Добро и зло в противоречии
методическая разработка (4 класс) на тему

Попова Ольга Михайловна

Сформировать чёткое представление о добре и зле. На примере литературных героев, доступных детскому восприятию  дать понятие чем зло отличается от добра. Развивать умение анализировать собственые поступки. Расширение кругозора учащихся. Воспитывать культуру поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_v_protivorechii.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

                  Добро и зло в противоречии.

 Цель: формирование четких представлений о добре и зле.

Задачи:  

1.Учить видеть и различать добро и зло.

2.Развивать представления воспитанников о добре и зле.

3.развитие мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.

4.Воспитывать стремление совершать добрые дела.

Оборудование: Картинки о добре и зле, пословицы, сказочные герои, иллюстрации солнышка и тучки.

                                              Ход занятия

I.Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас интересное занятие. А о  чём мы будем говорить вы узнаете отгадав слова.

На доске разбросаны буквы. Воспитанники должны собрать  из этих букв слова: ДОБРО и ЗЛО.

Воспитатель: Какие слова получились у вас, ребята?  (Ответы детей)
О чем же мы сегодня будем с вами говорить? 
(Ответы детей)

II. Введение в тему

 Тема нашего  занятия « ДОБРО и ЗЛО в противоречии».

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

 

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

«Что такое ДОБРО?   Ребята, давайте, определим понятие «Доброта» (Ответы детей).

Вывод воспитателя: Правильно, доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. С. И. Ожегов
Добро – всё положительное, полезное, хорошее

А что такое ЗЛО? (Ответы детей).
В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок» 

Вывод воспитателя: Зло – это чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.

III. Послушайте притчу о Добре и Зле

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но  вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосило, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за Зло.

- Чему нас учит эта притча?

Воспитатель: Добро и зло как братья -  близнецы, не могут существовать друг без друга. Добро и зло – это мера человеческой жизни. Про одного говорят, что он добрый человек, а про другого – он злой.

 С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки и смотрим мультфильмы.  Добро в них всегда побеждает зло.

IV. Игра «ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ»

- Я вам предлагаю поиграть в игру «ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ». Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку или героя из мультфильма.

1.Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор…… ( Айболит)

-Это добрый или злой герой  и почему вы так решили?

2.Она часто напевала:

«Кто людям помогает – тот тратит время зря.

Хорошими делами прославиться нельзя.

Поэтому я всем и каждому советую

Всё делать точно так,

Как  делает старуха по кличке …..( Шепокляк)

3.  Бабушка летает в ступе и с метлой

Добрых дел не знает зовётся …. (Бабой Ягой)

- Как вы думаете Баба яга – добрая или злая?

- Почему вы считаете, что она злая?

4. Друг за другом

   Строго в ряд

   К Бабе Яге они летят

   За ними не угнаться

   Унесли ведь братца…. (Гуси лебеди)

- Как вы считаете гуси – лебеди добрые или злые?

- А кто в этой сказке был добрым?

5. По лесной тропинке девочка идет

   Сладости в корзинке бабушке несёт (Красная шапочка)

6. Какой герой призывал всех жить дружно? ( Кот Леопольд)

V. Работа с картинками

  • Сейчас я буду вам показывать картинки, а вы должны ответить добрый этот поступок или злой.

В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Но главное , каких качеств больше, такой и человек. Но не только слова, но и дела должны быть добрыми

VI. Чтение стихотворения

 «Добро»

Добро нас греет и ласкает,
Его в избытке не бывает...
Добра чем больше отдаёшь,
Оно тем больше прибывает.

VII. Игра « Назови лишнее слово»

- Мастерить, сооружать, ломать, создавать;

- храбрый, смелый, трусливый, отважный;

- драться, ссориться, дружить, ругаться;

- весёлый, радостный, задорный, грустный

VIII. Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На доске пословицы. Их надо собрать и прочитать.

  • Жизнь дана на добрые дела
  • За добро добром плати.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Добрые дела красят человека.


IX.Тренинг «Волшебная палочка»

Если бы у вас была волшебная палочка, какое доброе дело сделал для себя, для друзей, для незнакомых людей (Дети берут в руки волшебную палочку и по желанию вслух называют, какое доброе дело они бы сделали)

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

А разве нужна волшебная палочка, чтобы помогать людям? Это можно делать и без волшебной палочки.

X. Игра «Подбери слово»

Доброта – это яркое солнышко. Подберите те качества, которые включает в себя понятие «доброта».
 Зло – это темная тучка. Подберите те качества, которые включает в себя понятие «зло».

Зависть, вежливость, ложь, жадность, отзывчивость, забота, лень, ненависть, внимание.

XI. Чтение стихотворения

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от роста.

Доброта – не пряник , не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

Ив беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит  людям радость,

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

XI. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. 

  1. Добро помни, а зло забывай
  2. Помогать людям. 
  3. Защищать слабого. 
  4.  Делиться последним с другом. 
  5.  Не завидовать. 
  6.  Прощать ошибки другим.

«Добрый  человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло.»  ( В Ключевский)

Итог:  

- Ребята, в каждом из вас частичка доброты. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им.

Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зло не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные противоречия как причина педагогических конфликтов.

Статья по психологии. Актуальность исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаим...

Занятие"Город противоречий"

Данное занятие разработано в технологии ТРИЗ. Направлено на развитие творческого воображения, логического мышления, на формирования умения решать задачи исследовательского и изобретальского характера....

Предупреждение конфликтов с ребенком за счет компетентного общения, как средство решения разногласий и противоречий.

Предупреждение конфликтов с ребенком за счет компетентного общения, как средство решения разногласий и противоречий....

Внеклассное мероприятие "Добро и зло в противоречии".

Внеклассное мероприятие "Добро и зло в противоречии" проводилось в рамках ОИП. Материал предназначен для учащихся 5-х классов....

Презентация к внеклассному мероприятию "Добро и зло в противоречии".

Презентация к внеклассному мероприятию "Добро и зло в противоречии" для 5-х классов....

ТРИЗ "Противоречия в размере"

Подробная разработка проведения занятия по курсу "Мир загадок" 1 класс...

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы«Противоречие. Составление загадок из противоречий» Цел...