Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»
рабочая программа (1 класс) на тему

Демченко Елена Дмитриевна

Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения для обеспечения качественного образования по русскому языку в начальной школе. Проведен анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementalnaya_programma.docx81.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г.о.Ноябрьска

Программа педагогического эксперимента

по освоению и внедрению СОТ

«Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка

 в начальной  школе»

Автор: Демченко Елена Дмитриевна,  

                                                                           учитель начальных классов

высшей квалификационной категории                                                                                        

МБОУ СОШ №8 г. Ноябрьск

Паспорт педагогического эксперимента

Юридический адрес

Тюменской обл., ЯНАО

г.о. Ноябрьск

ул.Дзержинского, 10В

телефон 8(8482) 35-24-34

Направление

Современные педагогические технологии

Название

Эффективность использования технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе

Разработчик

Демченко Елена Дмитриевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Исполнители

Демченко Елена Дмитриевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Сроки реализации

2015-2020 годы

Цель эксперимента

Апробирование приемов и методов развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе с целью выявления влияния приёмов и методов на формирование и развитие личности младшего школьника, и обеспечение качественного образования на I ступени обучения

Актуальность программы

“Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьезной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

 вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия,

 чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли,

дай им возможность почувствовать себя в нем властелином”.
Ш.А. Амонашвили

     На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер.

  Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, ставящими достаточно сложные, трудноразрешимые задачи. Обществу требуются личности с активным мышлением, развитыми творческими способностями. Перед современным образованием, остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

   В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

  Современная эпоха – эпоха  активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. Характерной чертой таких технологий является их  направленность на человека как личность.

   В условиях введения ФГОС НОО, когда приоритетными стали идеи развивающего обучения, одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система.

Развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов (индивидуальных качеств ребенка). Такому пониманию соотношения обучения и развития отвечает особый тип обучения, который характеризуется: 1) исключительным вниманием к построению обучения, его содержанию, принципам, методам и приемам, как отражающим социальный опыт, социальный заказ; 2) столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, детским потребностям и интересам.
Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном,

Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного – тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы  в рамках ФГОС НОО. Важно и то, что методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, сформировавшийся в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина , В.В. Давыдова и их реализации в практике.

   Мои   размышления об эффективных технологиях, позволяющих активизировать ученика как субъекта деятельности, снять барьеры, препятствующие коммуникации; формирование и развитие личности  младшего школьника и обеспечение качественного образования на уроках русского языка  I ступени обучения, привели несколько лет назад к выбору технологии развивающего обучения.

        Цель программы: апробирование приемов и методов технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе, изучение влияния приёмов и методов развивающего обучения на формирование и развитие личности младшего школьника и обеспечение качественного образования по русскому языку на I ступени обучения, привели несколько лет назад к выбору технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.

            Задачи программы:

  1. Изучить использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе.
  2. Выявить эффективность использования технологии развивающего обучения  как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
  3. Выявить эффективность использования технологии развивающего обучения  для обеспечения качественного образования по русскому языку в начальной школе.
  4. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Методы исследования:

  • изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов;
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  • опросы (анкетирование);
  • педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
  • сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
  • Объект исследования – уроки русского языка в начальной школе.
  • Предмет исследования – технология развивающего обучения как средство повышения учебно-познавательной мотивации учащихся, средство обеспечения качественного образования и творческого, интеллектуального развития личности школьника.

       Гипотеза исследования: введение технологии развивающего обучения  на уроках русского языка в начальной щколе позволит:

1)Рационально организовать и активизировать учебно-познавательную деятельность младших школьников на уроках русского языка.

2) Обеспечить создание оптимальной развивающей среды для учащихся, открывающей возможности для полноценной самореализации личности ребёнка.

3) Повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся.

4) Обеспечить качественное образование младшего школьника на I ступени по русскому языку.    

 База педагогического исследования: учащиеся 1, 2, 3, 4 «Б» класса МБОУ СОШ школы №8 г.о.Ноябрьска.

Исследование проводилось в период с 2015г. по 2020 г. и состояло из нескольких этапов:

Первый этап (2015-2016  гг.) – теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием, разработка и определение задач исследования.

Второй этап (2016-2018 гг.) – практическая опытно-экспериментальная работа по внедрению, использованию технологии развивающего обучения  на уроках русского языка в начальной школе.

Третий этап (2018-2020 гг.) – обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы по использованию технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе.

                Методологические и теоретические основы исследования

    XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

     Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

   В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

   Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики - знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду ,,не открыть".

    В ХХI веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности, способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности.

   Новые цели образования впервые в России были сформулированы в начале 60-х годов XX века в работах. Основываясь на работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского. А.Н. Леонтьева, он выдвигает на первый план личность ученика, рассматривая знания не как самоцель, а как средство развития личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.

   Следующий шаг был сделан В.В. Давыдовым в 70-е годы. Общий закон развития он уже не сводит к развитию путем внешних факторов, а выдвигает идею саморазвития. Учащиеся перестают быть объектом учебно-воспитательного воздействия, а выступают как субъект собственной деятельности, то есть сами выходят на поиск истины и своими действиями, усилиями ее "открывают".

    Способность к саморазвитию составляет одно из всеобщих свойств познания. Это не проявление случайностей, а закономерный процесс. Таким образом, в образование как систему организации процесса познания были внесены те понятия, которые изначально были ему присущи, но не были выражены в целеположении, то есть в системе направленности действий по саморазвитию в общем развитии.

    Следует подчеркнуть, что ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации. Здесь стоит отметить подходы П.Я Гальперина к формированию у детей глубоких и прочных знаний, разработанные им именно с позиций развивающего обучения.

    Последующий этап - развитие идей В.В. Давыдова на уровне практической адаптации - был осуществлен Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, В.Н. Просвиркиным, Е.А. Ямбургом, педагогами-новаторами, которые пробивали ростки развивающего обучения через асфальт авторитарности.

        Система обучения Л.В. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологии, дефектологии, психологии и педагогики, во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической их реализации.  
     
 Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных качеств ребенка. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой - столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам.
       Общее развитие понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.

Систему характеризуют целостность и взаимообусловленность  ее частей.
        Цель обучения
 - оптимальное общее развитие каждого ребенка.
        Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
        Дидактические принципы:

• обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
• ведущая роль теоретических знаний;
• осознание процесса учения;
• быстрый темп прохождения учебного материала;
• работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

        Типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;  система целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. 

         Использование технологии развивающего обучения в практике современной школы доказывает универсальность и высокую эффективность дидактической системы общего развития в любых условиях ее реализации. Эта система дает учителю теорию и методику развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.
       Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне. Это базовое для современной школы психологическое положение осмыслено как дидактический принцип
 «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Обязательным условием его правильной реализации является знание особенностей воспитанников, знание актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет достаточно точно обозначить предельный для каждого ученика уровень трудности предлагаемого содержания и методов его усвоения.  
        Новые знания о личности обучаемого и переосмысление уже известных и явились той научной базой, на основе которой было создано следующее поколение учебных курсов для начальных классов, которые рекомендованы к использованию в школе Министерством образования и науки РФ.  
        При разработке учебных программ  учитывались существенные особенности современных младших школьников.  В единстве интеллектуального и эмоционального у ребенка младшего школьного возраста акцент делается на эмоциональное, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу (методическое свойство многогранности).
        Рассмотрим соотношение связей и возможностей правого и левого полушарий мозга в младшем школьном возрасте. Особенности эти  в том, что даже у будущих левополушарников пока преобладает правополушарная организация психических функций, так как правое полушарие (отвечающее за целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление) опережает в своем развитии левое (рациональное, аналитическое, алгоритмическое) полушарие. Человек правополушарного типа – исследователь – получает положительное эмоциональное подкрепление в процессе поисковой деятельности, что дает толчок к ее продолжению. Именно поэтому при обучении так важно учитывать характер эмоций, душевное состояние детей на уроке, именно поэтому так важен при обучении младших школьников акцент на поисковой деятельности, на
 самостоятельном добывании знаний.
       Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда ребенок:
- сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
       В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
        Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности»
 требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.

     Любая деятельность характеризуется, прежде всего, наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Точно так же учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, "присвоена" им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.

     Учебная задача - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

     Учебная задача ставится перед учащимися в форме проблемной ситуации. Она, с одной стороны, способствует осознанию целесообразности введения нового понятия, а с другой - активизирует и делает осмысленным сам процесс учебных действий. При постановке учебной задачи необходимо выполнение следующих требований:

    -учебная задача должна быть личностно значима для учащихся и      ориентировать их на поиск нового способа действия;

    -учебная задача должна содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия.

     Отсюда видно, что обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с "преодолимой трудностью", то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными методами, а вынуждены изобрести, "открыть" новый способ действия.

     Учитель подводит их к этому открытию, предлагая систему специальных вопросов и заданий. Отвечая на них, учащиеся выполняют предметные и мыслительные действия, которые называют учебными действиями.

    Таким образом, учебные действия - это предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и "открытие" нового знания.

      Работая не первый год в школе, я всё чаще задавала себе вопрос:

«Почему мои ученики не справляются с заданиями,  где необходимо

применить знакомый материал в незнакомой ситуации, т.е. если вопрос

ставится не совсем обычно, дети не могут на него ответить». Для ответа на

 вопрос, стала более подробно изучать образовательную систему.

Изучив теорию системы, побывав на курсах и

уроках, пообщавшись с коллегами, поняла, на сколько широки её границы,

что именно она поможет мне решить многие проблемы в обучении.

   Внедряя технологию развивающего обучения на уроках русского языка  в начальной школе учащиеся должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, операций выделения признаков предметов, искать аналоги и различия.

  Соответственно, значительные изменения пришлось предусмотреть и в организации процесса обучения на уроке. Они связаны с реализацией новых принципов проведения уроков, введением этапа урока, содержащим занимательные, развивающие ум  ребенка, упражнения, задачи, начиная с первого класса,  существенным изменением методики проведения каждого структурного этапа урока во всех классах начальной школы.

     Новые принципы проведения урока:

- принцип разностороннего развивающего воздействия на

интеллект ребенка  предполагает использование учителем таких методов и

приемов, такого рода упражнений, при выполнении которых у учащихся

одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных 9

качеств, например:  развитие словесно–логического мышления, внимания,

памяти, речевых способностей;

- принцип действенного подхода к обучению предполагает поиск

детьми собственных неординарных путей решения заданий;

- принцип обоснованного ответа    предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполнения ими упражнений;

- принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости

с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его

мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и

действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам

одноклассников.

    Для реализации системы мер по интеллектуальному развитию

младших школьников используются  и традиционные типы уроков (изучение

нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетно-контрольные

уроки, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов.  

Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать на каждом

уроке и во внеурочной деятельности упражнения, задания, игры, которые

способствовали бы развитию интеллектуальных возможностей учащихся.

    Поэтому первый этап в развитии теоретического мышления учащихся

можно назвать знакомством с признаками понятий.

    На втором этапе нужно сформировать умение оперировать

существенными признаками понятий, опуская признаки несущественного  –

формирование операции абстрагирования.

    На третьем этапе необходимо обратить внимание на формирование

логической операции сравнения с опорой на существенные и

несущественные признаки предметов и явлений  – поиск общих и

отличительных признаков понятий, предметов, явлений.

   Первые три этапа реализуются  в  первом и во  втором классах

начальной школы.

   На четвертом этапе (3класс) – школьники должны научиться

выстраивать иерархию понятий,  вычленять более широкие и более узкие

понятия. Это и формирование умения давать определение понятиям на

основе умения находить более общее родовое понятие и видовые

отличительные признаки. Например, корт (видовое понятие)  – это

площадка  (родовое понятие) для игры в теннис (видовой отличительный

признак)

   Пятый этап предполагает  развитие аналитической деятельности  

- умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и

целое,  противоположность, причина и следствие).

   Эффективное стимулирование интеллектуального развития в

значительной мере обеспечивается за счет расширения использования

поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового

материала.

    В начальных классах  при изучении нового материала  мною

используется  частично-поисковый метод – совместная поисковая

деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новыми понятиями

или правилом. Четко сформулированные учителем вопросы чередуются с

ответами учеников таким образом, что в конце рассуждения  – поиска

ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.

   К окончанию начальной школы у учащихся должны быть сформированы такие операции логического мышления,  как обобщение,

классификация, анализ и синтез.

     Одна из них состоит  в том, что развитие такого ребенка не требует .

никакого участия. Но подобное невмешательство учителя может оказаться

пагубным для развития способностей.  Другая крайность  - это чрезмерное

вмешательство в формирование способностей.

    Поэтому возникает  необходимость существенно изменить и  

методику  проведения каждого этапа урок, чтобы в равной степени

уделять внимание одаренным детям и детям, которые с трудом овладевают  

школьной программой.

   С этой целью ввожу новый этап учебного занятия – мобилизующий,

направленный на включение ребенка в работу.

Так, на уроках русского языка на этом этапе можно использовать такие

виды заданий, как  свободные тексты, в содержание которых заложены

нравственные, эстетические, этические, патриотические и другие

воспитательные задачи: направленные на развитие устной и

письменной речи учащихся, являющиеся одновременно и таким

видом работы, который можно использовать как настрой на урок,

повышающий интерес к предмету.  

-стихотворение  Я+, которое пишется от лица какого либо героя,

после прочтения книги, просмотра фильма, от лица предметов окружающей

среды.              

- стихотворение  с глубоким смыслом (по метафоре), состоящее из 6

характеристик, расположенных в следующей последовательности: цвет, вкус,

запах, внешность, звук, качество переживаний.

- (11-словие), стихотворение, состоящее из 11 слов,

расположенных на пяти строчках:

 1 строка – цвет (прилагательное);

 2 строка – о чем пишу (прилагательное + существительное);

 3 строка – раскрытие темы в трех словах;

 4 строка – о себе (4слова);

 5 строка- результат, вывод

    Для введения новых слов, кроме уже известных приемов работы

над ними, использую, основываясь  на методике Бакулиной Г.И.,

активные способы введения новых слов.                                            

   На третьем основном этапе – актуализации новых знаний использую

упражнения и задания, направленные на самостоятельный поиск

знаний.                                                                        

    На этапе закрепления и систематизации  знаний использую

упражнения: на  развитие наблюдательности, внимания, умения

сосредотачиваться на нужном объекте; на умение осуществлять группировку и классификацию; на умение выделять существенные и несущественные

признаки; на развитие умения строить умозаключения, суждения;

на развитие мышления, внимания, памяти; на развитие слуховой памяти, речевых способностей, умения быть сосредоточенным;

   Проверку материала часто провожу с помощью самостоятельно

разработанных мною тестов.  И, конечно, использую этап рефлексии для развития  у учащихся умений делать выводы, анализировать происходящее на уроке, выявления пробелов  в знаниях, прогнозирования будущих уроков.

    Решение заданий требует выражения в виде логического, доказательного, развернутого, последовательного рассуждения вслух, учит с помощью слов воспроизводить ход мысли, называть результат. Данные задания несут в себе ряд занимательности, воспитывая у детей интерес к урокам.   Их использование освобождает учителя от необходимости  искать другие упражнения для решения важнейших задач - мобилизации и развития

внимания школьников.

    Упражнения, направленные на развитие интеллекта способствуют

решению следующей проблемы  - создание типа продуктивного учебного

взаимодействия в системе «учитель-ученик», при котором активизируется

собственная, самостоятельная, творческая деятельность учащегося;

    Исходя из сказанного, на уроках  как можно чаще  даю задания творческого характера, и не специально для одаренных детей, а всему классу как дополнительные после выполнения основных заданий каждым учащимся. При выполнении таких заданий   оцениваю только успех оценкой «отлично». Кто не выполнил такие задания, тот не получил отличной оценки, но оценка за выполнение обязательного задания при этом не снижается.

   Что касается моей работы с такими детьми, то я стремлюсь на каждом

уроке давать задания, способствующие развитию логического мышления

учащихся, их творческих способностей,  ввожу их почти в каждый этап

урока. Это  - задания на классификацию, группировку, нахождение

«лишнего», выявление закономерностей, ведение самостоятельного поиска

знаний.  Таких заданий можно еще придумать много, все зависит от

творчества самого учителя.    

    Итак, систематическая работа над развитием логического мышления

учащихся, их памяти, внимания, восприятия, способности к саморегуляции

развивает их интеллектуальные способности, содействует в целом развитию

у них интереса к предметам и явлениям окружающей жизни.

    Анализ изучения результативности обучения моих учеников по развивающей технологии Л.В.Занкова на уроках русского языка в начальной школе показал, что данная технология  положительно сказывается на качестве их знаний,  умений и навыков.                                                                                    

   Я убеждена, что  регулярное использование разнообразных форм и методов развивающей технологии Л.В.Занкова на уроках русского языка, организации внеурочной деятельности учащихся служит их интеллектуальному развитию, развитию творческих способностей доставляет детям удовольствие, служит средством организации активного отдыха.

   Я постоянно работаю с учащимися во внеурочное время: готовлю их к

олимпиадам, конкурсам, участию во Всероссийском интеллектуальном  

марафоне учеников-занковцев.  

    При внедрении в учебный процесс  начальных классах технологии развивающего обучения на уроках русского языка, проводились ряд диагностических мероприятий с целью изучения эффективности использования данной технологии. Определялся уровень развития интеллектуальных способностей учащихся (по методикам Ю.Г.Тамберга), уровень повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности, анализировался уровень успеваемости, результаты участия во внеурочной деятельности.

  Сравнив результаты участия учащихся во внеурочной деятельности по предметам, можно сделать вывод об эффективности применения технологии развивающего обучения  на уроках русского языка в начальной школе. В моем классе, обучение проводилось с применением форм и методов технологии развивающего обучения, активность учащихся значительно. Ребята активно принимают участие в конкурсах различного уровня и направленности, что свидетельствует об активном мышлении, достаточно развитых творческих способностях, о качестве знаний.             Результативность участия (количество победителей и призёров) так же доказывают эффективность применения технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе.

Используя 4 года в педагогической практике технологию развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе, уверена, что с выбором не ошиблась. Считаю эффективным применение технологии развивающего обучения  Л.В.Занкова на уроках на уроках русского языка и во внеурочной деятельности  в начальной школе, так как методы и формы технологии дают инструмент для решения нестандартных, проблемных задач.  

  Результаты участия обучающихся (воспитанников), в конкурсах, конференциях, олимпиадах, соревнованиях и т.д.

Год

Название мероприятия с указанием статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Количество (фамилия, имя) обучающихся, принявших участие

Результат участия

(количество лауреатов, победителей и др.)

2015-2016

(1класс)

Дистанционный образовательный проект

Web-Welk «Край родной в Сети и Сердце»

http://www.tgl.net.ru/w158

5 чел.

Белобородова Ирина

Кренделева Алёна

Кузьмина Мария

Стефашина Татьяна

Чернова Маргарита

            II место

(региональный)

Белобородова Ирина

Кренделева Алёна

Кузьмина Мария

Стефашина Татьяна

Чернова Маргарита

2015-2016

 (1класс)

Всероссийская

видеоконференция

8 чел.

Белобородова Ирина

Долоскова Надежда

Кренделева Алёна

Кузьмина Мария

Рашитова Сабина

Садков Данила

Стефашина Татьяна

Чернова Маргарита

(участники)

Белобородова Ирина

Кренделева Алёна

Кузьмина Мария

Стефашина Татьяна

2016-2017

(2 класс)

Международная

 игра-конкурс

«Русский медвежонок – языкознание для всех».

13 чел.:

Белобородова Ирина

Долоскова Надежда

Дымченко Владимир

Кобзистый Денис

Кренделева Алёна

Кузьмина Мария

Лычагина Анастасия

Манаев Тимур

Рашитова Сабина

Садков Данила

Стефашина Татьяна

Талипова Милана

Чернова Маргарита

         2 победитель

(школьный):

Белобородова Ирина

Дымченко Вова

           

2016-2017

 (2 класс)

Городской

Покровские образовательные чтения

«Покров Пресвятой Богородицы».

1 чел.

Стефашина Татьяна

            II место

Стефашина Татьяна

2017-2018

(3 класс)

Международная

 игра-конкурс

«Русский медвежонок – языкознание для всех».

15 чел.

Белобородова Ирина

Долоскова Надежда

Дымченко Вова

Егорова Полина

Кобзистый Денис

Коломийцев Андрей

КузьминаМария

Липатов Юрий

Лычагина Анастасия

Львова Светлана

Манаев Тимур

РашитоваСабина

Романова Елизавета

Садков Данила

Талипова Милана

2 победителя

(региональный):

КузьминаМаша

Садков Данила 

3 победителя

(городской): 

КузьминаМаша

Садков Данила 

Талипова Милана

2017-2018

 (3 класс)

Всероссийский интеллектуальный марафон учеников -занковцев

1чел.:

Кузьмина Маша

(городской):

КузьминаМаша

2018-2019

(4 класс)

Международная

 игра-конкурс

«Русский медвежонок – языкознание для всех».

17 чел.

Белобородова Ирина

Долоскова Надежда

Дронякин Артем

Дымченко Вова

Егорова Полина

Кобзистый Денис

Коломийцев Андрей

КузьминаМария

Липатов Юрий

Лычагина Анастасия

Львова Светлана

Манаев Тимур

Радивоевич Стефан

РашитоваСабина

Романова Елизавета

Садков Данила

Талипова Милана

2 призёра

 (региональный):

Кузьмина Маша

Рашитова Сабина

3 победителя

(городской): 

КузьминаМаша

Рашитова Сабина

Белобородова

2018-2019

 (4 класс)

Всероссийский интеллектуальный марафон учеников -занковцев

1чел.:

Кузьмина Маша

1 победитель

(городской):

II место

КузьминаМаша

                        Приложение 1.

        ТРО  (Технология развивающего обучения)

Определение уровня интеллектуальных способностей детей

(тестирование  по методикам Ю.Г.Тамберга)

Сводная таблица результатов тестирования по годам обучения.

Виды мышления и мыслительные операции, подлежащие оценке.

1-В

2015-2016

ср.балл

(0-4)

2-В

2016-2017

ср.балл

(0-4)

3-В

2017-2018

ср.балл

(0-4)

4-В

2018-2019

ср.балл

  (0-4)

Умение анализировать

Умение сравнивать

1,6

2,1

3,6

3,8

Умение выделять главное

0,7

0,9

2,3

3,1

Умение классифицировать и группировать

2,0

2,6

3,4

3,7

Умение находить закономерности

0,9

1,2

2,1

3,2

Умение планировать

1,1

1,8

2,8

3,2

Фантазирование, воображение

Оценка нестандартности мышления

0,7

1,1

2,1

3,2

Логическое мышление

Умение рассуждать

0,8

1,1

1,9

2,9

Умение решать логические задачи

0,5

0,9

1,7

2,3

Умение доказывать

0,9

1,4

2,3

3,1

Умение анализировать верность чужих и своих идей и мнений

0,4

0,9

1,8

2,2

Умение вести исследования

1,2

1,9

2,7

3,0

Умение генерировать новые, нестандартные идеи

Умение решать поисково-творческие задачи, нетиповые для школы

0,5

0,9

2,1

2,6

Умение управлять процессом своего мышления (как я решаю?)

0,6

1,2

1,6

2,3

Смекалка, сообразительность

1,3

1,9

2,4

3,1

Образное мышление и пространственное представление

Знание плоских и объёмных геометрических фигур

2,2

2,7

3,2

3,8

Рисование по памяти

1,3

1,9

2,7

3,3

Складывание картинок

1,7

2,4

3,2

3,6

Развертки фигур

0,3

0,5

0,9

2,4

Вращение линий и фигур

0,4

0,8

1,3

2,2

Рисование траекторий

1,2

1,7

2,4

2,7

Сечение фигур

0,3

0,8

1,3

2,6

Проекции и тени

0,6

1,1

1,6

2,4

Диалектическое мышление

Умение находить хорошее и плохое в любой ситуации

0,6

1,8

2,6

3,5

Переход количественных изменений в качественные, изменение агрегатных состояний

0,4

0,9

1,9

2,6

Системность мышления

На понимание состава Систем

0,6

1,2

2,0

3,4

На понимание Системного эффекта

0,3

0,7

2,1

3,0

        Таким образом, наблюдается значительная положительная динамика всех исследуемых качеств мышления детей (со 2 по 4 класс). Благодаря введению на уроках русского языка в начальной школе форм и методов развивающего обучения Л.В.Занкова  и применение на всех остальных уроках развитие качеств мышления имеет стабильную положительную динамику к концу 4 класса обучения в начальной школе.

Приложение 3.

ТРО  (Технология развивающего обучения)

Сравнительная таблица результатов итоговой аттестации (УКЗ)  

по годам обучения. 2015-2020 гг.

        

Учебный год

2015-2016

2017-2018

2019-2020

Предмет/ класс

2-в

3-в

4-в

Русский язык

85%

82%

86%

         

           Сравнив результаты качества знаний по предметам по результатам итоговой аттестации, можно сделать вывод об эффективности применения технологии развивающего обучения по системе на уроках русского языка в начальной школе. Уровень качества знаний по русскому языку в 4 классе  выше.

       Таким образом, считаю эффективным применение технологии развивающего обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в начальной школе для углубления понимания предмета, повышения уровня качества знаний и успеваемости учащихся.

 

Приложение 4.

Практические задания к урокам русского языка

 в начальной школе.

     Практически на каждом уроке ввожу различные виды упражнений, направленные на развитие интеллектуальных способностей. Виды упражнений и их последовательность, как правило, меняются. Это определяется  учебным предметом ( русский язык); целью и задачами урока; характером ypока (изучением нового материала, повторением пройденного); ypoвнем развития учеников.

      Интеллектуальное развитие ребенка начинается на ранних этапах становления личности, поэтому я считаю, что работу по развитию интеллекта нужно начинать с первого класса. Уже на уроках обучения грамоте ввожу упражнения:

1. Найти лишнюю букву, предмет, слово.

м, н, л, а, р ла/па, ма/ши/на, кни/га, ле/то

2. Выбрать существенный признак предмета.

Сад (растение, собака, забор, лопата, земля)

3.. По данным признакам догадаться, о каком предмете идет речь.

Продолговатый, зеленый, твердый.

4. Распространить предложения, добавляя по одному слову.

Мальчик рисует.
Маленький мальчик рисует.
Маленький мальчик рисует животных. (И т.д.)

5. Заменить одно слово в предложении.

Дружные ребята бегут в школу.
(мальчики, девочки, школьники, ученики, первоклассники)

На уроках русского языка стараюсь подбирать такие упражнения, которые интенсифицируют процесс развития целого ряда качеств: внимания, памяти, мышления, наблюдательности, речи. При выполнении каждого учебного задания ученики используют различные виды речи: внешнюю и внутреннюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую, они совершают несколько умственных операций: сравнение, группировку, обобщение. В программный материал начальной школы достаточно включено таких тем, которые позволяют построить задания на материале, требующем разных вариантов написаний, в том числе и задания на группировку. Я считаю, что данный вид заданий является ведущим.

Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд

способов:

- сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков. Он учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшает процесс понимания, осмысления, запоминания новых слов;

- поиск противоположных предметов путем сопоставления их существенных и несущественных признаков;

- поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу;

- исключение лишнего слова из трех возможных;

- поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых слова;

- составление предложения с одновременным включением в него двух-трех изученных слов;

- нахождения вариантов реального и фантастического использования предмета;

- составление фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова.

     Новый материал.

Актуализация знаний

Ознакомление уч-ся с заданиями происходит тремя способами:

1 способ

Учитель сам читает задание с последующим пересказом его уч-ся. В момент

пересказа дети осмысливают предстоящую работу, строят предварительный

план действий. / когда навык чтения еще слабо сформирован./

2 способ

Уч-ся самостоятельно читают задание и одновременно его осмысливают.

Они должны выделить ключевые слова, соединить их, определить их степень

важности. Учитель может задать несколько вопросов для проверки

понимания задания. /когда уч-ся владеют хорошим темпом чтения/

3 способ

Уч-ся самостоятельно составляют собственные задания к конкретному

упражнению. Уч- ся  предлагают варианты, класс выбирает и выполняет

наиболее удачный.

Например, при изучении темы «Предложение», учитель изображает на доске

схему и просит придумать к ней задание.

Возможные варианты заданий уч-ся:

- Составить предложение по данной схеме;

-Дать полную характеристику предложению;

-Составить предложение с изученными орфограммами в главных и

второстепенных членах;

- Составить предложение, все слова которого начинаются с одной и той

же буквы.

-Составить предложение, в котором один член предложения пишется с

большой буквы.

При использовании любого из данных способов анализируются условия

предстоящей работы, вырабатывается план дальнейших действий,

практическое выполнение упражнения реализуется более эффективно.

Меняется и сам характер проверки выполнения заданий. Такие задания

ставят уч-ся перед необходимостью облекать в словесную форму результат

своих действий: рассуждать, строить простейшие выводы. Именно эти

умозаключения помогают детям  непроизвольно составлять тексты

различных видов: текст-описание своих действий, текст-рассуждение, текст-

умозаключение, смешанные тексты.

Вот, например, какой ответ получился у детей после выполнения

упражнения на тему: «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях

людей»

- Внимательно прочитайте слова в левом и  правом столбиках.

- Напишите в строчку те из них, которых нет в правом столбике, найдите     среди них лишнее.

(М, м) аршак                                          (М, м)ихаил

(П, п)оэт                                                 (А, а)гния

(Б,б)арто                                                (П,п)оэт

(А,а)лексей                                           (С,с)уриков

(Б,б)ородин                                          (И,и)ванов

(Р,р)епин                                               (С,с)еменов

(С,с)еменов                                          (Б,б)орисов

« У меня получилась цепочка из слов: Маршак, Барто, Алексей,

Бородин, Репин. Слова поэт и Семенов есть в правом столбике,

поэтому их писать не надо. Лишнее слово в цепочке Алексей. Оно

обозначает имя, а остальные слова – фамилии.    

Или:  

У: Ребята, прочитайте название темы сегодняшнего урока. Давайте,

организуем самостоятельный поиск знаний по данной теме. Для этого

рассмотрите предложенные таблицы и сравните, что происходит со

словами на каждой из них.

И.п. забота                            забота

Р. п.заботы                          заботливый

Д.п. заботе                         заботиться

В.п. заботу                       позаботиться

Т.п. заботой

П.п. О заботе

Д:  На одной таблице слово остается, и меняются только окончания слов, а

на другой образованы однокоренные слова.

У: Так, какое же из слов /словообразование или словоизменение/ подойдет

к первой таблице, а какое -  ко второй?

Д: Словоизменение – к первой, словообразование – ко второй.

У: Докажите!

Д: Потому, что на первой таблице слово только меняет свои окончания, а

смысл – тот же. На второй таблице происходит образование новых слов,

поэтому это – словообразование.

У: А скажите, какие части слова помогают нам образовывать новые слова?

Д: Приставка и суффикс.

У: Вспомните, что такое приставка и что такое суффикс.

Д: /Отвечают правила/

Разноуровневые  задания, направленные на поиск новых знаний

  • Высший ур.- Внимательно прочитайте написанные слова, найдите

разницу в их написании и сформулируйте правило.

/Дичь, грач, сторож, молодежь, уж, печь./

  • Ср. ур. – Внимательно прочитайте написанные столбики слов и

объясните принцип их группировки, сформулируйте правило их

написания.

/дичь                                     грач

молодежь                            сторож

печь                                      уж/

  • Н. ур.- Внимательно прочитайте написанные в первом и во втором

столбиках слова:

/дичь                                     грач

молодежь                             сторож

печь                                      уж/

Ответьте на следующие вопросы:

-К какой части речи относятся все написанные слова?

-Определите род имен существительных 1 и 2 столбиков.

-Какие согласные буквы стоят в конце имен существительных?

-В конце  каких существительных,  и в каком случае пишется ь?

-При закреплении изученного материала существует возможность

целенаправленно формировать определенные наборы

интеллектуальных качеств и умений  учащихся путем подбора

языкового материала и лексико-орфографических упражнений.26

Например:

  для формирования таких качеств, как наблюдательность,

внимание, умения сосредотачиваться на нужном объекте могут

использоваться такие задания:

Тема: «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях».

-Внимательно прочитайте слова в левом и  правом столбиках; напишите в

строчку те из них, которых нет в правом столбике, найдите среди них

лишнее.

(М, м) аршак                                          (М, м)ихаил

(П, п)оэт                                                 (А, а)гния

(Б,б)арто                                                (П,п)оэт

(А,а)лексей                                           (С,с)уриков

(Б,б)ородин                                          (И,и)ванов

(Р,р)епин                                               (С,с)еменов

(С,с)еменов                                          (Б,б)орисов

на умение осуществлять группировку и классификацию:

Тема: «Обозначение мягкости согласных гласными буквами»

Прочитайте цепочки слов, устраните в каждой лишнее слово и запишите

их:

Колос, удар, поле, уголок

Кусты, сила, пена, звено

Люди, село, лютик, люки

Лед, рис, мед, клев

Перец, лев, вяз, вес

на умение выделять существенные и несущественные признаки:

Тема: «Слова, которые обозначают признаки предметов»

Установите связь между словами в левой части, в соответствии с ней

составьте пару в правой части, выбрав одно из 4 слов, находящихся в

скобках:

Клюква кислая;    мед (полезный, лечебный, сладкий, майский);

Стул деревянный;   игла (острая, тонкая, короткая, стальная)

Уголь черный;  сахар (сладкий, сыпучий, белый, тяжелый)

на развитие умения строить умозаключения, суждения:

Тема «Парные звонкие и глухие согласные»

Из данной цепочки выпишите столбиками слова, которые начинаются на

звонкий парный согласный, подберите к ним и напишите слова,

начинающиеся с глухого парного согласного, так, чтобы они подходили

по смыслу:

Виноград, брюки, грач, пиджак, финики, кукушка-

Виноград - финики

Брюки- пиджак

Грач- кукушка.

Для формирования аналитико-синтетических способностей

детей, их речи, умения логически мыслить используются такие

задания, как:

Найдите общее и отличное в словах всех строк:

Тема: «Слова, обозначающие действия предметов»

увидел, убежал, испугался,

читает, открывает, закрывает;

созревает, растет, цветет.

/напишите слова каждой строчки в последовательности, отражающей

порядок  событий./

Задания на развитие мышления, внимания, памяти:

Тема: «Ударные и безударные гласные»

Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов, постарайтесь их

запомнить/через 1-2 мин. слова стираются/, ориентируясь на первое слово

каждой пары, запишите вторые слова, подберите к ним проверочные.

Мост                                           река

Шум                                           вода

Лес                                             грибы

Гвоздь                                        доска

Рой                                             пчела

Больница                                   врачи                  

Задания на развитие слуховой памяти, речевых способностей, умения

быть сосредоточенным.

Тема:  «Предложение»

  1. Прочитайте предложение, дайте ему характеристику, распространите

данное предложение, добавляя к нему по одному слову и повторяя  все

ранее сказанные слова.

Туман опустился на город.

Образец:

Белый туман опустился на город.

Белый туман медленно  опустился на город.

Белый туман медленно  опустился на  наш город.

Белый туман медленно  опустился на наш любимый  город.

  1. Запишите предложения по памяти.

Проверка усвоения материала.

Тест.

С большой буквы пишутся:

1.Имена, фамилии, названия городов, деревьев.

2.Клички животных, названия животных, деревень и сел.

3.Названия морей, рек, планет, растений.

4.Названия  городов, рек, океанов, отчества людей, названия газет и

журналов.

5.Все названия растений и животных.

6.Все географические названия.

Тест.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:

1. К каждой гласной подобрать проверочные слова.

2. Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и

подобрать родственное слово.

3. Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и

подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная

стала ударной.

4. Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и  

изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы

проверяемый звук был под ударением.

5. Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и

подобрать проверочное слово так, чтобы после безударной

гласной стояла согласная.

Тест.

Покажите номер неверного  утверждения.

 Словообразование – это образование новых слов при помощи

суффиксов.

 Словообразование – это образование новых слов при помощи

приставок.

 Словообразование – это образование новых слов при помощи

суффиксов и приставок.

 Словообразование – это  сложение двух слов.

 Словоизменение – это изменение окончаний слов.

 Словоизменение – это форма множественного числа.

 Словоизменение – это изменение смысла слова.

Рефлексия.

Оцените свою работу цветом:

Красным – хорошо усвоили материал;

Зеленым – не хватает практических навыков по отработке правописания

имен собственных;

Синим – еще нужно работать, много допускаю ошибок.

Дидактический    материал по русскому  языку.

Игры, задания, упражнения   для  развития  логического

мышления  младших школьников.

Упражнения для развития логического мышления

1. Выделение признаков предмета:

Расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.

Сколько букв  в  словах?  Кот, сон, снег

«Анаграмма» Составьте слова, переставив буквы.

АЛИГ              

ЕОСЛ    

ОТЛЕ

     

    2.Узнавание предмета по заданным признакам.

Назовите как можно больше слов, оканчивающихся на ца (рь,и т.д.)

Курица, львица, синица… январь, февраль….

Запишите слова, имеющие одинаковое количество букв;(4)и вторую букв Л в

таблице

           

Угощение на Масленицу          

Богатство

Дерево

Нос у птицы

3.Формирование умения выделять существенные признаки предметов:

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) – Растение, земля

4. Сравнение предметов и явлений:

На что похожи буквы? цифры?

Чем похожи слова? Ветка, вилка, вакса

Л

Л

Л

Л

Назовите общие признаки  предметов: апельсин и лимон:

Запишите в скобках слово, которое бы означало то же, что и слово за

скобкой.

Часть ноги (                 )  изгиб трубы

Заплетенные волосы (             ) орудие труда

Превратите час в год

(Час – чад – гад -  год)

Метаграммы.

С Д – ветвистый,

С З – костистый,

С К – ребристый  (дуб, зуб, куб)

5.Классификация предметов и явлений.

Глаз                          графин

Стул                         кошка

Мышь                       петух

Слон                         коза

Выберите правильный ответ из трех предложенных:

Слова разделены по числу слогов

Слова разделены по числу букв

Слова разделены по родам

6. Формирование умения делить объекты на классы по заданному

основанию.

Разделите слова на группы по числу слогов:

Линейка, карандаш, курица, липа,  лампа, нож, нос, кот,  вата.

К какой группе  отнесете слова: лиса, медведь, самолет,  судно?

Разделите слова на группы по родам:

Коса, дом, солнце, облако, собака, норка, гнездо, орех, нож, пенал, мышь,

окно.

К какой группе  отнесете слова: кость, рост, курс, молоко,  зерно?

Проверка результатов классификации:

Разделите на группы:

а) буквы -  И К  Л  М  Н О П Р С Т У

б) слова по родам -  каша  лапа  стул  соль  кольцо   крыльцо  яблоко  

пол  вол

в) слова по числу букв – май лай  порт  игра   яблоко  …..

г) слова по числу  слогов – дом   кошка   семена  масть…

тесты

на основе таблиц, в которых слова распределены, верно или неверно

устанавливается правильность классификации31

7.Формирование умений выбирать основание для классификации:

Что послужило основанием для разделения  слов на три группы?

кошка полотно шарик

рожь седло торт

ветка пальто порох

опера зеркало пароход

Слова сгруппированы по числу букв в  слове;

Слова сгруппированы по числу слогов  в  словах;

Слова сгруппированы по родам

Комбинированные задания для овладения классификацией.

Какое слово в ряду является лишним и почему? Что объединяет

оставшиеся слова?

 Сыр  зонт   игры  ток

 Ласка   лайка  леска  ложь

 Слово  окно   олово   молва

 Лиса   сало   оса  лапа

Мышление по аналогии.

Нож – сталь = стол - ?

( вилка, дерево, стул, скатерть)

Мыслительные операции анализа и синтеза

Выделите отдельные слова из слова

Едашаркомнатакласскукла

Выделите отдельные слова из предложения:

Былазимадетинапрудулепиликуклуизснега

«Зашифрованное слово»

Возьмите из каждого слова только первые слоги и составьте

слово

Каток  валет   лето   риза   ярус

Возьмите из каждого слова только вторые слоги и составьте

слово

Холод   рука

Рама   уши   рана

Зима   рога   корзинка

Возьмите из каждого слова только последние слоги и составьте

слово

Полоса клеймо  вертолет

Река   конура отмель

    Сало   лапа   соната

Найдите спрятанное слово: какой  слог нужно взять?

Сапоги парашют  фантазия  (сарафан)32

Карта тишина  пена                (картина)

Существует еще много различных видов логических заданий для развития

мыслительных операций анализа и синтеза:

Метаграммы – последовательное  изменение одной или нескольких букв в

слове.

С Д  - я строю,

С Т- скучаю,

С С – ребенка укачаю  ( доска, тоска, соска)

Логогрифы – прибавление  или отнимание одной из букв в слове.

В Новый год жилище украшаю,

А с М – я плавать кораблям мешаю (ель,мель)

Шарады :

Фасоль, волосы, пальто, столяр… найдите слова, входящие в данные слова

Подберите к слову в первом столбике окончание из второго:

Вес             опыт

След           град

Вино          точка

Чело           оса

Пол             век

«Угадай слово» по аналогии

Напишите слово в скобках,  используя сочетание букв из  слов 1 и 2 столби

ков:

Плод     (лото    )    стол

Клад     (            )    спад

Трек     (            )    скат

Опал     (            )   рука

Рука     (             )   соло

Скит      (           )   сноп                      (лапа, река, паук, укол, кино) )

Напишите слово в  скобках,  используя буквы  слов 1 и 2 столбиков:

Липа  (лапа)   пора

Поле   (        )  нора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....

Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"...

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком  к продуктивному ...

разработка методической темы "Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников"

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в тв...