РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
статья на тему

Гатиятова Люция Ленаровна

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (далее по тексту – УУД) означает умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gatiyatova_l.l.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Гатиятова Л.Л.,

учитель I категории татарского языка и литературы,

МБОУ «Васильевская СОШ №2 ЗМР РТ»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (далее по тексту – УУД) означает умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:

  1. Личностный;
  2. Регулятивный;
  3. Познавательный;
  4. Коммуникативный.

Личностные действия формируют у учащегося нравственную, моральную и социальную ориентацию. Данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника.

Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования – развитие способности ученика к принятию ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, что и отражают регулятивные действия.

Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают логические действия, действия по постановке и решению проблемы.

Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.

Для того чтобы учебное сотрудничество было плодотворным, нужны активные формы организации деятельности учащихся на уроке: это работа в парах, группах. При организации такой работы ученик не просто сидит, а выражает свое мнение, обсуждаются различные варианты решения, идет диалог. Работу в парах я начинаю вводить с самого начала обучения, тем самым ознакамливая ребенка с правилами общения.

Работу в парах можно организовать при изучении нового материала, повторении, закреплении, контроля знаний, то есть на любом этапе обучения.

Можно выделить следующие положительные результаты групповой работы.

  1. Поддержка и помощь, которая помогает многим детям включиться в общую работу класса.
  2. Уверенность в себе, попытка проверки своих сил в спорах и беседах.
  3. Ребенок старается работать активнее, что увеличивает его умственные способности.

Стараюсь использовать следующую методику разбора ошибок: даю возможность ребенку самому оценить его работу в группе, на уроке следующими вопросами: «Как ты работал? Понравилось ли тебе? Что получилось, а что нет? Почему? Что нового ты узнал?»

Каждый предмет создает благоприятную почву для формирования коммуникативных действий в начальной школе.

Так, например, на уроке татарского языка и литературы во время написания сочинения, я не всегда использую письменную форму работы. Так как в письменной форме у ученика не всегда получается понять свое отношение и выразить свою мысль в рамках данной темы, тогда как в устной форме и работе  в группе, под влиянием различных мнений, он может сформировать свою собственную точку зрения, в которой проявляются свои впечатления, личностное отношение к произведению, героям, автору. Высказывание рождается благодаря взаимодействию всех участников учебного процесса.

При написании сочинения в группе начинается с подбора впечатлений, мнений, ассоциаций. На данном этапе каждый ребенок может изменить, откорректировать или доказать свое отношение к проблеме данного произведения. Следующим этапом является составление плана к сочинению. При работе над планом ребята используют весь наработанный материал в группах.

Заключительным этапом работы на уроке становится не только написание сочинения, а так же рождение мотива для новой деятельности, что делает учебный процесс целостным и непрерывным. Свои впечатления ученик может выразить в рисунке или поделке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка

Цель современного образования -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  Важнейшей задачей обучения ино...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.

Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....

Проектная технология , как условие формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...

Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов

     Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на мой взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуац...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....