Кодекс чести
рабочая программа на тему

Куулар Сайзана Садын-ооловна

.  Данная  подпрограмма  рассчитана  на  учащихся  младшего  школьного  возраста. Она  ставит  целью  ознакомление  в  доступной  форме  с  положениями  Кодекса  чести  мужчины Тувы. Содержит  обоснование, тематический  план, ожидаемый результат. В  приложениях  раскрыто  содержание  основных  тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 г. Турана

Рассмотрено на заседании ШУМО                                                                        «Утверждаю»

МБОУ СОШ № 2 города Турана                               Директор МБОУ «СОШ №2 г. Турана _________________Монгуш Ч.В.                           ________________________Л.М. Ховенмей    «_______»_______________2016 г.                         «_______»_______________________2016 г.

                                           

КОДЕКС ЧЕСТИ

(программадуховно-нравственного воспитания учащихся, 1-4 класс)

Разработала Куулар С.С.

учитель нач.классов,СЗД

Аннотация.  Данная  подпрограмма  рассчитана  на  учащихся  младшего  школьного  возраста. Она  ставит  целью  ознакомление  в  доступной  форме  с  положениями  Кодекса  чести  мужчины Тувы.Содержит  обоснование, тематический  план, ожидаемый результат. В  приложениях  раскрыто  содержание  основных  тем.

Туран – 2016

Оглавление

Пояснительная записка_______________________________________ 1

Тематический план курса______________________________________4

Содержание  тем курса________________________________________4

Ожидаемый результат                      ______________________________6

Приложение.  ________________________________________________9

Список используемой литературы_______________________________21

Пояснительная записка.

В соответствии с требованиями  Федерального  государственного стандарта   образовательное учреждение разрабатывает свою  программу  воспитания школьников с учетом  культурно-исторических, этнических, демографических и иных особенностей республики, запросов обучающихся и их родителей, республиканского сообщества. Стандарт устанавливает, что программа  воспитания  должна быть направлена на духовно-нравственное  развитие обучающихся  на основе их приобщения к национальным, российским  и общечеловеческим ценностям. Базисом  для формирования  этнической, российской  гражданской идентичности   является  укоренение в своей этнической культуре.

Решать актуальные  проблемы развития страны могут люди, обладающие высокими  духовно-нравственными качествами, способные неординарно и творчески мыслить, активно участвовать в создании  материальных  и духовных ценностей.  Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевыхпроблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.

             В традиционной семье  мужчина  нес ответственность за благополучие семьи, то в современной семье статус отца  ниже статуса матери на 30%. Социальные роли мужчин и женщин различны, поэтому в семье не должно быть борьбы за лидирующее положение. Отношения между мужем и женой должны быть основаны на чувстве ответственности. Если, по какой-либо причине мужчина утрачивает ответственность за достойную жизнь семьи и её социальную защиту, развитие, такая семья обречена, будущее такого общества проблематично.

Вернуть мужчине социальный статус главы семьи, ответственность за настоящее и будущее семьи, а женщине быть ответственной за благоприятный морально-психологический микроклимат семьи, достойно нести роль хранительницы семейного очага – это и есть забота о будущем общества.

Главенствующая роль мужчины в тувинской семье причинно-обусловлена.

Во-первых, в традиционной тувинской семье ответственность за семью, ее настоящее и будущее нес мужчина». Он был глиной семьи. Его биологическая роль в воспроизводстве общества дополнялась социальной родительской ролью. Род продолжался по линии отца, дети принадлежали роду отца.

Во-вторых, мужчина был защитником своего аала. Сюжеты героических сказаний строятся на том, что герой освобождает из рабства угнанный на чужбину свой народ, побеждает врагов в облике людей и чудовищ. Кроме внушительной внешности, незаурядного ума, он благороден, помогает слабыми униженным, сам никогда не нападает и не присваивает чужое добро.

В-третьих, мужчина был главным работником, кормильцем своей семьи. Основным занятием тувинцев было кочевое скотоводство. Это было рискованное занятие, в связи с экстремальными природно-климатическими условиями. Лето в Туве обычно засушливое, трава выгорала, зимой выпадало мало снега, поэтому почва не получала достаточной влаги, травяной покров был хрупким. Это не позволяло подготовить сена в достаточном количестве. Скот приходилось пасти круглый год. Это был удел мужчин. Для сохранения травяного покрова приходилось четыре раза в год кочевать. Это трудоемкая работа, непосильная женщинам и детям.

В-четвертых, мужчина был главным воспитателем своих детей.

С раннего детства тувинские дети, наряду с колыбельной матери, слышат колыбельную отца. Некоторые колыбельные песни исполняются в стиле горлового пения – хөөмей. По традиции сказки детям рассказывают дедушки или отцы. В речитативное исполнение сказки входят элементы хөөмея, а женщинам категорически запрещалось исполнение горлового пения. Это подавляло достоинство мужчины. По мнению профессора Н. Абаева, тувинское горловое пение — вид медитации. Это психологическая релаксация, которая способствует психическому здоровью и исполнителя, и слушателей. По Конфуцию, торжественная музыка придает духовному миру правителя необходимую устойчивость, невозмутимость в любых ситуациях. Спокоен правитель — процветает государство. Спокоен отец — спокойна вся семья.

В-пятых, мужчина — опора для своих престарелых родителей и племянников, оставшихся сиротами.

Благодаря экзогамным бракам, родители в старости находились на попечении старшего сына, так как дочери выходили замуж и уходили в чужой род. Старший сын, когда престарелый отец уже отходил от дел по управлению родом, физически уже не мог выполнять тяжелую работу, становился главой рода. Его долг — обеспечить спокойную старость родителям.

В нашей республике 16. 11.2012 году состоялся Форум отцов Республики Тыва, где был рассмотрен  и  принят   Кодекс чести мужчины  Тувы.

Нация жива, пока жива ее культура. Одним из грозных признаков умирания нации может быть утрата мужчиной своей социальной роли, снижение его ответственности за судьбу семьи. Отсюда вытекает проблема изучения и устранения причин падения статуса мужчины в современной тувинской семье.

Настоящая  программа  является   составной  частью  Программы  духовно-нравственного  развития и воспитания  школьников МБОУ СОШ № 2 г.Турана, которая представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.                                      

      В  первой  части  Программы  обоснована  программа  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  начальных  классов  через  вовлечение  ребят  в  увлекательную  игру  в  детский  союз “Салгакчылар” – “Наследники”.          Близость к фольклору  правил  “Салгакчылар”  активизирует память и внимание детей,   творческие задания, ориентированность на личность каждого  стимулирует  воображение  и будит фантазию, использование  методов  народной педагогики позволяет целостно  освоить весь комплекс  духовно-нравственных ценностей: особенности родного языка, стоящая за  ним  материальная и духовная культура, обычаи, традиции, обряды.

Коллективность, устность, традиционность и преемственность – необходимые  педагогические условия  для духовно-нравственного  воспитания и развития.

     Данная программа  рассчитана  на  учащихся  младшего  школьного  возраста. Она  ставит  целью  ознакомление  в  доступной  форме  с  положениями  Кодекса  чести  мужчины Тувы.

Тематический план курса

Положения  Кодекса  чести  мужчин  Тувы

Содержание  занятия

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1

Помни всегда и везде: ты – потомок древнего и благородного народа, а потому не имеешь права на недостойный поступок. Знай и помни свою родословную от основателей рода.

Дать понятие  о  значении слов: род,  народ, родина, родословная, поколение, потомок, древний, благородный.

Работа  над  составлением  таблицы  родословной  семьи.

2

Изучай язык, обычаи, культуру и историю своего народа и края – эти знания укрепят твой дух, возвеличат душу, придадут силы в трудные минуты.

Понятие  о  трех  ценностях  “Салгакчылар”: “черим, чонум, дылым”. О символике  флага  “Салгакчылар”, о  значении  древней  молитвы-чалбарыг.

Светлый  праздник “Шагаа”.

3

Постоянно работай над своим умственным и физическим развитием. Закаляй и укрепляй здоровье, не поддавайся пагубным пристрастиям и будь достойным своих великих предков.

“Отношение  к себе” – самообслуживание.  Занятия спортом.

“Мои  глаза”, “Мои  уши”, “Мои  зубы”. Закаляю  волю. Тренирую память.  Умею сказать "Нет“ вредным  привычкам. О  влиянии на  организм  никотина, алкоголя, токсических  веществ. Одежда по  сезону.  О  празднике “Эрнин  эрези”.

4

 Трудись сам, уважай труд и не посягай на чужое добро.

“Кыры  шимчээрге, хырны  тодар” -  “Нельзя  жить  за  чужой  счет, нельзя  не  трудиться”- главная  заповедь  салгакчы.

5

Никогда не завидуй другим. Если ты истинный патриот, докажи это делом и благородным поступком. Будь способным оценить достижения других.

Понятие  “патриот”.  Учусь  понимать  себя. Мир  моих  чувств и  мыслей. Почему  мне  весело, почему  грустно.

Что  значит “благородный поступок”. Кто  из  героев сказки  мне  нравится? (Золушка,  Буратино, Карабас- Барабас). Что  значит  “радоваться  успехам  товарищей”?

6

Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств, при этом уважай веру своих предков.

Что  такое  религия?  О значении голубого, белого, красного  цвета  в  тувинской и  русской  культурах. Тенгрианство -  древняя  религия  поклонения  Небу. Понятие   рая  в  христианстве.

7

Будь гордым и честным, сильным и благородным, готовым прийти на помощь. Береги и защищай младших, уважай и почитай старших, более всего родителей, даровавших тебе жизнь.

Отношение  к  другим  людям.  Культ  старших  в  тувинской  и  русской  культурах. Обращение  к  старшим. Отгношение  к  слабым, маленьким. Отношение  к  родителям. “Слово  матери  почитай, слово  отца  не  забывай”.

8

Дорожи именем и честью своей семьи, и своего рода, ибо по твоим поступкам и делам будут судить не только о тебе, но и о твоем народе.

Понятие “Семья”. Учись понимать уважительные названия родственников, указывающие на характер и степень родства.

Роль ребенка в микроклимате семьи. ( настроение, поступок). Что должен уметь ребенок до 12 лет?

Какие герои сказок тебе близки.

“Чалгаа Богданка”, “Репка”, “Кукушка”

2 ч

9

Как высшую заповедь предков, усвой истину – величие настоящего мужчины никогда не измерялось богатством, а лишь ответственностью и долгом перед семьей, народом и Отечеством

Кто такой настоящий мужчина?  Будь верен своему слову. Будь ответственным за свои поступки.

Кто из героев сказки тебе нравится?

“Илья Муромец”, “Үш чүүл эртемниг оол”, “Балыкчы Багай-оол”, “Тос оолдуг Токтагана кадай ”, “Өскус-оол”.

Всего часов

18ч

24ч

28ч

34ч

Ожидаемый результат.

1 класс

Требования к уровню освоения содержания курса. 

Ребенок должен:

  • понимать, что семья как главная ценность человека, а родители, братья и сестры, дедушка и бабушка  - самые дорогие и близкие ему люди и поэтому следует постоянно заботиться о них и помогать им;
  • обращаться к кровным родственникам почтительно называя их авай (ачай), дуңмай (акый) кырганавай (ачай), чаа - авай (честей);
  • помогать поддерживать и соблюдать чистоту и порядок в  своем доме (квартире, юрте, во дворе, на лестничной площадке);
  • ежедневно помогать матери и старшим сестрам:  мыть посуду (делать влажную уборку, протирать мебель и т.д.). При этом знать народные правила расстановки мытой  посуды, открывания и закрывания дверце шкафа, держания и направления ножниц и игл и тд. Например, подавать ножницы ручками, при шитье острие иглы не должно быть направлено на грудь и т.д ;
  • ежедневно помогать отцу  натаскать дров, воду, убирать двор (хлев) и т.д;
  • знать название домашнего скота по половозрастным, цветовым признакам;
  • уметь подзывать домашних животных и их детенышей, разговаривать с ними
  • названия объектов близлежащей окружающей природы (горы, леса, реки, озера, поля);
  • название и порядок расположения домашней (аальной) утвари по календарным предписаниям в юрте;
  • этикетные правила поведения на территории аала, во дворе дома;
  •  правила  поведения в юрте (дома);
  • знать как название родного села (города), его  улицы, название республики и её столицу;
  • знать символы Республики Тыва;

2 класс

Требования к уровню освоения содержания курса. 

Ребенок должен:

  • знать, что аальный этикет (аалужурлары) – это живая традиция тувинского народа, пришедшая из глубин веков. Аальный этикет – свод правил поведения человека (детей и взрослых) на территории аала,  в семье, также соблюдение совестливых установок, которые распространяются на бережное отношение к тому, что находится на аальной территории: земле, юрте, хозяйственным сооружениям, скоту,  предметам хозяйства и быта,  растительному и животному миру, водоемам, духовным объектам (саң, коновязь, сайзанак);
  •  знать и соблюдать запретные установки на аальной территории:

*нельзя мусорить, *нельзя громко кричать (разговаривать, свистеть) без особой надобности; * нельзя загрязнять воду, плеваться и сморкаться в нее; *нельзя ни ломать, ни загибать ветки (стебли) деревьев (кустарников); * *нельзя ковырять и выкапывать землю и т.д; нельзя пугать животных (скот, птиц, насекомых, собак, кошек и т.д.); нельзя ударять плетью людей, юрту, собаку, маленьких животных (ягнят, козлят, верблюжат, живность);

  • знать и соблюдать этикетные установки  при общении (обращении, встрече) с родителями; родными братьями и сестрами; дедушкой и бабушкой, незнакомыми людьми, мальчиком, девочкой: уступать дорогу (место), пригласить в юрту, подать чай, попросить присесть (подождать, рассказать, извиниться); выразить радость, благодарность и т.д. При этом соблюдать вежливую интонацию разговора, правильную позу, правильный жест и мимику, уметь слушать собеседника, не прерывать его, извиниться, если пришлось вмешиваться в разговор;
  • знать правила начала разговора между близкими,  малознакомыми и незнакомыми людьми;
  • уметь отвечать на вопросы «Кандыг тур сен?» (Как ты?), «Аваң - ачаңэки тур бе?» (Как поживают твои родители?), «Чүнүкылып тур сен? »;
  • этикетные установки по отношению к людям старшего возраста: приветствие, пропуск,  уступки (места, дороги, прохода), поздравление, принятие и дарение подарка, обращение по степени родства, знакомства, дружбы, ответ на вопрос (просьбы, помощь, совет);
  • знать и говорить правила традиционного речевого обращения к людям по половозрастным признакам (акый, угбай, дуңмай, кырган- авай, кырган-ачай);
  • знать и говорить вежливые слова обращения «ап бериңерем» (дайте, пожалуйста», «чугаалапбериңерем» (скажите, пожалуйста), «эртириптерсилербе?» (пропустите, пожалуйста), «буруулугболдум» (извините), «четтирдим» (спасибо) и т.д;
  • правила знакомства с другим человеком по собственной инициативе («Буруудапайн көрүӊер. Мени Буян дээр. Чодураа чурттуг Донгак Сергейниӊ оглу-дур мен»);
  • уметь представлять близкого (знакомого) к другому человеку «Таныжыпалыңар», «Таныштырыпкаайн»;
  • уметь общаться по телефону: вежливый тон разговора, приветствие и далее;
  • правила сообщения информации по просьбе другого (друга, учителя, родителей);
  • правила вежливого отказа от просьбы «Буруулуг болдум. Шыдавас -тыр мен. «Далажып чор мен»;
  • правила поведения в гостях: у друга(подруги), бабушки и дедушки, дяди и тети и т.д;
  • правила поведения в гостях на территории аала (двора), на лестничной площадке,  в юрте (дома, квартире), транспорте, на общественных площадях, местах отдыха;
  • правила встречи гостя (родственника, соседа, друга, незнакомца и др.);
  • правила поведения на улице: не плеваться и сплёвывать сквозь зубы, стоять и громко разговаривать на посередине тротуара);
  • правила поведения в подъездах многоквартирных домов: нельзя заходить в чужой подъезд без приглашения знакомых, оставлять там мусор, плеваться на лестничных площадках, писать (рисовать) на стенах,  шуметь;
  • правила поведения во дворах городских домов: нельзя мусорить, громко кричать:
  • правила отношения и обращения к чужой собственности (вещи, деньги): не красть, без разрешения не трогать, не ломать, если попросил – вернуть вовремя;

3 класс

Требования к уровню освоения содержания курса

 Ребенок должен знать:

  • традиционное представление о человеке как дитя природы;
  • традиционные правила вежливого обращения к природе;
  • традиционные правила соблюдения чистоты и порядка на аальной территории;
  • традиционные запретные действия по отношению к дикорастущим цветам, редким травам;
  • виды священных  деревьев и их значение;
  • название птиц по месту их обитания;
  • благословения (благопожелания, песни, сказки), обращенные  к птицам, растениям, ветру, воде (река, аржааны), отдельным местностям;
  • календарь 12 летнего животного цикла (названия и последовательность);
  • священные охранные установки по отношению к водным ресурсам;
  • мифы, песни, призывы, посвященные к озерам, рекам, Курбусту;
  • народные приметы по предсказанию погоды.

4 класс

Требования к уровню освоения содержания курса

Ребенок должен знать:

  • национальный состав РФ (число и название республик, областей и краев; название национальностей и их численность);
  • особенности культуры народов, совместно проживающих в республике: язык, хозяйство, игры, обряды, традиции (русских, украинцев, кыргызов и др);
  • название российских народов и государств сопредельного проживания,  особенности их культуры: русские, хакасы, буряты, алтайцы и др; монголы, китайцы;
  • наизусть стихи, игры, пословицы и поговорки, загадки, песни, сказки разных народов (по программе);
  • международные праздники (всемирный женский день, день защиты детей, день мира и др.);
  • всероссийские праздники ( день победы, день конституции, день знаний и др);
  • политические праздники Республики Тыва (день Республики, день Конституции, день вхождения в состав России и др.);
  • религиозные праздники христиан: масленица, пасха, рождество;
  • национальную кухню других народов (русская, монгольская, восточная и др.);
  • русский язык как язык государственный и язык общения.
  • Знать кодекс чести мужчин республики Тыва.

Приложение.

1.Дать понятие  о  значении слов: род,  народ, родина, родословная, поколение, потомок, древний, благородный.

Специальные названия разных родов для каждого тувинца являются источником информации, необходимой для глубокого познания своей истории. Раньше тувинцы не произносили имя матери, а вместо него называли имя отца и указывали на название той родственной группы, к которой он принадлежал. Допустим, в пути встретились два незнакомца. Старший спрашивает: “Чей ты сын?” или “Чья ты дочь?” Отвечают: “Сын МонгушаЧамбала” или “Дочь СарыгларЧечек”.

Вот названия родовых или родоплеменных групп тувинцев: Ак, Адыг-Тулуш, Монгуш, Ак-Монгуш, Кара-Монгуш, Бай-Кара, Бараан, Даргат, Долаан, Донгак, Кара-Донгак, Сарыг-Донгак, Кара-Сал, Иргит, Куулар, Кужугет, Кыргыс, Кол, Маады, Ондар, Оюн, Оолет, Саая, Сартыыл, Сарыглар, Сат, Соян, Тумат, Хертек, Ховалыг, Хомушку, Хойлук, Чооду, Шалык, Ооржак.

Обязательно и необходимо было узнать о людях родственных групп, о том, где они живут и к какому кожууну принадлежат. Люди одного крупного рода различают иногда друг друга, называя себя по месту проживания, например, Донгаки, ЧаатинскиеДонгаки, ЧиргакинскиеДонгаки и т. д.

У наших предков есть такая поговорка: “Вместо смерти имени, т. е. чести, лучше умереть самому человеку”. С давних пор тувинцы с особым вниманием относились к имени человека. Каждому новорожденному давали особое, наиболее подходящее ему имя. Когда дети начинали понимать что-либо, родители подробно рассказывали им об именах всех своих родственников, однако учили, чтобы дети в любом возрасте прямо не называли имена родителей, родственников, почтенных людей из-за уважения к ним. При этом вместо настоящих имен указывали на заменяющие их уважительные имена, учили детей почтительно обращаться к старшим.

Предки говорили, что имя человека — он сам. Имя тесно связано с его нравственными качествами, любовью, гордостью, добротой, нетерпением, плохой репутацией, поэтому тувинцы, прежде всего, думали о чистоте своего имени, что было одной из лучших традиций наших предков. Всегда думать о чистоте своего имени и чести — завет наших предков всем последующим поколениям

а)Работа  над  составлением  таблицы  родословной  семьи.

2. Понятие  о  трех  ценностях  “Салгакчылар”: “черим, чонум, дылым”. О символике  флага  “Салгакчылар”, о  значении  древней  молитвы-чалбарыг.

а)Светлый  праздник “Шагаа”.

«Салгакчылар»- союз  юных наследников   3  ценностей: роднойземли, родного народа, родного языка.

Родная земля: флора и фауна, обычаи и традиции поклонения  природе, сказки, легенды и предания, песни, пословицы, поговорки, загадки, топонимы, гидронимы.

Родной народ: история, традиции  семьи, рода, села, города, республики. Степени родства: хан төрел,  хем төрел, дыл  төрел.

Родной язык: знание пословиц, поговорок, сказок, загадок, формирование культуры речи, приобщение  к чтению,  формирование интереса  к изучению  русского и иностранного  языков.

“Салгакчылар”  имеют свою символику – флаг.  Цвет флага – голубой. Это символ мирного неба, благородства  помыслов и дел, верность  древней религии “тенгрианства”.

      На флаге  золотыми звездами  сияет  созвездие Большой Медведицы – Божества Долаан, которое покровительствует тувинцу на протяжении семи периодов его жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.

       Три косицы  флага символизируют  3  ценности: родная земля, родной народ, родной язык;

3 отношения : к себе, к людям, к окружающему миру;

3 степени родства: хан  төрел  (родство по крови), хем төрел

( родство по реке), дыл төрел (родство по языку);

 преемственность 3 поколений: прошлого, настоящего, будущего.

     Навершие флага - “өлчей удазыны”(“узел счастья”), завязанный из трех  золотых шнуров – символ   духовного единения  трех поколений, вера в счастливое предназначение  наследников. “Узел счастья”  восседает на  красном обруче – символ  очага жизни.

    Нация жива, пока жива ее культура. Наша задача: возродить, сохранить и передать прогрессивные традиции народа в наследство потомкам.

   Знакомство с символикой флага  подразумевает  целый цикл  бесед, с учетом особенностей возраста, творческих заданий.

3.“Отношение  к себе” – самообслуживание.  Занятия спортом.

“Мои  глаза”, “Мои  уши”, “Мои  зубы”. Закаляю  волю. Тренирую память.  Умею сказать "Нет“ вредным  привычкам. О  влиянии на  организм  никотина, алкоголя, токсических  веществ. Одежда по  сезону.  О  празднике “Эрнин  эрези”.

Отношение к себе подразумевает  развитие  навыков самообслуживания. Это и личная гигиена, опрятность, бережливость к  своим вещам, организованность, пунктуальность, целеустремленность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность, самосовершенствование.

4. “Кыры  шимчээрге, хырны  тодар” -  “Нельзя  жить  за  чужой  счет, нельзя  не  трудиться”- главная  заповедь  салгакчы.

4.Труд как ценность. Необходимо приобщить детей с младших лет к созидательному труду, который прививается ребенку через домашний труд, народное прикладное искусство, которые приносят душевное и материальное  удовлетворение всем членам семьи. Постепенно развиваются  умения, навыки и знания трудиться во благо народа, Отечества. Естественно, домашний труд зависит от типа семьи, места проживания. Первые уроки  привития ребенка к созидающему труду у тувинцев осуществлялись официально после присвоения реального «өнчү» (имущества) в 3 года.

5.Понятие  “патриот”.  Учусь  понимать  себя. Мир  моих  чувств и  мыслей. Почему  мне  весело, почему  грустно.

Что  значит “благородный поступок”. Кто  из  героев сказки  мне  нравится? (Золушка,  Буратино, Карабас- Барабас). Что  значит  “радоваться  успехам  товарищей”?

Патриотизм как ценность. В философии тувинцев человек имеет пять родин: 1) утроба матери; 2) место (местность), где человек родился; 3) место (местность), где прошло детство; 4)место (местность), где проходит жизнь во взрослом состоянии; 5) место упокоения. Перечисленные места представляют собой духовные, нравственные и социальные смыслы и образуют духовное пространство культов: культа матери, культа родной земли, культа ребенка, культа отечества, культа последнего прибежища (культ предков).  Культовая ориентация – это предпочтение определенных ценностных смыслов и построенных на их основе поведение. Философия культовых отношений к пяти родинам обеспечивает устойчивость личности, определенность и последовательность социализации с окружающим миром: семьей, родной землей, сверстниками, отечеством (государством) и памятью предков. Будущий облик личности во многом определяют обстановка и микроклимат в утробе матери, затем в семье, родине и государстве, которые и формируют безукоризненную гражданскую позицию и гражданскую идентичность личности в контексте ценностных идеалов отдельно взятого государства. Именно выраженное сильное патриотическое чувство, распространенное повсеместно вТыва, было важным свойством общества тувинцев-кочевников. Оно помогало выживать в суровых условиях жизни в разные исторические периоды, приведшее сохранению своей территориальной независимости, языка, культуры и основных видов хозяйствования. Следовательно, опыт «родинопочитания» (патриотизма)  в этнопедагогике тувинцев не может быть удалено из сознания и практики народа, а должно быть успешно использовано в  воспитательных целях как ценность.  

6.Что  такое  религия?  О значении голубого, белого, красного  цвета  в  тувинской и  русской  культурах. Теншгрианство -  древняя  религия  поклонения  Небу. Понятие   рая  в  христианстве.

Огромен воспитательный потенциал мировых религиозных учений:

Будда побуждал окружающих жить в любви: «Как мать охраняет свое дитя, своего единственного ребенка своей жизнью, так следует проявлять безмерную любовь ко всем существам. Ко всему миру следует проявлять безмерную любовь - к высшим, к низшим, к равным с нами, беспредельно, без вранья и соперничества»;

христианские  заветы и  заповеди: «Дорогие дети, наша любовь не должна ограничиваться лишь словами и разговорами, она должна выражаться в поступках и быть настоящей» (Еванг.), для православия семья является «домашней церковью», члены которой живут в единении и любви;

в Коране нравственный долг правоверных: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали» присутствует у всех мировых религий.

                                        

Нравственная мысль как ценность. Ак сагыштыгкижи буквальный человек с белой мыслью, критерий воспитанности личности в народной педагогике тувинцев, высшая оценка человеческой натуры, приписываемая окружающим социумом. В традиционных представлениях тувинцев мысль всегда выступает основным регулятором сознания и поведения человека, считается одной из субстанций микрокосма. Основными этнопедагогическими постулатами воспитания   аксагыштыгкижи – человека с нравственного человека выступают следующие народные изречения:

«Сагышка сап шыгжава, бодалга бок шыгжава» (не храни в мыслях грязь, в думах сор);

«Сагышбактасайзыравас, сеткилбактасекперевес» (мысль плохая – нет развития, душа плохая – нет вдохновения);

«Шулуксеткилчовадыр, сыяпсеткилсуксадыр» (раздраженная мысль усталость вызывает, прожорливая мысль жажду вызывает).

«Сагыш-биле аарыыр, сүзүк-биле экириир» (мыслью можно заболеть, вдохновеньем выздороветь).

Первый постулат призывает человека избегать зломыслия, самосовершенствоваться в лучшую сторону, второй  провозглашает созидательное развитие личности без чувства злости и зависти. Согласно третьему постулату, состояние раздраженности и прожорливости, будучи как факты проявления отрицательного поведения, способны серьезно препятствовать нравственному становлению и развитию человека. Четвертый постулат обращает внимание на силу мысли, способной разрушать и восстанавливать что-либо. Духовно-нравственное воспитание личности связывают всегда с привитием в ребенке нравственной мысли, которая постепенно переходит в сознание и затем выражается в его поведении и поступках.

7.Отношение  к  другим  людям.  Культ  старших  в  тувинской  и  русской  культурах. Обращение  к  старшим. Отгношение  к  слабым, маленьким. Отношение  к  родителям. “Слово  матери  почитай, слово  отца  не  забывай”.

Нравственная мысль как ценность. Ак сагыштыгкижи буквальный человек с белой мыслью, критерий воспитанности личности в народной педагогике тувинцев, высшая оценка человеческой натуры, приписываемая окружающим социумом. В традиционных представлениях тувинцев мысль всегда выступает основным регулятором сознания и поведения человека, считается одной из субстанций микрокосма. Основными этнопедагогическими постулатами воспитания   аксагыштыгкижи – человека с нравственного человека выступают следующие народные изречения:

«Сагышка сап шыгжава, бодалга бок шыгжава» (не храни в мыслях грязь, в думах сор);

«Сагышбактасайзыравас, сеткилбактасекперевес» (мысль плохая – нет развития, душа плохая – нет вдохновения);

«Шулуксеткилчовадыр, сыяпсеткилсуксадыр» (раздраженная мысль усталость вызывает, прожорливая мысль жажду вызывает).

«Сагыш-биле аарыыр, сүзүк-биле экириир» (мыслью можно заболеть, вдохновеньем выздороветь).

Первый постулат призывает человека избегать зломыслия, самосовершенствоваться в лучшую сторону, второй  провозглашает созидательное развитие личности без чувства злости и зависти. Согласно третьему постулату, состояние раздраженности и прожорливости, будучи как факты проявления отрицательного поведения, способны серьезно препятствовать нравственному становлению и развитию человека. Четвертый постулат обращает внимание на силу мысли, способной разрушать и восстанавливать что-либо. Духовно-нравственное воспитание личности связывают всегда с привитием в ребенке нравственной мысли, которая постепенно переходит в сознание и затем выражается в его поведении и поступках.

8. Понятие “Семья”. Учись понимать уважительные названия родственников, указывающие на характер и степень родства.

Роль ребенка микро климата семьи. ( настроение, поступок). Что должен уметь ребенок до 12 лет?

Какие герои сказок тебе близки?

“Чалгаа Богданка”, “Репка”, “Кукушка”.

Семья (Өг-бүле) – одна из трех абсолютных ценностей тувинского народа наряду с человеком и его жизнью, группа живущих ( или отдельно живущих) вместе родственников, объединенных и сплоченных благородными общими интересами, которая составляетоснову любой родовой структуры, любого общества, государства. Гибель семьи неминуемо влечет гибель личности, ее нравственности и духовности, несостоятельность, обеднение, культуры, наконец, самой нации.

Семья  как абсолютная ценность

- традиционно семья остается для всех народов и всех времен абсолютной ценностью как начало любви, единения, совместной жизни, авторитета, дисциплины как первичная сфера самопознания и самореализации;

-        духовность, в смысле внутреннего мира человека,  проявляется в любви, человечности, милосердии, доброте, искренности, открытости к другим людям. Потеря духовности равнозначна потере человечности;

-         рождения мало, родить всякий может, – важно воспитание:  

первый подарок мамы – жизнь, второй – любовь, третий – понимание. С самого рождения мы учимся от мамы близости, общению, учимся доверять, любить, принимать любовь. «Родительское слово мимо (на ветер) не молвится» (рус.), «Ие сөзүн ижип болбас, ада сөзүн ажырып болбас» (тув.);

- существует личная ответственность ребенка за свои действия: «Глупому сыну и родной отец ума не пришьет», «В глупом сыне и отец не волен». Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относиться так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети;

-  «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит», «Хорошо откормленная собака на хозяина лает» - «Тотканытээзинээрер» (о неблагодарных, о них же говорят:«Перекочевал - верблюд не нужен, переплыл - лодка не нужна» -  «Көшкенде теве херек чок, кешкенде хеме херек чок» - тув.).Так говорят о детях и родственниках, которые не понимают значимости родительской заботы и межпоколенных отношений, устроенных на взаимоподдержке и взаимоуважении (в противовес такому понятию как «карактажыпчуртаар»

Тувинская семья является «подразделением» родовой структуры  (сөөк), представляющий собой традиционный институт родовой солидарности , где одним из направлений жизнедеятельности является социальная защита детства, в котором установлены высокие требования к его взрослым членам по воспитанию своих детей. Исторически в нем не допускается  рукоприкладство, бродяжничество, попрошайничество, беспризорность детей. К особой заботе подвергаются дети  с ограниченными возможностями, дети-сироты, единственный ребенок. Последний нуждался в трудовой и игровой закалке в обществе сверстников. Положение детей открыто обсуждается на родовом сходе, где принимаются конкретные решения.  В настоящее время родовая солидарность частично сохранила свои традиции и нуждается в возрождении.

А). Учись понимать уважительные названия родственников, указывающие на характер и степень родства.

Рассмотрим слова, обозначающие степень родства, которые, в основном, встречаются в Туве. Приводим слова от первого лица или от имени обращающегося:

  • авай — авам в переводе мать — мама;
  • ачай — ачам — отец — папа;
  • кырган-авай — кырган-авам — бабушка — моя бабушка;
  • кырган-ачай — кырган-ачам — дедушка — мой дедушка;
  • оол — оглум — сын — мой сыночек;
  • кыс — кызым — дочь — моя доченька;
  • акый — акым — брат — мой брат;
  • шаны — шаным — двоюродный брат — мой двоюродный брат;
  • угбай — угбам — сестра — моя старшая сестра;
  • дунмай — дунмам — мой младший брат или младшая сестренка;
  • даай — даайым — дядя — дяденька;
  • чээн — чээним — племянник — мой племянник;
  • чаавай — чаавам — невестка — моя невестка;
  • кудээ — кудээм — зять — мой зять;
  • бег — бээм — свекор — мой свекор;
  • кудагай — кудагайым — сват — мой сват;
  • огбе — огбем — прадед — мой прадед;
  • бурунгу ада-огбе — бурунгу ада-огбем — предки — мои предки.

По древнему обычаю считалось священным делом правильно произносить имена родственников. Говорили, что хоть один раз правильно произнесенное имя открывает дорогу. Еще говорили, что хоть один раз неверно произнесенное имя обижает душу человека.

Слова, обозначающие степень родства, делятся на три основных группы: имена кровных родственников, имена людей, создавших семью, имена дальних родственников.

Слова, обозначающие кровных родственников:

  • отец, папа, мой папа;
  • мать, мама, моя мама;
  • дедушка, мой дедушка;
  • бабушка, моя бабушка; брат, мой брат;
  • старшая сестра, моя старшая сестра;
  • младший брат, мой младший брат;
  • младшая сестра, моя младшая сестра;
  • сын, мой сын;
  • девушка, дочь, моя дочь;
  • дядя;
  • тетя;
  • племянник;
  • шаны, мой шаны.

Слова, обозначающие людей, создавших семью:

  • брат;
  • невестка;
  • старшая сестра;
  • зять;
  • дядя;
  • тетя — жена старшего брата;
  • сын (их сын);
  • невеста, невестка;
  • дочь (их дочь);
  • свекор;
  • свояк.

После третьего поколения отцов сын и дочь могут создать семью. Правильное произношение родственных имен считается выражением особого и высшего уважения к человеку.

Имена дальних родственников:

  • двоюродные братья;
  • милые мальчики — младшие братья, милые сестрички — младшие сестры. (Эти имена в настоящее время наполняются двояким содержанием. Во-первых, жители Хемчика так ласково называют младших братьев и сестричек. Во-вторых, влюбленные молодые люди так обращаются друг к другу. Например, моя милая.);
  • дед, старец; бабка, моя старушка;
  • дом — это слово по-тувински означает младший брат или сестра, младшая по возрасту; товарищ — одногодок;
  • эниим — так ласково старшие обращаются к младшим мальчикам и девочкам;
  • хунам — так ласково обращаются к маленьким девочкам;
  • ыдым — старшие так ласково обращаются к мальчикам и девочкам;
  • оглукум, дуёмакым — старшие так ласково обращаются к парням и девушкам;
  • кызыкым, уруукум — доча, доченька, ласковое обращение старших к девочкам или девушкам;
  • угбакым — вежливое обращение к старшей по возрасту женщине;
  • ачакым, авакым — вежливое обращение к старшим, с желанием приблизить к себе.

С давних времен тувинцы поддерживают родственные связи, обращаются с уважением даже к дальним родственникам, любят и гордятся родством.

Когда дети начинают взрослеть, родители рассказывают им о близких и дальних родственниках по крови. Разъясняют, как правильно их называть, у кого какое имя.

9. Кто такой настоящий мужчина?  Будь верен своему слову.

Будь ответственным за свои поступки.

Кто из героев сказки тебе нравится?

“Илья Муромец”, Үш чүүл эртемниг оол?, “Балыкчы Багай-оол”, “Тос оолдуг Токтагана кадай ”, “Өскус-оол”.

Родиться на светлой земле мужчиной – большой дар. Мужчина берет от отца два жизнеутверждающего дара: жизнь и душу. Не забудь о мужской чести “Береги имя, данное отцом”.

Эр болуп чырык чер кырынга чаяаттынганыңар улуг кежик. Эр кижиге хүл безин төктурбес чаңчыл турган, чүге дээрге тыва кижи өшкен дээш от орнун баспас, өлген дэш адыг бажы артавас. Адазындан ийи кол тынгарыкчы күштү алыр  – амы-тыны, сагыш-бодалды. Эр сүзүүң утпа. “Адаң адаан адын сыкпа”.

Мужчине главное: “Нужна наука большая, душа – маленькая (добрая). Он думает о своих наследниках по отцу, “бережет честь с молоду”. Добрый, милосердный, не допускает жестокость, употребление алкоголя, не берет в руки нож для выяснения отношений с другим человеком, не теряет мужского достоинства, гибкий и трудолюбивый “Нерасторопный мальчик не сможет даже прокормить себя”.  

Эр болган кижиге  “Эртемниң улуу херек, сеткилдиң бичези херек”, ол бодунуң ада-ызыгуурун бодаар,  “аныяндан адын камнаар”. Чымчак сеткилдиг,  кээргээчел болур, шош-содаага, арага-дарыга  туралыг болбас, ок-бижек тутпас, эр мөзүзүн ышкынмас, быжыг туруштуг, аваангыр, тудунгур болур. Шүшпең оол хырнын безин тоттуруп албас болур.

“Не знающий, как жить – ошибется, не принимающий советов – заблудится“. Никогда не завидуй тем, кто сильнее тебя, развивай все больше разные способы борьбы, физические данные, будь собранным. “Завистник – многословен, завоеватель – непредсказуем ”.  Заветная цель для борца: быть опорой родной земли, родителей и рода.

Арга билбес –  алдаар, сүме билбес –  шүүдээр”.  Хүрештерге октаткаш-даа, шүүлген эштеринге адааргавас, дам-на бодунуң аргаларын сайзырадыр, күш-шыдалын быжыктырар, мөөңнээр“Адааргак – ааспырак, өжээргек – турамык”. Мөге кижиниң чаагай эчис күзел-соруу: аал-оранының, ада-иезиниң, төрел чонунуң быжыг чөлеңгиижи болуру.

Для мужчины главное не его внешние данные и его сила, главное – его человечность. “Не хвастайся, что силен”, “Сила орла – в его крыльях, сила мужчины – в его знании”. “У бойкого мальчика глаза горящие”.

Тыва эрге чүгле ооң даштыкы хевир-дүрзүзү, күштүү эвес, кижизии чугула.  “Күштүг мен дээш хөрээң чайба”. “Эзирниң күжү чүүнде, эрниң күжү – билиинде”. “Орлан оолдуң караа шоваа”.

Везде и во все времена берегите бабушку, мать, сестру, своих близких.

Не допускайте унижения девичьей чистоты. Будьте предельно внимательны к ним.

Список используемой литературы:

1.Дамчай О.М., Уйнук-оол Е.С. Культура традиционной тувинской семьи. – Кызыл: Институт развития национальной школы, 2014. – 120с.

2.Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. – 232 с.

3.ОюнС.С.,Шулуу-Маадыр С.Ч

Тыва =г-б\лепедагогиказы( Педагогика в тувинской семье) –

Кызыл, 2004. На тувинском языке.

       4. Программа Дамчай О.М. «Салгакчылар».

       5. Концепция ИРНШ МО и Н РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодекс чести учителя

Принципы отношения к ребенку, сформулированные Г.Л. Лэндгрет, которые мне помогают в работе....

Классный час во 2 «Г» классе на тему: «Кодекс чести младшего школьника».

Конспект занятия классного часа во 2 «Г» классе на тему: «Кодекс чести младшего школьника». К данному занятию есть презентация  "Кодекс чести младшего школьника"....

Кодекс чести для учителя.

Учитель должен соблюдать  правила обращения с детьми....

Кодекс чести активиста

Данный материал наглядно показывает каким должен быть активист школы....

Презентация к уроку ОРКСЭ "Кодексы чести разных профессий".

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю Светская этика....

Кодекс кадетской чести

Описывавются нормы поведения кадет и воспитанников кадетской шкоолы....