Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Баймуратова Светлана Владимировна

Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие младших школьников на основе системно – деятельностного подхода.

       Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды  и убеждения, а так же оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живём. Основной задачей учителя начальных классов является довести речевые умения ребёнка, оканчивающего начальную школу, до такого минимума, ниже которого не должен остаться ни  один ученик в классе. Учитель обязан совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

      Работу по развитию речи детей начинают с добукварного периода, когда дети еще не умеют читать. Каждую картинку азбуки внимательно изучаем, составляем предложения, небольшие рассказы, подбираем синонимы, даём описания предметов.  Провожу словарные, синтаксические, иннотационые упражнения по анализу текста. Разнообразные работы со словом, словосочетанием, предложением, текстом даёт возможность повысить и уровень грамотности. Анализ и пересказ текстов подготавливает детей к самостоятельному изложению результатов наблюдений, обобщению прочитанного. На уроках чтения словарной работе отводится много времени. Из чего же складывается эта работа? В ней сливаются четыре направления: 1) Обогащение словарного запаса, усвоение тех новых слов, которых дети раньше не знали, новых значений слов; 2) Уточнение словаря, то есть углубление понятий уже известных слов, выяснение их оттенков, различие между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений; 3) активизация словаря, то есть включение как можно более широкого круга слов в речь каждого ученика, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в тексте; 4) устранение нелитературных слов, употребляемых детьми.

        Раз в неделю стараюсь производить изложение. Тексты подбираю интересные, имеющие образовательные и воспитательные значения. Если содержание рассказа позволяет – устанавливаем связь с личным опытом детей.

        Очень люблю работу с деформированным текстом. Проводить её начинаю с первого класса. С начала это несложные задания, когда надо лишь правильно составить предложения, а затем предлагаются предложения и детям нужно установить их порядок, что бы получился текст. Во втором классе работа по развитию речи усложняется. Дети учатся строить связанные высказывание разных типов. Преобладает в заданиях по развитию речи по прежнему устная речь: устные рассказы о событии их жизни, о своих впечатлениях, наблюдениях. Задача учителя состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого к знаниям в мир, богаты интеллектуальной жизни.

         Большое значение в развитии речи предаю работе над сочинениями. К Каждому сочинению готовимся заранее. Ходим на экскурсии. Подбираем стихи, красивое описание из художественных произведений, пословицы, синонимы: на уроке ученик строит своё знание сам, высказывает свои мысли вслух, даже если они не правильные, сам описывает своими словами  собственные образы. Моя задача состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия. Созданию текста помогают рисование, групповая деятельность, обсуждение, уточнение деталей, актуализация знаний, организованное перемещение в пространстве класса, смена места написания текста.

         Озвучивание или афиширование текста и последующая рефлексия завершают творческую работу. Необходимо отметить, что не допускаются никакие исправления ошибок (иначе текст не может стать свободным, творчество будет сковано страхом перед ошибкой.) Грамотности можно учиться в другое время, в другой форме. Здесь цель не та.

          Уже в первом классе знакомлю детей со словарями. Они с удовольствием пользуются толковым, словообразовательным словарями, словарём С.И. Ожегова, с интересом листают словари пословиц и поговорок, фразеологизмов. Помогают в развитии речи учащихся наблюдения, полученные детьми на прогулках, экскурсиях, походах. Стараюсь как можно чаще ходить с ребятами на экскурсии в лес, на озеро. Считаю, что прогулки – это короткие уроки воспитания чувств. На прогулках мы изучаем, наблюдаем природу, составляем словосочетания, предложения, подбираем красивые сравнения, а в классе рождаются удивительные стихи или рассказы.

            Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально.  Вот и выходит, что учить ребёнка говорить – это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, это значит расширять его жизненный опыт. Работа над развитием речи долгая и кропотливая. Но систематическая работа всегда приводит к успеху. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников

Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...

Развитие познавательной деятельности младших школьников на основе системно-деятельностного подхода

КУРСОВАЯ   РАБОТА .ТЕМА: «Развитие познавательной    деятельности младших школьников на основе     системно-деятельностного...

Речевое развитие младших школьников на основе восприятия картин

Иллюстративный материал для работы по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин И.И.Левитана. Предлагаемый вариант презентации - для урока изобразительного искусства, но без сла...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на основе системно-деятельностного подхода.

В статье дается определение, что такое патриот, какие задачи стоят перед учителем. Показывается, как на уроках в начальных классах (на конкретных примерах) можно воспитывать личностные качества гражда...

Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода"

Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников  в условиях  системно-деятельностного подхода" была подготовлена для выступления на школьном методическом объе...

Статья "Речевое развитие младших школьников на основе восприятия картин"

Главная цель по развитию речи состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. Развивать в детях ли...