Праздник "Прощай,Букварь!"
методическая разработка (1 класс) на тему

Тройнова Любовь Александровна

Урок-путешествие на корабле. Ребята плывут на школьном корабле,выполняют разные задания. Прощаясь с первой книгой, дают клятву верности чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvar.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Прощание с Букварем!

"Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться”. 
                                                               Ход праздника.

Учитель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня чудесный праздник – мы прощаемся с нашим Букварём. Совсем недавно наши маленькие школьники впервые вошли в класс. Каждый день они знакомились с цифрами и буквами, и вот уже научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который у них называется «букварь». И сегодня они пригласили Вас к себе на праздник. Поэтому у всех нас сегодня замечательное настроение! Встречайте своих первоклассников!

Народу так много, так шумно на празднике!

Дайте дорогу, идут первоклассники!

Первоклассники входят в зал под музыку песни «Первоклашка»
Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского

Игра-песня «Здравствуйте, девчонки»
Под музыку «пластилиновая ворона» ведущий проводит игру.

Здравствуйте, девчонки
(ответ девочек «здравствуйте»).
Здравствуйте, мальчишки
(ответ мальчиков «здравствуйте»).
А теперь все вместе (все вместе «здравствуйте»).
Очень хорошо!
Топнем каблуками
 (топают),
И мальчишки с нами
(еще громче топают),
А теперь все вместе
(все топают).
Очень хорошо!
Хлопнули в ладоши
(хлопают),
И девчонки тоже
(еще громче хлопают),
А теперь все вместе
(все хлопают).
Очень хорошо!

Далее дети по очереди рассказывают стихотворения:

Отправимся в путь на корабле. Но часто бывает, что в путешествии моряков подстерегают разные приключения и испытания. Вы готовы к ним?

(хором -ДА-)

Кто управляет кораблём?

(капитан).

Капитан:

  1. Почему не на уроках школьники с утра?

Почему в парадной форме нынче детвора?

Сняли  с БУКВАРЯ обложку, и закладок нет…

Все взволнованы немножко. В чём секрет?

 2.Дочитали эту книгу    школьники вчера,

А сегодня – день прощанья,   праздник БУКВАРЯ!

3. Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!   Школьный праздник!
Славный праздник Букваря!

Учитель: Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю. А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга  во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь  помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.

 Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем

Игра «Это я»!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...

Капитан: Отправляемся в плавание по стране знаний.

Обязательно возьмём с собой Букварь.

Далее дети по очереди рассказывают стихотворения:

  1.  Он верным другом был для нас.

Прощаясь с ним, грустит наш класс.

  1. А, может быть, не стоит сегодня нам грустить?

А лучше нам попробовать Букварь наш оживить!

Учитель:

-Уважаемый Капитан! Принимай парад войск от А до Я. Буквы встать!

Капитан:

Есть принимать парад!

А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд! (ребята, читающие стихи о буквах выходят на сцену и становятся полукругом)

Гласные? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)

Согласные? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)

Буквы, которые не обозначают звуков? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)

Ученики: (костюмы)

1. Буквы – значки, как бойцы на парад,

В чётком равнении построились в ряд!

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё Алфавит!

2. Ты на буквы посмотри,

Их же ровно тридцать три.

( Дети читают стихи о буквах)

Буква А.

Буква А сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

Буква Б.

По полю барашек белый

Темной ночью брел несмело.

Блеял он: "Боюсь я! Бе-е-е!"

Узнаете букву Б?

Буква В.

Буква В есть в слове "вол",

Я ее легко нашел!

Буква Г.

Что за грохот? Что за гром?

Букву Г принес нам гном.

Зацепился он за гвоздь

И упал, наш бедный гость!

Буква Д.

Буква Д, как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

Буква Е.

Буква Е есть в слове "ель",

Заметает ель метель.

Буква Ё.

Буква Ё есть в слове "ёж",

Ты легко ее найдешь!

Буква Ж.

Узнаешь знакомый звук?

Буква Ж жужжит, как жук.

Буква З.

З звенит, словно звонок,

Нас торопит на урок.

Буква И.

И – игрушки,

И – игра.

Любит игры детвора!

Буква Й.

Йогурт из малины

Самый наш любимый!

Буква К.

Буква К, как куколка,

Славненькая буковка!

Буква Л.

Лето, ливень, листопад,

Я любой погоде рад!

Буква М.

Букву М узнал я рано,

Ведь она есть в слове "мама".

Буква Н.       Н – веселый Новый год,    Скоро в гости к нам придет!

Буква О.

О – похоже на колечко,

Словно шерстка на овечке.

Буква П.

П – прекрасные подарки

Принесли в пакете ярком.

Буква Р.

Р – рычит, как будто рысь,

Эй, меня остерегись!

Буква С.

С – свистит, словно свисток:

Удирайте со всех ног!

Буква Т.

Взял я толстую тетрадь,

Буду букву Т писать.

Буква У.

Замычит буренка: "Му-у!"

Узнаете букву У?

Буква Ф.Я в лесу нашла фиалку –

Только рвать фиалку жалко!

Буква Х.

Веселится буква Х:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Буква Ц.

Кап-кап-кап – за каплей капля

Мелкий дождик моросит.

Буква Ц, как будто цапля,

На одной ноге стоит.

Буква Ч.

Чашки, чайник, сладкий чай,

Что за буква? Отвечай!

Буква Ш.

Я шуршу, как будто шины,

Есть я в слове и "машина",

И собой я хороша!

Вы узнали букву Ш?

Буква Щ.

Буква Щ есть в слове "щит".

От удара он трещит!

Твердый знак.

Знак я очень твердый,

Оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только жаль, меня теряют!

Буква Ы.

Буква Ы есть в слове "бык",

Травку бык щипать привык!

Мягкий знак.

Я – мягкий знак.

Меня найдешь

И в слове "льет", и

В слове "дождь".

Буква Э.

Этот дом похож на наш –

У него один этаж.

Буква Ю.

Скачет Юля, как юла,

Хоть и ростиком мала!

Буква Я.

Ты твердишь все: "Я да я!

Всех умнее я, друзья!"

Не забудь, что буква Я –

Самая последняя!

Песня про буквы

  Капитан:  А вот и первое испытание. У меня необычный предмет слева по борту.( Там старинная бутылка или ящик).Достаём свиток, а там загадки для детей. 

Учитель или капитан  берут в руки папку с надписью «Загадки» и читают загадки, требующие хорового ответа. Не забывают комментировать ответы, хвалить, подбадривать детей.

Загадки

Стоит веселый, светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Там рисуют и читают.

Что за дом такой весёлый…

Отвечайте …это…(Школа)

Сам  невелик
Но всей школе он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись… (Школьный звонок)

Черные, кривые,
От рождения немые,
А как только станут в ряд -
Сразу все заговорят….(Буквы)

Если ты его заточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь.

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?                  (Карандаш)

В этой маленькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, ластик и линейку,

Что угодно для души…(Пенал)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым...     (Краски и кисточка)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? …     (Мел)

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?....(Линейка)

То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я ...(Тетрадь)

У каждой девчонки,
Любого мальчишки
В портфеле есть
Эта заветная книжка.
Читают и ныне,
Читали и встарь
Чудесную книжку
С названьем...(Букварь)      

В школу каждый день ношу.

Не машу я ей – пишу.

Замечательная штучка –

                               Шариковая …(Ручка)

Что стоит в конце страницы,

Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться? –

Только лишь оценкой…(5)

    Буквы – значки, как бойцы на парад,

                        В строгом порядке построены в ряд,

                        Каждый в условленном месте стоит,

                        И называется всё…(Алфавит)

Учитель:  Молодцы вы, первый класс.

Вы порадовали нас.

Все загадки отгадали!

Мы такого и не ждали.

Танец Моряки

Капитан: Молодцы! Ребята, а что-то уже кушать хочется. К кому за едой обращаются на корабле?

(к коку).

Кок: А как называется кухня на корабле?

(камбуз).

Кок: А вот и меню на сегодня. Прочтите!

                                            Меню.

1.Уха. 2.Каша. 3.Хлеб. 4 Чай.

Кок: Вот второе испытание для вас.

Вопросы:

1.В каком слове один слог?

2. В каком слове первый слог ударный?

3.В каком слове все согласные мягкие?

Кок: Вот и молодцы! Теперь отдохнём! Послушаем частушки!

Мы ребята удалые                                         Посмотрите на меня,

Вам частушки пропоём                                 Вот какой счастливый я.

Мы в своей любимой школе                         В первый класс уже хожу

Замечательно живём.                                     Форму школьную ношу.

На уроке мы чуть слышно                             Мы собрали пап и мам,

Отвечаем иль молчим                                     Но не для потехи.

Но зато между собою                                      Мы сегодня рапортуем

Очень громко говорим                                    Про свои успехи.

Эх, топни нога,                                    Время быстро пролетело

Топни маленькая.                                С сентября до февраля

В школу я пришла учиться,                Мы сегодня отмечаем

Хоть и маленькая.                                Славный праздник букваря.

Мы читать все научились,                    Все науки одолеем,

Вам не хвастаем, не врем,                    Всё у нас получится,

И навеки подружились                         Потому что наши мамы

С лучшей книжкой – Букварём!          С нами тоже учатся.

Карандашиком играем,                         Мы собрали пап и мам,

Ручкой в ухе ковыряем,                         Но не для потехи

А ещё рисуем,                                         Мы сегодня рапортуем

Вовсе не тоскуем.                                   Про свои успехи.

Разбудите меня ночью                                 Буквы гласные мы любим

В самой серединочке,                                 И всё больше с каждым днём

Расскажу вам алфавит                              Мы не просто их читаем-

Без одной запиночки.                               Эти буквы мы поём.

Ах, ты, бабушка моя,                               Тыщу слов в минуту нынче,

Снова не согласна!                                   Как машинка я строчу.

Ты запомни навсегда                               Я любую вашу книжку

Есть лишь 10 гласных.                            Одним махом проглочу.

Почему у малышей                               Мы простися с букварём,

Мокрые реснички?                                И рукой помашем,

Потому что в букваре                            И спасибо 10 раз

Кончились странички.                          Дружно хором скажем.

Капитан: А вот и новое испытание. По рации передали, что идёт конкурс на лучшего знатока литературного героя. Задания принесли нам ваши золотые рыбки.

«Телеграммы»

1. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. (“Кот в сапогах”)

2. Поздравлю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге потеряла туфельку. (“Золушка” Ш.Перро)

3. Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха “Сказка о рыбаке и рыбке”)

4.Я круглый и румяный,

Я ловкий и упрямый,

В лесу я задержался,

С лисою разбирался. (“Колобок”)

5. Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар - победитель сделал мне предложение. (“Муха-цокотуха”.)

6. Прибыть на Ваш праздник не могу, От меня сбежали брюки. («Мойдодыр»)

7. Поздравляю всех с праздником Букваря.  Не ссорьтесь. Давайте жить дружно.(Кот Леопольд).

8. Я от бабушки ушел. Я от дедушки ушел. Скоро буду на празднике

(Колобок).

ПЕСНЯ,

Капитан: Мы, ребята, молодцы. Отгадали всё прекрасно. Но вот в одной истории что произошло.Послушайте.

Сценка "Кто будет лучшей ученицей?"

Автор. Заспорили как-то три первоклассницы.

1-я первоклассница. Я буду лучшей ученицей, потому что мне мама новое платье для школы сошьет, с белым воротничком.

2-я первоклассница. Нет, я буду лучшей ученицей, потому что мне мама новую школьную сумку купит.

3-я первоклассница. Нет, я! Нет, я! Потому, что у меня школьная сумка, и пенал. И новое платье будет, да еще две белые ленточки в косичках.

4-я первоклассница. Не знаю, девочки, кто лучшей ученицей будет, да и некогда мне. Я сегодня должна прочитать вот эту интересную книгу. (Показывает книгу.) Помните, нам учительница говорила: "Кто много читает, тот будет хорошо учиться"?

Автор. Притихли девочки. Не стали больше спорить, кто лучшей ученицей станет, и так ясно.

Учитель: Так, кто же, по-вашему, будет лучшей ученицей и почему? (Дети отвечают.)

Учитель: У вас появится новая книга   Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг!


Учитель:  Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И целый год мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».

Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.

Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)

ПЕСНЯ

Капитан: Мы почти у цели. Но вот новое препятствие.Нам должны помочь родители.

Конкурс для родителей: «Детский лепет» (от класса выходят по одному родителю): дети с экрана рассказывают о своей школе, родители должны догадаться, о чем идет речь.

1. Там много мальчиков и девочек, они получают двойки и пятерки. Им включают музыку, и они становятся умными, добрыми и вежливыми (Школа)

2. Он не умеет читать и писать. Он учится писать, рисовать, клеить, читать книжки.(Первоклассник)

3. На него все бегут. Когда он идет, на нем тихо сидят, слушают, пишут. (Урок)

4. На ней нельзя рисовать, нельзя корябать. Но некоторые даже умудряются за ней спать (Парта)

5. Это бывает и летом, и зимой. В это время можно долго смотреть телевизор или читать книжку (Каникулы)

6. Это маленькое удовольствие. Иногда дети спрашивают, когда она будет, а учитель на них ругается, потому что урок только начался, а иногда на уроке ученик просится в туалет, а учитель говорит: «Когда она была, тогда и надо было ходить» (Перемена)

7. Он говорит, говорит и не перестает говорить даже тогда, когда мы уже устали (Учитель)

8. Его надо всегда носить в школу, даже когда не хочется. Его смотрят родители, учителя его просят, а он иногда теряется (Дневник)

9. Это урок, на который всегда все хотят идти, даже если у них нет для него одежды (Физкультура)

10. На ней надо писать, но мы до нее еще не достаем (Школьная доска).

ПЕСНЯ.

Учитель: Корабль причалил. Но сойти нельзя..

 Сейчас все дети дадут клятву учащихся.

Клятва

  1. - Я на пять учиться стану, с буквами уже знаком,
    Научусь читать – и к лету запишусь в библиотеку!
    Клянусь! (хором)

  1. - Устный счет поизучаю,
    Все вокруг пересчитаю!
    Клянусь!

  1. Хоть лепить и рисовать трудно,
    Должен вам сказать,
    Но терпенья наберусь,
    В этом тоже я…
    Клянусь!

  1.  Мы в большом и малом деле
    С другом радости разделим,
    С дружбою не поступлюсь,
    В этом я друзьям…
    Клянусь!

  1. Закончен Букварь.                                              
    Буквы мы знаем.
    Стихи и рассказы
    Свободно читаем.
    Добру нас учила
    Русская речь.
    И мы её будем
    Любить и беречь!

Учитель:  А теперь еще поиграем. Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.

  1. Утром на траве росою 
    Эта буква заблестит, 
    А под вечер на крылечке, 
    Рядом громко зарычит. /Р/

  1. Эта буква на морозе,
    Как оса ужалить может.
    Ну, а мае на березе
    Жук её узнать поможет. /Ж/

  1. С этой буквой, добрым утром, 
    Долгою дорогой в дом. 
    День за днем назло недугам, 
    Даже под дождем идем. /Д/

  1. Эту букву паровоз
    На своей трубе привез
    Губы вытяни в трубу
    И получишь букву /У/

  1. Эта буква бодрым шагом 
    В бой идет под барабан. 
    И бодает буква букву
    Будто баловник баран. /Б/

6. Эта буква знаменита -
Стоит в начале алфавита. /А/

 

Учитель

Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать. 
ДРУЖБА

Получилось слово «дружба»     С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье         Будет по плечу всегда.

ПЕСНЯ ДРУЖБА

Учитель: Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с буквами, умеете отгадывать загадки и умеете дружно работать.

Наше путешествие закончилось. Подарки от родителей.

ПЕСНЯ.