своими родителями в школу, рассаживаются по 4 человека. Родители занимают места за партами.

III. Начало обсуждения

Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Я рада видеть вас в стенах нашей школы, я рада, что вы все здоровы и готовы с новыми силами приступить к сложной и нужной работе - учиться. Учиться можно и нужно не только детям, но и родителям, потому что только сообща можно добиться результатов.

Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Но чтобы открыть эту тайну, мы должны немножко потрудиться - построить домик. Итак, мы теперь не ученики и родители, а бригада строителей. Дети будут отвечать на вопросы, а родители подтверждать правильность ответов.

- Многие из вас наверняка видели, как строятся дома. Скажите, какие материалы нужны для постройки дома? С чего начинают строить дом? (Ответы родителей и детей.)

В основание любого дома закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушилась, прослужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, т. к. он держит на себе все здание.

- Предлагаю вам задания на камнях фундамента.

1. Как называется наша страна? (Россия; Российская Федерация.)

2. Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)

3. Как называется республика (область, иной субъект федерации), в которой мы живем?

4. Назовите столицу нашей республики (области, края и др.).

5. Назовите полный адрес нашей школы.

(Дети в группах отвечают на вопросы, а родители каждый правильный ответ приветствуют аплодисментами.)

- На фундамент нашего домика мы положим кирпичи. Задания на кирпичах домика.

1. Назовите животных, которые живут в нашем крае.

2. Какие растения встречаются в наших лесах?

3. Какие цветы вы садите в палисадниках у своего дома?

4. Какие национальные блюда готовят ваши мамы?

(Дети в группах отвечают на вопросы, а родители каждый правильный ответ приветствуют аплодисментами.)

- Стройка подходит к концу. Что еще надо соорудить? (Крышу.)

1. Как зовут президента России? (Дмитрий Медведев.)

2. Кто президент нашей республики (губернатор области или края, глава субъекта федерации)?

3. Какие цвета на флаге России? (Белый, синий, красный.)

4. Какое животное изображено на гербе России? (Двуглавый орел.)

Итак, дом готов. Осталось вставить окна, расселить жильцов.

(Индивидуальная работа детей и родителей. Необходимо раздать готовые окошки, а детям нарисовать себя в этих окошках, подписать свой портрет: полное имя. На двери пишут класс. Пока дети рисуют себя в окошках своего домика, родители пишут на листочках полное имя своего ребенка и те проблемы, которые они видят в своих детях. Учитель в начале года увидит проблему каждого ребенка глазами родителей. Это поможет определить направление работы класса.)

IV. Продолжение работы по теме

1. Анкета для родителей

Такая анкета позволит учителю найти нужный материал для постановки на обсуждение различных вопросов: о дефиците общения, о свободном времени ребенка, о любимых занятиях членов семьи, о взаимопонимании между родителями и детьми, о помощи школе и многом другом.

1. Сколько времени вы активно общаетесь со своим ребенком в течение дня? В течение недели?

Беседы и разговоры _________________

Совместная работа _________________

Посещение кино или театра _________________

Прогулки _________________

Есть ли другие виды общения? Укажите их.

2. Считаете ли вы это время общения с ребенком достаточным для его воспитания? Почему?

3. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?

4. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их разрешаете?

5. Увлечения вашей семьи.

6. Какую помощь вы лично можете оказать классу, школе для эффективного воспитания детей?

7. Какие воспитательные мероприятия, на ваш взгляд, нужно провести в школе, в классе?

2. Групповая работа детей и родителей

Классный руководитель. Вот и закончилась наша стройка. Посмотрите, какой у нас получился замечательный домик. В начале урока мы с вами говорили о тайне мирного домика, которую нам предстоит открыть. Скажите, какой дом можно назвать мирным? Чтобы сохранить мир, у жильцов должны быть свои правила. Давайте вместе придумаем эти правила. Для этого разделимся на группы.

(Раздать геометрические фигуры, по которым класс и родители разделятся на несколько групп. В группах распределяются роли, и так все находятся в активной позиции. Дети и родители в группе вырабатывают правила класса. Каждая группа представляет свои правила, из всех предложенных правил составляются правила для всего класса. Весь класс принимает участие в работе.)

- Какой мы можем сделать вывод? (Чтобы в классе царили взаимопонимание и порядок, нужно стараться придерживаться правил поведения, не нарушать их. И т. п.)

Ребята, вы очень дружно трудились и построили такой замечательный домик. Даже правила свои придумали. И незаметно для себя открыли тайну.

- А теперь внимательно посмотрите на этот домик и подумайте: в чем же заключается тайна? (S дружбе.)

Конечно, в дружбе. Ведь только тот домик можно назвать мирным, где живут дружные жильцы. Да и вообще, смогли бы вы построить этот дом, если бы все время ссорились, спорили и мешали друг другу?

3. Объяснение смысла пословиц

- О преданной дружбе придумано много пословиц и поговорок. А вы знаете их? (Нет друга - ищи, а нашел, так береги. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. С кем поведешься, от того и наберешься. Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь. И др.)

(Дети рассказывают свои стихи о добре, добрых поступках.)

4. Выступление родителей

В конце занятия родители говорят напутственное слово своим детям. Можно подготовить несколько родителей к выступлению (выучить стихи, спеть песню, прочитать притчу, сказать пожелание своими словами). Дети с большим интересом слушают выступления родителей своих одноклассников.

Любим тебя без особых причин,

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Пока кто-то из родителей выступает, остальные над домиком вывешивают солнышко. На каждом лучике написано пожелание от родителей. Кто-то из родителей читает все пожелания вслух. Детям будет приятно участие мам и пап в жизни класса.

5. Оформление стенгазеты

Эти же группы оформляют стенгазету «Что такое хорошо и что такое плохо». На столах лежат старые журналы, газеты, ножницы, клей. Дается задание: вырезать картинки, которые отражают добро, счастье и картинки, которые отражают плохие поступки.

V. Подведение итогов собрания

- Чему было посвящено сегодня наше собрание? Как оно называлось?

- Какие правила надо выполнять, чтобы наш классный домик можно было назвать мирным?

- Что вы предлагаете сделать, чтобы эти правила не забывали наши третьеклассники и учились их выполнять?

Возможное решение собрания

1. Оформить классный уголок.

2. Оформить и вывесить правила жизни в классе.

3. Награждать по итогам четверти ребят, выполняющих эти правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час , посвященный 70 - летию Победы

Классный час, посвященный 70 - летию Победы. форма проведения - экскурсия по родному краю.Знакомство с историей своей деревни во временв ВОв....

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)

Великая Отечественная война 1941-1945гг. – война, какой не было в истории. Мы называем её Великой, потому что велико мужество народа и велик его гнев. Мы называем её Отечественной, потому что все защи...

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945).

Цели и задачи:·        Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;·        Воспитать чувство гордости и уваж...

Классный час на тему: "Подвиг народа мы не забудем", посвященный 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Сценарий классного часа посвящен 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.Данный классный направлен на  воспитание патриотических качеств ,гражданственности, на формирование чу...

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1 классе на тему "История одного подвига"

Классный час содержит материалы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., доступные ученикам, также имеется презентация....

Открытое внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы "Война и дети"

Ребята представили на открытом мероприятии много интересной инфомации о детях, переживших ужасы войны. Пели солдатские песни, читали стихи о войне....