Классный час для учащихся 2-3 классов по теме: "Защита животных - обязанность каждого человека"
классный час (2, 3 класс) на тему

Каримова Ильсияр Ринатовна

Классный час направлен на формирование экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы.  Во время классного часа учащиеся  знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу, с профессией эколога. Работая в группах экологами, изучают информацию о редких животных и выполняют  мини-проект о способах сохранения и увеличения их  численности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 2-3 классов по теме: « Защита животных  - обязанность каждого человека»

Цель:  воспитать бережное отношение к животным, заставить задуматься о причинах уменьшения численности некоторых видов животных и о возможных путях  решения данной проблемы

Задачи:  

  • Познакомить  учащихся с животными, занесенными в Красную книгу; с профессией эколога.
  • Развивать умения прислушиваться к мнению других людей, учить работать в группах, развивать речь, логического мышления и творческих способности.
  • Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к природе; чувство сопереживания.
  • Формирование активной жизненной позиции учащихся по данной проблеме, через осмысление своих и чужих поступков по отношению к животным.

Оборудование: Фотографии животных, энциклопедические сведения о животных, памятки с этапами выполнения мини- проекта, цветные карандаши, фломастеры, клей-карандаш, ножницы, лист ватмана

ИКС – презентация к уроку; компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска «SMART Notebook»

Ход классного часа:

1. Вступление.

-Ребята, на уроке окружающего мира мы познакомились с разными календарями. Вспомните экологический календарь. Какая дата приходится на 4 октября?

Слайд №1:                                                                                                                                                                  

4 октября – Всемирный день защиты животных.

Учитель: - В этот день неравнодушные люди на всей Земле еще раз призывают обратить внимание на проблемы обитателей нашей планеты. Проводятся различные мероприятия и акции, посвященные этому дню. Оказывается конкретная помощь и тем животным, которые нуждаются в защите.                                                                                                                  - А кто из вас принимает участие в защите животных?  (Ответы детей)                                                   -Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? (Защите животных)

2. Основная часть.                                                                                                                              - Какие же животные особенно ждут нашей помощи? Отгадайте загадки о них.                                   

А) Он полётам не обучен,   зато в беге – самый лучший.   От любой большой проблемы убегает страус…(эму)                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Слайд №2.    Эму

Б) Мишка белый — к полюсу. 
Мишка бурый — по лесу. 
Этот — сел на эвкалипт, 
Листья ест и много спит.   (Коала)

Слайд №3     Коала        

В) В небе синем и высоком вьется птица, но не сокол.  Разбежались мышки: "Ах!  Что за крылья, вот размах! Взгляд у птицы очень зоркий,  лучше спрячемся мы в норки!"   (Орёл)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Слайд №4:   Орёл

Г) Только ляжет снег несмело 

И покроет все места, 

Становлюсь и я весь белым, 

Кроме кончика хвоста.  (Горностай)

Слайд №5   Горностай

Д) Этот зверь серьёзный очень, а охотится он ночью. И на дереве обычно   прячет он свою добычу.  У него на шкуре пятна.  Незаметней так. Понятно?   Увидал добычу. Старт!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               На охоте… (Леопард)

Слайд №6  Леопард

Е) В шубке серенького цвета
согревается зимой,
погуляет и с успехом
с высоты летит домой.
Ей метели не угроза,
домом служит ей дупло,
даже в лютые морозы
у неё в дупле тепло. (Обыкновенная летяга)

Слайд №7 Обыкновенная летяга

- Какое слово можно сложить из первых букв этих животных? (эколог)   Кто такой эколог?                                          

Эколог (или инженер-эколог) занимается выявлением, изучением и уменьшением природных и человеческих факторов, негативно влияющих на окружающую среду. Экологи пытаются понять и объяснить, например, почему высыхают озера или гибнут его обитатели. Они изучают состояние земли, воды, воздуха, а также степень воздействия промышленных производств на людей, растения, животных. Экологи выявляют степень загрязненности, анализируют причины и составляют прогноз ситуации в будущем. Специалисты-экологи изучают последствия тех или иных событий, влияющих на окружающую среду (например, запуск ракет), следят за правильной утилизацией различных отходов, ведут контроль вредных производств.                                                 Специалисты в лабораториях проводят исследование содержания в воздухе городов специфических и основных загрязняющих веществ. Экологи необходимы для проведения экспертиз при начале строительства каких-либо жилых зданий, заводов, объектов транспортных дорог. Без положительного заключения ни одно из строительств не приступит к работе. Более того, любое предприятие должно вести свою работу под внимательным контролем инженеров-экологов.                                                                                       В 21 веке профессия эколога станет одной из самых востребованных и важных. Почему?               - Кто в будущем тоже хотел бы выбрать профессию эколога?                                                                - А сегодня у вас у всех будет возможность попробовать себя в этой роли.                                     В начале нашего классного часа вы отгадывали загадки о животных, занесенных в Красную книгу.                                                                                                                                                     -А вы задумались, почему эти животные оказались под охраной? Как люди могут помочь им?                                                                                                                                                                  Я предлагаю вам ответить на эти вопросы, поработав экологами в группах.

3. Работа в группах.                                                                                                                       Каждой группе необходимо изучить предложенную информацию об определенном животном из Красной книги и выполнить мини-проект о способах сохранения и увеличения его численности.  Защита мини-проекта может быть проведена в форме выпуска газеты, плаката.  Каждая группа будет работать по плану.                                                                                                  План работы по проекту

1.      Определите тему проекта.

2.      Определите участников своего проекта.

3.      Определите проблему проекта.

4.      Найдите, предложите и обсудите пути решения данной проблемы.

5.      Определите и оформите конечный результат работы.

6.      Защитите проект перед другими группами.

7.      Примите участие в обсуждении проектов других групп.

Каждая группа получает материал из энциклопедии.                                                                            1 группа.  Обыкновенная летя́га

Обыкновенная летя́га, или белка-летяга, или летучая белка — небольшой грызун семейства беличьих. Белка-летяга внешне похожа на небольшую короткоухую белку, но между передними и задними лапами у неё имеется широкая кожная складка, покрытая шерстью — летательная перепонка, играющая роль парашюта. Хвост длинный, опушен густым длинным мехом. Размеры у неё небольшие, чуть мельче белки. Голова округлая, тупоносая, с большими и выпуклыми, в связи с сумеречным и ночным образом жизни, чёрными глазами. Уши закруглённые, без кисточек. Мех у белки-летяги густой, мягкий, шелковистый, значительно нежнее и гуще, чем у белки. Верх тела окрашен в серебристо-серый цвет, низ тела — белый с палевым налётом. Летяга населяет старые лиственные и смешанные леса с примесью осиныберезняки и ольшаники. Животное активно круглый год. Образ жизни ночной и сумеречный. Большую часть времени летяга проводит в поисках пищи. Гнёзда строит в естественных дуплах деревьев, гнездовых дуплах дятлов, старых гнёздах белок и сорок. Иногда селится возле жилья, в скворечниках. Как и обычная белка, летяга большую часть жизни проводит на деревьях, но на землю спускается гораздо реже. Для прыжка летяга забирается на верхушку дерева. Во время полёта её передние конечности широко расставлены, а задние прижаты к хвосту. Хвост в основном выполняет роль тормоза. Перед посадкой принимает вертикальное положение и цепляется всеми четырьмя лапами, после чего сразу перебегает на другую сторону ствола. Этот манёвр помогает ей спасаться от пернатых хищников. Кроме того, летяга ловко и быстро лазает, прыгает с ветки на ветку. Заметить летягу в лесу очень сложно. Основу рациона летяги составляют почки различных лиственных пород, верхушки побегов, молодая хвоя, семена хвойных (соснылиственницы), летом — также грибы и ягоды. Иногда обгладывает тонкую молодую кору ивыосиныберёзыклёна. Главный же её корм — ольховые и берёзовые серёжки. Их летяга запасает на зиму, складывая в дупле. В спячку не впадает, но морозные дни проводит в гнезде, используя сделанные запасы корма. Живут летяги  всего 5 лет. Их природные враги — крупные совы, реже соболькуницы. Численность белки-летяги мала, охота на неё ограничена. Мех малоценен. 

 Почему это безобидное создание исчезает? Возможно, переусердствовали охотники, выслеживая необычную летающую зверушку? Нет, говорят специалисты. По одной версии, белка-летяга исчезает из-за вырубки  леса. Вместо высоких деревьев остаются пни, и белка не может преодолеть этот участок и остается в ограниченном пространстве.  К тому же белки  живут в дуплах больших осин, а дупла образуются только в старых деревьях. Сейчас старых деревьев становится все меньше.

2 группа «Эму»

 Эму – самая большая птица в Австралии. Длина эму 150—190 см, вес 30—55 кг. Эму может бежать со скоростью 50 км/ч. Эму ведут кочевой образ жизни и могут преодолевать большие расстояния в поисках пищи. Так же как и у страусов, у эму нет зубов, поэтому эму глотает камни, осколки стекла и кусочки металла для измельчения пищи в пищеварительной системе. Они пьют редко, но если есть возможность, то не откажут себе в этом. Эму любит сидеть в воде, а также умеет плавать. Эму использует когтистые лапы в целях защиты. Ноги являются одними из сильнейших конечностей у животных, что позволяет им портить ограждения металлической проволоки. Они наделены хорошим зрением и слухом, который позволяет им обнаруживать хищников в округе. В дикой природе эму могут жить от 10 до 20 лет. Глаза эму защищены мигательной мембраной. Это приспособление для защиты своих глаз от пыли, которая распространена в ветреных и засушливых пустынях. Речь эму состоит из громких бумов, барабанного боя и хрюканья. Эти звуки могут быть слышны на расстоянии до 2 км. Питаются эму плодами, кореньями, травой и другим растительным кормом. Кроме того, они питаются насекомыми. На эму охотятся несколько животных, в том числе динго, орлы и ястребы. Лисы пытаются украсть яйца. Хищные птицы и динго пытаются убить эму, нападая на голову; эму, в свою очередь, прыгает в воздухе и машет крыльями и ногами. Эму использовались в качестве пищи коренными австралийцами и ранними европейскими поселенцами. Первые европейские поселенцы, так же как и коренные жители, использовали жир эму для заправки ламп.. Угроза для небольших популяций исходит от очистки и фрагментации мест обитания, преднамеренных убийств, столкновений с транспортными средствами и хищников. Австралийские фермеры считают, что эму портят посевы, топчут отведённые для овец пастбища, потому эти птицы истребляются тысячами. Кроме того, мясо эму оказалось годным в пищу, а из яиц вытапливают пищевое масло. Эму был важным источником мяса для аборигенов Австралии в области.  Жир эму использовался в качестве лекарства и втирался в кожу. Он также служил в качестве ценной смазки. Традиционные краски для церемониальных украшений тела изготавливали из жира, смешанного с ольхой.

3 группа – Коала  

 Внешне эти животные схожи с плюшевыми медвежатами, что вызывает огромный восторг у людей. Шерсть у коал очень густая и имеет серый оттенок, глаза небольшие, однако уши непропорционально большие, хвост короткий, лапы небольшие с длинными острыми когтями. Коалы относятся к семейству Сумчатые и обитают в Австралии. Коалы обитают в эвкалиптовых лесах, и их любимым лакомством являются листья этих вечнозеленых деревьев.  В настоящее время, во время природных катастроф, когда в Австралии полыхают  лесные пожары, коалы иногда приходят к людям за водой.  Эти животные могут также хорошо плавать, и охотно демонстрируют свои умения в плавании при жарких климатических условиях, когда хотят освежиться.  Большую часть своей жизни коалы находятся на деревьях, где они питаются, спят и размножаются. Коалы живут от 13 до 15 лет. Однако, не смотря на свою нерасторопность и неуклюжий вид, коалы могут быстро перепрыгивать с одного дерева на другое.  Во время своих небольших путешествий по земле коалы становятся объектом охоты для таких хищников, как лисы, собаки и динго. Опасность может исходить и от человека – коалы рискуют попасть под колеса автомобилей. К сожалению, в настоящее время коалы находятся на грани вымирания. В начале 20 века миллионы коал были истреблены человеком ради ценного меха.  В мире создано большое количество научно- исследовательских программ, направленных на защиту этих очаровательных сумчатых животных и их среду обитания. В Австралии же для предотвращения гибели коал под колесами автомобилей протягивают искусственные созданные лианы из канатов, соединяя два дерева между собой. И эти милые  пушистые зверьки с удовольствием пользуются такими мостиками. Собаки также представляют опасность для коал. Каждую неделю более десятка коал подвергаются нападениям собак. Засуха, особенно в жарких северных областях, убивает множество коал, которые не могут получить необходимое количество воды из почерневших, засохших эвкалиптовых листьев.

4 группа - Орел степной

 Один из самых крупных пернатых хищников нашей фауны с размахом крыльев до 3 метров. Длина тела до 85 см, вес 2,7–4,8 кг. Окраска взрослых особей темно-бурая, часто с рыжеватым пятном на затылке, с черно-бурыми первостепенными маховыми, где на основании внутренних опахал имеются серо-бурые пестрины. Рулевые перья темно-бурые с серыми поперечными полосами. Загнутый вниз клюв темно-серый, у основания желтый. Когти черные, ноги желтые. Обитает в  степях, полупустынях (изредка в пустынях) и предгорьях. Гнезда устраивает на земле, но в последние десятилетия стал гнездиться на скирдах соломы, опорах линий электропередач, телефонных столбах. Питается орел мелкими грызунами, вредителями сельскохозяйственных культур (сусликами, сурками, песчанками), иногда птицами и рептилиями. Кроме того, выступает как санитар, уничтожая павших животных. Размножается во многих зоопарках мира. На резкое уменьшение численности влияют интенсивное освоение степной зоны, оскудение кормовой базы из-за широкого применения химических средств борьбы с грызунами, участившиеся случаи браконьерства и разорения гнезд, особенно во время распашки земли и выпаса скота. Ежегодно до 10% орлов гибнет во время сезонной миграции на линиях электропередачи.

5 группа – Леопард

Леопард – красочное, грациозное, невероятно величественное и хитрое животное из породы кошачьих. Эта кошка быстрая и очень осторожная, с крепким, мускулистым и сильным телом. Ее зрение превосходное. Леопард идеально видит в любое время суток. Когти и зубы животного отличаются поразительной остротой. В длину леопард достигает от 80 до 180 см. Самка обычно весит 50 кг, а самец 70 кг. У него длинный хвост, который иногда может выдавать их местонахождение потому, что хвост длиною в 75-110 см леопард не может прижимать. Самым главным достоинством леопарда, которое отличает его от всех остальных животных и помогает ему быть мало заметным, является его мех. Он красивого пятнистого цвета, с преобладанием белого, черного и коричневого. На сегодняшний день леопардов занесли в Красную книгу. Они относятся к исчезающим видам и находятся под охраной. Леопард животное обитает по всей Африке и Азии, севере Кавказских гор и амурской тайги. Саванны, смешанные леса и склоны гор – вот излюбленные места этих прекрасных животных. В мире животных леопарды, как и многие другие хищные животные, предпочитают жить в одиночестве. Так же, как и многие другие хищники, леопарды предпочитают вести ночную жизнь. Днем они забираются на дерево и спокойно отдыхают до наступления сумерек. Они отличные верхолазы. И с большой легкостью могут запрыгнуть на дерево или скалу высотой около 5 метров. Ловкий, скрытный и сильный взрослый леопард практически не имеет врагов. Главными его конкурентами выступают львы, гиены, тигры. Они могут украсть у них добычу, которую леопард чаще всего прячет на дереве. Издавна ценился мех леопарда, чуть позже его начали отлавливать для использования в медицинских целях. И только, благодаря тому, что леопард занесен в Красную книгу, прекратилась открытая охота на него. Есть не один вид животного леопард. Яркий и исчезающий вид – дальневосточный леопард, животное, которое по-другому называют еще амурским леопардом. Из-за сурового места обитания этой изящной и грациозной кошки становится все меньше и меньше. Лесные пожары, холодные и снежные зимы, частые браконьерские отстрелы этих животных губительно воздействуют на их развитие и численность. Существует один единственный заповедник, в котором для жизни дальневосточного леопарда созданы благоприятные условия. Но площадь этого заповедника так мала, что размножение этого вида леопардов происходит очень медленно. После введения запрета охоты на амурского леопарда имели место браконьерские отстрелы. Причинами браконьерства на леопардов  являются спрос на звериные шкуры. Кроме того, расставленные на других зверей капканы и петли также представляют угрозу для леопардов. Для выживания леопардов необходимо сохранение в районах его проживания копытных. Отсутствие кормовой базы — повсюду между посёлками находятся большие участки земли, используемые для сельскохозяйственных работ; территории, не вовлечённые напрямую в сельскохозяйственный оборот, подвержены в большей или меньшей степени воздействию человека . Численность копытных, основной добычи леопарда, повсеместно крайне низка. Лесные пожары также оказывают существенное влияние на сокращение площади лесов, в которых обитает дальневосточный леопард. Негативно на ареале дальневосточного леопарда сказывается строительство на его территории объектов инфраструктуры, таких как автомобильные дорогижелезные дорогитрубопроводы, различные промышленные объекты. Изменения качества территории ареала происходит из-за развития сельского хозяйства. По-прежнему серьёзным фактором воздействия на окружающую среду обитания леопарда является деятельность военных полигонов.

6 группа - Горностай

Горностай — небольшой зверёк с длинным телом на коротких ногах, длинной шеей и треугольной головой с небольшими округлыми ушами. Длина тела самца — 17—38 см (самки примерно вдвое меньше). Похож на ласку, но несколько больше её по размерам.

Окрас меха покровительственный: зимой чисто белый, летом двухцветный — верх тела буровато-рыжий, низ желтовато-белый. Зимний окрас характерен для районов, где минимум 40 дней в году лежит снег. Кончик хвоста чёрный в течение всего года. Горностай наиболее многочислен в лесостепныхтаёжных и тундровых районах. Выбор им места обитания определяется обилием основного корма — мелких грызунов. Как правило, горностай предпочитает селиться неподалёку от воды: по берегам рек, у лесных озёр, по прибрежным лугам, зарослям кустарника и тростника. В глубину лесных массивов заходит редко; в лесах держится старых зарастающих гарей и вырубок, опушек (особенно неподалёку от селений и пашен). Обычен в перелесках, по степным оврагам и балкам. Открытых пространств избегает. Иногда поселяется вблизи человеческого жилья, на полях, в садах и лесопарках, даже на окраинах городов. Ведёт преимущественно одиночный территориальный образ жизни. Активен горностай преимущественно в сумеречно-ночные часы, иногда встречается и днём. В выборе убежищ, в том числе выводковых, неприхотлив. Его можно встретить в самых неожиданных местах — например, в стогах сена, кучах камней, в развалинах покинутых зданий или в брёвнах, сложенных у стены жилого дома. Занимает также дупла деревьев, часто прячется в них при паводке. Нередко горностай занимает норы и гнездовые камеры убитых им грызунов. Свою выводковую нору самка выстилает шкурками и шерстью убитых грызунов, реже сухой травой. Самостоятельно горностай нор не роет. Зимой постоянных убежищ не имеет и пользуется случайными укрытиями — под камнями, корнями деревьев, брёвнами. На место днёвки повторно возвращается редко. Горностай хорошо плавает и лазает, но по существу это специализированный наземный хищник. В его рационе преобладают мышевидные грызуны, но в отличие от своего родича — ласки, питающейся мелкими полёвками, горностай охотится на более крупных грызунов — водяную полёвкухомякабурундукасеноставоклеммингов и др., настигая их в норах и под снегом. Размеры не позволяют ему проникать в норы более мелких грызунов. Самки охотятся в норах чаще, чем самцы. Второстепенное значение в рационе горностая имеют птицы и их яйца, а также рыба и землеройки. Ещё реже (при недостатке основных кормов) горностай поедает земноводныхящериц и насекомых. Способен нападать на животных крупнее себя (глухарейрябчиковбелых куропатокзайцев и кроликов); в голодные годы ест даже отбросы или похищает у людей запасы мяса и рыбы. При изобилии пищи горностай устраивает запасы, истребляя больше грызунов, чем может съесть. Этот мелкий хищник очень смел и кровожаден; при безвыходном положении он рискует бросаться даже на человека. К естественным врагам горностая относятся рыжая и серая лисицыкуницыилькасобольамериканский барсук, хищные птицы; изредка его ловят обычные кошки. Горностай принадлежит к распространённым хищникам, однако его численность в настоящее время сильно упала за счёт охоты, ухудшения кормовых ресурсов, уничтожения мест обитания и т. п. Горностай является объектом промысла (мех используется как отделочный).

4. Заключительный этап.  Рефлексия

- Ребята, скажите, затронули ли вас сегодняшние выступления ваших одноклассников. Задумывались ли вы раньше над проблемой уменьшения численности  животных?                             - Люди какой профессии занимаются выявлением, изучением и уменьшением факторов, отрицательно влияющих на жизнь животных и всей окружающей среды?                                     -Как сохранить диких, особенно редких и исчезающих животных? ( Ответы детей)

Учитель: - Эту проблему решают ученые во многих странах мира. Но в нашей стране делу охраны природы придается особое значение. В Конституции  указывается: «Граждане РФ обязаны беречь природу, сохранять ее богатства».                                                                    

 - Как же мы все должны практически выполнять указанные государством обязанности по охране родной природы? (Ответы детей)  

 Каждый человек должен знать, какие животные обитают там, где он живет. Которые из них редкие, опасные, безобидные, полезные? Почему надо пресекать действия человека, разоряющего гнездо пернатого хищника, ворошащего палкой муравейник или бросающего камнем в «противную» жабу? К живым объектам природы нужно относиться по-особому: бережно, как к собственной жизни. Находясь в природе, надо относиться ко всему окружающему внимательно и осторожно. Нельзя собирать коллекции моллюсков, жуков, бабочек и других животных. Собирательство даже без злого умысла может нанести ощутимый вред природе.  Живая природа должна быть для всех неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь, но не трогайте, не ловите. Помните, надо беречь не только редкие растения и  редких  животных, но и всех остальных, ведь животные и растения  связаны между собой цепью питания.                                                                   По тому, как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

Чтение стихотворения « Береги природу».    (Читает  ученик)

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа- мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях осетра.

Касатку в небесах,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

 И сами сохранимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 2 – 4 классов.Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Тема: "Я здоровье берегу - сам себе я помогу"Цели: Перевод знаний в повседневные жизненные навыки, профилактика вредных привычек;привитие этических норм и навыков здорового образа жизни.Оборудование: ...

Конспект воспитательного мероприятия в 3 классе на тему «Защита природы».

Конспект воспитательного мероприятия в 3 классе на тему "Защита природы"...

групповая проектная работа учащихся 1 б класса по окружающему миру "Животные вокруг нас"

План групповой исследовательской работы для учеников 1 - 2 классов. Тема проекта "Животные вокруг нас".  Каждому учащемуся дается проблемный вопрос в рабках общей темы, который он рассматривает ч...

Конспект классного часа для 1 класса на тему «Здоровье - главное богатство каждого человека!»

Конспект классного часа для 1 класса на тему  «Здоровье - главное богатство каждого человека!»...

Классный час для второго класса на тему: "Здоровье - главное богатство каждого человека"

Цели: познакомить учащихся с понятием здоровье человека; узнать способы поддержания здоровья.Проведение данного классного часа направлено на достижение следующих задачЛичностные: помочь уча...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Защита природы"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе  по теме "Защита природы"...