Внеклассное занятие по этнокалендарю «Всемирный День родного языка» (конспект и презентация)
презентация к уроку (2, 3, 4 класс) по теме

Андреева Татьяна Васильевна

Цель: обратить внимание учащихся на проблему вымирания языков во всём мире, обсудить пути поддержания исчезающих языков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия по этнокалендарю

«Всемирный День родного языка»

Провёл учитель гимназии №586 Андреева Т.В.

Цель: обратить внимание учащихся на проблему вымирания языков во всём мире, обсудить пути поддержания исчезающих языков.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционная доска, «Библия для детей», листы формата А-3, фломастеры, азбуки.

Ход занятия:

  1. (На доске заставка: «21 февраля – День родного языка».)

21 февраля весь мир будет отмечать День родного языка. Мы сегодня здесь с вами собрались, чтобы выяснить, что это за праздник и почему его стали отмечать.

2. Обратимся к названию праздника «День родного языка». Что же такое родной язык? (ответы детей). Обычно в науке под родным (первым) языком понимается язык, который человек усваивает с раннего детства без специального обучения, находясь в соответствующей языковой среде. Маленький ребёнок усваивает тот язык, на котором говорит его мама или близкие ему люди. Для каждого человека  родной язык это достояние его народа и культуры. Вот какое стихотворение написал Владимир Тимин, житель республики Коми, о своём родном языке. (читают ученики 1 класса)

Владимир Тимин (коми)

Родной язык

Он как жаркий солнечный
Блик –
Мой родной язык.

Он как птицы печальной
Крик –
Мой родной язык.

Он из запаха ржи
Возник –
Мой родной язык.

И к губам, как родник
Приник –
Мой родной язык.

Перевёл с коми Г. Морозов

3. Сейчас в мире насчитывается 6000 языков. Откуда же на Земле появилось столько различных языков? Существует библейское предание: (на доске изображение Вавилонской башни) (Рассказывает третьеклассник.)

«После всемирного потопа у Ноя родились три сына: Сим, Хам и Иафет. Желая прославиться потомки Хама решили построить город и  в нём башню, на подобии столпа, высотой до небес. Они наделали кирпичей и начали своё «столпотворение». Бог испугался дерзости людей и решил их наказать: он смешал язык строителей так, что они стали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Началась страшная неразбериха, и строительство башни было прекращено, а люди разошлись по земле в разные стороны.» Так произошли разные народы и их языки.

4. Есть слова, которые существуют во всех языках мира. Как вы думаете , какие? (ответы детей: мама, папа, здравствуйте, до свидания и т.д.) Давайте вспомним, как будет «здравствуйте» на английском языке, немецком. А вот как звучит слово «здравствуйте» на других языках. (Слайд)

5. Язык - система звуковых и письменных символов, используемых людьми для передачи их мыслей и чувств.  Человек, общаясь посредством языка, создаёт литературные произведения. Какие произведения можем встретить в русской литературе? (дети перечисляют жанры литературы) А как вы думаете, существуют ли эти жанры в других языках? Со сказками разных народов мы уже с вами знакомились на литературном чтении. Даже создали выставку рисунков по этим сказкам. Существуют так же пословицы, песни, стихи, рассказы, колыбельные песни и др. жанры народного творчества. Сейчас мы послушаем и посмотрим колыбельную песню африканских народов. (Видео сюжет)

А сейчас ученик 3 класса расскажет стихотворение на армянском языке, родном языке его родителей. О чём это стихотворение?

6. К великому сожалению, сегодня около трёх тысяч языков в мире находится на грани исчезновения. Причём ситуация усугубляется тем, что каждые полмесяца один язык исчезает насовсем. Как вы думаете, почему? Для выживания языка необходимо, чтобы на нем общалось по меньшей мере 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро.

С возникновением новых технологий малочисленным народам стало еще труднее добиться признания своих языков. Ведь язык, не представленный в Интернете для современного мира «не существует». 

Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.

 Россия на всём протяжении своей истории была и поныне остаётся многонациональным государством. В настоящее время населяющие её народы говорят более чем на 160 языках. Многие языки находятся на грани исчезновения. Вот список языков народов России, которые нуждаются в защите.(Слайд)

  • цыганский язык (около 150 тыс.),
  • коми-пермяцкий язык (около 147 тыс.),
  • карельский язык (около 130 тыс.),
  • адыгейский язык (около 120 тыс.),
  • лакский язык (около 100 тыс.),
  • табасаранский язык (около 93,5 тыс.),
  • хакасский язык (около 78 тыс.),
  • ногайский язык (около 73 тыс.),
  • алтайский язык (около 69 тыс.),
  • хакасский язык (около 57 тыс.),
  • ненецкий язык (около 34 тыс.),
  • абазинский язык (около 33 тыс.),
  • татский язык (около 30 тыс.),
  • эвенкийский язык (около 29 тыс.),
  • хантыйский язык (около 22 тыс.),
  • рутульский язык (около 19 тыс.),
  • эвенский язык (около 17 тыс.),
  • агульский язык (около 17 тыс.),
  • шорский язык (около 15 тыс.),
  • чукотский язык (около 15 тыс.),
  • хантыйский язык (около 14 тыс.),
  • нанайский язык (около 11 тыс.),
  • мансийский язык (около 8 тыс.),
  • эвенский язык (около 7 тыс.),
  • цезский язык (около 7 тыс.),
  • цахурский язык (около 6,5 тыс.),
  • долганский язык (около 6,5 тыс.),
  • корякский язык (около 5 тыс.),
  • нивхский язык (коло 4600 чел.),
  • чамалинский язык (около 4 тыс.),
  • мансийский язык (около 3,7 тыс.),
  • селькупский язык (около 3,5 тыс.),
  • ульчский язык (около 3 тыс.),
  • вепсский язык (около 3 тыс.),
  • ительменский язык (около 2,5 тыс.),
  • алюторский язык (около 2 тыс.),
  • селькупский язык (около 2 тыс.),
  • удэгейский язык (около 1900 чел.),
  • саамский язык (около 1800 чел.),
  • эскимосский язык (около 1700 чел.),
  • нганасанский язык (около 1200 человек),
  • юкагирский язык (около 1100 чел.),
  • орочский язык (около 880 чел.),
  • тофаларский язык (около 720 чел.),
  • алеутский язык (около 640 чел.)
  • негидальский язык (около 580 чел.),
  • чулымско-тюркский язык (около 500 человек),
  • юкагирский язык (около 250 чел.),
  • ижорский язык (244 человека в 1979 г.),
  • энецкий язык (около 190 человек),
  • кетский язык (около 110 чел.),
  • керекский язык (около 100 чел.),
  • водский язык (несколько десятков человек),
  • камасинский язык (единственная престарелая носительница к началу 80-х гг.).

Не все они, к сожалению, достаточно хорошо изучены и описаны языковедами, в частности те, которые находятся на грани исчезновения. Создание подробных очерков о них требует гигантского кропотливого труда на протяжении многих лет, многочисленных экспедиций в места проживания носителей этих языков.

Как вы думаете, что можно предпринять для сохранения этих исчезающих языков? (предположения детей) Создание словарей разных языков. Как называется книга, по которой дети учатся читать и говорить на родном языке? (азбука) (слайд)

Во многих странах проводятся фестивали родного языка. Так, например, в Бурятии каждый год проходит фестиваль на знание бурятского языка, который называется  «Язык – душа народа». Участники состязаются в номинациях «Художественное слово», «Народная песня» и «Современная песня».(фото на доске) Такие фестивали проводятся во всём мире в поддержку родных языков.

Фестивали языков уже более десяти лет с успехом проводятся в различных странах, собирая сотни и тысячи участников. На Московском Фестивале языков можно пообщаться на иностранном языке с его носителями, посмотреть многонациональный концерт, поучаствовать в языковых  викторинах, встретиться с интересными людьми., посетить мини-уроки.(слайд)

В Татарстане открылся лагерь, куда приезжают дети для общения на родном татарском языке.

Представители различных народов пытаются привлечь внимание общественности к исчезающим языкам. Так Александр Волков сочинил стихотворение в защиту своего родного карельского языка. (читают 6 учеников)

Александр Волков (карел)

Оставьте наш язык

Деревни раз сорок горели
От шведов, от русских, от финнов.
В глаза посмотрите карелам,
Не проходите же мимо!

Пока ещё есть мы на свете,
Но сердце у нас кровоточит,
Не дайте стереться с планеты,
Погаснуть звезде нашей к ночи.

Сегодня услышьте наш голос:
– Последние мы могикане!..
Так дайте, так дайте нам слово!
Оставьте язык наш за нами!

Иного не надо нам даром,
У нас есть и разум и руки,
Не надо нам вечных пожаров –
Исчерпан лимит наш на муки.

Средь многих миллионов «Великих»
Нас тысячи только остались,
Но жизнью горят наши лики,
И души черствее не стали.

На вас мы кулак не поднимем,
Нам чужды обиды и мщенье,
Но если язык наш погибнет,
Вам Небо откажет в прощеньи.

1997
Авторский перевод с карельского

Международный день родного языка, провозглашенный в ноябре 1999 года, отмечается каждый год для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего духовного наследия. По оценкам  специалистов половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей, представителей вымирающих народов.

Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

К счастью, наш родной русский язык не является исчезающим. На нём говорят миллионы людей. В своё время великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал такие слова: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!» (слайд)

7. И, в заключении сегодняшней беседы, я хочу вам предложить создать плакат «День родного языка», который бы способствовал привлечению внимания к проблеме исчезновения языков. (дети в смешанных по возрасту группах на листах А-3 рисуют плакаты)

8. Смотр работ. Рассказы детей о своих плакатах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

21 февраля- День родного языка

Слайд 2

6 000 ЯЗЫКОВ

Слайд 3

Вавилонская башня

Слайд 4

«Здравствуйте» на разных языках Алтай - "тякши лар ба" ( все ли хорошо) Якуты - "норуон норгуй" ( привет) Татары - "исэнмесез" (здоровы ли вы) Башкиры - "хаумыгыгыз" ( здоровы ли вы) Калмыки - "ямаран бяана" ( как дела) Осетины - "да бон хорж" (добрый день) Черкессы - "фи махуа фыуа" (здравствуйте) Абадзины - "умш бзита" (здравствуйте) Армяне - "барев дзез" (добро вам)

Слайд 5

АФРИКАНСКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ГРЕЧЕСКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Слайд 6

Армения

Слайд 7

Исчезающие языки России цыганский язык (около 150 тыс.), коми-пермяцкий язык (около 147 тыс.), карельский язык (около 130 тыс.), адыгейский язык (около 120 тыс.), лакский язык (около 100 тыс.), табасаранский язык (около 93,5 тыс.), хакасский язык (около 78 тыс.), ногайский язык (около 73 тыс.), алтайский язык (около 69 тыс.), хакасский язык (около 57 тыс.), ненецкий язык (около 34 тыс.), абазинский язык (около 33 тыс.), татский язык (около 30 тыс.), цахурский язык (около 6,5 тыс.), долганский язык (около 6,5 тыс.), корякский язык (около 5 тыс.), нивхский язык (коло 4600 чел.), чамалинский язык (около 4 тыс.), мансийский язык (около 3,7 тыс.), селькупский язык (около 3,5 тыс.), ульчский язык (около 3 тыс.), вепсский язык (около 3 тыс.), ительменский язык (около 2,5 тыс.), алюторский язык (около 2 тыс.), селькупский язык (около 2 тыс.), эвенкийский язык (около 29 тыс.), хантыйский язык (около 22 тыс.), рутульский язык (около 19 тыс.), эвенский язык (около 17 тыс.), агульский язык (около 17 тыс.), шорский язык (около 15 тыс.), чукотский язык (около 15 тыс.), хантыйский язык (около 14 тыс.), нанайский язык (около 11 тыс.), мансийский язык (около 8 тыс.), эвенский язык (около 7 тыс.), цезский язык (около 7 тыс.), удэгейский язык (около 1900 чел.), саамский язык (около 1800 чел.), эскимосский язык (около 1700 чел.), нганасанский язык (около 1200 человек), юкагирский язык (около 1100 чел.), орочский язык (около 880 чел.), тофаларский язык (около 720 чел.), алеутский язык (около 640 чел.) негидальский язык (около 580 чел.), чулымско-тюркский язык (около 500 человек), юкагирский язык (около 250 чел.), ижорский язык (244 человека в 1979 г.), энецкий язык (около 190 человек), кетский язык (около 110 чел.), керекский язык (около 100 чел.), водский язык (несколько десятков человек), камасинский язык (единственная престарелая носительница к началу 80-х гг.).

Слайд 8

Первые книги на родном языке

Слайд 9

Фестиваль родного языка

Слайд 10

Фестиваль родного языка

Слайд 11

Московский Фестиваль языков

Слайд 12

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык» И.С.Тургенев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "12 апреля - всемирный день космонавтики"

Указом президента от 31июля 2008г. 2011 год объявлен Годом российской космонавтики в честь 50-летия полёта первого космонавта планеты Юрия Гагарина 12 апреля 1961г. Также во всех прогр...

Внеклассное занятие по Этнокалендарю "16 ноября Всемиргый день толерантности"

Цель занятия - вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, мириться с чужим мненим; быть снисходительными к поступкам других люде...

Внеклассное мероприятие "4 октября - Всемирный день улыбки"

Внеклассное мероприятие "4 октября - Всемирный день улыбки"...

Классный час Всемирный День родного языка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН   Классный час Всемирный День родного языка...

Внеклассное мероприятия на тему: "Всемирный день ребенка"

Каждый ребенок с детства должен знать свои права и обязанности. Данное мероприятие направлено на изучение прав ребенка обучающимися начальной школы....

Открытое мероприятие по этнокалендарю. Международный день родного языка.

Открытое мероприятие по этнокалендарю.Международный день родного языка....

Конспект внеурочного занятия "22 сентября - Всемирный день без автомобиля"

Занятие проводится в форме диалога, в ходе которого воспитатель обращается к опыту детей, актуализируя тем их знания. В ходе беседы встаёт проблемный вопрос, с одной стороны, отказаться полностью от а...