Взаимодействие семьи и школы в воспитании личности
статья на тему

Ульянова Ольга Николаевна

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.  Макаренко

 

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей, но и детей более младшего возраста.

В настоящее время происходит переориентировка и обновление педагогики, уход от технократизма к гуманизму в образовании, от задачи формирования только знаний к задаче общего развития человека.

Одной из главных задач школы является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, умственного развития детей. Успешное решение этой задачи возможно при тесном взаимодействии семьи и школы в организации воспитательно-образовательной, физкультурно-оздоровительной, нравственной работы, направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(НОУ «Школа-интернат №1» ОАО «РЖД»)

Ульянова О.Н.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ.

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.  Макаренко

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей, но и детей более младшего возраста.

В настоящее время происходит переориентировка и обновление педагогики, уход от технократизма к гуманизму в образовании, от задачи формирования только знаний к задаче общего развития человека.

Одной из главных задач школы является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, умственного развития детей. Успешное решение этой задачи возможно при тесном взаимодействии семьи и школы в организации воспитательно-образовательной, физкультурно-оздоровительной, нравственной работы, направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём наилучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ученика тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения, самореализации и самоконтроля.

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одной из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношения родителей и детей, созданию комфортных условий для учащегося в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Важной заботой семьи, как и школы, должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, способностей ребёнка. Природный дар есть у каждого человека, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в развитии.

Способности, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому школьнику необходимо предоставить возможно более широкий выбор видов деятельности (конструирование, шитьё, рисование, пение и т.д.). Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для каждого из них делами, т.к. многие патологические формы поведения являются результатом скуки.

Семья должна заботиться о духовной жизни ребёнка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства малышу нужно открывать радость быть зрителем, слушателем, читателем, наблюдателем, участником.

Взаимодействие семьи и школы предполагает единство требований к маленькому человеку и организации совместной деятельности.

Система знаний о ребёнке, как о субъекте воспитательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях с учетом социальных факторов развития, о закономерностях общения и способах проявления эмоций поможет родителям оптимально строить отношения со своими детьми.

В воспитательной работе с семьёй можно достичь поставленных целей в том случае, если своё отношение к детям будет для родителей тем образом, к которому им захочется приблизиться. Любое совместное с детьми и родителями дело надо использовать для того, чтобы показать взрослым, как строить общение с ребёнком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития; как регулировать взаимодействие мальчиков и девочек в естественно складывающихся группах, считаясь с уже возникшими привязанностями и предпочтениями, учитывая и поддерживая организаторские способности лидеров, поднимая престиж отвергаемых детей; как разрешать конфликтные ситуации, не унижая малышей, не задевая их достоинства; как, наконец, ненавязчиво моделировать, строить взаимоотношения детей, с тем чтобы каждый научился соотносить свои действия с другими, прошёл хорошую школу товарищества и взаимопомощи.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которое, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Это можно проводить разнообразными способами.

Наиболее важный источник информации для учителя - это непосредственное наблюдение за тем, как родители общаются с детьми в различных ситуациях, вдумчивый анализ того, что и как говорят родители о своих ребятах, что и как рассказывает ребёнок о своей семье - о маме, папе, других близких людях, о совместных делах и времяпрепровождении.

Получение объективной информации о семье и семейных отношениях возможно лишь в том случае, если между педагогом и родителями уже установились отношения доверия, если родители поняли, что учитель - их надёжный союзник в воспитании ребёнка, что то, о чём они говорят с учителем, становится педагогической тайной и послужит только на пользу их сыну или дочери.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

Реализация социальной функции развивающего образования диктует необходимость специального внимания к положению ребёнка в семье, к выстраиванию партнёрских отношений с нею с целью полноценного, социально адаптированного гражданина. Необходима помощь семье в преодолении тех недостатков в развитии детей, которые осложняют процесс их учения и социализации. При этом помощь школы, как социально подготовленного субъекта воспитания, предполагает знание закономерностей жизнедеятельности семьи и связанных с ними особенностей воспитания детей.

Семья рассматривается, как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 11 - 13 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребёнку родными по духу людьми.

Актуальным остаётся взаимодействие школы и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости ученика. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если нет - жизнь ученика от этого только ухудшится.

Школа не может заменить семью, не может решить многие социально-экономические и материальные её проблемы. Школа призвана использовать воспитательный потенциал и авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями учащихся. Основа взаимодействия «семья-школа» определяется следующими направлениями:

  • Повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
  • Согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
  • Совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  • Однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;
  • Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
  • Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль её»;
  • Происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных городах;
  • Осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудоспособностей (низкая зарплата, безработица);
  • Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач, а на общении с детьми, то есть на их воспитание, не остаётся времени.

Классный руководитель должен быть  заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:

  • по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;
  • по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей);
  • неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;
  • внебрачная семья: когда женщина рождает и воспитывает ребёнка, не зарегистрировав брак.

Исследование психологов, социологов, педагогов показывает, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

В педагогике рассматривается классификации семьи и по характеру взаимоотношений. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа:

  • идеальная;
  • средняя;
  • негативная или скандально- раздражительная.

Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей:

  • гармоничная;
  • распадающаяся;
  • распавшаяся;
  • неполная.

Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далеких от педагогических теорий современных пап и мам, как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребенка? Эти вопросы педагогики можно смело отнести к разряду вечных. Однако в решении этих вопросов каждая школа, и каждый педагог идут своим путем.

Методы работы педагогического коллектива с семьёй традиционны:

  • диагностика (изучение социального состава семьи, её психологических особенностей, методов семейного воспитания);
  • совместная деятельность (досуговая, художественно- творческая, помощь ребёнку в учении, хозяйственно-бытовое обслуживание);
  • психолого - педагогическая помощь родителям.

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки:

  • В «благополучной» семье оба родителя: работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
  • «Формально-благополучные»: благополучие носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
  • «Неблагополучные» семьи, где явно проявляются дефекты воспитания - постоянные окрики, наказания детей. Создаётся надлом в душе ребёнка, это делает его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в жизни;
  • Рождается новый тип семьи «новых русских»: высоко обеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания - ребёнка, консультации, посещения семьи. Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. Она может использоваться в зависимости от условий, особенности и специфики ситуации.

Индивидуальные консультации. Проводятся по желанию самих родителей либо при возникновении конкретной проблемы, часто конфиденциального характера, требующей безотлагательного решения. Встреча с родителями организуется с помощью специального приглашения.

При подготовке к консультации надо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций – ребенка, родителей, педагога, окружения.

Родителям необходимо знать и  правовые основы, регламентирующие отношения в семье детей и родителей, существующую систему  образовательных учреждений России, для того чтобы помочь детям сориентироваться  в выборе  учебного заведения, воспользоваться услугами  учреждений  дополнительного  образования. Им необходимо научиться оказывать помощь ребенку в организации  внешкольной деятельности, развивающей память, мышление, воображение, внимание, обогащающей его духовно. Ведь организация разумного, полезного досуга с учетом склонностей и способностей детей является проблемными вопросом для многих семей.

Наиболее эффективным в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Чаще идёт диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Важно заранее продумать оформление класса, анкетирование, тестирование и окончание родительского собрания. В конце встречи - предложить рекомендации в виде памяток.

Мы проводим общешкольные родительские собрания, и собрания родителей отдельного класса. На родительских собраниях обсуждаются проблемы детей и родителей, классных коллективов, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в делах школы и отдельного классного коллектива, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое .

Активными коллективными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиком, психологом, логопедом).

Родительский лекторий. Это форма, способствующая повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию  детей. Эту форму мы используем как в рамках школы, так и в рамках класса.  В зависимости от тематики родительского лектория, мы привлекаем к его проведению специалистов: фельдшера, библиотекаря, участкового, представителя администрации. В прошлом учебном году тематика родительского лектория была следующей:

  • Как помочь детям развить свои способности?
  • Здоровье нашего ребенка: советы, как его сохранить.
  • Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребенка и родителей.
  • Профессии, которые выбирают дети.
  • Компьютер: помощник или враг?

Обучающие семинары. Наиболее целесообразно проводить такие семинары как минимум два раза в год: перед поступлением ребёнка в школу и через несколько недель после начала обучения.

Во-первых, встречаясь до первого сентября, мы сможем помочь сформировать у ребёнка правильную установку. Не секрет, что многие особенности обучения и поведения детей в дальнейшем зависят от того, как прошел их первый школьный день, насколько ожидания ребенка оправдались, какие перспективы он «увидел», когда оказался в реальной школьной среде. Особенно актуальным формирование такой установки является для родителей, чьи дети не посещали детский сад и впервые встретятся со своими одноклассниками: для них первый день пребывания в школе окажется еще более значимым.

Во-вторых, именно  учитель может посоветовать родителям, как им вести себя после окончания первого учебного дня ребенка – какими словами нужно встретить малыша на пороге школы, как отпраздновать это знаменательное событие в жизни всей семьи, кого пригласить в гости. Не исключен вариант, когда сближение родителей класса  как коллектива начнется именно с обсуждения этих животрепещущих вопросов. Возможно, начиная работу с родителями в начальной школе, получаем больше шансов и подружиться с ними, и подружить их

Совместные собрания родителей с детьми. Эта форма работы сплачивает родителей и детей, дает возможность родителям увидеть своих детей «с другой стороны», их возможности и таланты, достижения школьной жизни

Дни «открытых дверей» для родителей. Такой день мы проводим в школе не чаще, чем один раз в полугодие, так как он требует тщательной подготовки. К этому дню педагоги школы готовят,  как правило, нетрадиционные уроки и разновозрастные занятия, в проведении которых участвуют родители и представители социума (психолог, соцработник, фельдшер, библиотекарь). Заканчивается такой день общешкольным мероприятием, в котором участвуют и дети, и взрослые.  

Привлечение родителей к участию их детей в различных конкурсах, в проектах, совместных поездках.  Так в нашей школе родители помогали детям в подготовке творческих работ, презентаций для малых Ломоносовских чтений, конкурсов «Мисс Очаровашка», сочинений, участие в классных праздниках, школьных и городских мероприятиях и т.д.

Мы привлекаем родителей к совместным поездкам с детьми в музей, театр, на тематические экскурсии, другие города.

Классный руководитель- привлекает родителей к управлению работой школы и | организации деятельности класса, что предполагает:

  • Обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
  • Участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи;
  • Помощь в оформлении класса;
  • Помощь в ремонте  кабинета;
  • Создание органов самоуправления (родительский комитет).

Эффективность воспитательной системы невозможна без усилий родителей. Необходимо спланировать и организовать работу так, чтобы все стали не критиками и пассивными наблюдателями за процессом становления личности и формирования коллектива, а активными помощниками классного руководителя и добрыми друзьями воспитуемых.

Это не секрет, что по мере взросления детей родители самоустраняются от участия в их жизни, от взаимодействия со школой, классным руководителем. Превратить их в единомышленников, чтобы вместе решать проблемы воспитания и обучения одна из первоначальных задач классного руководителя. При этом взаимодействие с родителями основывается на следующих положениях:

  • Корректировка классным руководителем отношения родителей к школе, собственным детям. Проблема их взросления.
  • Мера участия родителей в классных мероприятиях зависит от возраста учеников.
  • Формирование у родителей активной педагогической позиции и доверия к учащимся.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Активная деятельность родителей в помощь школе положительно отражается непосредственно на самих учащихся: у детей укрепляется любовь и уважение к родителям, появляется желание лучше учиться, радовать их собственными успехами в учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей.

            « Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги,         получает первые уроки жизни, а потом п...

взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка

выступление на педагогическом совете...

Выступление на педсовете на тему "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка"

Доклад на педсовете на тему "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка"...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятс...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Как вовлечь родителей в процесс воспитания?Этот вопрос волнует многих педагогов. На своем опыте  покажу как  это можно сделать....

Выступление по теме "Взаимодействие семьи и школы в развитии личности учащегося"

В статье  говорится о сотрудничестве школы и семьи в создании благоприятных условий для воспитания и обучения детей....