Программа внеурочной деятельности "Школа общения" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Зубцова Ирина Васильевна

          Актуальность программы в том, что формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Гармонично вписывается в программу по социализации детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_obshcheniya.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
  • формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.

Смыслообразующие идеи программы:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

          Задачи по социализации ребенка с РАС:

- Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

- Коррекция нарушений аффективного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения.

- Развитие коммуникативных навыков обучающихся, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

-  Развитие морально-этических представлений и соответствующих качеств личности.

- Накопление опыта социального поведения.

- Развитие представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.

-  Воспитание патриотических чувств.

-  Формирование культуры поведения, его саморегуляции.

- Формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в условиях активизации речевой деятельности.

-  Формирование взаимоотношений с детьми и взрослыми.

         

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 68 занятий в год. Проводятся они в группе 15-20 человек. Периодичность проведения – 2 раза в неделю. Время занятия- 35 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов обучения школы общения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и ихдушевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел,
чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В начале школьного обучения ребенок должен привыкнуть к правилам поведения в школе, новому режиму дня, проявлять желание ходить в школу, иметь хорошее эмоциональное самочувствие, не болеть, установить контакты с новыми сверстниками и взрослыми, а так же хорошо усваивать программу.

В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. Формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.

Формируется знаково-символическая деятельность младших школьников – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Умение увидеть целое раньше его частей, свойственное ребенку дошкольного возраста, дает начало развитию творческого воображения, умению реконструировать известные и создавать новые объекты.

Достижением развития младшего школьника является осознание отношения двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии. К концу младшего школьного возраста интуитивное владение словом дополняется осмысленным к нему отношением и должно выражаться в письменной речи учащихся.

Показателями сформированности совместной учебной деятельности учащихся и учителя к концу начального обучения являются следующие:

– умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;

– умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;

– работать с моделями и схемами;

– оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.

Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется: а) в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; б) в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в) в умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей.

Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, к текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается и его развитие и индивидуализация происходят позже.

Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы. Эти образы представляют собой относительно завершенный продукт и адресованы не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю.

Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся отношения со взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребенка появляется знание о своих индивидуальных качествах.

Главным личностным новообразованием младшего школьного возраста детей становится способность к самоизменению, ограниченная пока умением и стремлением ребенка расширять границы собственных знаний и имений.

К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценивать свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными, дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Ребенок знает и понимает невербальный язык общения.

Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя, других людей (близких, сверстников и др.).

Содержание учебного курса  «Школа общения»

  1. Учимся дружить (8 часов)

Формировать у учащихся представления о понятиях  «дружба», «друг»; развивать умения видеть, понимать, оценивать  чувства и поступки других, мотивировать, объясняет свои суждения; развивать коммуникативные навыки и формирование игровой культуры , а также формировать негативное отношение к вредным привычкам; выясняет какую пользу могут приносить привычки. Формировать представления о качествах необходимых в дружбе.

2. Я- владелец своих эмоций (10 часов)

Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях, умение использовать различные приемы проявления чувства. Учится выражать свои эмоции и чувства. Развивает способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме. Учится быть здоровым и душой и телом, стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

3.Встречи с самим собой (10 часов)

Уметь говорить о себе в первом лице. Формировать представление о своем внешнем облике, об элементарных навыках ухода за своим лицом и телом. Создавать положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности, воспитывать взаимоуважение, обучаться вежливому обращению друг с другом. Достигает внутригруппового сплочения в коллективе; осмысливать своё персональное «Я» как части своего класса.

4.Я среди других людей (16 часов)

Приобретать знания о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Знать и понимать понятие «обязанность», понимать необходимость выполнения этих обязанностей. Знать обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. Развивает коммуникабельность. Формировать положительную установку на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий. Строить мост взаимопонимания в отношениях между всеми людьми.

5.Вежливая речь (12 часов)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. 

6.Правила и законы общения (12 часов)

Расширять представление о стиле общения. Углублять знания о правилах этикета; развивать умение строить позитивные отношения в обществе; воспитывать ценностное отношение к себе и другим. Оценивает адекватно ситуацию и предотвращает конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Учиться преодолевать застенчивость, обретать уверенность в себе, воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи.

Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Формы работы:

  • Беседы
  • Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
  • Рассказ ы педагога и детей
  • Чтение художественных произведений
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
  • Сочинение историй
  • Наблюдения
  • Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
  • Дискуссии
  • Исследования
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки
  • Тренинги общения
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей

Планируемые результаты работы.

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Тематическое планирование 3 класс

Раздел программы

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия

Материально-техническое обеспечение

Дата проведения

1-2

«Посеешь характер-пожнешь судьбу»

2

Знакомится с понятием «привычка»; формирует негативное отношение к вредным привычкам; выясняет какую пользу могут приносить привычки.

Предметные результаты:

- знает, что самое ценное в дружбе – любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь;

- оценивает характер взаимоотношений со сверстниками;

- знает правила приема гостей и поведения в гостях, правила поведения за столом

записи пословиц, плакат цвета радуги, мультимедиа, музыкальное сопровождение, карточки.

Учимся дружить

8 часов

3-4

«Мы-третьеклассники»

2

-проводит хронометраж дня, анализирует свой распорядок дня, корректирует его;

-оценивает свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Листы А4, цветные карандаши

5-6

«Ты и твои друзья»

2

Формирует представления о понятиях  «дружба», «друг»; развивает умения видеть, понимать, оценивать  чувства и поступки других, мотивирует, объясняет свои суждения; развивает коммуникативные навыки и формирование игровой культуры 

Метапредметные результаты:

- принимает и сохраняет целевые установки урока, сформулированные совместно с учителем;

- осваивает начальные формы личностной рефлексии через оценку взаимоотношений со сверстниками, сравненивает интересы и увлечения;

формулирует с их помощью правила этикета;

- взаимодействует в группе при выполнении учебных заданий, участвует в ролевой игре в соответствии с заданными условиями;

- активно использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, обсуждает морально-этические аспекты дружбы;

- формулирует выводы из изученного материала.

Песня «Дружба», «кирпичики» для построения Дома дружбы

7-8

«Ищу друга»

2

способствует формированию понятий «дружба», «друг», представления о качествах необходимых в дружбе

Личностные результаты:

- осознаёт ценность дружбы, согласия, взаимопомощи между людьми, ценит добрые и справедливые поступки и стремиться  их совершать.

листы А4,клей-карандаш, карточки с названием черт характера, маркер, записи детских песен о дружбе, мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка (1-ая серия) » проектор, экран, компьютер

Я- владелец своих эмоций

10 часов

9-10

«Я и мое настроение»

2

учится быть здоровым и душой и телом, стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Личностные: учится осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  формирует умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

Познавательные: извлекает информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Коммуникативные: – оформляет свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использует речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической  формами речи.


фонограммы песен, цветок, правила, шаблоны, краски

11-12

«Я могу управлять своим настроением»

2

Формирует навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Формирует умение использовать различные приемы проявления чувства.

Цветные карандаши, листы А4, краски

13-14

«Как выразить свои эмоции»

2

Учится выражать свои эмоции и чувства; Развивает способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме

демонстрационные карточки с изображением эмоций,  конверты с заданиями и вопросами,.

15-16

«Эмоции. Общение»

2

Знакомится с понятием «эмоции»;  осознаёт собственные эмоции;

альбомы для рисования, фотографические изображения эмоций детей и взрослых, музыкальные композиции, модели цветов.

17-18

«Моё поведение»

2

формирует умения анализировать  свои поступки, развивает умение прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение. Воспитывает стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.

Карточки для игры «Хорошо — плохо», картинки для беседы.

Встречи с самим собой

10 часов

19-20

«Что я знаю о себе?»

2

 формирует образ Я, умеет говорить о себе в первом лице, формирует представление о своем внешнем облике, об элементарных навыках ухода за своим лицом и телом.

Познавательные:

обобщает полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечивает обратную связь от группы; развивает умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмысливает себя как члена группы, способной оказывать поддержку.

Коммуникативные:

– высказывает и обосновывает свою точку зрения;

– слушает и слышит других, пытается принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные: – ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–формирует 

этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Зеркало для игры-тренинга

21-22

«Что знают обо мне окружающие?»

2

Снимает эмоциональное напряжение во взаимодействии с окружающими людьми.

Создаёт атмосферу безопасности и поддержки.

цветные карандаши, листы А4

23-24

«Мой портрет в лучах солнца»

2

Рассказывает о том, как дома родители называют его ласково

Цветная бумага, ножницы, цветные карандаши

25-26

«Мои друзья»

2

Создаёт положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности, воспитывает взаимоуважение, обучается вежливому обращению друг с другом.

пословицы о дружбе, стихи, бумажная ромашка для игры «Ромашка»; конверты со словами, входящими в состав пословиц; цветные карандаши и бумага.

27-28

«Наш класс»

2

Достигает внутригруппового сплочения; осмысливает своё персональное «Я» как части своего класса

Тесты

Я среди других людей

16часов

29-30

«Наши права и обязанности»

2

Приобретает знания о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. знакомится с основным законом – Конституцией России,  с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей

Личностные: развивает познавательный процесс,

находит решение проблемы, используя знания, дополнительную литературу,  развивает нравственное, правовое воспитания; формирует толерантное сознание школьника; воспитывает ответственность за правонарушения.

Коммуникативные: умеет правильно пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации, повышает эффективность общения.

Воспитывает уважительные отношения к друг другу; знакомится с целью курса занятий;

даёт первоначальное представление о значении общения в жизни человека

Познавательные: формулирует определение понятия «общение»;

-осознаёт роль общения в жизни общества и человека;

- приобретает знания и навыки культурного общения.

презентацияиллюстрации, отрывки из литературных произведений, словари.

31-32

«Застенчивость и неуверенность в себе»

2

 Способствует формированию помочь себе в преодолении застенчивости и неуверенности.

Анкеты для учащихся

33-34

«О чем говорят наши жесты»

2

Знакомится с выразительными движениями как невербальными средствами общения; тренируется в невербальном общении; воспитывает ответственное отношение к порученному делу и чувству товарищества.

мини-плакаты со словами: поза, мимика, жест; индивидуальные задания для групп; секундомер

35-36

«Доверие в общении»

2

Развивает коммуникабельность;

формирует положительную установку на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.

ручки, небольшие листочки бумаги для записей.

37-38

«Умею ли я слушать?»

2

Развивает коммуникативные способности учащихся: развивает навыки восприятия партнера по общению, навыки понимания окружающих людей, навыки невербального общения, развития наблюдательности, формирует умение работать в группах, навыки самоанализа.

воспитывает уважение к окружающим, способствует формированию у учащихся навыков культурного общения, культуры поведения.

карточки с заданиями для работы в группах;

компьютер,  мультимедийный проектор и презентация к уроку

39-40

«Чем уверенность отличается от самоуверенности»

2

Знакомится с понятиями «самоуверенность» и «уверенность»; сравнивает самоуверенность и уверенность

альбомные листы и цветные карандаши

41-42

Обязанности ученика в школе и дома

2

Понимает понятие «обязанность». Понимает необходи мость выполнения обязанностей. Узнаёт обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.

презентация «Обязанности ученика»

43-44

«В дружбе - сила»

2

строит мост взаимопонимания в отношениях между всеми людьми, активно выполняет задания.

Карточки с заданиями и конкурсами, игры, презентация, проектор

Вежливая речь

12 часов

45-46

«Правила хорошего тона»

2

Использует доброжелательный тон в общении;

-оценивает характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Личностные: воспитывает уважение к личности, умеет видеть и выделять прекрасное. развивает наблюдательность и внимание.

Регулятивные:

– самостоятельно формулирует тему и цели занятий;

– составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Коммуникативные: – адекватно использует речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической  формами речи.

Картинки детей с разным поведением для обсуждения

47-48

«Употребление вежливых слов в общении»

2

-использует в речи слова вежливости;

-участвует в диалогевысказывает свои суждения по обсуждаемой теме, анализирует высказывания собеседников, добавляет их высказывания



видеоматериал, иллюстрации, проектор, компьютер, рассказы для обсуждения

49-50

«Этикетные диалоги, речевые привычки»

2

дать понятие «диалог», научить составлять и

правильно оформлять этикетные диалоги;

развивать умение использовать в диалогах вежливые слова;

воспитывать культуру общения.

компьютер, экран, презентация.

51-52

«Искусство делать комплименты»

2

имеет представление о комплименте как о виде речевых действий, направленных на подбадривание собеседника. 

.Магнитофон, ИКТ.

53-54

«Вежливый отказ»

2

– Знакомится со средствами, смягчающими отказ:

 вежливыми словами;

 объяснением причины отказа;

 обещанием выполнить просьбу впоследствии;

соответствующими мимикой, жестами, тоном.

– Закрепляет умение вежливо отказывать:

 учится уместной реакции на отказ. Учится употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении.

таблицы с опорными выражениями, фонограмма песни «Улыбка».

55-56

«Портрет культурного человека»

2

Выясняет что культурно, а что бескультурно?

Показывает положительное влияние на человека культуры.

Формирует мнения о важности приобщения к культуре.

видеоматериал, иллюстрации, проектор, компьютер, рассказы для обсуждения

Правила и законы общения

12часов

57-58

«Стили общения»

2

Расширяет представление о стиле общения. – углубляет знания о правилах этикета;

- развивает умение строить позитивные отношения в обществе;

- воспитывает ценностное отношение к себе и другим.

Коммуникативные:

высказывает и обосновывает свою точку зрения;

– слушает и слышит других, пытаться принимать иную  точку зрения, учится быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;

– задает вопросы.

Личностные: –  учится осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– учится чувству прекрасного – умению воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Познавательные:

– пользуется словарями, справочниками;

– осуществляет анализ и синтез;

– устанавливает причинно-следственные связи;

– строит рассуждения.



карточки с текстами-описаниями; фрагмент из мультфильма «Крошка енот»; фонограмма песни «Улыбка», компьютер, проектор

59-60

«Что такое конфликт?»

2

формирует представление о конфликте, развивает умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находит способы их разрешения.

Бланк теста “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”, ручки шариковые, листы бумаги

61-62

«Конфликтные эмоции»

2

оценивает адекватно ситуацию и предотвращает конфликты;

-самостоятельно формулирует правила коллективной игры, работы.

Таблицы для выполнения упражнения “Алфавит эмоций”.

63-64

«Стили поведения в конфликте»

2

Высказывает предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

Бумага для упражнения “Снежинки” и “Рисунок вдвоём”.

65-66

«Плохо одному»

2

учится преодолевать застенчивость, обретает уверенность в себе, воспитывает чувства товарищества, взаимопомощи

Беседы, разбор ситуаций, игры.

67-68

«Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

2

передаёт ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам,.

развивает коммуникативные способности 

беседы, видеоматериал, иллюстрации, проектор, компьютер

Материально – техническое обеспечение курса

ЛИТЕРАТУРА

  1. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников – Москва, 2003, - 253 с.
  2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
  3. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
  4. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  5. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
  6. Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
  7. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
  8. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

«Завуч начальной школы», №5, 2004.

  1. Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.
  2. Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.

//Начальная школа// № 6 - 2008.

12. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.

  1. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
  2. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
  3. Интернет-ресурсы




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...