современный урок - творчество учителя
статья на тему

Таланова-Шелейко Юлия Геннадьевна

учитель как творец, созидатель, помощник и актёр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kak_iskusstvo.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальной школы  ГБОУ СОШ №585

Кировского района

Таланова-Шелейко Ю.Г.

«Как сделать современный урок- искусством  педагогической  поэмы»

«Посредственный учитель излагает.    

 Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет».

Уильям Уорд

(британский государственный и политический деятель)

Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации российской системы образования. Разработка стандартов второго поколения стала ответом на вызовы времени, новые социально-экономические условия в России. Отличительная особенность новых стандартов – «направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно- деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.» Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования отражает социально-экономические тенденции современного мира, призван обеспечить соответствие содержания и средств педагогической деятельности потребностям общества и государства. Однако переход на новые образовательные стандарты требует обновления педагогического образования и становления нового педагога, готового к реализации системно- деятельностного подхода в образовании, способного обеспечить гибкое личностно ориентированное образование, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны. Это обусловливает необходимость выстраивания такой системы подготовки и сопровождения образовательных учреждений и педагогов, которая обеспечила бы их готовность к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС.

     Один из современных подходов к пониманию сути современного урока заключается в рассмотрении его как союза науки, искусства и любви. А.С.Макаренко  называет  искусством «всякую практическую деятельность, стремящуюся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека».

Рассмотрим урок как обучение и искусство, как две стороны сложного процесса воспитания, в котором  искусство, возможно даже превалирует, даёт возможность раскрыть творческие способности каждого ребёнка. Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.

      Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.  Учитель развивает в своих учениках мысль и чувство, одухотворяет педагогический процесс, наполняет его содержание и методы особым светом человеколюбия и добросердечия, ведёт  к открытиям и позволяет через творчество и мастерство, живые  добрые чувства вести ребят к высшей духовности, к осознанию уникальности и гармонии великого достоинства человека. Педагог рассматривает урок как важный отрезок жизни детей, как то время, в течение которого ребёнок как бы  сам собою может стать лучше, добрее, человечнее, подняться над самим собой. Артистизм учителя проявляется в ненавязчивости, изяществе, скрытости усилий по совершенствованию ребёнка.Артистизм педагога, по мнению Е.Н.Ильина, не просто особенность учителя, а наиважнейшее учебное средство: «Разбудить знание, которое уже есть, столь же важно, как и дать новое». В.Ф. Шаталов , размышляя о том, что значит  «владеть классом», в книге «Точка опоры» отвечает на этот вопрос так: «Прежде всего это искренняя заинтересованность, увлеченность рассказчика-учителя тем сюжетом, который он развивает. Сколько бы раз он ни повторял своё объяснение, оно должно звучать для ребят как откровение. И никак иначе! Ученикам подавай страсть, темп и неподдельное вдохновение…Путь к их уму лежит через чувство».

Три постулата заложены в основание новой технологии урока.

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Стандарты нового поколения различают  урок как момент урокодательства, озвучивания некой учебной информации, поучения и Урок как уникальную возможность образования человека, рождения образа Человека, поиска и нахождения человеком самого себя. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным.  

Что же характерно для современного урока? 

Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

умение ставить перед собой цель, принимать решения;

умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;

умение проконтролировать себя, свои собственные действия;

умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;

умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

«Нужно создать гармонического человека… развить все его способности». (А.В. Луначарский)

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

           «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

В литературе говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

         Современный урок – это деятельностный урок.  Методологической основой  стандартов нового поколения  является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В  стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

«Придумать», «выстроить» и «сыграть» урок необходимо так, чтобы дети научились общаться и творить, захотели стать совершеннее, лучше, а не только постигали голые научные факты. Даже сугубо  научную информацию надо суметь сделать достоянием ученика, а это значит- взволновать, увлечь учащихся теми или иными идеями, искусно подвести к определённым выводам. Для этого  учитель  ставит и решает вместе с детьми сверхзадачу урока, рассматривая его как важный отрезок их жизни, как то время, в течение которого они могут измениться в лучшую сторону; организует проживание ценности знания своими учениками, а в целом- моделирует ситуацию творчества, в которой, по мнению учеников, сами собою рождаются маленькие открытия, яркие образы и импровизации.

            Итак, между современной педагогикой (современным уроком) и искусством могут быть прослежены как внутренние, так и внешние связи. Внутренние связаны с пониманием искусства как органической части педагогики, как элемента его цели и содержания, а внешние- с пониманием искусства как средства, ведущего к пониманию педагогических явлений и процессов, проникновению в их суть.

        Современный урок-авторский урок, несущий на себе  печать Личности Учителя, по сути может быть и студией, и мастерской, и творческой лабораторией. Динамичность, вариативность и разнообразие- такие же неотъемлемые составляющие современного урока, как и других форм организации педагогического процесса. Можно сказать, что искусство современного урока заключается в нахождении педагогом совместно с учениками таких форм творческого взаимодействия, которые будут способствовать решению учебных задач и позволят не только устанавливать значения фрагментов содержания образования, но и извлекать и переживать личностные и жизненные смыслы.

Для  современного учителя главное- сделать ученика понимающим и чувствующим, не передавая ему чужие мысли словами, а пробуждая в нём его собственные. «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению».  (Я.А. Каменский)

            На своих уроках я широко применяю технологию критического мышления. В технологии критического мышления делается упор на то, что учащиеся сами будут определять — что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Термин «критическое мышление» известен с давних пор. При этом в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно. Связано это неоднозначностью данного понятия. С одной стороны критические мышления предлагает спор, конфликт. Критичность, исходя из взглядов и. канта, прежде всего, - признание ограниченности, несовершенства собственных взглядов индивида на обществе. С другой стороны - критическое мышление объединяет понятие «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление», и т.д. об этом говорится в работах таких известных психологов, как Ж. Пиаже, ДЖ. Бруннер, Л.С. Выготский. На сегодняшний день в различных научных исследованиях можно найти совершенно не похожие друг на друга определения термина «критическое мышление». Критическое мышление, по мнению Дж. А. Брауса и Д. Вуда,- это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предупреждений. По мнению Д.Халпера, критическое мышление- это «использование таких когнитивных навыков или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата, …отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью… это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью,- такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи» 

Критическое мышление является неотъемлемым компонентом творческого и логического мышления и не существует вне связи с ними.

Исследования психологов и педагогов А.В Брушлинского, М.И. Станкина, Е.Д. Божовича и Л.В. Занкова также свидетельствует о том, что переход на новую учебную ступень связан с усложнением форм учебной деятельности и возможным интенсивным формированием элементов творческого и критического мышления, возникновением новых познавательных интересов. Педагогическая практика в свою очередь подтверждает, что формирование критического мышления к себе и окружающим является одной из главных задач педагогической науки.

Всё вышесказанное позволяет расценивать современный урок как искусство  педагогической  поэмы. В заключении хочу привести слова из анкеты для моих малышей, которые отвечают на вопрос: «Какой он сегодняшний урок?»

« …учёный, увлекательный, весёлый, необыкновенный, таинственный, интересный, загадочный, солнечный, простой, любимый и тёплый.»

Родители моих учеников говорят, что их детям  интересно всё. Они как маленькие учёные открывают для себя секреты речи на страницах «Азбуки», с удовольствием находит ловушки на страницах учебника математики. Родителям нравится , что дети идут с удовольствием в школу на встречу новым открытиям. Они стали наблюдательными  и могут  ярче видеть в обыденных вещах что-то новое,  необычное, что так ускользает от взгляда взрослого.

«Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонически воспитывает целостного человека».  (А. Дистервег)

 

Использованная литература:

  1. Бёрджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными. - М., 2016. - С. 40. 
  2. Шаталов В.Ф.Точка опоры.- М.,2010.-С.111
  3. Кочережко С.С. Критическое мышление: методы формирования и оценивания // Внутришкольная система оценки качества образования: опыт применения технологий мониторинга результатов освоения образовательной программы и индивидуальных достижений обучающихся: сборник статей по материалам семинаров МБОУ «Гимназия №1» г. о. Самара. - Самара, 2016. - С. 119-148.
  4. Хуторской А.В. Что такое современный урок [Электронный ресурс]
    // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. №2. URL: http://www.eidos.ru/journal
    /2012/0529-10.htm (дата обращения: 10.01.2017).
  5. Александрова В.Г. Какая наука нужна сегодня учителю?//Магистр-2010.-№2.-С.54
  6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения:в 6т.-М..1999.-Т.1.-С.8.
  7. Амонашвили Ш.А. Образ и образование//Педагогика культуры.-2005.-№2.-С.10
  8. Казанский О.А. Педагогика как любовь.-М.20012
  9. МакаренкоА.С.  Мои педагогические воззрения//Пед.соч.:в 8т.-1998.-т.4
  10. Каменский Я.А. Великая дидактика//Изб.пед.соч.:в2т.-М., 2000

Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; — М., Просвещение, 1988.- 479с.


Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. 2012. №1. С. 7-13. 
Кириллова С. Сингапурская методика «дружит» с ФГОС // Управление школой. 2014. №1 (571). С. 34-39. 
Основные результаты международного исследования PISA-2015. С. 16. [Электронный ресурс] // URL: http://www.centeroko.ru/public.htm (дата обращения: 10.01.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....

Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов.

. Стандарты второго поколения нацеливают нас на то, что недостаточно дать ребёнку готовые знания, нужно дать инструмент, который поможет добыть эти знания.  Одно из важных направлений  разре...

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС....

РЕЦЕНЗИЯ на методические рекомендации учителю по теме "Современный урок", созданные учителем начальных классов Лазуренко М.П.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Эпоха высоких технологий требует от учащегося не ша...

"Современный урок современного учителя для современных детей"

Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи...