Представление педагогического опыта " Инновационный опыт"
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Тараканова Елена Геннадьевна

Представление инновационного опыта по теме "Нравственное и этическое воспитание младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon инновационный опыт43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя группы продлённого дня

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа » Таракановой Е.Г.

на тему «Нравственное и этическое воспитание младших школьников».

«В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины

были не просто понятны, но и стали бы

целью жизни каждого человека, предметом

собственных стремлений и личного счастья».

Актуальность.

Одним из ведущих видов деятельности для учащихся в группе продлённого дня является занятия направленные на понятия нравственности и культуры. Это одна из форм организации воспитательного процесса. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

 Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Проблема, над которой я работаю, актуальна, значима для педагогической практики. Значимость проблемы заключается в воспитании у школьников человеческих чувств, таких как доброта, любовь ко всему живому, чувства собственного достоинства, справедливости и сострадания.

Концептуальность.

Концептуальность в работе группы продлённого дня заключается в совершенствовании работы с детьми над нравственными и культурными понятиями. Культура – явление внутреннее и органическое, она захватывает самую глубину человеческой души, а также определяет форму человеческого сознания. Данная работа выдвигает методы разновариантности, что позволяет конструировать воспитательный процесс.

Ведущая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей на данном этапе своей работы считаю организацию на занятиях по нравственному воспитанию сознательного участия в дискуссиях, формирование первоначальных детских убеждений построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей и положительных человеческих качествах.

 Теоретическая база опыта.

« Педагогика – это практика, а не теория и не обучение, это  - нравственное улучшение» - так еще во втором веке формировал цель педагогической деятельности великий учитель Климент Александрийский,в своем сочинении «Педагог». Поэтому я в своей работе использую труды современных педагогов- практиков. Сегодняшняя педагогика меняется, рождается новая педагогическая практика, которая включает новую этику, охраняющую внутренний мир ребенка. Найти верный путь в работе с детьми по нравственному и этическому воспитанию мне помогла  следующая литература: « Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками» Богданова О.С., Калинкина О.Д., « Основы процесса нравственного воспитания» Марьенко И.С., « Уроки этики» Лихачева И.А.

Технология опыта.

Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо воспитателю прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в

понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях в людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Чтобы у детей укрепились данные понятия, я провожу цикл бесед по нравственному воспитанию: «Этикет, или просто хорошие манеры», «Беседа о вежливости», «Поведение в школе», «Поведение в транспорте», «Поведение в театре», «Беседа о доброжелательности и равнодушии» и многие другие.

Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры.

Первые книги которые познают дети – это сказки. В них ребёнок впервые знакомится с понятиями добра и зла. Поэтому на первом этапе работы с детьми мной была поставлена сказка «Теремок», в которой также затрагиваются такие понятия как дружба, взаимопомощь, доброта. Дети с огромным удовольствием участвовали в постановке сказки.

Целесообразно также использовать произведения художественной литературы. В которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. Поэтому на занятиях мы знакомимся с произведениями различных писателей. Например, таких как рассказы Л.Н. Толстого, В.Бианки, В.Катаева, М.Пришвина и другие.

Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: мальчик стал лучше учиться, отец просматривая дневник, говорит сыну: «Вижу, что стал стараться. Я доволен тобой, сын, молодец». Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Хорошим средством воспитания этической культуры у младших школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему. Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение.

Очень важное средство в воспитании этической культуры младших школьников является — лишение удовольствия и развлечений. И ещё одно средство действенное в воспитании этической культуры — это лишения доверия.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

Анализ результативности.

Занятия по нравственному и этическому воспитанию строю с учётом возрастных и психологических особенностей младших школьников. Провожу цикл бесед на тему: « Уроки хороших манер». Каждая из бесед сопровождается презентацией, инсценированием, обыгрыванием жизненной ситуации. Беседы содержат проблемный характер, у детей появляется возможность высказать свое мнение, уважительно относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано находить правильное решение.  Проведены ряд мероприятий на тему«Дружба крепкая», « Вместе лучше», « Дорогою добра». Такие мероприятия направлены на сплочение детского коллектива. Очень важно то, что дети с огромным удовольствием принимают активное участие в таких мероприятиях. Поэтому считаю необходимым продолжать работу по данной теме. Результативность моего опыта состоит в том, что разработки занятий нравственного содержания благоприятно влияют на детей. Они становятся добрее друг к другу и к окружающим, проявляют заботу о животных, достойно ведут себя в природе.

Формы и методы работы.

Наличие теоретической базы по данной проблеме позволяет мне разнообразить формы и методы работы с детьми. Я применяю разнообразные формы и методы работы, использую различные виды технологии, способствующие развитию нравственных и этических понятий у детей, разнообразные принципы подхода к воспитанию младших школьников, ИКТ, опыт учителей своей школы.

Оптимальность и эффективность нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей. Так чтобы информация была понятна и доступна для восприятия учащихся.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Результаты моего опыта рассматриваются на заседаниях школьного и районного методического объединения воспитателей группы продленного дня, а также мой опыт размещен на школьном сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта

Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...