материалы к педагогическому совету "Работа с одаренными детьми"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Соборова Наталья Владимировна

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. С сентября  2011 года в образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Он предполагает: учёт индивидуальных особенностей учащихся; обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Не так давно считалось, что все дети равны  в интеллектуальном плане. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.    Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.  Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть  до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками.

Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, таких учеников не удовлетворяет работа со школьным учебником, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может.

    Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

       В связи с этим, я думаю, возникает необходимость в  совершенствовании процесса обучения с целью поддержки и развития  познавательной активности таких учащихся. На первый план выходит актуальная проблема - работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.

Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

        выявление одаренных детей; 

        развитие творческих способностей на уроках;

        развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей в младшем школьном возрасте начинается с первого посещения психолога, учителя при поступлении в 1 класс. В течение 2 месяцев ребята приходят на занятия в школу дошкольника. Такая работа у нас проводится уже много лет. Основное содержание работы в подготовительном периоде: работа с семьями, консультации педагогов, психолога, занятия с детьми.  Затем выявление одаренных идет в процессе обучения ребенка на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Практически весь первый год обучения ребенка в школе направлен на выявление способностей. Как правило, такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Уже в первом классе выявляются способные математики, чтецы, художники, просто активисты. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. Также детей с высокими способностями выявляю при анализе контрольных работ, творческих заданий. Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение классных и школьных туров олимпиад.

Осознавая тот факт, что в классах дети очень различаются по своему уровню развития, умению учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо использовать дифференцированную систему обучения. На каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. За долгие годы работы накоплен банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана начальной школы. Одаренные дети имеют возможность заниматься на более высоком уровне обучения.  

На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задания: например, по математике комбинированные задачи, с недостающими или лишними данными. На уроках русского языка включаю задания, направленные на овладение общелогическими умениями: задания на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение, дети работают с таблицами, сами составляют схемы. Домашняя работа также дифференцирована. Детям с высокими способностями подбираю дополнительные задания или задания повышенной сложности по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру. Работаю с электронным дневником. Кроме д.з., которое я выдаю всем в дневнике ру, я прикрепляю файл с заданиями и выбираю тех учеников, которым оно предназначено.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года, начиная с 1 класса. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задания по русскому языку и математике, также выдаю индивидуальные задания через дневник ру.  Дети  являются участниками и призерами различных конкурсов школьного и районного уровня. Районный конкурс детского творчества «Оранжевое солнце», районный конкурс детского творчества «Юные дарования», районный конкурс чтецов «Живо слово» и другие.

Метод исследования – это один из важнейших методов работы с одаренными детьми. Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров. С 2011/12 учебного года в нашей школе организована творческая группа под руководством Ямщиковой О.Ф. Основным направлением работы группы является исследовательская работа.

Учащиеся участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на научно-практических конференциях на школьном и районном уровне. В ходе такой работы учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, учится самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. У ребенка формируется информационная культура, речевая культура, развиваются творческие способности, формируется аналитическое мышление в ходе поиска и выполнения исследования. Исследовательская работа проходит в режиме наставничества во внеурочное время. В роли наставника выступает учитель. Моя роль контролировать, а еще больше направлять и помогать. После уроков провожу консультации индивидуальные и групповые по выбор темы, подбору литературы, планированию работы, содержанию, по созданию компьютерной презентации. Также работаем и дистанционно через электронный дневник. Также в дз. Выкладываю файлы с дополнительной литературой, заданиями. За три года работы творческой группы ребятами  были подготовлены 6 исследовательских работ. Работы разные, более или менее удачные. Работы «Зачем нужен сон», «Экология человека», «Лишние слова. Экология языка», «Журнальный калейдоскоп» и к последней конференции подготовили 2 работы «История олимпийского движения» и «Вторая жизнь вещей», выступили с последней, более удачной по нашему общему мнению. Одна из задач учителя – поощрять стремление к творческому поиску. Чтобы дети не боялись допустить ошибки, важно воздержаться от негативных оценок результатов исследовательской работы. Это важно по следующим причинам: 1) учащиеся лишь учатся проводить исследование, любое их достижение уже является движением вперед. 2) исследовательская работа – желание самих учащихся (это дополнительная работа, требующая много времени и сил во внеурочное время, дети участвуют только по желанию) это желание учащихся достичь новых знаний, расширить кругозор, достичь какой-то цели.  Постоянными участниками такой исследовательской работы являются Баринов Артем, Смирнова Елизавета и Красавина Вика. 3)учащиеся должны чувствовать себя успешными, чтобы желание это не пропало. Но оценку давать все же необходимо, поскольку, ребенок еще не обладает самокритичностью и достаточным опытом. Поэтому учителю начальных классов нужно высказывать оценочное суждение, имеющее форму совета, пожелания.

В работе с одаренными детьми нужно избежать двух крайностей: 1. Возведение на пьедестал, подчеркивание перед всеми его особых прав, способностей. 2. Принижение его достоинства и игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со звездностью. Я беседую с талантливыми ребятами. Стараюсь помочь в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон.

Для того чтобы работать с одаренными детьми, необходимо много работать над собой, постоянно самосовершенствоваться.

Личностные качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми

  • быть доброжелательным и чутким
  • чувствовать  потребности и интересы детей
  • иметь широкий круг интересов и умений
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей
  • иметь живой и активный характер
  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму)
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию
  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение
  • быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний

Качества, поддерживающие  творчество детей

- поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим

- не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему

- уважать точку зрения ребенка, не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением

- безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом

- творить вместе с детьми  - в качестве рядового участника процесса

- не навязывать свою программу образов и действий, манеру мышления, а наоборот, понять логику воображения ребенка и встроиться в нее



Предварительный просмотр:

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. С сентября  2011 года в образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Он предполагает: учёт индивидуальных особенностей учащихся; обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Не так давно считалось, что все дети равны  в интеллектуальном плане. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.    Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.  Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть  до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками.

Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, таких учеников не удовлетворяет работа со школьным учебником, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может.

    Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

       В связи с этим, я думаю, возникает необходимость в  совершенствовании процесса обучения с целью поддержки и развития  познавательной активности таких учащихся. На первый план выходит актуальная проблема - работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.

Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

        выявление одаренных детей; 

        развитие творческих способностей на уроках;

        развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей в младшем школьном возрасте начинается с первого посещения психолога, учителя при поступлении в 1 класс. В течение 2 месяцев ребята приходят на занятия в школу дошкольника. Такая работа у нас проводится уже много лет. Основное содержание работы в подготовительном периоде: работа с семьями, консультации педагогов, психолога, занятия с детьми.  Затем выявление одаренных идет в процессе обучения ребенка на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Практически весь первый год обучения ребенка в школе направлен на выявление способностей. Как правило, такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Уже в первом классе выявляются способные математики, чтецы, художники, просто активисты. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. Также детей с высокими способностями выявляю при анализе контрольных работ, творческих заданий. Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение классных и школьных туров олимпиад.

Осознавая тот факт, что в классах дети очень различаются по своему уровню развития, умению учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо использовать дифференцированную систему обучения. На каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. За долгие годы работы накоплен банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана начальной школы. Одаренные дети имеют возможность заниматься на более высоком уровне обучения.  

На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задания: например, по математике комбинированные задачи, с недостающими или лишними данными. На уроках русского языка включаю задания, направленные на овладение общелогическими умениями: задания на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение, дети работают с таблицами, сами составляют схемы. Домашняя работа также дифференцирована. Детям с высокими способностями подбираю дополнительные задания или задания повышенной сложности по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру. Работаю с электронным дневником. Кроме д.з., которое я выдаю всем в дневнике ру, я прикрепляю файл с заданиями и выбираю тех учеников, которым оно предназначено.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года, начиная с 1 класса. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задания по русскому языку и математике, также выдаю индивидуальные задания через дневник ру.  Дети  являются участниками и призерами различных конкурсов школьного и районного уровня. Районный конкурс детского творчества «Оранжевое солнце», районный конкурс детского творчества «Юные дарования», районный конкурс чтецов «Живо слово» и другие.

Метод исследования – это один из важнейших методов работы с одаренными детьми. Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров. С 2011/12 учебного года в нашей школе организована творческая группа под руководством Ямщиковой О.Ф. Основным направлением работы группы является исследовательская работа.

Учащиеся участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на научно-практических конференциях на школьном и районном уровне. В ходе такой работы учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, учится самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. У ребенка формируется информационная культура, речевая культура, развиваются творческие способности, формируется аналитическое мышление в ходе поиска и выполнения исследования. Исследовательская работа проходит в режиме наставничества во внеурочное время. В роли наставника выступает учитель. Моя роль контролировать, а еще больше направлять и помогать. После уроков провожу консультации индивидуальные и групповые по выбор темы, подбору литературы, планированию работы, содержанию, по созданию компьютерной презентации. Также работаем и дистанционно через электронный дневник. Также в дз. Выкладываю файлы с дополнительной литературой, заданиями. За три года работы творческой группы ребятами  были подготовлены 6 исследовательских работ. Работы разные, более или менее удачные. Работы «Зачем нужен сон», «Экология человека», «Лишние слова. Экология языка», «Журнальный калейдоскоп» и к последней конференции подготовили 2 работы «История олимпийского движения» и «Вторая жизнь вещей», выступили с последней, более удачной по нашему общему мнению. Одна из задач учителя – поощрять стремление к творческому поиску. Чтобы дети не боялись допустить ошибки, важно воздержаться от негативных оценок результатов исследовательской работы. Это важно по следующим причинам: 1) учащиеся лишь учатся проводить исследование, любое их достижение уже является движением вперед. 2) исследовательская работа – желание самих учащихся (это дополнительная работа, требующая много времени и сил во внеурочное время, дети участвуют только по желанию) это желание учащихся достичь новых знаний, расширить кругозор, достичь какой-то цели.  Постоянными участниками такой исследовательской работы являются Баринов Артем, Смирнова Елизавета и Красавина Вика. 3)учащиеся должны чувствовать себя успешными, чтобы желание это не пропало. Но оценку давать все же необходимо, поскольку, ребенок еще не обладает самокритичностью и достаточным опытом. Поэтому учителю начальных классов нужно высказывать оценочное суждение, имеющее форму совета, пожелания.

В работе с одаренными детьми нужно избежать двух крайностей: 1. Возведение на пьедестал, подчеркивание перед всеми его особых прав, способностей. 2. Принижение его достоинства и игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со звездностью. Я беседую с талантливыми ребятами. Стараюсь помочь в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон.

Для того чтобы работать с одаренными детьми, необходимо много работать над собой, постоянно самосовершенствоваться.

Личностные качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми

  • быть доброжелательным и чутким
  • чувствовать  потребности и интересы детей
  • иметь широкий круг интересов и умений
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей
  • иметь живой и активный характер
  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму)
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию
  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение
  • быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний

Качества, поддерживающие  творчество детей

- поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим

- не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему

- уважать точку зрения ребенка, не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением

- безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом

- творить вместе с детьми  - в качестве рядового участника процесса

- не навязывать свою программу образов и действий, манеру мышления, а наоборот, понять логику воображения ребенка и встроиться в нее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сотрудничество при работе с одаренными детьми

В какой области одарённый ребёнок проявит себя?  Это неизвестно.  Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений.  Лучше предоставитьусловия для выбора....

Педагогический проект на тему: «Работа с одаренными детьми»

Педагогический проект на тему: «Работа с одаренными детьми»....

«Работа с одаренными детьми в современных условиях » Организация психолого-педагогического сопровождения.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. “Одаренные дети” — ...

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (на материале занятий английским языком в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района Саратова).

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.На материале занятий английском языком...

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми  в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...

План индивидуальной работы классного руководителя с педагогически запущенными детьми, с одаренными детьми.

План индивидуальной работы классного руководителя с педагогически запущенными детьми, с одаренными детьми....