Урок-семинар "Это север - край неповторимый..."
методическая разработка

Афиногенова Валентина Александровна

Цель: Расширить знания учащихся о Республике Коми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_sever_-_kray_nepovtorimyy.docx72.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ» пгт Синдор

Княжпогостского района Республики Коми

«ЭТО СЕВЕР - КРАЙ НЕПОВТОРИМЫЙ…»

(урок-семинар)

Автор: В.А.Афиногенова

учитель начальных классов

2017 год

Цель:

- расширить знания учащихся о Республике Коми.

Задачи:

  • расширение представлений детей о географическом положении Республики Коми;
  • пробуждение интереса детей к проблемам экологии;        
  • знакомство  детей с Государственной символикой Республики Коми;
  • знакомство с именами выдающихся людей нашей республики;
  • воспитание чувства гордости за свою республику;
  • развитие умения работать в группах;
  • закрепление навыков поисково–исследовательской работы;
  • совершенствование умения работать с дополнительной литературой, источниками информации.

Пояснительная записка.

           Тематический классный час даётся в рамках празднования 95-летия Республики Коми, направлен на воспитание патриотизма, любви к малой родине. Урок-семинар рассчитан для школьников 9–11 лет (3-5классы).

Следует обратить внимание на музыкальное оформление мероприятия. Рассказы детей сопровождаются просмотром презентации, прослушиванием коми национальных мелодий, используется  запись мелодии Государственного гимна Республики Коми, песни «Оленёк» (Музыка Г.Дехтярёва).

Для подготовки урока-семинара привлекаются школьный библиотекарь, руководитель танцевального кружка Досугового Центра, родители.

Для подведения итогов выбирается жюри из числа гостей (учителя, родители и другие).

         Предварительная работа.

Учитель предлагает детям тему мероприятия «Это север – край неповторимый…», формулирует проблему «Что мы хотим узнать о Республике Коми?». Вместе с детьми определяют темы исследовательской работы:

  • Города Республики Коми;
  • Сыктывкар;
  • Реки Республики Коми;
  • Полезные ископаемые Республики Коми;
  • Государственная символика Республики Коми;
  • Растения Республики Коми;
  • Животные Республики Коми;
  • Выдающиеся люди Республики Коми;
  • Печоро-Илычский заповедник;
  • Красная книга Республики Коми.

    За три недели до семинара класс делится на группы:

  • географы;
  • герольды;
  • журналисты;
  • биологи;
  • фольклорная группа.

Группы осуществляют деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты.

1. Самостоятельно планируют работу.

2. Прописывают этапы замысла.

3. Этапы осуществления замысла.

4. Подготовка работы к презентации.

Учитель консультирует, координирует и корректирует. Самый интересный материал добавляется в презентацию-журнал «Это север – край неповторимый».

Совместно с руководителем танцевального кружка Досугового Центра проводит  репетиции с фольклорной группой. Разучивают песню и танец «Оленёк». Готовят коми костюмы.

      Дети разучивают Государственный гимн Республики Коми.

 

           Оборудование:

-исследовательские работы:

  • Города Республики Коми;
  • Сыктывкар;
  • Реки Республики Коми;
  • Полезные ископаемые Республики Коми;
  • Государственная символика Республики Коми;
  • Растения Республики Коми;
  • Животные Республики Коми;
  • Выдающиеся люди Республики Коми;
  • Печоро-Илычский заповедник;
  • Красная книга Республики Коми.

-выставка книг о Республики Коми;

-карта Республики Коми;

-записи коми народных мелодий, Государственного гимна Республики Коми, мелодия песни «Оленёк» (Музыка Г.Дехтярёва);

-изображения Государственного герба Республики Коми, Государственного флага Республики Коми, текст Государственного гимна Республики Коми;

-атрибуты коми костюма: малица и пимы;

-мультимедийная установка;

-презентация-журнал «Это север – край неповторимый…»

Ход мероприятия.

( Звучит коми музыка.  Ученик читает стихотворение  А.Ванеева

« Это север - край неповторимый»)/

      *      *     *

Тихие, задумчивые сосны,

И под снегом сон тетеревов,

И фонтаны в крае нефтеносном,

И огни растущих городов;

В новых сёлах - древние былины,

Золотые скирды на полях.

Это Север - край неповторимый,

Край отцов

И Родина моя.

              Пусть и вьюга мечется шальная,

        От мороза стынет кровь в руках,

        Но зато огонь не затухает

        В сердце лесоруба-паренька.

        Он в тайге лютые сосны рубит,

        Он влюблён в профессию свою.

        Паренёк за холод не разлюбит

        Край отцов

        И Родину свою.

Ведь морозы жгучие не вечны,

Пролетит холодная зима,

От черёмух в платьях подвенечных

Вся округа будет без ума.

Возвратятся радостные птицы,

Позабросив тёплые края,

И весною словно обновится

Край отцов

И Родина моя.

             Но, мороз ни разу не изведав,

             Оценить не сможешь теплоту.

             Понимали прадеды и деды

             Северных просторов красоту.

             И горжусь, что сам на них похож я,

             Что не еду в тёплые края,

             Что на свете мне всего дороже

             Край отцов

             И Родина моя.

 

Ведущий:

 Видза оланныд, челядь! Здравствуйте, ребята!

 Ас муыд - рöднöй мам. Своя родина - мать родная.

  Конечно же, вы догадались, что сегодня мы будем говорить о нашей малой  родине – замечательном северном крае, Республике Коми. В этом году нашей республике исполняется 95 лет. Неслучайно мы начали урок-семинар со стихотворения коми поэта Альберта Ванеева «Это север - край неповторимый».

  Готовясь к сегодняшнему мероприятию, вы хорошо поработали, и каждая группа провела своё исследование. Самое основное вы поместили на страницы журнала, который тоже называется «Это север - край неповторимый».

     Открываем первую страницу журнала и предоставляем слово географам.   1 ученик: Республика Коми лежит в суровых северных землях, где короткое северное лето и долгая морозная зима. Расположена она на северо-востоке Европейской части России. Площадь республики огромна даже по меркам России – 415,9 тысяч квадратных километров. На этой площади «улеглись» бы почти четырнадцать таких государств, как Бельгия.reg11map

   У Республики Коми добрые соседи, давние друзья. С запада и севера её «обнимает» Архангельская область с Ненецким автономным округом. На юге по дремучим лесам проходит рубеж с Кировской и Пермской областями. В состав последней входит самая близкая родня коми народа – коми-пермяки, живущие в Коми-Пермяцком автономном округе.

   На востоке пролегла граница с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами Тюменской области. На юго-востоке до Республики Коми «дотянулась» самой своей северной оконечностью Свердловская область.

  2 ученик: Территорию республики как бы делит надвое древний горный кряж – Тиманский. Его разрушали, размывали долгие геологические эпохи, и сейчас самые высокие вершины кряжа не достигают и 500 метров.

    Настоящие горы, тоже древнейшие, возвышаются на востоке. Почти тысяча километров западного склона Уральских гор приходится на Республику Коми. Самая высокая вершина – гора Народная (1895 метров).

   3 ученик: Солнцем северная Республика Коми обделена. Её неласковый климат «диктует» в основном Северный Ледовитый океан. На северо-востоке простерлась тундра. Вечная мерзлота местами проникает здесь на 200-метровую глубину. Довольно плоская территория республики легко продуваема со всех сторон, летние заморозки здесь, как говорится, дело привычное.

   В Воркуте едва начинает таять снег, а морозы заворачивают под тридцать. Максимально же низкая зарегистрированная температура – 56 градусов. На юге зимний световой день всего шесть часов. На крайнем севере солнце летом не садится, зимой не показывается – полярная ночь.

    4 ученик: На территории республики много рек и речушек. Их общая длина составляет более 84 тысяч километров, это в два раза превышает длину экватора.

Самая крупная река Печора берёт своё начало в Уральских горах. Длина её – 1809 километров. Вода, особенно в верховьях, чиста и прозрачна до дна, потому Печора – река рыбная. Впадает в Баренцево море.

   Вторая по величине река – Вычегда, одна из любимых рек северян, впадает  в Северную Двину. Длина её 1130 километров.

   В далёкой тайге, в предгорьях Тиманского кряжа, начинает свой путь Мезень (её протяжённость – 966 километров, в пределах Коми – 400 километров). Впадает в Белое море.

   5 ученик: Республика Коми удивительно богата озёрами. Но все они мелкие и занимают незначительную площадь. Самые большие озёра – Ямоозеро (31,1кв. км) и Синдор (28,5 кв. км).

   Болота республики занимают более трёх миллионов гектаров – почти десятую часть всей территории. Это колоссальные резервуары очищенной, профильтрованной воды. Имеется немало поистине гигантских болот: Океан, Усинское (в Европе крупнее нет). В некоторых болотах торфяная толща достигает восьми метров. Запасы торфа в республике огромны – миллиарды тонн.

   6 ученик: Ни в каком другом месте планеты глубинные недра не хранят такие неисчерпаемые богатства!

   В республике открыты многочисленные месторождения нефти, газа, угля, горючих сланцев. Недра богаты рудами чёрных и цветных металлов (в том числе золота, платины). Имеются  залежи и каменной и калийной соли, соды, самородной серы, горного хрусталя, известняков и многих других полезных ископаемых.  

   7 ученик: Нашу республику так называют потому, что коренным населением, которое много веков живёт на этой территории, является коми народ. Кроме коми, в республике проживают представители более пятидесяти национальностей. В основном это русские – 58%; коми – 27%, украинцы -7%, белорусы – 2%.

   В состав Республики Коми входят 12 районов. Самые крупные города – Сыктывкар, Ухта, Воркута, Печора. Столица – город Сыктывкар.

Рефлексия:

 -Что нового узнали?

-Что было наиболее интересно?

-Что непонятно?

-О чём хотели бы узнать подробнее?

    Ведущий: Открываем вторую страницу нашего журнала и предоставляем слово  герольдам. 

   1 ученик: Мы познакомим вас с Государственной символикой Республики Коми.Государственный герб Республики Коми

  Государственный герб  Республики Коми представляет собой изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите: на груди птицы – лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.

   В композиции «птица-человек-лось» хищная птица  с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти. Лик  женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Женщины), солнечной богини, матери мира. Образ лося воплощает силу, благородство, красоту. Сочетание золотого и красного символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, тёплое солнце, материнство и рождение. Сама фигура птицы с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста - символ духовной и государственной власти.

   В гербе отражена история народа коми.

  2 ученик:

Государственный флаг  Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально трёх полос в последовательности сверху вниз: синего, зелёного и белого цветов.

  Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. flag

   Зелёная полоса – символ надежды и изобилия – обозначает основное богатство Республики Коми – обширную тайгу.

  Белая полоса воплощает белизну и чистоту снега, простоту и красоту Севера. Белый цвет – один из любимых цветов коми.

   3 ученик: Государственный гимн  Республики Коми является символом государства. В нём сохранены традиции национальной культуры. Мелодия гимна создана на основе песни Виктора Савина «Варыш поз» (Соколиное гнездо) (в обработке М.Герцмана).

( Звучит мелодия гимна.  Все встают.)

Дети  исполняют Государственный гимн Республики Коми.

Рефлексия:

-Что нового узнали?

-Что было наиболее интересно?

-Что непонятно?

-О чём хотели бы узнать подробнее?

Ведущий: Приглашаем поделиться результатами своего исследования журналистов. И перед нами новая страница газеты.

       1 ученик: В нашем суровом, но прекрасном крае живут трудолюбивые, сильные, смелые люди. Мы собрали материал о выдающихся людях нашей республики.

Куратов Иван Алексеевич (1839-1875) – первый коми поэт. Стихи начал писать в 13 лет на коми языке.

       Был учителем церковно-приходского училища в Усть-Сысольске (ныне город Сыктывкар). Плодотворно работал над грамматикой коми языка. Наряду с русскими авторами, переводил на коми произведения зарубежных писателей.

       Куратов был вынужден покинуть родину. Могила его неизвестна.

       В 1969 году в городе Сыктывкаре открылся литературно-мемориальный музей, рассказывающий о трагической судьбе поэта.

       В 1985 году в родном селе Куратово создан музей его литературных героев «Кöч Закар керка» по известному стихотворению поэта «У Захара». На одной из центральных улиц Сыктывкара великому сыну народа коми поставлен бронзовый памятник.

      2 ученик:

Виктор Савин (1888-1943) – коми поэт, драматург, журналист, композитор, известный общественный деятель 20-30годов хх века, организатор коми национального театра.

         Он писал замечательные стихи, смешные комедии, создавал серьёзные драмы, сочинял чудесные песни, сам пел прекрасно, хорошо декламировал, был артистом  и режиссёром. Государственный гимн Республики Коми создан на основе песни Виктора Савина «Варыш поз».

     3 ученик:

   Раиса Петровна Сметанина, заслуженный мастер спорта СССР по лыжным гонкам, обладательница трёх золотых, двух серебряных                   и одной бронзовой олимпийских медалей, многократная чемпионка мира и СССР, заслуженный деятель культуры Республики Коми.

         Она награждена орденами. Её именем назван лыжный республиканский стадион (в городе Сыктывкаре), имеющий международный статус. Оставив большой спорт, Раиса Сметанина в качестве наставника-тренера сборной женской команды лыжниц передаёт свой опыт и знания молодым спортсменам.

   

Рефлексия:

-Что нового узнали?

-Что было наиболее интересно?

-Что непонятно?

-О чём хотели бы узнать подробнее?

Физминутка. (Коми старинная детская игра «Кто засмеётся?»)

    Ведущий: А теперь переворачивают свою страницу журнала наши  биологи.

  (Звучит музыка. Ученик читает стихотворение М.Лебедева.) 

 

1 ученик:                         

Земля Коми.

Я иду землёю Коми,

Древняя тайга кругом.

Лес такой - могуч, огромен,-

Есть ли где в краю другом?            

Ввысь вершину надо мною

Стройная взнесла сосна,-

Вечно - летом и зимою -

И красна, и зелена.

Как старуха, ель седая

Встала на глухой тропе;

На ее ветвях лесная

Птица вьёт гнездо себе.

Над рябиной молчаливой

Кедр морщинистый поник,

Тонкая сиротка - ива

Загляделася в родник.

С трепетной сестрой-осинкой

У берёзы разговор…

Затерялася тропинка, -

Без конца, без края бор.

     2 ученик:  Поистине уникальна природа земли Коми. Её леса давно возведены в ранг сокровищ мирового порядка – таких в Европе давно уж нет. Лес, тайга, коми парма – национальная гордость народа и его забота на каждый день. 39 миллионов гектаров покрыто лесом, то есть 94% территории республики.

   Коми парма большей частью состоит из хвойных пород. Царствует ель – 56%. Сосна занимает четверть всех лесов. На лиственные породы приходится 18%, в основном это березняки, а осины немного – 3%. Огромные запасы лесных ягод – брусники, клюквы, черники, морошки, голубики, смородины, малины и других. Богаты леса и грибами.

   Богатства сказочные. Но и ответственность перед коми пармой огромна.

   3 ученик: Богат и животный мир нашей республики.  Я предлагаю каждой группе заполнить пустые клетки кроссворда, записать в них названия животных, обитающих на территории Республики Коми. Можете подобрать к ним определения в форме вопроса или загадки.

Кроссворд «Животные нашей республики».   

ж

и

в

о

т

н

ы

е

(Жюри оценивает выполнение задания.)

    4 ученик: На территории нашей республики много болот. Болота – удивительный по богатству мир со своим микроклиматом. Северянин никогда не наградит болото эпитетом «грязное» или «гиблое», он уверен, что не сыскать на земле место чище, чем северное болото. На них, например, в изобилии растёт царица северных ягод клюква, запасы которой достигают 60 тысяч тонн. Созревают неповторимые по вкусу солнечная морошка, голубика. А мох сфагнум, которым почти сплошь покрыты болота, можно использовать как целебный перевязочный материал. Не случайно 113 болот республики объявлены заказниками и памятниками природы, из которых 17 определены как эталоны.

   5 ученик: Разнообразны природные богатства нашей республики. Но самое большое богатство можно потерять, если относиться к нему не по-хозяйски. Так в Коми крае ещё в 19 веке были полностью уничтожены такие ценные звери, как бобры. Остались только названия мест, где они обитали: река Бобровка, Бобровый остров, Бобровый ручей. Почти полностью были истреблены соболи и лоси.

      В 1984 году была издана «Красная книга Коми АССР», в которой помещены списки редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. В неё внесены такие животные, как тундровый лебедь, скопа, беркут, кречет, сапсан, соболь, куница и другие. Из растений – кувшинка белоснежная, кубышка жёлтая, лютик длиннолистный, венерин башмачок, кедр и другие.

      6 ученик: В 1930 году в Троицко-Печорском районе был организован Печоро-Илычский заповедник. Площадь заповедника – 714300 гектаров. Центр – посёлок Якша.

      Большая работа проводится по сохранению и увеличению поголовья соболя, куницы, выдры, северного оленя, бобра и лося.

      Охраняются хвойные леса и в первую очередь – кедр. Сейчас на территории заповедника намного больше стало глухарей, тетеревов, рябчиков и куропаток. Верховья Печоры и Илыча – места нереста сёмги, которые также охраняются.

Рефлексия:

-Что нового узнали?

-Что было наиболее интересно?

-Что непонятно?

-О чём хотели бы узнать подробнее?

Ведущий: Предлагаю каждой группе ответить на вопросы викторины. (Каждая группа получает лист с вопросами.)

                   

Викторина.

  1. Название гор, расположенных на востоке республики.
  2. Название самой крупной реки на территории Республики Коми.
  3. Столица Республики Коми.
  4. Что изображено на Государственном гербе Республики Коми?
  5. Назовите цвета Государственного флага Республики Коми.
  6. Автор песни, на основе которой создан Государственный гимн Республики Коми.
  7. Название заповедника на территории нашей республики.

Ведущий: А пока жюри подводит итоги, ребята из фольклорной группы исполнят песню и танец «Оленёк». (Слова Элляя, Музыка Г.Дехтярёва)

   

   Подведение итогов.

    (Награждение лучших знатоков своей малой родины, самых активных участников урока–семинара, за исследовательские работы, за актёрское мастерство, за содержательные сообщения).

 

   Ведущий: Мы перелистнули последнюю страницу нашего журнала «Это север – край неповторимый», и это значит, что подошёл к концу урок-семинар. Благодарим всех участников. Надеемся, что сегодняшний классный час помог вам ещё больше узнать и полюбить свою малую родину – Республику Коми, которой в этом году исполнилось 95 лет.

    Если вас заинтересовала эта тема, более подробную информацию вы сможете получить из работ одноклассников, из книг, представленных на нашей  выставке.

    Продолжая тему малой родины, предлагаю вам также найти информацию о нашем посёлке Синдор.

     Аддзысьлытöдз, челядь!

     До свидания, ребята!

ПРИЛОЖЕНИЕ  I.

Государственный гимн Республики Коми

 (слова В.Савина в редакции В.Тимина на коми языке,                

в редакции А.Шергиной, А.Суворова на русском языке)

Ылын – ылын Войвылын

Джуджыд парма сулалö.

Парма шöрын варыш поз

Кыпыд горöн шыалö.

Лэбзьöй повтöм варышъяс

Вына бордъяс шеныштлöй,

Веськыд туйöд нуöдöй,

Коми мусö югдöдöй!

Север, наш родимый край,

Глубоки твои снега,

Холодны твои ветра,

Высока твоя тайга!

Нас несут через века

Соколиные крыла.

Коми край, твоя судьба

Благодатна и светла!

  ПРИЛОЖЕНИЕ  II.

Оленёк

(слова Элляя, музыка Г.Дехтярёва)

Бел, бел там простор вдалеке за бугром,

Там бор манит взор голубым серебром,

Ты мчишь, оленёк, как стрела быстроног,

Как дуб, каждый рог – и ветвист и широк.

   Вся шерсть, как атлас, в ней мороз шьёт узор.

   На дне чёрных глаз и печаль и задор,

   Ты внук быстрых вьюг, тундры сын и краса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

   Мчи, мчи, резвый друг, по снегам за леса.(2 раза)

ПРИЛОЖЕНИЕ  III.

Коми старинная детская игра

 «Коді  серöктас?»

Кто засмеётся?

   Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа,

образуя как бы ручную мельницу, и, вращаясь по кругу,

приговаривают:

                        Из собственных рук

                        Ручка жернова.

                        Кто первым засмеётся,

                        Тот и выходит.

                        Тьфу! Тьфу! Тьфу!

   После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не

улыбается. Кто-нибудь всё равно не выдержит и первым засмеётся.

Он выходит из игры. Игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ. Первопроходцы Крайнего Севера.

Цель беседы: расширить и углубить знания детей об истории родного края; воспитывать любовь к своей земле, пробуждать желание больше узнать об истории родного края, культуре и быте народностей Севера....

Презентация к беседе "История нашего края. Первопроходцы Крайнего Севера".

В презентации представлены портреты С. Дежнева и В. Беринга, изображения судов, на которых  мореплаватели исследовали Север, карты  морского пути....

Мой край родной, мой Север крайний

Воспитание интереса  к  изучению своего  родного  края, а также чувства гордости за  свою  малую  родину....

Урок окружающего мира 1 класс "Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?"

Тема:  Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?Задачи: формировать представление о разнообразии природы нашей Родины;познакомить с холодными районами Земли: с живот...

Путешествие по Красной книге Донбасса. Неповторимое разнообразие животного мира родного края.

Познакомить учащихся с Красной книгой Донецкой области. Расширить и углубить их знания о животных, которые внесены в Красную книгу. Раскрыть основные причины сокращения численности животных. Рассмотре...

урок музыки в 1 классе по теме "Край, в котором ты живешь" "Если ты полюбишь Север"

Расширять представление детей о жизни северных народов, воспитывать уважение к национальным традициям, развивать познавательный интерес. Развитие эмоциональной сферы школьников с использован...