Классный час о дружбе
методическая разработка (2 класс) на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

классный час для 2-3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час 38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час во 2-м классе "Что такое  дружба?"

Цели:

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания  личностей  учащихся;
  • содействовать  формированию дружного коллектива.

Подготовительная работа: чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.

Оборудование: магнитофон; аудиозаписи  мелодии песни «Когда мои друзья со мной»; мультимедийный проектор, экран; электронная презентация

Ход классного часа:

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В.Танича), «Вместе весело шагать» (Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского),

Учитель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня? Докажите свои предположения.

1.    Знакомство с понятием «Дружба»

А) составление  пословиц о дружбе (собирают пословицы о дружбе)

Учитель:  Я даю конверты, составьте пословицы из отдельных слов.

1 гр. «Друг за друга стой – выиграешь бой»

2 гр. «С хорошим  товарищем  веселей  при удаче, легче в беде»

3 гр. «Без друга на душе вьюга»

 Учитель: Молодцы, пословицы у вас получились.

 Как понимаете эти пословицы?

Общая тема пословиц – «Дружба».

Учитель: Ребята, мы с вами при подготовке классного часа нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них. (Дети вспоминают пословицы.)

  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Нет друга - ищи, а нашел - береги.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
  • Друзья познаются в беде.
  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
  • Друг спорит, а враг поддакивает.

Б) обсуждение понятия «Дружба»

 Учитель: А теперь выскажите своё мнение.

·        Как вы понимаете слово «дружба»?

·        Кто такой друг?

·        Что значит «дружить»?

·        Есть ли определённые правила дружбы?

·        «Друг», «Приятель», «Товарищ» - одно ли значение, у этих слов?

 

Друг –         тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

Приятель – близкий знакомый, с которым состоишь в дружеских отношениях.

Товарищ -  человек, который дружески расположен к кому-нибудь; близкий по деятельности, условиям жизни, одинаковым взглядам.

Дружба -    близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности одинаковым, общими интересами.

 (высказывание ребят по этим вопросам)

3. Стихи о дружбе.

Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Учитель: А  сейчас ребята расскажут,  что  такое   дружба.

  1. Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

  1. Дружба — это если друг твой болен
    И не может в школу приходить, —
    Навещать его по доброй воле,
    Школьные уроки приносить,
    Терпеливо объяснять заданья,
    На себя взять часть его забот.
    Отдавать ему своё вниманье
    Дни, недели, месяц или год...

  1. Если друг твой что-то, к сожаленью.
    Плохо сделал или же сказал,
    Надо честно, прямо, без сомненья
    Правду высказать ему в глаза.
    Может быть, понять он всё не сможет,
    Может быть, обидится он вдруг.
    Всё равно сказать ты правду должен,
    Ведь на то и нужен лучший друг.

  1. Дружба в радости и дружба в горе.
    Друг последнее всегда отдаст.
    Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
    Тот, кто не обманет, не предаст.

  1.  Дружба никогда границ не знает,
    Нет преград для дружбы никаких.
    Дружба на земле объединяет
    Всех детей — и белых, и цветных.

  1.      Дружба - это если пишут дети

                  Письма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

Учитель: Что такое дружба, по мнению автора? С какими его мыслями следует согласиться?

Учитель: А есть ли у вас друг?  Что вы можете рассказать о своих друзьях?

Учитель: А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?

(Добрые, веселые, умные и т. д.)

Учитель: какие слова  позволяют охарактеризовать  понятие «дружба»? (доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь )

- Как вы думаете, что такое дружба?  Напишите на листочках. (Дети зачитывают свои предложения и составляют  ромашку  «Дружба»).

4. Обсуждение понятия «настоящий друг»


Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

  1.  Друг напомнил мне вчера,
    Сколько делал мне добра:
    Карандаш мне дал однажды,
    (Я в тот день забыл пенал),
    В стенгазете, чуть не в каждой,
    Обо мне упоминал.
    Я упал и весь промок -
    Он мне высохнуть помог.
    Он для милого дружка
    Не жалел и пирожка:
    Откусить мне дал когда-то,
    А теперь представил счёт.
    Не влечёт меня, ребята,
    Больше к другу не влечёт.

Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?

Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд). К кому он обращался? Почему?

Учитель: Посмотрите, какие русские народные  пословицы  и поговорки он приготовил для мышат: (читаем все вместе)

  • Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
  • Лучше честный враг, чем коварный друг.
  • Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Учитель: А нам это может пригодиться в жизни?

Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

 Учитель: А сейчас я предлагаю послушать стихотворение, которое подготовили наши девочки.

  1. Все живут, не  тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд  у  Ильиной  и девчонок свита -

Подружусь я с Ильиной, стану знаменитой.

9.Все пятёрки  до одной у Светловой Нади.

  Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!»

       Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать?

        А девчонка на дыбы, говорит: «Молчала бы!»

       Не вставать же на колени уговаривать подруг.

       Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

Вопросы для обсуждения:

  • Почему с девочкой никто не хочет дружить?
  • Что бы вы ей посоветовали?
  • Можно ли заставить насильно дружить?

Учитель: А для чего нужны друзья?

10 .  Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

11 . Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.


12. И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.

 Комментирование ситуаций   в группах.

 Учитель:  Ребята, вы  умеете дружить? Считаете себя настоящими друзьями? Я предлагаю вам поработать консультантами.- Каждая группа получает конверт.- В нём вы найдёте описание той или иной ситуации. – Задача вашей группы – прокомментировать её.

 1 гр.  Твой  друг  употребляет  плохие  слова и выражения. Твои  действия?

2 гр.  Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить с ним. Твои действия?

3 гр.  Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действии?

 (учащиеся обсуждают в группах и предлагают комментировать всем)

Учитель: Какие слова  позволяют охарактеризовать  понятие  «друг»? Дети записывают слова  и  составляют  ромашку  «Друг»).

(Честность, взаимопомощь, верность, радость за друга, ответственность, взаимопонимание)
5. Формирование  правил, законов  дружбы 

Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. (учащиеся работают в группах и отбирают наиболее значимые для них законы, зачитывают)

Учитель: Что же у нас получилось?

(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)

  • Уступать
  • Не бояться просить прощения, если обидел друга
  • Не грубить
  • Не злиться
  • Не жадничать
  • Помогать другу
  • Быть честным

Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».

6.  Исполнение песни «Вместе весело шагать» (Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского)

После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам?

Припев:
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка!
Раз иголка, два иголка — будет елочка!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!

Припев.

В небесах зари полоска заполощется.
Раз березка, два березка — будет рощица!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!

Припев.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно.
Раз дождинка, два дождинка — будет радуга!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!

Припев.

7. Обсуждение понятия «Дружба народов»

Учитель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов?

Учитель: Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

  • Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».
  • Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.
  • Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.

Учитель: А к какому детскому международному конкурсу мы с вами готовимся? (математический конкурс «Кенгуру»)

  • Проводить совместные праздники (2 апреля - День единения народов Белоруссии и России).
  • Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.

Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? ( слайд презентации)

Орденом  Дружбы народов  награждаются и  граждане России и  представители  других стран.

Учитель: Где находит своё отражение дружба в жизни человека?

  • В  Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы
  • спортивный клуб называется «Дружба»
  • интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми

8. Наши друзья – животные  и семья.

Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться? ( слайд презентации) Животные - наши друзья.

Учитель: У кого дома есть четвероногий друг?

А попробуйте  ответить, какое отношение к теме урока имеет стихотворение?


Я предал пса. Что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих  всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая  вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит.
И руку лижет липким языком.

(Содержание стихотворение обсуждается. Дети отвечают, что добрый человек – это человек, заботливо относящийся к животным, друзьям, близким).
Учитель: ребята, а в семье могут быть друзья? Кто у вас лучший друг  среди родных и близких: мама, папа, брат или сестра?

Учитель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.

Учитель: Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба — это созвучие душ в соединённости судеб».

9.  Исполнение песен о дружбе

Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе … Давайте вспомним и споём. ( слайд презентации)

  • С голубого ручейка начинается река,
        Ну а дружба начинается с улыбки.
  • Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
        Нам любые дороги дороги!
  • Если  добрый ты, то всегда легко,

      А когда наоборот – трудно.

  • Жил на свете добрый жук,

      старый добрый друг.
   Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,
Только  крыльями трещал, строго ссоры запрещал.

  • Если с другом вышел в путь - веселей дорога.
  • Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

 Вот, что значит настоящий  верный друг.

10. Итог.

Учитель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа. ( слайд презентации)

Учитель: От того какие у вас будут друзья, каким и вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы вы прочли небольшую притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

 Учитель:   Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Всё  в твоих руках».

Учитель:  Всё  в ваших руках, какими быть людьми, как и с кем  дружить,  и какие  совершать поступки.

Учитель:   Теперь вы знаете о дружбе всё!

Учитель: Что может нам посоветовать Крошка Енот?

Друзей  находит  тот, кто  сам встречает их улыбкой.

Учитель: Это подтвердят и все герои мультфильмов.

13. Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.

14. За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый  человек  человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть  пойдет
По земле огромный хоровод!

Учитель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!

 А сейчас давайте подарим  друг другу улыбку и всегда будем дорожить друзьями.

11. Исполнение песни «Улыбка»

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:
И тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка

Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!


Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В дружбе сила"

Конспект мероприятия и презентация. 4 класс...

Классный час "В дружбе наша сила"

В ходе беседы раскрываются понятия "дружба", "единение", "терпимость", "общечеловеческие ценности". Классный час способствует воспитанию взаимопонимания между людьми разных национальностей ....

Классный час "О дружбе"

Классный час "О дружбе" был проведен во 2 классе. Цель – воспитание добрых качеств у  детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу....

Классный час:"Школьная дружба"

1.Формирование дружбы в 1 классе2.Правила  дружбы...

Классный час: Школьная дружба"

Формирование коллектива в 1 классе....

Классный час о дружбе

Что такое дружба?...

Классный час о дружбе (2 класс)

Одна из форм внеклассной работы. Способствует сплочению коллектива и установления дружеских отношений в классе. Можно проводить для учащихся 2-3 классов....