Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной.
классный час по теме

 Цель: сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;

научить детей правильно питаться.

Задачи:

·        объяснить ребенку важность утреннего приема пищи;

·        дать представление о блюдах, которые могут входить в состав завтрака, научить составлять меню;

·        отрабатывать гигиенические навыки у младших школьников, навыки культурного поведения за столом;

·        объяснить полезность приема в пищу каш, научить детей самих готовить каши 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_iz_chego_varyat_kashi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шемякина Ж.И.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №9

имени адмирала П. Нахимова

 г. Вязьмы Смоленской обл.

Классный час

Тема: Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной.

 Цель: сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;

научить детей правильно питаться.

Задачи:

  • объяснить ребенку важность утреннего приема пищи;
  • дать представление о блюдах, которые могут входить в состав завтрака, научить составлять меню;
  • отрабатывать гигиенические навыки у младших школьников, навыки культурного поведения за столом;
  • объяснить полезность приема в пищу каш, научить детей самих готовить каши

Оборудование: Карточки с пословицами о кашах.  Произведения художественной литературы о кашах: Братья Гримм: «Горшочек каши», русская народная сказка «Каша из топора», Н.Носов «Мишкина каша». Различные виды круп, добавки к кашам; изюм, семечки, сухофрукты, ягоды из варенья, орехи и т.д. Гербарные экземпляры растений, из которых производят крупы. Предметы и посуда для сервировки стола.

Ход занятия.

Вступительная беседа учителя.

 Узнать о чем пойдет речь на нашем классном часу вы можете отгадав загадку:

        В городе Торжке

        Продают бабу в горшке.

                            (Каша.)

 - Сегодня  на классном часу мы продолжим разговор о правильном питании.

Тема сегодняшнего классного часа «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной».

-   Когда чаще всего употребляют в пищу кашу?

  (-На завтрак).

-  Ночной перерыв в приеме пищи – самый длительный. На многих языках слово «завтрак» дословно переводится как «прекращение поста». В течение сна организм поддерживается запасами жира и гликогена в печени, которые, если их не пополнять, быстро исчерпываются. Поэтому, как только организм возобновляет свою активность утром, ему требуется большое количество энергии.

     По энергетической ценности завтрак составляет четвертую часть ежедневного рациона питания ребенка. Организм младшего школьника наиболее активно расходует энергию в утренние часы (именно на это время приходятся часа занятий в школе). Поэтому завтрак обеспечивает организм пищевыми веществами и калориями, так необходимыми детям.

    Завтрак должен стать обязательным компонентом рациона питания каждого ребенка. Регулярный прием пищи по утрам значительно снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний. Установлено, что «завтракающие» дети устойчивы к стрессам, умственным и психоэмоциональным нагрузкам. Завтрак способствует сохранению нормального веса детьми. 44% тучных мальчиков и 20% девочек не завтракают.

    Наиболее подходящим блюдом для завтрака является каша. Каши содержат необходимое количество питательных веществ. К тому же они легко усваиваются, что немаловажно утром.

   Полезность каш определяется еще тем, что в крупах (в отличии от большинства других растительных продуктов) меньше всего накапливается вредных веществ и радиоактивных элементов.

  Сегодня на занятии мы постараемся узнать, что вы знаете о кашах, пополним свои знания новыми и научимся делать кашу вкусной.

   Мы проведем занятие в виде познавательной игры-соревнования между командами.

 (Детям дано задание: разделиться на две команды, придумать название команд, подготовить краткое сообщение о разных видах каш, сделать поделки из круп).

1. Выбор жюри из родителей и гостей.

   (После каждого конкурса жюри подводит итоги)

2. Представление команд.

3. Конкурс «Откуда появляется крупа?».

 Детям дается задание: отгадать загадку о растении и найти его среди гербарных экземпляров. Номера загадок дети выбирают сами. Первой начинает та команда, которая отгадает «Какая каша и за что получила название в честь мифологического героя». (Геркулес)

  1. Черна, мала крошка,

            Соберут немножко,

            В воде поварят,

            Кто съест – похвалит. (Гречневая крупа.)

  1. Как во поле на кургане

            Стоит курица с серьгами. (Овёс)

 

  1. В поле метелкой,

            В мешке – жемчугом. (Пшеница)

  1. Желтенькие крошки

            Любят все ребятки.

           Скушав их, растут детишки,

           А ещё цыплятки. (Просо)

Дети называют оставшиеся на доске гербарные экземпляры растений, из которых делают крупы (ячмень, кукуруза)

Загадка о кукурузе

Девица укуталась в листья над грядкой,

Выбилась только кудрявая прядка.

Одета она в золотую кольчугу –

Плотно колечки прижаты друг к другу.

Загадка о  пшенице

Две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает.

Две недели подсыхает

4.Конкурс «Угадай пословицу».

Русский народ всегда славился умением всё подмечать и отражать это в пословицах и поговорках. Мы знаем много поговорок о Родине, дружбе, семье, учебе, труде. Есть среди них и поговорки о каше. Сейчас нужно будет найти и составить верно поговорку о каше.(На доске карточки с началом поговорки и предполагаемым продолжением. Нужно выбрать правильный вариант ответа)

Щи да каша        полезная еда

                             пища наша

                             вкусные всегда

Кашу маслом      можно сдобрить

                             вкусно смазать

                             не испортишь

5.Конкурс «Литературная каша»

Не обошла стороной тема «каши» и литературные произведения. Вам предлагаются отрывки из сказок или рассказов о каше, а вы должны назвать название произведения и автора.

( Отрывки из сказки Братьев Гримм: «Горшочек каши» и  рассказа Н.Носова «Мишкина каша».

Назовите  другие произведения, в которых речь идет о каше.

6. Конкурс «Какие бывают каши».

 Детям предлагается написать названия всех известных им каш. По два участника команды рассказывают в это время о кашах и пользе для человека.

    Самой полезной считается гречневая каша. Ведь в гречневой крупе из которой она изготовляется, много растительных белков, жиров, углеводов –крахмала. Она содержит фосфор, кальций, магний, марганец, а также витамины группы В.

   Крупы из овса содержат важные для организма аминокислоты, минеральные вещества, витамины В и Е (Способствующие росту детского организма). Овсяные хлопья, подвергнутые специальной обработке в процессе приготовления, усваиваются значительно лучше, чем овсяная крупа.

  Рис, по сравнению с другими крупами, наиболее богат крахмалом, но содержит меньше белка, жира, минеральных веществ и витаминов. Рис очень легко усваивается организмом, поскольку в нем мало клетчатки.

   Из пшеницы получают пшеничную и манную крупы. Манная крупа относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам. Поэтому её рекомендуют давать на завтрак ребенку перед серьёзными нагрузками (контрольной, соревнованием).

Жюри проверяет правильность ответом и объем знаний.

Учитель предлагает тем временем совершить экскурсию в магазин.

- Каждый из вас, ребята, наверняка не раз останавливался у прилавков магазина, на которых выставлены кондитерские изделия, где лежат всевозможные конфеты, шоколад, зефир, халва и другие сладости. Кто-то любит рассматривать витрины с фруктами и соками. Некоторых привлекают к себе прилавки уставленные тортами и пирожными. Но вряд ли хоть кто-то из вас останавливался у прилавка с кашами. Давайте сейчас вместе с вами побываем в гостях у Бусинки, которая предлагает нам посетить особенный магазин – магазин каш. Заодно мы сумеем проверить, всё ли мы знаем о кашах.

 (Учитель рассказывает о всевозможных существующих кашах, их видах и способах приготовления).

 

7. Конкурс «Украшение стола»

Наш классный час не был бы завершенным, если бы мы не отведали вкусной каши. Но чтобы её отведать, мы должны накрыть стол. Ведь недаром у русского народа существует пословица «За пустой стол гостей не сажают».

( Детям предлагается накрыть стол, разложить столовые приборы).

Жюри оценивает домашнее задание: «Поделки из каши».  Затем оценивает сервировку стола).

8. Конкурс «Правила этикета и культуры речи».

Стол накрыт, но мы не можем сесть за стол не вспомнив правил поведения за столом, правил гигиены и вежливых слов.

(Одной из команд предлагается назвать правила поведения за столом, а другой, правила гигиены и вежливые слова, применяемые в речи за столом).

9. Конкурс «Как сделать кашу вкусной».

- Сегодня у каждой из команд на столе тот самый волшебный горшочек из сказки, в котором находится каша. И сейчас мы не просто будем соревноваться, но ещё мы будем и учиться.

  - Кто из вас любит кашу?

   -Конечно не все.

Но любую кашу можно сделать вкусной. Давайте вспомним пословицу «Кашу маслом не испортишь». Это первый секрет. Масло сделает вашу кашу вкуснее.

Ещё в кашу можно добавить разные добавки, которые предадут каше особенный вкус. Например, изюм, семечки, сухофрукты, цукаты, фрукты из варенья. А, те, кто не любит сладкие каши, могут добавить немного орехов.

Главное - не переборщить.

(Учитель предлагает детям узнать, чем обогатят пищу различные добавки. На доске вывешены картинки с изображением фруктов. ягод, орехов и содержанием в них витаминов).

У каждой из команд на столе приготовлено всё для того, чтобы постараться сделать кашу вкусной. Приступаем к творческому эксперименту. Нужно придумать свой рецепт каши и дать ему название.

(Дети выполняют работу).

10. Конкурс для родителей и жюри.

   Предлагается ответить на вопрос и присудить балл за правильный ответ понравившейся команде.

Что обозначает поговорка «Мало каши ел»?

Что такое «Бабина каша»?

Откуда на Руси  появилась поговорка «С ними каши не сваришь»?

Что такое «суворовская каша»?

Дети предлагают отведать гостям приготовленную кашу. Жюри подводит итоги познавательной игры-соревнования.

 

Рубрика «Это интересно»

 

   Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств.

    При рождении ребенка готовилась «Бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен сесть молодой отец.

    Знаменитый рецепт суворовской каши родился во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы продовольствия – осталось «чуть-чуть» гороха, перловки, пшена и гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить истощенных солдат, Суворов вдруг отдал приказ – все варить в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу до сих пор называют суворовской.

   У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами варить кашу. Без этого мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых  людей говорят: «С ними каши не сваришь».

    Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильными и непобедимыми.

В заключении нашего классного часа несколько советов  для родителей, чьи дети неохотно утром завтракают:

- сажать ребенка за стол через 20-30 минут после пробуждения;

- сделать до завтрака зарядку с ребенком;

- предложить ребенку кислый фруктовый сок

- привлекать ребенка к участию в приготовлении завтрака.

 

Типовой режим питания школьника:

Завтрак дома – 7.00 – 7.30

Завтрак в школе – 9.40 – 10.00

Обед – 13. 00 13. 30

Полдник – 16.30 – 17.00

Ужин 19.00 – 19.30

А вы , ребята, я надеюсь, будете обязательно завтракать по утрам и конечно выполнять правила гигиены питания. Давайте вспомним их.

(Дети называют правила).

- мыть руки перед едой;

- соблюдать режим питания:

- есть умеренно;

- заботиться о чистоте ротовой полости.

  Подведение итогов.

Что мы узнали нового на классном часу?

Домашнее задание: Придумать свой рецепт каши.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультативного курса "Разговор о правильном питании" по теме: "Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной?"

Данная разработка предназначена для учителей, работающих по курсу "Разговор о правильном питании"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»

Данная  методическая разработка создана по программе «Разговор о правильном питании», авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, по теме: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?». Методич...

Проект "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?"

Проект разработан учителем начальных классов Анаевой Гульнарой Хавиловны и учащимися 2-го "Г" класса. Цель проекта: проанализировать почему современные дети не едят каши. Оказалось, что многие учащиес...

"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной".

Внеурочное заняти. Возрастная категория  1-2 классы....

Разработка внеурочного занятия «Здоровое питание» Тема: Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

Цель данного занятия - сформировать у детей представление о пользе каш, познакомить с различными видами круп, рассказать, как сварить кашу, как сделать ее вкуснее...

Внеурочное занятие по теме: "Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?" 2 класс. Программа: Школа России.

Название: «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?»Цель: – расширить  у учащихся представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона.Планируемые результаты:·...

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной для курса "Разговор о правильном питании"...