Работа классного руководителя по сплочению ученического коллектива.
статья на тему

Грунтова Наталья Владимировна

Воспитательная работа по сплочению ученического коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя по сплочению классного коллектива.

   Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Младшие школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями.  Основной деятельностью классного руководителя  является миссия–сплочения ученического коллектива: «как воспитывать каждого и целиком всех»    

 Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность».

              Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность. Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется  настоящий коллектив.

Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность. Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.

 Огромную роль в создании и сплочении коллектива класса играет учитель начальной школы, от которого принимает детей классный руководитель старшего звена школы. Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого школьника. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация классного коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства.

Хочу вам представить:

Основные направления работы по сплочению детского коллектива

  1. Организация совместной деятельности учащихся
  2. Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.
  3. Создание органа внутри коллективного самоуправления.
  4. Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе.
  5. Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении.
  6. Установка традиций класса.
  7. Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.
  8. Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.

 

Формировать коллектив возможно через разнообразные формы и виды деятельности.

УРОК.

Очень большое значение, на мой взгляд, в создании благоприятного климата, являются уроки  чтения, внеклассного чтения.
Обучащиеся начальной школы обладают наглядно – образным мышлением, прислушиваются к мнению взрослых и «впитывают все, как губка». В связи с этим воспитательное значение уроков чтения трудно переоценить. На этих уроках дети знакомятся с правилами дружбы, учатся отличать дружеские отношения от всех остальных, пересматривают свое отношение к товарищам. На таких простых примерах  дети формулируют для себя правила дружбы, учатся применять их в своей жизни.

КЛАССНЫЙ ЧАС.

Задачей классных часов является катализировать и усилить групповую сплоченность в классе, умение действовать сообща, помогать друг другу, научиться видеть уникальность и важность каждого одноклассника.

Например: классный час «Поговорим о дружбе» и др.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  Совместное выполнение детьми поручений учителя, коллективная подготовка плакатов и рисунков к праздникам, традиционным школьным мероприятиям, спортивным соревнованиям и т.д.

Например, в преддверии празднования Нового года, по традиции мы украшаем класс, оформляем плакат.

ИГРА

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством  развития.

В игре развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это понадобится ребенку в жизни.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Во время занятий внеурочной деятельности, тоже ведется работа по сплочению коллектива на примере «Геометрика». Мы работаем над проектами. Сначала учащиеся работают в паре, т.е. договариваются, что они будут изготавливать, затем в группе, а потом коллективно, вот что у нас получается. Проект «Робототехника», проект «Посуда» и многое другие.

На занятиях «Подвижные игры» учащиеся учатся договариваться между собой ,н-р в выборе водящегося, в выборе игры.

В конечном счёте, моя позиция такова: мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании

Свое выступление я хотела бы закончить  словами Булата Окуджавы:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.  
Высокопарных слов не стоит опасаться.  
Давайте говорить друг другу комплименты -  
Ведь это все любви счастливые моменты. 

Давайте понимать друг друга с полуслова,  
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.  
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -  
Тем более, что жизнь короткая такая. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".

Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя  по сплочению ученического кол...

Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".

Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя  по сплочению ученического кол...

Роль диагностических методик в работе классного руководителя по созданию детского коллектива.

Диагностическая карта класса поможет  обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравс...

Работа классного руководителя по сплочению ученического коллектива.

Презентация. Работа классного руководителя по сплочению ученического коллектива....

Формы работы классного руководителя по организации и сплочению коллектива класса

Презентация отражает опыт работы классного руководителя по организации и сплочению коллектива класса....