Совместная деятельность педагогов и родителей.
статья на тему

Шибалова Наталья Владимировна

Семья - первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает "педагогический треугольник" (учитель - ученик - родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. 

В статье показаны формы работы с родителями в нашем лицее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_pedagogov_i_roditeley_1.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность педагогов и родителей.

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей. Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства. Тем более, сегодня, когда осуществляется переход на новую парадигму образования — парадигму личностно - ориентированного взаимодействия, которое требует новых подходов, форм и методов совместной деятельности педагогов и родителей.

На сегодняшний день стоит задача повсеместно - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками учителя. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями.

Инновационные формы предполагают:

- активную позицию родителей,

- партнерство с педагогами,

- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,

- применение полученных знаний в семейной среде.

        В работе с родителями в нашем лицее мы используем следующие формы:

  1. Цитаты и призывы к родителям.

Как донести до родителей то, что они должны делать по отношению к своим детям? Как сделать так, чтобы они поняли про свои обязанности, про свое место в обучении и воспитании детей?

Постоянно вывешиваем на стенде высказывания выдающихся педагогов и психологов или призывы – броские, короткие, точные по теме. Это западает в голову, заставляет задумываться и соответственно поступать. Например: «Хороший пример – лучшая проповедь», «Не вымещай на ребёнке свои обиды. Что посеешь, то и взойдёт», «Если крикнешь в кувшин, то и кувшин на тебя крикнет», «Гораздо легче стать отцом, чем остаться им», «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». Есть у нас в копилке и высказывания для детей. Дети дома с родителями обсуждают их. Эти высказывания они часто применяют в практике. Например: «На добрый путь всегда готовым будь!», «У тебя всё получится!» «Кто не учится, тот блуждает в потёмках!», «Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает!».

  1. Акция «Читающая мама - читающая нация».

2015 год в России объявлен годом литературы. В каждом классе Лицея № 1 проходит акция «Читающая мама -  читающая нация». На уроки внеклассного чтения приходят представители семьи (мамы, папы или бабушки) и читают вслух детям произведения. После прочтения они вместе обсуждают поступки героев, высказывают свое мнение, рисуют диафильмы к прочитанному.

  1. Акция «Родители  - детям».

Все родители - профессионалы своего дела. Но не всегда  у них есть время для общения со своим ребёнком. И не все дети интересуются, чем же занимаются родители на работе? Поэтому мы привлекаем родителей для выступлений на классных часах и занятиях по внеурочной деятельности. Родители с удовольствием откликаются на приглашение учителя. Они проводят увлекательные и познавательные занятия.

 Например: запомнилась детям встреча со старшим преподавателем ИЭУП Софинской О. А., которая в игровой форме, очень доступно рассказала ребятам об экологии.  Такие встречи с родителями способствуют  развитию эмоций ребенка, вызывают чувство гордости за своих родителей.

  1. «Экипажи родителей и детей»

В классе все дети совместно с родителями поделены на экипажи. В первом классе учитель делит сам. А в дальнейшем прислушивается к мнению родителей и детей. Такая форма организации позволяет тесно сотрудничать детям и родителям. Дети совместно с родителями готовят проектные,  исследовательские и творческие работы, сценки к праздникам, дни добрых дел. В результате родителя всегда в курсе жизни класса. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью и с классом в целом.

  1. Акция «Дети войны»

В год семидесятилетия Победы в каждой школе проводится много мероприятий. В нашей школе учащиеся собирают материал для создания «Книги памяти». Наши учащиеся готовили материал «Дети войны». Они писали сочинения, готовили презентации о своих прадедушках и прабабушках. Некоторые  бабушки и дедушки также стали гостями в классе. Они рассказывали о трудностях военных лет и подвигах своих родителей. Общение с бабушками и дедушками   добротой и лаской заполняет нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями.

  1. «Родительский сюрприз»

Не стоит забывать, что родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Родители являются для своих детей ярким примером для подражания. Каждый ребенок хочет гордиться мамой и папой. В нашем лицее повод для гордости всегда есть. Родители  готовят спектакль  и дарят его детям.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя, создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Только в гармоничном взаимодействии школы и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.  Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

     Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если школьное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Мы  не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список используемых источников:

1. Алексеева Л.В. В союзе с родителями. «Начальная школа», №11, 2001.

2. Блинова М. В сотрудничестве с родителями. «Народная школа», №2, 2004

3. Кондратьева Е.П. Проекты -2. Проблемы, поиск, опыт. Чебоксары. 2008

4. Мартынов И.И. Семья + школа = счастливый ребенок. «Начальная школа»,№8, 2004

5.  Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011

6. Соловьева З.В. Педагогическая диагностика. Чебоксары. 2003

 7.  Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2007. – № 4

Электронные источники:

www.zarobr.ru

http://www.uroki.net/docnach/docnach18.htm

www. in-exp.ru

www. webkonspect.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность педагогов и родителей.

Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства....

статья Совместная деятельность педагогов и родителей школьников

Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами ...

Статья "Совместная деятельность педагога и родителей"

Моя главная цель как первого учителя - создание и поддержание доверительных взаимоотношений между школой и семьей.  Помочь родителям в воспитании и обучении ребёнка  и одновременно поднять и...

Методическая разработка Исследование проблем младших школьников и пути их решения в совместной деятельности педагога с родителями и детьми

Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо? Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс. Ищем ре...

Методические рекомендации по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жиз

В работе представлены методические материалы по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного зд...

«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ»

Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами ...