" Компьютер - наш друг или враг"
классный час (4 класс) на тему

Бельских Татьяна Николаевна

Классный час на тему "Компьютер наш друг или враг" Учащиеся знакомятся с  вредными последствиями компьютерных игр, узнают об интернет - зависимомти, учатся видеть положительные и негативные стороны  в работе с компьютером.  Учатся анализировать, сравнивать. обобщать, приобретают навыки участия в дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kompyuter_nash_drug_ili_vrag.zip42.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №19 имени Н.З. Поповичевой

г.Липецка

                                                      Классный час         

«Компьютер – это наш друг или враг?»

                                                  (Для детей начальной школы  )

               

                                                                          Учитель начальных классов Бельских Т.Н.

        

                                                   

Сценарий классного  часа

«Компьютер – это наш друг или враг?»

Цель:

  1. Выяснить – увлечение детьми компьютерами приносит для них только вред или есть и польза?
  2. Формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет - зависимости;

2. Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером;

2. Формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать;

3. Развивать навыки участия в дискуссии;

4. Воспитывать у ребят дружеское отношение друг к другу, умение  работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

1. Интерактивная доска.

2. Анкеты для  учеников.

Подготовительная работа:

За несколько дней до проведения классного часа проводится анкетирование детей. Основная цель анкетирования узнать:

  • Сколько времени каждый ребенок в среднем проводит за компьютером (другими гаджетами) в день;
  • Знают ли они о вреде для здоровья, который приносит нерациональное  пользование компьютером.

Анкета прилагается.

План классного часа:

  1. Мотивационная беседа.
  2. Первый блок дискуссии "Как можно использовать компьютер».
  3. Игровой блок.

4. Второй блок дискуссии "Положительные и отрицательные факторы влияния компьютера".

5. Игровой блок.

6. Заключительное слово.

 Ход классного часа.

I. Организационный момент.

-Дорогие, ребята! Сегодня у нас с вами будет необычный классный час.  Но для начала давайте узнаем, о чем сегодня пойдет речь? Для этого нам с вами нужно отгадать загадку:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает

И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений?

Ну, конечно же ...  (компьютер).

__________________

Есть такая сеть на свете,

Ею рыбу не поймать.

 В нее входят даже дети,

чтоб общаться иль играть.

Информацию черпают,

и чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Ну конечно - интернет

- Правильно. А тема нашего классного часа "Компьютер – это наш друг или враг?"  Можно ли ответить на этот вопрос однозначно? В этом вопросе мы и попробуем сегодня разобраться.

А наш классный час будет необычным. Он будет проходить в форме дискуссии. Что такое дискуссия? Посмотрим на экран.

Дискуссия - это спор, обсуждение какого-нибудь вопроса в беседе. (так объясняет значение данного слова толковый словарь Сергея  Ивановича Ожегова).

В дискуссии будут принимать участие наши гости:

  • _____
  • _____

- И для начала давайте подумаем – зачем нам нужен компьютер?

( чтобы находить информацию в интернете, чтобы играть в игры, смотреть фильмы и т.п.)

ПЕРВЫЙ БЛОК ДИСКУССИИ

Перед нашим классным часом мы с вами проводили анкетирование, и выяснилось, что многие из вас проводят достаточно много времени за компьютером и многие используют его для получения нужной информации. Конечно, в интернете сейчас можно найти очень много полезной и нужной информации. Вы согласны?

Расскажите, какую интересную информацию вы узнали при помощи компьютера?

- А давайте послушаем наших взрослых  гостей, для чего они используют компьютер?

- Так какой мы можем сделать вывод? Действительно, компьютер может приносить нам ощутимую пользу. Но здесь нужно знать меру, т.к. иногда польза может перерасти во вред, если не знать меру. Я расскажу вам сказку, а вы, ребята, выделите из рассказа основные области, в которых компьютер нанёс вред человеку или принёс пользу.

С К А З К А (сценка).

В некотором царстве - тридевятом государстве жил-был царь...И было у него два сына: Старший и Младший. Так он их называл. Старший умный был детина, ну а Младший ни так, ни сяк, просто был дурак.

Чтобы от века не отстать, чтоб детям помочь умнее стать,

Чтоб могли сыновья в современном мире жить

Решил царь ребятам компьютер купить.

Самый крутой подключил им Интернет:

безлимитный, высокоскоростной.

Долго ли сказка сказывается, да недолго дело-то делается.

Прошло много лет, что же случилось с сыновьями царя?

Старший сын  говорит:    (1 ученик)

"У меня один лишь друг,

Компьютером его зовут.

Целый день с ним провожу,

На прогулки не хожу.

Спортом я не занимаюсь,

И совсем не закаляюсь,

Я с друзьями не общаюсь,

Я учуся целый день,

И поверьте, мне не лень

За компьютером сидеть,

Фильмы, игры поглядеть.

На все сайты без разбора

Выхожу вплоть до упора.

Плохо стал соображать,

Отчего вдруг? - не понять.

Стало плохо с головою,

И с глазами. Что со мною?"

Посмотрите, каким стал Старший сын.

Младший сын  говорит:  (2 ученик)

У меня есть новый друг,

Его компьютером зовут.

Дружу я с ним давно,

И расскажу вам про него:

Он всё по папочкам разложит,

Через принтер всё размножит.

Электронные файлы услуг

Инструмент "на все руки",

И лекарство от скуки,

И учитель, и преданный друг.

До чего же энергичный

Электронный человек

Мой попутчик симпатичный

В двадцать первый век.

- Ребята, а теперь обсудим влияние компьютера на Старшего сына. Ведь он у царя был умным детиной. И что с ним стало? (уч-ся перечисляют).

- Как вы думаете, почему всё это произошло? (целыми днями сидел за компьютером).

   Верно.

- А как использовал компьютер Младший сын хотя и был дураком? (только по назначению). Правильно.

Мы сегодня  постараемся выяснить, компьютер  для вас друг или враг.

Но прежде чем мы с вами затронем эту тему, давайте немного отдохнем и отгадаем загадки по теме «Компьютер». А кто окажется самым догадливым – получит приз.

ЗАГАДКИ

Что за друг такой? - Железный,

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен... (компьютер)

С телевизором - два брата,

Но для разных дел, ребята.

Не догадались до сих пор? -

К компьютеру... (монитор)

У компьютера рука

На веревочке пока.

Как приветливый мальчишка,

Кто вам тянет руку? (Мышка)

Программы стоит обновить -

Компьютер долго будет жить,

А чтобы жизнь его не сбилась,

Не подпускай к порогу... (вирус)

Лежит дощечка у экрана,

Буквам-кнопкам она мама!

Знает русский алфавит

И английским удивит -

Очень умная натура!

Это что? (Клавиатура)

Кто подскажет, где читать,

Где начать письмо писать?

Кто хозяйка монитора? -

Это черточка... (курсора)

Столбик черный, как-то странно,

Может бегать по экрану.

Посмотри на монитор,

Кто там бегает? (Курсор)

А в заключение - сказка

С загадкой и подсказкой:

У дисковода-папы

Под крышей - мама-плата,

Но дочки с ними не живут -

У людей нашли приют.

Умненькие дочки

Запоминают строчки,

Запоминают все, что есть,

Что может с них компьютер счесть.

Все дочки-девочки равны,

Лишь отличаются они

Объемом памяти и платьем,

И в этом девичье их счастье!

Зовут красавиц просто - Стешки,

А по компьютерному - ... (флешки)

То-то радость, то-то смех

 На бумаге, без огрех,

 Из какой коробки лезет

 Текст на удивленье всех?

(Принтер)

Сохраняет все секреты

«ящик» справа, возле ног,

 и слегка шумит при этом.

Что за «зверь?». (Системный блок).

 

Если что-то отключить,

 То компьютер замолчит,

 Тугоухий, как медведь -

 Ничего не сможет спеть

(Колонки)

 

Думать, делать помогает,

Жить компьютер заставляет

И заботлива, как мама,

Что? - Виртуальная... (программа)

 

ВТОРОЙ БЛОК ДИСКУССИИ

Да, вы отлично знаете устройство компьютера. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Всеобщая компьютеризация сильно влияет на человека. А каково это влияние, положительное или отрицательное?  У нас есть мешочек , в котором  лежат  листочки с написанными факторами влияния компьютера на человека. Давайте будем вытаскивать их по одному и попробуем разобраться, что они означают и в каком случае компьютер у нас друг и помощник, а в каком враг.

Надписи на листках (параллельно разделяем на два столбика на интерактивной доске):

  • Общение с друзьями
  • Игры, развлечения
  • Источник информации
  • Можно научиться рисовать
  • Печатная машина
  • Счётная машина
  • Хранит большой объём информации
  • Вредит зрению.
  •  Вредит позвоночнику (много проводим времени в сидячем положении и в напряжении).
  • Перегрузка суставов кисти.
  • Присутствует головная боль, нарушение сна, нарушение памяти.
  • Мало читаем, а отсюда мало воображаем, представляем, фантазируем.
  • Получаем стресс при неудачах во время игры.
  • Электромагнитное излучение

Так какой мы можем сделать вывод? Компьютер помогает человеку работать, учиться, развиваться, познавать окружающий мир. Компьютеры сделались настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности. Как и любое достижение прогресса, будь то автомобиль, самолёт, телевизор, компьютер является источником негативных воздействий на человека, приносит вред его здоровью при неправильном применении, может вызвать профессиональные заболевания. Чтобы избежать этого, нужно знать меру и, конечно, соблюдать правила пользования компьютером. Давайте их посмотрим:

1. Проводить за компьютером не более 20  минут

2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер

3. Сидя за компьютером ровно держать спину.

4. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии 70 см.

5. Вставать из-за компьютера и делать разминку.

6. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 минут)

Давайте с вами ее выучим.

Физкультминутка

Учитель. Машина исполняет ваши команды четко, а давайте проверим, сможете ли вы также правильно выполнять команды.

Встали из-за парт и слушаем внимательно. (Упражнения из комплекса зрительной гимнастики.)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас.

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много - много,

Чтоб усилить 1000 раз!

Теперь мы с вами знаем, что нужно делать, чтобы компьютер не приносил вреда нашему здоровью.

И в конце мы с вами еще раз поиграем и проверим , насколько хорошо вы знаете устройство компьютера, ответив на веселые вопросы. Кто быстрее и правильнее всех  ответит на большее кол-во вопросов – получит приз.

Конкурс «Не зевай, поспевай» (можно тоже на интерактивной доске)

 

1. Какой из перечисленных элементов входит в состав компьютера: канат, антенна,

системный блок, пропеллер?

2. Как называют новичков в компьютерном деле: кофейник, чайник, самовар, утюг?

3. Как иначе называют Internet: телешоу, вирусная программа, телескоп, всемирная паутина?

4. Как называют людей, которые при помощи компьютера вскрывают секретные файлы

спецслужб: хакеры, тараканы, вирусы, блохи?

5. Печатающее устройство, которое выводит информацию на бумагу: модем, сервер,

печатная машина, принтер.

6. Устройство, при помощи которого можно управлять игрой на экране: мышь, указка,

собака, палец.

7. Рычаг, служащий для управления игрой на экране монитора: джойстик, карандаш, гайка,

шуруп.

8. Устройство служит для длительного хранения информации и для переноса информации с одного компьютера на другой: блокнот, дискета, кассета, сумка.

9. Область на диске или другом носителе информации, там хранятся тексты программ,

документы и любые другие данные: файл, склад, библиотека, полка.

10. Специально написанная программа, обладающая свойством размножаться и разрушать

компьютерные программы: бактерия, папирус, вирус, хакер.

Учитель Да, удивили вы нас.

Рефлексия

Вот теперь, дружок, немного

Ты с компьютером знаком.

Если дальняя дорога

Приведет его в твой дом,

То скажи ты всем вокруг:

«Вот компьютер – лучший друг!»

Я надеюсь, что вы  сможете найти золотую середину в общении с компьютером, сделав его другом, помогающим решать различные задачи вашего развития, а не врагом вашего здоровья.  

Использованная литература:

2. Интернет журнал Keit, “Что такое гаджет-зависимость?”,

http://keit.ru/2008_06/chto_takoe_gadzhetzavisimost.

2. http://www.qoop.ru/pages/5030.html. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

компьютер - друг или враг

В данной работе проведено исследование учеником 4- класса Анисимовым Львом по теме "Компьютер - друг или враг". Автор работы провел исследование как ...

Род. соб. Компьютер - друг или враг. 3 кл.

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Еще 10 лет назад в нашей стране мы и не могли представить, на...

Родительское собрание «Телевидение и компьютер: друг или враг?"

Материал поможет провести родительское собрание в начальной школе....

Классный час на тему «Компьютер – друг или враг»

знакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости;Задачи классного часа:Формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самосто...

Компьютер - друг или враг?

разговор с учащимися на конкурс "Учитель года"...

классный час на тему: "Компьютер- друг или враг?"

материал классного часа  для учащихся начальной школы на тему "Компьютер- друг или враг?"...

Классный час "Компьютер мой друг или враг?"

Дети знакомятся с вредными последствиями компьютерных игр. Учатся  видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером....