Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.
статья (4 класс) на тему

Безручка Оксана Юрьевна

Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую очередь. На моем веку системы нравственного воспитания были всегда,  но о духовно-нравственном заговорили недавно. Перестроичные процессы, капитализация, кризисы, увлечение западной культурой (далеко не лучшими ее образцами) привели к слому прежней идеологической системы, девальвации нравственных норм. Сегодняшнему поколению молодых людей очень сложно ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей и принимать на веру то, что обесценивается реальной жизнью. Социологические исследования говорят о растущей наркомании, сектанстве, равнодушии к проблемам общества, индефферентной позиции молодых людей.  Произошла смена ценностных ориентиров: разрушены ценности старшего поколения, деформированы традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки. Что же может сделать школа и учитель, что можно противопоставить растлевающему негативизму?

    Без укрепления духовных начал нашей жизни, её нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества 

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsii.doc455.5 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции православной культуры как средство формирования  духовно-нравственных ценностей современных школьников.

                                            Вопрос воспитания для современных обществ - вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее.

В.Гюго

Судьбы нации во многом определяются образованием и

   воспитанием, которое  человек получает с самого раннего возраста…

Патриарх Кирилл

        Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую очередь. На моем веку системы нравственного воспитания были всегда,  но о духовно-нравственном заговорили недавно. Перестроичные процессы, капитализация, кризисы, увлечение западной культурой (далеко не лучшими ее образцами) привели к слому прежней идеологической системы, девальвации нравственных норм. Сегодняшнему поколению молодых людей очень сложно ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей и принимать на веру то, что обесценивается реальной жизнью. Социологические исследования говорят о растущей наркомании, сектанстве, равнодушии к проблемам общества, индефферентной позиции молодых людей.  Произошла смена ценностных ориентиров: разрушены ценности старшего поколения, деформированы традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки. Что же может сделать школа и учитель, что можно противопоставить растлевающему негативизму?

    Без укрепления духовных начал нашей жизни, её нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества.  Что же это такое - духовно-нравственные ценности? Как их сохранить? Откуда можно почерпнуть знания о них? Какую роль они играют в нашей жизни?  Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу  через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству.Самое главное в моей деятельности классного руководителя - воспитать в ребятах духовно-нравственное начало.  В средствах СМИ постоянно муссируется тема бездуховности молодых людей, нравственной деградации и опустошенности. Это не относится к ребятам из моего класса и я попытаюсь доказать,  что они обладают духовно-нравственными ценностями и преумножают их.    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта нового поколения воспитательный результат подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки». Поэтому в духовно-нравственном воспитании первостепенное значение имеет:

  • духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований;
  • постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры;  Ж-Ж. Руссо писал: «Прежде чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, нужно, чтобы в вас самих был образец, которому тот должен следовать», а арабская пословица гласит: «Достоинству вас не научит тот, кто недостойно сам себя ведет».
  • знания о правилах поведения, о культуре ребенку дать не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь;
  • бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. «Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя»,- писал  В.Сухомлинский,- и я с ним согласна.

Девиз нашего класса: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой любовью» (Мать Тереза). Воспитать личность невозможно ложью и безразличием. Воспитать личность можно только любовью, поэтому любое занятие должно быть пронизано любовью к детям. «Самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь», - писал Ж.-Ж. Руссо. Лучших слов о педагогике и не придумаешь

      В моем классе творческие, неординарные личности. У них развиты взаимопомощь, коллективизм, они открыто выражают свою гражданскую позицию.  Ребята   живут реальной, сегодняшней жизнью, реализуют социально значимые проекты, занимаются волонтерской деятельностью, делятся опытом своей работы с другими ребятами и в средствах СМИ; в номинации «Я – гражданин» класс занял по итогам соревнований 1 место в районе.

     По мнению Л.Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия ребят в общественной деятельности являются формирование у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, гражданское самосознание, толерантность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Я, как классный руководитель, направляю  деятельность моих учеников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия я строю через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Мои ребята участвуют (и побеждают) в конкурсах «Мой край- мое дело», в краевой Ассамблее «Мы вместе», в фестивале «Восточный ветер», патриотических конкурсах, конкурсах «За здоровый образ жизни». С  какой любовью и трепетом они изучали древнее церковное зодчество, иконопись на территории района, с каким уважением слушали беседы с настоятелем местной церкви! Мои ребята стали победителями конкурса «Духовное наследие Сибири», и я очень этим горжусь.

    Я убеждена, что организация коллективной творческой деятельности также способствует процессу духовно-нравственного воспитания. Овладев технологией социальной проектной деятельности школьников (имею сертификат на ведение данного направления), я считаю, что участие в социальных акциях является наиболее эффективной формой духовно-нравственного воспитания. Пятый год наше классное сообщество  разрабатывает и  проводит социальные акции, направленные на помощь и общение с детьми-инвалидами, популяризирует ценности приемной семьи. (Наши акции неоднократно  были представлены (являются призерами) на финале краевого конкурса «Мой край - мое дело» и  краевой Ассамблее ДО «Мы вместе».) А недавно реализованная акция «Вместе весело шагать» заставила задуматься о ценностях семьи не только ребят, но и взрослых. В семьях (класса) появились приемные дети - и это главный результат духовно-нравственного воспитания. Можно сколько угодно говорить о милосердии, нравственности –и ничего для этого не делать. И когда в хороших, успешных семьях появляются приемные дети, которых любят и о которых заботятся, это ли не пример для подражания, это ли не свидетельство здорового духовно-нравственного  общества! Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание

      Что же дает ребятам участие в социальных акциях и проектах?

1. Главный результат акции – ученики усвоили новые нормы поведения,  нравственные  и семейные ценности.

2. Один из результатов акции – это опыт создания  инициативных групп, направленных на помощь (духовное общение) детей из приемных семей.  Никто не будет забыт, в обиход школьников войдет новое для них понятие «толерантность», «приемная семья».

3.Тесное сотрудничество всех участников акции, направленное на  пропаганду здорового образа жизни и  семейных ценностей (совместно планировали, пропагандировали, собирали данные,  готовили концерт и развлекательные мероприятия.

Ребята приготовили презентации о своей учебной и внеурочной деятельности,продемонстрировали свои таланты, создав позитивный имидж старшеклассника,вызвав чувство гордости за них у приемных детей.

4.Формирование в результате этой деятельности общей культуры учащихся, раскрытие их творческих талантов, толерантности, умения сострадать, быть милосердным, принять другого таким, какой он есть, быть терпимым и снисходительным, быть по отношению к другим великодушным.

5. Благодарность детей и родителей за возможность пообщаться, поделиться проблемами, понять, что их ценят, ими восхищаются и им помогают: «поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется».

   6.Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, повышение педагогической культуры родителей, приобретение ими умений анализировать и адекватно оценивать поведение и деятельность своих детей и совместную с ними деятельность. Поддержка, пропаганда и создание семейных традиций (и традиций приемной семьи в частности) и традиций классного коллектива.

7.Публикация в местной газете «Сельский труженик», региональной «Восточный регион» заметок по теме акции привлекло внимание общественности к проблеме приемной семьи. Их становится больше, и это положительный фактор в развитии общества.

9.Дети из приемных семей поняли, что они тоже частица общества, о них помнят, заботятся, с ними общаются на равных, их любят и принимают такими, какие они есть,у них есть семья, которая  их любит и ценит.

10.Изготовление поделок, рисунков, картин, подготовка концертных номеров, психологическое тестирование способствовало позитивной направленности акции.

11.Привлечение к сотрудничеству и развитие партнерских отношений с семьей и социальными институтами (УСЗН, РОО, ДК, Отделом по делам молодежи, районного отделения партии «Единая Россия» и «Молодая гвардия», МУ «Тасеевский молодежный центр», Отделом по опеке и попечительству при Администрации района), берущими на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения.

 12. Дружба, взаимопонимание между детьми из приемных семей и их новыми братьями и сестрами, ребятами из  класса и их родителями - самое главное.  Нашей акции - жить!

      Я уверена, что мои ребята, получив в школе уроки толерантного поведения, духовно-нравственной культуры, останутся милосердными навсегда. Они осознали ценность человеческой жизни, понимают значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. У них сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину и народ (отрадно, что все юноши -10 чел. в классе- хотят служить в Российской Армии, и я этим очень горжусь).

     Мои ребята стали самостоятельными и несут личную ответственность за свои поступки на основе представлений о  нравственных нормах, социальной справедливости и свободе (в классе никогда не было «трудных» подростков и правонарушений, мне никогда не было стыдно за их поведение как в школе, так и вне школы).

        У моих ребят развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в  различных социальных ситуациях (мы учились этому, реализуя акции и проекты), они не конфликтны и умеют находить выход из спорных ситуаций, они творческие и активные – поэтому школьное самоуправление возглавляют мои ребята, они -победители творческих конкурсов разных уровней, ими гордится школа и район.

     Мои выпускники доброжелательны и отзывчивы, понимают и сопереживают чувствам других людей. Этим качествам они учились, реализуя проекты и акции, направленные на привлечение общественного внимания к проблеме приемных семей, детей-инвалидов, вследствие заболевания не обучающимся в школе, живущим в сложных жизненных ситуациях.

      Ребята мотивированы к труду, работают на результат (в классе 100% успеваемость, качество-56%, есть победители в НПК, олимпиадах, конференциях, чемпионы спортивных состязаний). Они  бережно относятся к материальным и духовным ценностям (исследование «Духовное наследие: церковное зодчество Тасеевской волости»,  «О чем рассказала икона», «Писатели-земляки»). Учащиеся успешно выступают на школьных, районных, краевых и общероссийских научно-практических конференциях с темами, связанными с православной культурой. Так исследовательская работа  ученицы 11 класса Лобановой Г. «Церковное зодчество на территории Тасеевской волости(района)» на краевой конференции краеведческих научно-практических работ «Мое Красноярье» в номинации «Исчезнувшие памятники края»  заняла 1 место и представляла наш край в г. Москве. Рецензию на данную работу написал настоятель храма Святого Богоявления Господня с.Тасеева иерей Сергей Рудмин. 1 место в районной конференции заняла  исследовательская работа  ученицы 10 кл. Кангур О. «Икона в моем доме» ,  2 место- ее же работа «Красота ее несказанна…»в 2011г. Дипломы участников всероссийского конкурса «Духовное наследие» получили учащиеся за творческие  работы «Икона в доме моих односельчан» и « Покровская церковь как памятник архитектуры». Ребята  пропагандируют свои работы, выступают перед сверстниками на уроках, внеурочных мероприятиях, в библиотеках, перед ветеранами – и это  ценно как для самих ребят, так и для той аудитории, где они выступают. Воспитательное, духовно-нравственное значение работ учащихся  велико и служит образцом для подражания. Тематика их разнообразна, особое внимание заслуживает творческая работа «Препояши силою нас, дево, пояса твоего..»- к истории происхождения Пояса Святой Богородицы, тема актуальная и животрепещущая.

     Мультимедийная работа ученика 11 класса Затолокина А. «Спаси и сохрани» достойно представлена на краевом конкурсе «Мой край- мое дело»в номинации «Социальный плакат». 11а класс реализовал социальные акции, направленные на толерантное отношение к детям-инвалидам, приемной семье, людям с разными вероисповеданиями, что так необходимо нашему современному обществу. Ребята вместе с классным руководителем стали победителями краевого конкурса «Семья-основа государства» и получили благодарность за творческий вклад в популяризацию традиционных семейных ценностей по укреплению института семьи за участие в 1 Открытом Всероссийском конкурсе культурологических, образовательных,  социально- просветительских, информационно-медийных проектов «Семья-основа государства», одним из учредителей данного конкурса является Московская Патриархия.

Все учащиеся моего класса участвовали в Олимпиаде по Основам православной культуры.   В конкурсе «Красота божьего мира»  также участвовали впервые и были победителями в районном конкурсе.. Тематика работ была разнообразна, но многие ребята рисовали будущую церковь, то, чего так не хватает нашему району.

      На августовской  педагогической конференции мне, как классному руководителю,было вручено благодарственное письмо от настоятеля прихода Святого Богоявления Господня иерия Сергия Рудмина.

Я совершила поездку в Вифлеем и Иерусалим,  рассказываю ребятам о святых христианских местах, показываю слайды и фотографии святых мест. И это тоже важная составляющая духовно-нравственного воспитания школьников. Знания о Православии — органическая, неотъемлемая часть отечественной культуры. Наше молодое поколение должно, наконец, получить доступ к неисчерпаемому кладезю православного духовного и нравственного наследия, которого нас пытались лишить в годы тоталитарного атеизма.  Воспитание уважения к традиционным вероучениям и культурам даст основу для прочного мира в XXI веке.

   Стандарты второго поколения  предполагают достижение трех уровней воспитательных результатов - появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах. Мне хочется надеяться, что эти компетентности ребята приобрели.

    Дети - будущее страны, наше будущее, и какими будут они, зависит от того,   какими мы воспитаем их (совместно с родителями), какие морально-этические нормы будут заложены в них. Ж-Ж Руссо писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». Очень важно выполнение этих задач с переосмыслением роли учителя. Труд педагога должен быть направлен на духовно-нравственное становление личности. Со стороны учителя должна быть искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно духовная радость, которую испытывает педагог в своей деятельности. Мы должны воспитать «современный национальный идеал — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.» (1,23)

        

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М., Просвещение, 2010. – с23. – (Стандарты второго поколения).

 

Методическая система

 Духовно-нравственное воспитание и развитие познавательной активности и самостоятельности младших школьников.

Главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний  «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе активного и сознательного присвоения нового социального опыта. То есть речь идет о формировании метапредметных умений.  Осуществляя эту деятельность, организую процесс обучения своих учеников на основе использования современных образовательных технологий: технологии деятельностного метода (учебно-исследовательская  и проектная деятельность),  компьютерных технологий, технологии использования игровых методов,  технологии разноуровневого обучения, альтернативной системы оценивания «портфолио»,  здоровьесберегающей технологии.

         Технология деятельностного метода обучения даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию. Одной из разновидностей такого подхода, применяемого мной в работе  является учебно-исследовательская  и проектная деятельность. Что приобретают учащиеся при работе над проектами? Во-первых, у детей появляется возможность приобрести навыки мыслительной деятельности (каждый что-то обдумывает, предлагает и т.д.), коммуникативной деятельности  (все делятся своими мыслями, идеями), практической работы. Проектный метод направлен на: развитие критического,  творческого мышления, умения работать с информацией, умения работать в коллективе, владеть культурой коммуникации. Организуя проектную деятельность, сочетаю индивидуальную самостоятельную работу с работой в сотрудничестве, в малых группах, в коллективе. Такая организация подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. На уроках закрепления изученного материала, предлагаю выполнение проектных заданий, что позволяет видеть практическую пользу при изучении предмета, следствием чего является повышение интереса к предмету и прочные знания, что является целью использования данной технологии. Проектная технология помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться. В своей работе использую как групповые проекты, так и индивидуальные.     Свои проекты ребята представляли одноклассникам на уроках окружающего мира: «Моя семья»(1 кл.), «Мой класс, моя школа» (1 кл.), «Мой любимый питомец» (1 кл.),  «Красная книга или Возьмём под защиту» (2 кл.), «Моя родословная» (2 кл.); на уроках математики: «Числа в загадках, пословицах и поговорках» (1 кл.), «Орнаменты и узоры на посуде» (2 кл.).  Защита  этих проектов была представлена на родительском собрании,    на заседании ШМО учителей начальных классов. Продуктом проекта является обычная папка, книжка-раскладушка, презентация (работы размещены на сайтах: http://sajt-uchitelya-nachalnykh-kla09.webnode.ru   и   http://multiurok.ru/ludmila-melnik/files ). Коллективный проект «9 мая – День Победы» ребята оформили в виде стенгазеты и поместили в коридоре школы.

В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах: русского языка, окружающего мира, технологии. Уже во втором классе  приняли участие в  XLV  научно-практической конференция учащихся и молодёжи с учебно-исследовательской  работой «Почему хлеб называют символом жизни?».

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность делать ученику первые шаги в поисково-исследовательской работе, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

 Компьютерные технологии применю не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт  применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций; совершенствовать логику подачи учебного материала,  что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;  вырабатывать навык  работы с различными источниками информации.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях: как средство наглядности учебного процесса, источника учебной информации,  для организации коллективной и групповой работы (проекты), тренажера, как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала, создание сценариев для компьютерных уроков-сказок, уроков-путешествий, уроков-викторин,   привлечение детей к составлению презентаций и буклетов во внеурочное время, использование электронного дневника. Мной разработаны тесты, таблицы, кроссворды, ребусы, электронная азбука, медиаресурсы с использованием программы Power Point.  В своей работе использую мультимедийные учебные пособия, электронные энциклопедии, Интернет-ресурсы, создаю слайды, презентации к урокам, создаю  видеосюжеты  к урокам с  помощью программы  Windows Movie Maker  (вырезание из фильма отдельных кадров и создание видеосюжета по теме урока), уроки, используя  программу Camtasia Studio 8, учусь создавать уроки для дистанционного обучения. Например, в 4 классе при изучении темы: «Великая война и Великая Победа. Я составила даже отдельную мультимедийную  презентацию «Цена блокадного хлеба» со звуковыми эффектами, музыкальным сопровождением, анимациями и т. д., которую можно использовать как в начальных классах на уроках окружающего мира,  и на уроках истории  учителям – историкам, так и во внеклассной воспитательной работе.

 Все мои внеклассные мероприятия  проходят с использованием ИКТ.

С помощью компьютера составляю планирование на год, поурочные планы, планы воспитательной работы,  анкеты, карточки для самостоятельных и контрольных работ, оформляю стенды.  Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word  и Power PointС помощью программы Word дети готовят сообщения, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира.  

    Актуальность духовно-нравственного воспитания  продиктована необходимостью развития духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения как будущих носителей национальной и общечеловеческой культуры. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением, поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня духовно-нравственного  воспитания. Проблема познавательной активности не перестаёт быть актуальной и значимой по сей день, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. Благодаря особому отношению к учению учащийся способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания и умения как средство самосовершенствования. Познавательная активность и самостоятельность учащихся проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, к самой учебно-познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению знаниями и способами деятельности.  В настоящее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать способностью к самообразованию и саморазвитию.

Целью моей  методической системы является формирование основ нравственности младших школьников средствами учебной и внеурочной деятельности, формирование познавательной активности  и самостоятельности младших школьников через  создание здоровьесберегающей среды.

Методическая система позволяет решать следующие задачи:     

1. Формирование духовно-нравственной личности, способной проявлять свои лучшие нравственные качества: милосердие, доброту, отзывчивость, честность, уважение, чувство товарищества, взаимопомощи, доброго отношения в коллективе и к окружающим.                                                                                                                                                 

 2. Развитие познавательной активности  на уроках и во внеурочной деятельности  через личностно- ориентированный подход при обучении и воспитании.   

3. Вовлечение младших школьников в проектно-исследовательскую и социально-значимую деятельность с учётом возможностей  и состояния здоровья ребенка. 

4. Создание условий для сотрудничества с семьями учащихся.

Для решения этих задач использую минутки нравственности, во время которой ученики знакомятся с различными словами и выражениями нравственного характера, учатся их разъяснять, давать им свою оценку, мини диспуты на этические темы. На уроках литературы даю или расширяю понятия о нравственных категориях: добре и зле, честности, справедливости и т.д. На уроках окружающего мира учу детей ценить и беречь природные ресурсы. Изучая историю родного края, мы обсуждаем поступки, подвиги соотечественников, земляков, гордимся их делами, говорим о важности ответственности за свою деятельность.  Овладение учащимися системой нравственных категорий и представлений, проявляющихся в их активной исследовательской, деятельностной позиции, позволяет им успешно социализироваться. Для определения уровня сформированности нравственных понятий использую методы наблюдения, анкетирования, а так же использую диагностику Н.Е.Щурковой.    

    Учу детей анализировать, сравнивать и обобщать. Логические задачи и задания содействуют развитию умения обосновывать, доказывать правильность своего суждения. Использую слуховые и зрительные диктанты дифференцированной направленности, дифференцированные самостоятельные работы.                                       

    Внеурочная деятельность даёт детям возможность раскрыть свои способности, проявить склонности, а мне лучше узнать своих воспитанников. Принимая  участие  в подготовке и проведении классных мероприятий, выполняя коллективные творческие задания, дети учатся работать вместе, советоваться друг с другом, сопереживать. Очень важно, чтобы каждый ребенок, каким бы замкнутым или неуспешным он ни казался, обязательно  был задействован. У него есть главная возможность – ощущать себя не просто учеником, но растущим, свободным и добрым человеком.

    Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.

Примеры реализованных проектов.

            Почему формировать духовно-нравственное качества у ребёнка и развивать  познавательную активность младших школьников необходимо через  создание здоровьесберегающей среды? В словаре С.И. Ожегова термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие.

Ребенка можно назвать здоровым если он:

  •   в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  •  в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообученность;
  • в нравственном – честен, самокритичен;
  • в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

         Проанализировав работоспособность детей на уроке, причины пропусков уроков и хронических заболеваний детей, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Для себя я решила так построить учебный процесс и организовать внеурочную деятельность, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

         В связи с этим был разработан и внедрён проект  формирования ценности  здоровья и здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели  проекта:   - формирование у учащихся духовной потребности в здоровом образе жизни и умения сохранить и укрепить своё здоровье,  сохранение здоровья души и тела через активное творчество и движение.

 - обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.                                                                                                                                                    Задачи  проекта:

- нахождение таких способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического, социального и нравственного развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок детей;

- разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;   

 - пропаганда здорового образа жизни; 

- помощь каждому ребенку в осознании своих способностей, создание условий для их развития;

- сохранение и укрепление здоровья  каждого  ребенка, т.е. осуществление личностно-ориентированного подход при обучении и воспитании;

- диагностика и мониторинг физиологических изменений и динамики состояния здоровья детей;

- создание медиатеки по направлению «Моё здоровье»; 

- создание кабинета здоровья в начальной школе.

Мною была разработана программа реализации проекта «В здоровом теле – здоровый дух» с использованием здоровьесберегающих технологий.  

     Ожидаемые результаты:

- рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся,                                                                        - эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы,                                                                                        - реализация образовательной программы и просветительская работа с родителями (законными представителями).          - формирование у обучающихся ценности здоровья,  потребности в сохранении и укреплении собственного здоровья.

Работа велась в два этапа:                                                                                                                                                    

1. Подготовительный

  2. Внедренческий

       В ходе работы были создана копилка, где собраны физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания, релаксацию. Проведена диагностика и мониторинг состояния здоровья детей, составлен график поочерёдных занятий за конторками,  составлены памятки  для родителей и детей,  создан кабинет здоровья, разработаны программы кружков «Уроки докторов Здоровья», «Мой мир» (арт-терапии, игровой психотерапии), «Русская народная игра», оформлен   «Уголок здоровья».

    Как руководитель методического объединения сейчас  создаю методическую копилку для учителей с разработками праздников, тестов, родительских собраний, конкурсных программ, кроссвордов, диски с презентациями и для детей и для взрослых по здоровьесбережению.

    Оборудована специальная  комната для проведения индивидуальных и групповых тренинговых занятий арт-терапии, психологической разгрузки школьников (кружок «Мой мир»)

     Результатом работы по данной методической системе является повышение качества обученности по предметным областям, уровня школьной мотивации, развитие памяти и внимания, творческих способностей учащихся и формирование ключевых компетенций, раскрепощение детей,  эмоциональная уравновешенность и уверенность  в собственных возможностях. Увеличилось количество учащихся занятых в кружках спортивно-оздоровительного направления и спортивных секциях. Повысилась активность родителей в  совместной работе по обучению и воспитанию детей. Наблюдается улучшение динамики уровня воспитанности учащихся. Дети испытывают удовлетворение от самого процесса обучения, с интересом представляя свой проект в классе, на родительском собрании. Защиту проектов снимаю на камеру.  Диски с видеозаписью  вкладываю в портфолио детей. Просматривая свои выступления, дети делают самооценку, видят свои ошибки, недочёты.    Снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческо-исследовательского характера значительно возросло. Получив положительную динамику результатов, обобщила опыт работы и делилась им с коллегами в рамках проведения открытых уроков, внеурочных занятий, выступлений на ШМО,  семинарах, конференциях. 

Представление методической системы

 

2012-2013 г

 

2013-2014г

 

2014-2015г

Школьный  уровень

1. ШМО классных руководителей. Открытое занятие кружка  «Уроки Докторов Здоровья»

Декабрь 2012г.

2. ШМО учителей начальных классов

«Развитие творческой активности младших школьников». Январь 2013 г.

3. ШМО учителей начальных классов.

Мастер-класс «Деятельностные  формы организации урока» 25.02 2013 г.

 

 

Школьный  этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»

Муниципальный  уровень

1. Районный семинар-совещание заместителей директоров по УВР, учителей начальных классов: «Реализация компетентностно-деятельностного подхода в обучении на примере урока открытия нового знания». Доклад: «Организация здоровьесберегающей внеурочной деятельности»

( 20.03.2013 г. Справка)

2. РМО учителей технологии «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности.   Открытое занятие кружка «Рукотворная сказка» по теме: Проект «Дом дружбы» (04.04.2013г. Справка)

 

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»

Региональный  уровень

 

 

Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»

Федеральный  уровень

 Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы». Доклад  по теме: «Учебно-исследовательская и проектная  деятельность  как средство познавательной активности младших школьников» (27.04.2013г. Свидетельство участника, статья в сборнике тезисов конференции)

 

 

Международный уровень

 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Одиннадцатые Чередовские чтения».  Выступила на секции «Организация процесса воспитания в современном образовательном учреждении в условиях ФГОС» с докладом: «Воспитание личности, созидающей здоровье» (30.05.2013г. Сертификат)

 

Всероссийский конкурс с международным участием «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога»

27 февраля 2014 г. (Сертификат участника)

 

 

Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития

 

Задачи по развитию

профессиональных

качеств

Что делает педагог

 (КПК, семинары, тренинги, конкурсы и т.п.)

Полученные результаты

и эффекты

2009-2010 год

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний

Задачи:

Познакомиться с новыми приёмами работы в данном направлении

КПК по теме:  «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в образовательном учреждении» 07.06 - 18.06. 2010 г. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

 (72 ч. Удостоверение № 3198)

Разработка сценария семейного праздника: «Загляните в семейный альбом» и применение в своей работе.

2010-2011 год

Цель:

Ознакомление с педагогическими технологиями, приёмами и методами обучения

Задачи:

1. Ознакомление с требованиями  новых федеральных государственных стандартов.

КПК  по теме:   «ФГОС: концепция и реализация»

22.11 – 03.12.2010 г. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»  (72 ч. Удостоверение № 4954)

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов. Внедрение ФГОС.  Разработка рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности.

Цель:

Обмен опытом.

Задачи:

Представить свой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

БОУ ДПО «ИРООО» Представляла опыт работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в рамках курсов повышения квалификации «Система педагогической деятельности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

06.12. 2010

Обмен опытом  на ШМО классных руководителей

Цель:

Обмен опытом.

Задачи:

1. Узнать от коллег о новых формах, приемах, методах работы по духовно-нравственному воспитанию детей

Вторые Всероссийские аксиологические чтения «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи» Доклад: «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста» 09.12.2010г.

Опубликована статья в сборнике  материалов Вторых Всероссийских аксиологических чтений.

2011-2012 год

Совершенствование профессиональных навыков 

по организации работы детей  с Дневником здоровья первоклассника

 

Семинар по теме: «Организация работы педагога в начальной школе с  Дневником здоровья первоклассника»  30.09.2011г.  БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»  (8ч. Справка)

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов

2012-2013 год

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний  по реализаци компетентностно-деятельностного подхода в обучении 

Задачи:

1. Углубить и расширить знания  по применению компетентностно-деятельностного подхода в обучении

2. Представить  свой опыт работы по организации внеурочной деятельности

Районный семенар-совещание заместителей директоров по УВР, учителей начальных классов «Реализация компетентностно-деятельностного подхода в обучении  на примере урока открытия нового знания» Доклад: «Организация здоровьесберегающей внеурочной деятельности» 20.03.2013г.

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.

Мастер-класс «Деятельностные  формы организации урока»

Цель:

Обмен опытом.

Задачи:

1.Показать организацию работы детей над проектом во внеурочной деятельности.

2.  Представить свой опыт работы по формированию личностных, предметных  и метопредметных УУД.

РМО учителей технологии «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» Открытое занятие кружка  «Рукотворная сказка» по теме: Проект «Дом дружбы»

04.04.2013г.

Использование коллегами опыта работы.

 

 

Совершенствование профессиональных знаний  по работе с одарёнными детьми.

 

Семинар по теме: « Выявление и развитие способностей обучающихся в начальных классах с помощью интеллектуальных соревнований» 05.04.2013 г. ОМГУ им. Ф.М.Достоевского Образовательный  центр «Перспектива» (2ч. Свидетельство)

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.

 

 Цель:

Обмен опытом.

Задачи:

1. Узнать от коллег о новых формах, приемах, методах работы по формированию навыков  учебно-исследовательской деятельности у  учащихся

2. Представить свой опыт работы.

Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы» Доклад: «Учебно-исследовательская  и проектная деятельность как средство познавательной активности младших школьников»  27.04.2013г.

Опубликована статья в сборнике  тезисов Всероссийской научно-практической конференции

Цель: Обмен опытом.

Задачи:

1.Представить опыт работы по теме, поделиться «находками»

2.  Узнать от коллег о новых формах организации эффективного взаимодействия  с семьёй

Всероссийская научно-практическая конференция «Одиннадцатые Чередовские чтения» Доклад: «Воспитание личности, сберегающей своё здоровье»  30.05.2013г.

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.

 

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний

по русскому языку.

Заочная олимпиада для учителей по русскому языку.  БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» 

 

Цель:

Ознакомление с дистанционно-образовательными технологиями

Цель:

1. научиться создавать электронный учебный курс в СДО Moodle.

КПК  по теме: «ФГОС: практикум по применению дистанционных образовательных технологий» на сайте дистанционного образования.

(http://до.ин-техно.рф/)

Июнь-июль 2013г

Выполнила итоговую работу на тему: «Практика создания электронного учебного курса в СДО Moodle. Разработала урок дистанционного обучения  по окружающему миру «Леса России»

Цель:

Повышение уровня профессионального мастерства и методической грамотности.

Интернет-портал ProШколу.ru Участие в проекте «Источник знаний»

Грамота интернет-портала ProШколу.ru

2013-2014 г.

Цель:

Повышение уровня профессионального мастерства и методической грамотности в логопедии.

Задачи:

1.Приобретение знаний и навыков работы с детьми, имеющими дефект речи.

«Логопедия»

ЧОУ ДПО «Институт новых технологий в образовании» 01.1.12013г.-14.05.2014г.

Диплом.

Применение знаний на практике (Обучение ребёнка-инвалида)

2014-2015г.

Цель:

Самоанализ своей педагогической деятельности

Задачи:

1. Представить свой опыт работы

Школьный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015».

I место

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний

Задачи:

1. Познакомиться с опытом работы коллег

2. Показать урок формирования регулятивных УУД

3. Представить свой опыт работы.

4. Представить мероприятие

«Не только урок»

5. Показать мастер-класс «Проектная деятельность»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015».

Представление опыта работы по теме:  «Приёмы развития самостоятельности в обучении младших школьников». 4-5 декабря 2015г.

Почетная грамота Управления образования Администрации Таврического муниципального района.  I место

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний

Задачи:

1.

Обучение на мастер-классе: «Актёрские техники на уроках»

15.12.2014г. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» 

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.

 

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний

Задачи:

1.Познакомиться с причинами возникновения суицидальных ситуаций

2.Взять на заметку маркеры и катализаторы, помогающие в работе по профилактике суицида.

3. Тренинг в анализе и беседе с суицидентом.

Семинар-тренинг «Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде»

Декабрь.2014г. Автономная некоммерческая организация «Межрегиональный центр медиации и содействия социализации детей и молодёжи»

Сертификат участника

 

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.

 



Подробнее здесь: 
http://sajt-uchitelya-nachalnykh-kla09.webnode.ru/ob-avtore/metodicheskaya-sistema/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование традиций народной культуры как средство духовно-нравственного воспитания.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и  принятия ценностей национальной культуры....

Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нрвственных ценностей

Материал для классных руководителей из опыта работы по формированию духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности школьников....

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...

«Православная культура в духовно – нравственном развитии и воспитании школьников»

Статья на тему значения модуля ОРКСЭ "Основы православной культуры" в духовно - нравственном развитии и воспитании младшего школьника....

«Роль книги в жизни детей. Дети и книга в эпоху информационной цивилизации. Формирование читательской культуры как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника"

В статье рассматривается актуальная проблема формирования и развития интереса к чтению у современных школьников. На основе проведенного анкетирования прослеживается динамика этого процесса, определяют...

Реферат на тему: ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Ценности, как и здоровье, оказывают огромное влияние на жизнь и деятельность любого человека....