Нужен ли коллективизм в современном обществе? Воспитание коллективизма в школьном коллективе.
статья на тему

Казаревски Наталья Сергеевна

В данной статье рассматривается понятие коллективизма в обществе и способы воспитания коллективизма среди младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivizm.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Нужен ли коллективизм современному обществу? Воспитание коллективизма в школьном коллективе.

                                                        Статью подготовила:

                                                        Казаревски Н.С.

Коллективизм [лат. collectivus — собирательный] — принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Коллективизм наиболее характерен для групп высокого уровня развития, где он сочетается с личностным самоопределением, коллективистской идентификацией, являясь основой групповой сплоченности, предметно-ценностного и ценностно-ориентационного единства группы.

Нужен ли коллективизм современному обществу? Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно подумать, о каком именно обществе идет речь. Если мы будем рассматривать разные страны и народности, то на данный вопрос можно дать множество ответов, так как при рассуждениях важно учесть менталитет коренного населения конкретной страны и традиции народа. Так например, в соседней стране, Финляндии человеческие взаимоотношения построены совершенно иным образом, на одни и те же вещи мы смотрим по-разному, нам многое чуждо в их поведении, как и им никогда полностью не понять нас. Например, у них совсем иные понятия о дружбе, у них нет привязанности к близким и родственникам, они уважают остальных людей, но у них не принято проявлять интерес к проблемам и нуждам других. Каждая семья живет своим отдельным миром, который никак не соприкасается с другими такими же мирами. Им не понять, что к соседке можно зайти за солью, если она у тебя закончилась в момент приготовления супа, что можно зайти к подруге в гости и остаться у нее в гостях на два дня, потому что у подруги горе и “кошки скребут на душе”,  что 3 поколения могут жить в одной квартире, а бабушки не будут нянчить внуков все лето подряд,и это происходит не потому, что они плохие, или хорошие, нет, это происходит только потому, что у них другие взгляды на социальные отношения и они другие, со своими понятиями и моральными ценностями. В этом и заключается специфика данного вопроса.   

     Я построю свои размышления на примере развития современного общества в России. Данный вопрос очень актуален в наше время, так как мы начали утрачивать свою российскую индивидуальность нации, стремясь перенять с Запада как можно больше в короткие сроки, не разбираясь, хорошо это или плохо для нашего общества, часто забывая о том, что не все полезное для одного, будет полезным для другого.

     В своем большинстве русский народ- социальный. Поэтому для нас очень важна социальная сеть, которой мы обрастаем. Без близкого окружения мы не представляем своего существования. Мы на подсознательном уровне ощущаем необходимость чувствовать себя нужными, полезными другим и обществу. Если русский человек перестает чувствовать себя востребованным, то он впадает в депрессию.

     Нас с детства учат дружить и строить свои отношения со всем коллективом, мы совместно решаем проблемы, потому что нас учат, что чужой беды не бывает и без этого не представляем своей жизни. И если каждый будет думать только о своем благе, наше общество развалится на мелкие осколки, потому что это противоречит нашим принципам. К сожалению, в последнее время некоторые начали забывать об этом, но к счастью, на государственном уровне совершаются попытки для сохранения тех ценностей, которыми наш народ обладает и для восстановления уже утраченного.

     Нам, как учителям, необходимо помнить о том, что мы должны развивать в детях любовь и уважение не только к членам своей семьи, но и ко всем остальным людям, не забывая о формировании личности каждого ребенка. Ведь если каждый будет жить только сам за себя, не считаясь ни с кем, в нашей стране начнется разруха и мы потерям ценности жизни в обществе. Именно мы должны научить их общаться друг с другом, беречь теплые отношения, “стоять горой” за своих товарищей, уважать их мнение, выходить из конфликтов друзьями, с этих небольших вещей и начинается будущий колликтивизм в обществе, без которого нам, русским, жить будет очень трудно.

   Требования к организации работы с детским коллективом в современной начальной школе.

     Детский коллектив- важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно-полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

     Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается разными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

     В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода:

1) в качестве важнейших средств формирования коллекстива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьгиков;

2) деятельность воспитанников должны строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Каждый коллектив должен иметь  свои органы самуправления и являться частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организаии. Каждый коллектив должен иметь общественно значимые цели, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед. Дети должны быть включены в организацию совместной деятельности, и коллектив должен иметь систематическую практическую связь с обществом. В каждом коллективе должны быть усвои положительные традиции, увлекательные перспективы, атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая укрепляет коллектив. Но важно помнить, что признаки развитого коллектива развиваются постепенно.

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, которые можно поделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности ( классы, отряды и т.п.), организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы), организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается староста.

А.С. Макаренко считал, что в развитии воспитательного коллектива должен быть закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе « Мысли о воспитании в школьном коллективе»

Эссе "Мысли о воспитании в школьном коллективе"...

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....

Спортивный праздник – средство адаптации первоклассников в школьном коллективе.

Спортивный  праздник – средство адаптации первоклассников в школьном коллективе.     Начало обучения в школе справедливо считают кризисным периодом. Подобный переходный период...

«Особенности конфликтов в школьном коллективе»

Статья на тему: «Особенности конфликтов в школьном коллективе»Особенности конфликтов между школьниками...

Открытое мероприятие в школьном коллективе ложкарей «Ложки деревенские» для детей начальной школы.

Цель: формирование у воспитанников чувства патриотизма и гражданскойответственности;активизация интереса к изучению истории Отечества.Задачи: Знакомство детей с историей русской ложки, активизаци...

Статья на тему :"Современное воспитание детей младшего школьного возраста"

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мир...