Сценарий экологического КВН для начальных классов.
классный час (3 класс) на тему

Морозова Елена Витальевна

Внеклассное мероприятие по экологии для 3 класса "ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ". Проводится в форме КВН. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий экологического КВН

«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ  РОДНОЙ»

Цель: формировать экологическую культуру, навыки бережного отношения к природе, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.

Задачи:

Обучающая: закреплять знания о живой и неживой природе, закреплять представление о взаимосвязи обитателей леса растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Развивающая: развивать фантазию детей, сообразительность, находчивость, логическое мышление, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Воспитательная: любовь к природе, чувство доброжелательного соперничества в командной деятельности.

Ход игры:

Ученик:

 Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь. 

А. Смирнов

Ведущий:  

Земля  - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

Конкурс 1. "Визитная карточка".

Представление команд. Капитаны команд представляют участников, рассказывают о названии, эмблеме и т. д.

Конкурс 2. "Разминка"

За одну минуту команда должна ответить на максимальное число вопросов.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для 1-ойкоманды.

1.Птичий домик (Гнездо)

2.Много – люди, один –это…(Человек)

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).

4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).

5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)

6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).

7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).

8. Косой ли заяц? (Нет).

9. Что делает зимой ёж? (Спит).

10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)

11. Кого больше, девочек или детей? (Детей)

12. Павлин, ласточка, курица – это … (Птицы)

13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).

14. У кого рот на брюхе? (У акулы).

15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).

Вопросы для 2-ойкоманды.

 1.Пингвин – это птица?

2.Насекомое, дающее мед. (Пчела)

3. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

4.Маленькие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

5. На что похожа половина яблока? (На вторую половину)

6. Какой цветок считается символом России? (Ромашка)

7. Место, где растут овощи? (Огород)

8. С прилетом каких птиц считают, что пришла весна? (Грачи)

9. Чего больше, яблок или фруктов? (Фруктов)

10. Овца, заяц, слон – это ..(Животные или звери)

11. Самый быстрый зверь? ( Гепард).

12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).

13. Какое дерево как и береза дает сладкий сок? (Клен)

14. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, не умеет говорить)

15.Какая птица наших лесов лучше всех  подражает птичьим голосам? (Скворец)

Игра  со зрителями "Прилетели птицы"

Ведущий называет птиц, и если ошибается, болельщики должны хлопать в ладоши:

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Конкурс 3. "Домашнее задание"

Команды представляют творческие номера на экологическую тематику.

(сценки, песни, стихи и т.д.)

Конкурс 4. "Мы – экологи"

Ребятам предлагается вспомнить, какие законы охраны природы они знают.

Пусть участники команд постараются за пять минут вспомнить как можно больше заповедей юных любителей природы.

Участники команд записывают на листе бумаги заповеди юных любителей природы и отдают их членам жюри.

Примерные ответы:

Не рвать дикорастущие растения.

Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.

Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.

Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.

Не разжигать в лесу костры.

Не оставлять в лесу бытовой мусор.

Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.

Не уносить из леса диких животных.

 Конкурс 5. "Экологический плакат"

Одному или двум участникам каждой команды выдается лист бумаги, краски, карандаши и предлагается задание за определенное время (по усмотрению учителя) нарисовать плакат на экологическую тему. Плакаты вывешиваются на специально подготовленных стендах и демонстрируются членам жюри.

 6. Конкурс  капитанов

капитаны получают тест-карточки с шестью вопросами, время для ответов ограничено 2 мин.; для педагогов правильные ответы выделены жирным шрифтом
Задание 1:
В какое море впадает великая русская река Волга?
- в Чёрное море,
- в Средиземное море,
- в Каспийское море.
Задание 2:
Цунами является последствием:
- шторма,
- подводного землетрясения,
- столкновения кораблей.
Задание 3:
Какого моря в природе не существует?
- Красного моря,
- Белого моря,
- Синего моря,
- Жёлтого моря.
Задание 4:
Что растёт на дне морском?
- морской лопух
- морской лук
- морская капуста
Задание 5:
Кто в море не живёт?
- морская черепаха
- морской чёрт
- морская свинка
- морской окунь
- морской ёж
Задание 6:
Что влияет на морские приливы и отливы?
- луна
- солнце
- ветер

Игра со зрителями «Белки и деревья»  Игру проводят, пока капитаны отвечают на вопросы, а команды рисуют плакаты. 

Разделите детей на 3-4 группы по несколько человек. Каждая из групп – это семья белок. Каждая семья имеет своё дерево – это стул. Наступает день и все белки уходят на прогулку и добычу припасов. Включается музыка и все дети веселятся под музыку. Но в это время приходит охотник и срубает дерево (ведущий забирает стул). Наступает вечер, все белки должны вернуться домой. Но одной семье некуда вернуться, ведь одно дерево может вместить только одну семью белок. Эти белки должны уйти из леса (дети покидают игру). Игра заканчивается, когда все дети выходят из игры.

 

Ученик:

Лес – наш друг!  

И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.

Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
(Н. Филимоненко )

Проверяют ответы капитанов, а затем команды показывают свои плакаты.

Конкурс 7. «Заморочки из бочки»

Команды по очереди достают из мешочка фишку с номером вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Вопросы конкурса:

1.Какая жидкость не имеет цвета, запаха и вкуса. (вода.)

2.Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (нет.)

3.Какая часть есть у обуви и у холма? (подошва.)

4.Какую цепь нельзя поднять? (цепь питания, горную цепь.)

5.Что за утреннее серебро можно собрать на траве? (росу.)

6.Какое животное бежит задними ногами вперед? (заяц.)

7.Что в пустыне дороже золота? (вода.)

8.Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (бобр.)

9.Название какого лесного зверя дано созвездиям? (медведица.)

10.Какая перелетная птица не вьет собственного гнезда и подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка.)

11.Какая птица может нырять под воду (не зря ее называют "водяным воробьем")? (оляпка.)

12.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест.)

13.Какая бабочка "носит" воинское звание? (адмирал.)

14.Не летает, не поет, а клюет (рыба)

15.Какой город парит в небе? (Орел)

Конкурс 8. «Вторая  жизнь  упаковки»

Каждый из нас может пофантазировать, приложить небольшие умения и вдохнуть вторую жизнь в предметы из пластиковых бутылок или пакетов. Эта «вторая жизнь», небольшого количества упаковок, с точки зрения охраны природы, гораздо лучше вывоза на свалку и дальнейшего.  

Пока команды заняты творческим заданием со зрителями можно поиграть в игру  "Чудесный мешочек".

Надо угадать на ощупь, какой овощ или фрукт, спрятан в мешочке.

Ведущий:

Из бутылок делают скворечники, кормушки для  птиц, воронки, горшочки и теплицы для рассады. Вешают на забор в качестве пугала от ворон, а также используют в качестве водонепроницаемых колпаков на верхушках столбов, а также делают почтовые ящики и флюгеры. В Казахстане из пластиковой бутылки делают рукомойники, а в Индонезии — стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам. В Монголии их сжигают в качестве жертвоприношения духам. В некоторых африканских странах, где обычная посуда – большая редкость, использованные бутылки продаются прямо на рынках, а из сплющенных полуторалитровых бутылок делают сандалии. А один китайский фермер расположил пластиковые бутылки на крыше своего дома, соединив их нехитрой системой из трубок. Вода в бутылках нагревается практически моментально и поступает в дом.

Давайте посмотрим, что могут предложить наши участники.

Конкурс. 9 « Берегите воду!»( 2 стакана с водой, 2стула)

2 команды встают в колонки. Первый доходит со стаканом воды до стула обходит его, возвращается и передаёт другому участнику. Задача - не пролить воду.

Конкурс. 10 «Цепи питания»

Командам раздают картинки различных животных. Необходимо составить цепи питания. Учитывается количество правильных  цепей питания. За каждую цепь питания команда получает один балл + 1 балл за самую длинную цепь питания.

Игра со зрителями «Загадай, мы отгадаем!»

1.Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:

•        Гена (крокодил)

•        Рикки-Тикки-Тави (мангуст)

•        Каа (удав)

•        Людвиг14 (лисенок)

•        Матроскин (кот)

•        Серая шейка (утка)

•        Шушара (крыса)

•        Торила (черепаха)

•        Балу (медведь)

2 Не имеющая плохой погоды. (Природа)

3. Зеленая, от которой мухи дохнут. (Тоска)

4.Охотница до чужих мехов. (Моль)

5.Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)

Подводят итоги конкурса «Цепи питания»

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что экологическая викторина помогла нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Ученик:            Вся Земля – наш общий дом
Мы все с рожденья в нём живём.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.

Игра «Больше всего я похож на…..»

Игра проводится со всеми присутствующими

-Каких животных вы  больше всего не любите.

Ответы записываем на  доске.  Раздаем таблички,в которых перечислены «неприятные животные» и простые вопросы – утверждения. Если ребенок согласен что данное утверждение подходит данному животному, ставит «+». В конце таблицы на те же вопросы ребенок отвечает про себя.

Животные, которых я больше всего не люблю

Умеет плавать под водой

Может проспать всю зиму

Может заболеть

Умеет прыгать

Ест конфеты

Ходит в школу

Живет в нашем доме

Умеет ползать

Хочет жить

После выполнения задания пусть каждый ребенок ответит на вопросы:

Есть ли что - то общее у тебя со всеми животными?

А на кого ты больше всех похож? А на кого не похож?

Что умеют делать животные, чего не умеешь делать ты? И наоборот?

А ты мог бы чему ни будь научиться из этого списка?

- Послушайте стихотворение Б. Заходера «Все на свете нужны»:

Все-все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все на свете,

На свете нужны.

И это все дети

Запомнить должны!

Подведём итоги. Слово жюри.

Жюри объявляет итоги игры, вручает грамоты и призы победителям.

Ведущий:

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

Список литературы:

  1. Внеклассные мероприятия. Составитель : Яровая Л.Н.  – М.:ВАКО, 2004

     2. Сборник экологических игр. Составитель: Севрук Ю.А.  По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.

     3. В.В. Рынькова Т. В. Юдина. Азбука экологического воспитания.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экологические проекты в начальных классах"

Выполнение учебного проекта учит детей творчеству, воспитывает в каждом ребенке самостоятельную личность.  Экологические проекты способствуют воспитанию экологической культуры и здоровому образу ...

Сценарий экологического мероприятия для начальной школы. «Живому – жить!»

Сценарий экологического мероприятия для начальной школы.«Живому – жить!»...

Сценарий экологического праздника для начальных классов «Давайте беречь лес!»

Авторский сценарий экологического праздника с оригинальными стихами и переделками песен....

Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций

Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2020 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...