Классный час Тема : Экологическая азбука
классный час (2 класс) на тему

Бельских Татьяна Николаевна

Классный час на тему "Экологическая азбука"для учащихся 2 класса.  Ребята на занятии узнают, что такое экология, как влияет экология на здоровье человека,почему необходимо беречь природу. Познакомятся с такими понятиями как Заповедник, заказник, Красная книга, здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_azbuka.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

        

МБОУ гимназия №19 имени Н.З. Поповичевой

г.Липецка

                                                      Классный час         

                   Тема : Экологическая азбука                            

                                         (Для детей начальной школы  3 класса)

               

        

                                                                                        Учитель начальных классов Бельских Т,Н.

                                   Вопросы занятия:

•        Что такое экология?

•        Влияет ли экология на здоровье человека?

•        Почему необходимо охранять и беречь природу?

•        Какие меры принимаются для защиты природы?

•        Что такое Красная книга?

•        Какие растения и животные занесены в Красную книгу Липецкой области?

•        Какие заповедные места существуют в Липецкой области?

Основные понятия:

•        Экология 

•        Защита природы

•        Красная книга

•        Заповедник

•        Заказник

•        Здоровье

        

Задачи:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• развивать чувство ответственности за свое поведение в окружающем мире;
• обогащать словарный запас детей;

                                   

                                       ХОД ЗАНЯТИЯ

                                1 ЭТАП : МОТИВАЦИЯ

Звучит песня о Липецке

Ребята, наш кл. час наз. « Я- липчанин»

В прошлом году мы проводили такой кл. час. А кто помнит, о чем мы говорили.

Да, мы говорили о семье о роде о родословной . о малой родине, о своем городе, о том как счастлив человек в своей семье, в своем городе , в своей стране, о том что нужно любить и беречь свою семью и свою родину.

  Слайд 1   Эпиграф зачитывается  учителем  

Я сорвал цветок, и он увял,

Я поймал мотылька-

И он умер у меня на ладони,

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем.

Павел Гвездослав

        Как вы понимаете эти слова?        

(Если сорвать цветок, который тебе понравился, то удовольствие будет недолгим, так как он всё равно завянет, птицы и насекомые тоже могут погибнуть вне воли. Так можно истребить всё живое. А если просто любоваться красотой природы, не губя её, то она будет радовать нас постоянно.) Надо беречь и любить природу так же как мы любим и бережем нашу родину.

-А зачем нам вообще нужна природа? (Она даёт нам всё необходимое для жизни.)

- Влияет ли состояние природы на наше здоровье ? (        Учащиеся должны осознать, что наше здоровье зависит и от состояния природы :воздух, вода, земля – всё оказывает влияние на человека.)

Слайды о природе 2,3.4,5.

- Все ли на месте или кого-то не хватает ? (   Не хватает человека)

Слайд 6 -человек

       вывод, что это и есть наш общий дом – Земля, голубая планета, и человек не может существовать вне этого круга, отдельно от природы.  А взаимосвязь  человека с природой изучает целая наука – экология.

     Сегодня мы познакомимся только с её азами.

Кто догад. Как назыв. Тема нашего кл. часа.

     Объявляется тема занятия : Экологическая азбука.

     ЭКОЛОГИЯ – в переводе с греческого ОЙКОС-ДОМ, жилище; логос – наука. Т.е.

наука о том, как жить в собственном доме. Наука о связях живых организмов с окружающей средой.

Ребята, а как вы думаете, нужно ли охранять природу?

Что значит охранять природу?( беречь растения. Не уничтожать их, сажать новые, не загрязнять реки, леса, парки.

А что дает природа человеку? ( все необходимое для жизни: кислород, кот. Мы дышим , воду кот. Мы пьем, землю, кот. Нас кормит, растения, кот. Нас лечат. Полезные ископаемые и многое многое другое.- радует нас, поднимает настроение просто необходима для жизни.)

       П ЭТАП : РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Учащиеся работают по группам. Каждой группе предлагается ответить на вопрос.

         Первая группа

      Что такое экология ?   Экология  - наука о взаимодействии человека и природы.

   

   Вторая группа

Что такое Красная   книга

     В Красную книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся на грани вымирания. Красный цвет – сигнал тревоги, опасность.

   Третья группа

Что такое заповедник

       Заповедник – особо охраняемая территория , в котором запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь сохраняется  в естественном состоянии весь природный комплекс.

    Четвертая группа

      Что такое  лекарственные растения ?

Лекарственные растения – это растения, которые обладают лекарственными свойствами и помогают человеку при лечении различный заболеваний.

                                    Ш ЭТАП : ИЗУЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

       Учитель предлагает учащимся представить  : наступила весна, первые лучи солнца

пригрели землю, распустились почки, зацвели первые цветы. Вам очень захотелось

провести выходные на природе. Какие правила поведения в лесу нужно  помнить ?

     Не оставлять после себя мусор, не рвать цветы, не ломать деревья и др.

Что будет,  если эти правила не соблюдать ?

Природа истощится, загрязнятся леса, реки, озера.

Вспомните стихотворение З.А. Александровой « Родина» :

Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот…

 А что вспоминается вам, если звучит слово « родина?»

Город Липецк, свой двор, родители, школа, друзья.

      Да, каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое, но всех нас, живущих в Липецке объединяет любовь к нашему городу, самому доброму , самому тихому , самому

уютному ,зеленому и красивому.  

У вас есть любимые места в городе и вы о них уже говорили.

 Слайд.оЛипецке.

Как тепло и уютно на душе. Как спокойно и радостно, хочется вдыхать воздух полной грудью, подпевать птичкам. Какие  краски  вы бы использовали. (Розовые, голуьые…)

А теперь представьте : вы приехали на лесную опушку, вышли к озеру, всегда чистому и прозрачному, и видите , что грязное  нефтяное пятно расплывается в нём.

Или: в березовой роще есть одно дерево, его посадил ваш дед или отец, которое вам очень дорого.

Вы подходите к нему каждый раз с тревогой и волнением, так как с ним связаны самые

теплые воспоминания; а оно сломано.

А ещё вы приехали в своё любимое место, чтобы отдохнуть, и видите : деревья сломаны,

трава сожжена, а рядом куча мусора. . .

Слайд.

 Изменится ли ваше настроение ?

Да, конечно !

Какими красками вы можете описать своё состояние ?

Серые, мрачные, черно-белые, холодные, грязные.

Что происходит с землей?  Кто виноват? Что делать?(загрязняются водоемы,  воздух, леса, Земля находится в опасности И виноват в этом человек,  А значит и исправлять свои ошибки он должен сам.

Ребята, эту мысль необходимо донести до каждого. Поэтому предлагаю выполнить след. задание.

1 группа  (Выпустить листовку в защиту животных ( с просьбой о помощи от имени животных)

2 группа (Выпустить листовку в защиту растений ( с просьбой о помощи от имени растений)

3 группа (Выпустить листовку  о помощи от имени воздуха)

4 группа(Выпустить листовку  о помощи от имени воды)

- Ребята, а какую помощь вы можете уже сейчас оказать природе нашего города? (Высадка растений, забота о птицах и животных,

Возможные варианты:

  • Каждая группа оформит небольшой участок около школы и будет за ним ухаживать;
  • Создать в классе маленький садик из цветов;
  • Завести аквариум, ухаживать за ним;
  • Каждый класс может посадить по 1 дереву около школы и др.

Стремительно  продолжается обеднение растительного мира. Растения страдают от

вытаптывания, неумеренного сбора  лекарственного сырья. Некоторые садоводы

выкапывают растения пытаясь вырастить  в домашних условиях. Большинство таких

растений не приживается, погибает. Поэтому во многих  местах  и, в частности, у нас,

в Липецкой области, запрещён сбор многих растений. Они занесены в Красную книгу

Липецкой области. Цвет этой книги – сигнал  тревоги, предупреждения. Растения и

животные, занесённые в эту  книгу, находятся под угрозой вымирания. Их надо спасти.

Заповедники, заказники – это прекрасные, уникальные творения природы, поражающие красотой ландшафтов, богатством мира растений и животных.

В заповедниках деятельность их работников не ограничивается просто охраной природы.

Здесь трудятся ученые, которые думают над тем, как наиболее эффективно сохранить

редкие виды растений, природные комплексы.

Заказники – это тоже особо охраняемая природная территория, но здесь разрешена хозяйственная деятельность человека при условии : она не должна разрушать природные

ценности.

                                                                                     

Самый маленький в мире заповедник Галичья Гора  известен  своей необычайной растительностью  

 и уникальной фауной, загадочностью нахождения многих видов растений.

В мае 1927г. был  создан Воронежский бобровый заповедник. Его площадь-31тыс.гектаров,из них около 14тыс.гектаров расположены на территории  Усманского  района Липецкой области. С 1933года на территории заповедника действует Музей природы.

           

Ребята,  жить в гармонии с природой не так уж и сложно. Всё зависит от нас самих. Построить и сохранить хотя бы частичку такого  сказочного города мы можем сами. А для этого необходимо, чтобы законы выполняли все!

        

Закончить классный час можно стихотворением

Стихи

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим  речек  медленную речь…

Всё  это называется – природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Всё это называется – природа,

Давайте же сердца ей отдадим.

Ты, человек, любя природу,

Хоть  иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей :

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши :

Она – твой дивный добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напрополую

И не испытывай до дна,

И помни истину простую :

Нас много, а она – одна.

              Литература:      Методическое пособие «Я – Липчанин»      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема: Дорожная азбука. Автор: Каримова Ф.Х.

Классный часТема: "Дорожная азбука" 1-4 классы.цель: систематизировать знания учащихся по ПДДспособствовать формированию умений ориентировки на улицах города...

Разработка классного часа на тему: "Экологическая безопасность Земли"

Классный час "Экологическая безопасность Земли" направлен на обсуждение важных экологических проблем, поиск путей решения некоторых из них, повторению правил поведения на природе. Урок сопровожд...

Классный час на тему “Экологический суд”

Цели: 1) сформировать представление о состоянии экологии на Земле;2) познакомить с мерами по охране природы;3) развитие эмоциональной сферы, наблюдательности, мышления, воображения, чувства эмпатии;4)...

Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках фестиваля по реализации программы «Я – липчанин» на тему: «Экологическая азбука»

Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.И сегодня мы с вами окунемся в...

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

Классный час знакомит учащихся с природоохранными территориями и объектами города Липецка, привлекает внимание к изученеию и сохранению природного наследия малой родины, воспитывает экологическую грам...

Классный час по экологическому воспитанию для учащихся 1 – ых классов с УУО на тему: «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт»

Данную разработку могут использовать учителя начальных классов при работе по экологическому воспитанию младших школьников....

Классный час на тему: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Цель:     формировать первоначальное представление об экологии как науке, её роли в жизни людей.Задачи:- образовательные:формировать представление о понятии «экология»,  учить...