Понятие, сущность, содержание процесса формирования правового сознания воспитанников интернатных учреждений.
статья (4 класс)

Пеньковская Тамара Ивановна

Дети, воспитывающиеся в интернатных  учреждениях, учреждениях  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социально-демографическая группа несовершеннолетних, отличаются по многим показателям развитости сфер правового сознания друг от друга в силу возрастных, психологических и иных характеристик. В статье мы постараемся определиться  с понятиями «формирование» и «развитие» правового сознания у воспитанников интернатных учреждений, а также с элементами системы, формирующей правовое сознание и поведение  обучающегося коррекционной школы. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_soznanie.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие, сущность, содержание процесса формирования правового сознания воспитанников интернатных учреждений.

Подготовила Пеньковская Т.И.

Дети, воспитывающиеся в интернатных  учреждениях, учреждениях  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социально-демографическая группа несовершеннолетних, отличаются по многим показателям развитости сфер правового сознания друг от друга в силу возрастных, психологических и иных характеристик.

В настоящее время в системе российского образования функционирует около 127000 образовательных учреждений, в том числе 1699 школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1810 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии. В настоящее время наблюдается сокращение количества интернатных учреждений, в том числе за счет их укрупнения и развития семейных форм

принятия детей на воспитание.

Отсутствие единообразного понимания таких терминов, как «правовое воспитание», «формирование правового сознания», усложняет их использование в нормативных правовых актах, регулирующих сферу образования.

В этой связи  важно  определиться  с понятиями «формирование»и «развитие». В научной литературе «развитие», как правило, понимается в виде движения по восходящей линии: от низшего к высшему, от простого к сложному, процесс перехода из одного, старого качественного состояния, в другое, новое качественное состояние. Речь идет, прежде всего, о процессе обновления, рождения нового, отмирания старого. В полной мере «развитие» характерно и для правового сознания, идет ли речь о правовом сознании личности или социальной группы. Процесс развития правового сознания несовершеннолетних также можно проследить в самых различных временных отрезках.

Что касается понятия «формирование», то по сравнению с понятием «развитие» оно имеет несколько иное значение. «Формировать» – это значит «придавать» определенную форму, законченность, порождать что-то. Понятие «формировать» имеет значительное сходство с понятием «формовать», то есть, обрабатывая, изготовляя, придавать чему-нибудь какую-нибудь форму.

Элементами системы, формирующей правовое сознание и поведение  обучающегося, являются:  -социальная среда;   - личность с ее индивидуальными качествами и особенностями;   - определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная группа стремится передать своим членам.

Говоря  по теме, невозможно не обратить внимание на соотношение процессов «формирования» и «воспитания». Это представляется важным в силу того, что субъекты правоотношений – воспитанники интерната – не наделены, по общему  правилу, полной дееспособностью. Именно для них процесс воспитания в контексте формирования их правосознания становится фактором, обеспечивающим становление личности, ибо воспитание является одной из задач учебно-воспитательного процесса интернатного учреждения, закрепленной нормативно.

Внешние условия жизни ребенка интернатного учреждения, куда входит и воспитание, являются факторами его формирования, развития. Но это развитие нельзя отождествлять ни с условиями жизни, ни с воспитанием.

Оно является следствием,  результатом указанных факторов. Конструкция «формирование правосознания несовершеннолетних» включает в себя наиболее широкое содержание: как воздействие на сознание объективных факторов окружающей действительности, так и правовое воспитание, которое предполагает субъективное целенаправленное воздействие  на личность несовершеннолетнего. В этом смысле представляются весьма справедливыми высказывания К. Маркса, который подчеркивал, что «люди – суть,  продукты обстоятельств и воспитания», отмечая, что «обстоятельства изменяются именно людьми и что «воспитатель сам должен быть воспитан». Вот почему важнейшее условие обеспечения высокого уровня правосознания– совершенствование общественных отношений, а если подходить к проблеме предметно,  на примере школы-интерната , то образовательных. Было бы недостаточным только зафиксировать зависимость целей, задач, возможностей  правовоспитания от объективных факторов. Важно подчеркнуть, что задача правового воспитания несовершеннолетних, выработки у них уважения к закону неразрывно связана с проблемой преобразования правовой системы общества.

Кроме того, сила и результат воздействия на индивидуальное правосознание детей и подростков интернатных учреждений  в значительной мере зависят

от того, как оно соотносится с повседневными общественными явлениями.

Правосознание включает в себя:  знание законов;  осознание  задач, решаемых  законами;  соблюдение законов;  социально-правовая  активность.

 Важные характеристики правосознания несовершеннолетних, в т.ч. социально-правовая активность, развиваются в условиях,  когда они реально включены в общественные отношения, имеют опыт поведения в сфере права.

     Изменение правосознания проявляется в непринятии детьми правовых ценностей. Установлено, например, что из 15 тысяч выпускников детских домов и интернатных учреждений  пять тысяч в течение года попадают на скамью подсудимых, три тысячи становятся бомжами, полторы тысячи заканчивают жизнь самоубийством.

Как категория социально незащищенных лиц, она особо уязвима и подвержена стихийному воздействию социальной среды, а потому нуждается в специальной правовой поддержке.

Система общественных отношений, как и система правового воспитания, должна в большей мере ориентировать несовершеннолетнего обучаемого  школы- интернатане на получение готовых благ, а на собственный труд, предполагающий ответственность субъекта за совершаемые поступки. Применительно к отдельному воспитаннику интернатного учреждения состязательность становится важным требованием при выпуске из учреждения, начале самостоятельной жизни.

Подчеркивая определяющую роль в процессе формирования правового сознания объективных факторов, не следует видеть в этом только позитивные моменты. Общественное бытие включает в себя и недостатки (они становятся более очевидными в условиях правовой реформы), в том числе и в образовании, в деятельности государственных органов, учреждений,  общественных организаций, что не может не отражаться в формировании правосознания.

Объективные факторы могут способствовать формированию отрицательных сторон правового сознания, деформировать его. Например, среди генетических  семей воспитанников интернатных учреждений   во многих случаях выявлено откровенное доминирование аморальности.

Преодоление негативных процессов невозможно только путем правового воспитания. Требуется, прежде всего, устранить причины, порождающие дефекты правосознания.

     Одним из важных факторов формирования правового сознания воспитанников учреждений интернатного типа выступает та учебно-воспитательная среда, в которой он находится практически все свое активно-сознательное время. Составляющей общественной среды  выступает образовательная среда, в которой происходит целенаправленное правовое воспитание.

Формирование у несовершеннолетних необходимого уровня правосознания, в т.ч. с целью обретения «конкурентоспособности», имеет большое значение и должно составлять одну из первостепенных  школьных  целей по совершенствованию общественных отношений.

В процессе повышения уровня правового сознания нельзя недооценивать роль и значение общей и правовой культуры детей и подростков.

Говоря о роли и соотношении объективных и субъективных факторов в формировании правового сознания несовершеннолетних, необходимо отметить относительную самостоятельность правового воспитания. Воспитательный процесс не слепо следует за объективным развитием событий. В целом ряде случаев он способен оказывать ему не только содействие, но и активное противодействие. В частности, сегодня правовое воспитание в образовательных и воспитательных учреждениях может выступать важным средством повышения правовой культуры подрастающего поколения, борьбы с правонарушениями, а также их

профилактики. Однако есть примеры,  когда правовоспитательный процесс, организован хаотично в образовательном учреждении,  что может оказать негативное воздействие на несовершеннолетних. Так, например, попытки создать «видимость» правового воспитания в последние годы зачастую сопровождались введением в некоторые образовательные учреждения новых правовых курсов, содержащих углубленный подход в познании права. Усиление правовой информированности без должного внимания к целостной системе правосознания создает основу для ее отторжения. Для несовершеннолетних и педагогов, кроме всего, это может стать фактором  злоупотребления  правом.

Составляющей процесса формирования правового сознания обучаемых является правовоспитательная  деятельность. Правовое воспитание представляет собой целенаправленный и управляемый процесс воздействия социальных институтов на правосознание и поведение несовершеннолетних, учитывающий объективное влияние общественной среды и саморазвитие личности. Процесс правового воспитания имеет целью превращение правовых идей и требований закона в личные убеждения субъекта, в норму его поведения, формирование правовой культуры и социально-правовой активности, упрочение и совершенствование общественных отношений на основе принципа законности.

Выступая по отношению к личности в качестве субъективного фактора, правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность, состоящую в убеждении воспитуемого. Она «основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение к информации тех, кто ее воспринимает».

 Разумеется, благоприятная или неблагоприятная окружающая обстановка, наряду с другими объективными факторами, является важнейшим условием развития правосознания. Однако сама личность может воспринимать их как адекватно, так и искаженно, а порой и просто ошибочно.

Правовое воспитание представляет собой не просто трансляцию, передачу понятий, идей, убеждений, накопленных и сконцентрированных в правовом опыте предшествующих поколений, но и призвано способствовать верному отражению общественных условий жизни в правосознании несовершеннолетних, формированию необходимых, исходя из потребностей развития общества, взглядов и установок в их поведении.

Среди детей интернатных учреждений   наблюдается нигилистическое отношение к праву и потребительское – к закону. Распространены неверные представления о целях принятия тех или иных нормативных актов и содержащихся в них требованиях. Несовершеннолетние не могут в полной мере объективно оценивать новые законы, разобраться в содержании правовых норм. Поэтому важнейшей задачей правовоспитательной деятельности школ-интернатов  является формирование осознанного отношения к правовым явлениям, чего возможно добиться лишь в результате последовательной и  систематической работы.

Правовое обучение и воспитание являются средствами, которые способствуют эффективной реализации права, предполагая, что в процессе целенаправленного воздействия осуществляются: познание и уяснение смысла прав и обязанностей; выработка отношений к ним; и, наконец, их использование. При этом первая и вторая стадии являются внутренними процессами, протекающими в правовом сознании и психологии ребенка. Это есть внутреннее реагирование духовного мира на воздействие правовой

среды. Третья стадия – это внешнее проявление процессов, протекающих в правовом сознании несовершеннолетнего.

Личность несовершеннолетнего активно и избирательно воспринимает внешнее воздействие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально. «Философия»  современной финансовой независимости и материального комфорта порождает духовное отчуждение личности, пренебрежение ею интересами других людей. Поэтому изучение противоречий между интересами несовершеннолетних и общества, которые порождаются как объективными условиями, так и субъективными факторами, является одной из насущных задач и направлений в сфере формирования правосознания детей и подростков интернатных учреждений.

Таким образом, формирование правового сознания  должно и может рассматриваться как двусторонний процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов мотивации поведения несовершеннолетних.

   С учетом всего сказанного, формирование правового сознания детей в условиях воспитательного учреждения интернатного типа можно определить как  определённый  процесс воздействия на индивидуальное правосознание (в ходе развития личности воспитанника) не только объективных факторов, но и целенаправленной воспитательной деятельности, когда происходит усвоение несовершеннолетними знаний, умений, норм поведения в сфере права, способствующих приобретению правовой  компетентности.

Литература

  1. Безукладникова, И.В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования [Электронный ресурс] http://innvik.ucoz.ru/index/0–40
  2. Поливанова, К.Н. Концепция структуры и содержания правового образования в школе/ К.Н. Поливанова, В.В. Спасская, Б.И. Хасан // Сибирский учитель. – 2003. – № 26.
  3. Попов, Д.Е. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». – 2010. – №17 [Электронный ресурс] http://www.analiculturolog.ru/archive/item/234-article_46.html
  4. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М., 2002.
  5.  Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М. 2001.
  6. Олейников B.C. Правосознание личности: социально-правовой аспект. Монография / Под ред. Б.Ф. Кваши. СПб., 2004.
  7. Иванов Е.С., Шипицина Л.М., Крутикова Э.Г. и др. Биологические и социальные факторы в формировании нарушений поведения у учеников вспомогательных школ / Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков. Межвузовский сб. науч. трудов. Л.: ЛГПИ, 1989.
  8.  Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства: Книга для учителя. М. 1989.
  9.  Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М. 2002.
  10.  Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. СПб. 2000.
  11.  Возрастные особенности психического развития детей / Под. Ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М. 1982.
  12. Столяренко A.M. Юридическая педагогика. Курс лекций. М. 2000.
  13.   Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Журнал российского права. 2003. N2.
  14. Шиц М. Педсовет у президента // Российская газета от 21.10.2005 г.
  15. Печникова В.Н. Потенциальные возможности интернатного учреждения в обучении, воспитании, социальной адаптации воспитанников. В сб. Комплексное обеспечение индивидуально-личностного развития воспитанников детских домов / Материалы научно-практической конференции 25-26 мая 1998 г. СПб. 1998.
  16. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект. СПб., 2004.
  17. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.

Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки ...

Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений.

Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений и пути их разрешенияОсобенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. Проблемы интеллектуального развития воспитанников....

Формирования познавательной активности учащихся интернатных учреждений.

Доклад, в котором я представляю свой педагогический опыт работы по формирования познавательной активности учащихся интернатных учреждений....

Приказ об итогах проведения муниципального конкурса - выставки декоративно - прикладного искусства среди воспитанников интернатных учреждений Ямальского района

Приказ муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Ямальский центр внешкольной работы" от 23апреля 2023г., № 92, село Ярсале...

Итоги проведения муниципального конкурса - выставки декоративно - прикладного искусства среди воспитанников интернатных учреждений Ямальского района

Декоративно–прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к с...

Итоги муниципального конкурса - выставки декоративно - прикладного искусства среди воспитанников интернатных учреждений Ямальского района

Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, который охватывает многие разновидности профессиональной и самодеятельной творческой деятельности, направленной на создани...