рабочая программа кружка "Краеведение" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Хромых Наталия Петровна

Рабочая программа кружка "Краеведение" 1 класс  предназначена для внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kraevedenie.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Семилукская общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов

Семилукского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей

начальных  классов

протокол №_____

от     «      » ___  _2014г.____

        Принята педагогическим советом

протокол №_______________________

от«     »          __2014г.____

«Утверждаю»_______________

Директор школы С. И. Тычинин

приказ №______________________

от «     » _______         __2014г._    

Рабочая программа

 кружка  «Краеведение»

для   1 «А» класса 

МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП

на 2014-2015 уч. год

Составитель: учитель начальных классов

                                                                                Евсеева Светлана Викторовна

Семилуки

2014 г.

Пояснительная записка.

Программа первого класса представляет собой курс «Мой родной дом». Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь    к  родному  краю,   знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Данная программа была разработана на основе:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 - приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004       № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от  01.02.2012 №74);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241,                                 от 22.09.2011 № 2357);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

- письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06321 «О направлении методические рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

Главная цель курса:

 -  развитие образного мышления детей;

 - формирование универсальных действий - наблюдения, анализа, сравнения, обобщения;

 - воспитание в детях стремления к познанию;

 - пробуждение у детей интереса  и уважения к родному краю.

Задачи программы:

образовательные:

-расширять общий кругозор учащихся;

-углублять  знания учащихся об истории  родного края, о его достопримечательностях, о людях, прославивших родной край;

        развивающие:

-развивать познавательную самостоятельность;

- развивать речь, внимание;

- развивать пространственное воображение;

        воспитательные:        

-формировать общественную активность, культуру общения и поведения в социуме, любовь к родному краю;

Общая характеристика курса «Краеведение».

Программа «Краеведение» является комплексным и интегративным курсом внеурочной деятельности. Объём содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой.

В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования целостной картины образа малой родины.

        Образовательно-воспитательный процесс основан на сотрудничестве и взаимодействии, ориентирован на культурологическую направленность содержания образования.

Программа помогает  с юных лет  прививать учащимся навыки бережного отношения к истории родного края, позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей.

          Формы краеведческой работы: беседы, экскурсии, викторины, общественно-полезная деятельность.

          Методы работы, используемые при освоении программы:

- объяснительно-иллюстрационный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- продуктивный.

          Занятия проходят в форме бесед в школьном музее, заочного путешествия,  экскурсии  по родному краю, самостоятельной работы учащихся (работа с картой, словарями).

Место курса в учебном плане.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 ч в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО.

Программа первого класса рассчитана на 32 час, это связано с процессом адаптации ребенка к школе, поэтому вводить курс следует в конце первого месяца обучения.

Ожидаемые результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

выражать речь в устной и письменной форме;

проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Содержание разделов и тем

1 четверть (7 ч)

Тема 1. Введение. Что изучает краеведение?

Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.

Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.

Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).

Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.

Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.

Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Практическая работа. Игры с использованием имен.

2 четверть (7 ч)

Тема 8. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы.  Первая учительница.

Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Тема 9. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.

Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).

Тема 10. Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала).

Тема 11. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.

Практическая работа. Подготовка к Новому году.

Тема 13. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.

Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.

Тема 14. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя).

3 четверть (10 ч)

Тема 15. Мой город (село). Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей.

Практическая работа. Подготовка выставки «Воронеж сегодня».

Тема 16. Заочное путешествие по древнему Воронежу.

Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.

Тема 17. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

Тема 18. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?

Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек,  глины,  спичек, пластилина).

Тема 19. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.

Тема 20. История одежды. История вещей. (по усмотрению учителя). Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.

Тема 21. Такие разные профессии.

Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии.

Тема 22. Профессии в моей семье.

Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»

Тема 23. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.).

                                                 IV четверть ( 8 часов)

Тема 24. Наш современный город.

Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

Практическая работа. Экскурсия на предприятие..

Тема 25.Отечество. Наша Родина-Россия.

Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

Тема 26.О гербе, флаге и гимне.

Государственная символика России. Герб Воронежа.

Практическая работа. Рисование флага России.

Тема 27. Москва – столица нашей Родины.

Содержание. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.

Практическая работа. Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы»

Тема28. Сто народов – одна страна.

Содержание. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

Тема 29. Я – надежда Отечества.

Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества.  Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».

Тема 30. Земля – общий дом для всех людей.

Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Практическая работа. Ролевая игра: « Мы из разных стран».

Тема 31. Обобщающий урок «Мой родной дом».

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»          Методы отслеживания результативности:

- тестирование, анкетирование;

- участие в школьных конкурсах, соревнованиях;

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

Планируемые результаты  УУД

Примеч

1

Что изучает краеведение?

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

2

Мой дом

3

Мир твоего дома

4

Жизнь каждого члена семьи

5

Отношения в семье

6

Моя родословная

7

Я и мое имя

8

Трудовая жизнь в школе

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

выражать речь в устной и письменной форме;

проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

9

Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала)

10

Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала)

11

Народные праздники и обряды

12

Народные праздники и обряды

13

Новый год

14

Рождественские колядки

15

Обобщающий урок

16

Мой город

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

17

Заочное путешествие по древнему Воронежу

18

Моя улица

19

Крестьянская изба

20

Экскурсия в краеведческий музей

21

История одежды. История вещей .

22

Такие разные профессии

23

Профессии в моей семье

24

Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты.)

25

Экскурсия на предприятие (знакомство с работой типографии.)

26

Наш современный город

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

27

Родная школа

28

Отечество. Наша Родина-Россия

29

О гербе, флаге и гимне

30

Москва – столица нашей Родины

31

Сто народов – одна страна

32

Я – надежда Отечества

33

Земля – общий дом для всех людей

34

Обобщающий урок «Знатоки родного края»

Л И Т Е Р А Т У Р А

Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 1985.

Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 1991.

Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 1988.

Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. – М., 1986.

Буровик К. Родословная вещей. – М., 1985.

Былеева Л.В. Подвижные игры. – М., 1974.

Волина В. Учимся играя. – М., 1994.

Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.

Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 1996.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.

Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 1996.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.

Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.

Кожина О. История одежды. – М., 1998.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М, 1983.

Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25.

Старинные русские пословицы и поговорки / Сост. В.П. Аникин. – М., 1987.

Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. – Воронеж, 1961.

Пронштейн А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования. – М., 1986.

Рогов А. Как строили на Руси. – М., 1997.

Русский народный костюм. – Л., 1984.

Русские народные загадки, сказки. «Ни окон, ни дверей». – М., 1989.

Успенский Л.В. Ты и твое имя. – Волгоград, 1994.

Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...