внеклассное занятие по краеведению
план-конспект на тему

Гармаева Оксана Алексеевна

Цель: Продолжить знакомство с орнаментами бурятского народа, глубже проникнуть в изучение неотъемлемой части истории нашей малой родины — Бурятии. Расширение кругозора учащихся путём приобщения их к миру искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_po_kraevedeniyu_1.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

Тема: «Значение бурятских орнаментов. Плетение мандал».

Цель:   Продолжить знакомство  с орнаментами бурятского народа, глубже проникнуть в изучение неотъемлемой части истории нашей малой родины — Бурятии. Расширение кругозора учащихся путём приобщения их к миру искусства.

Задачи:

  • Образовательные:

 - всестороннее изучение истории Бурятии через изучение орнаментов бурятского народа.

-Обучение элементам технологии и последовательности изготовления декоративной мандалы.

  • Воспитательные:

-развивать у детей гуманные чувства к культурным традициям малой родины.

-воспитание культуры общения;

-развитие чувства коллективизма (умение работать в группе).

-Формирование национального самосознания, также освоение родной, русской и мировой культуры;

-Формирование коммуникативной культуры;

- воспитание положительной мотивации к ДПИ;

  • Развивающие:

-развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, пространственного ориентирования, мелкой моторики

-развивать  исследовательскую деятельность учащихся;

-активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

-развивать навыки самоконтроля,  познавательных интересов обучающихся и их творческих способностей, воображения;

Оборудование:

 - компьютер, проектор, новые слова.

- палочки, пряжа разных цветов.

Ход занятия:

  • Вступительная часть.

Звучит музыка «Цветок Байкала»

Учащиеся читают стихотворение «Моя Бурятия»  Баира Дугарова

Есть Земля, ту, которую свято

Помнит каждый, где б он не бывал

Потому  то, в душе у бурята,

Степь синеет, грохочет Байкал

Ты, Бурятия, нежность и вера

И любовь ты моя, навсегда

Над Землёю потомков Гэсэра

Пусть горит, не сгорая, звезда

Отчий край, цвет багульника алый,

В каждой капле поёт океан,

Я глубок глубиною Байкала,

И высок высотою Саян

День России высокий и долгий

Обнимает мои берега

И с сестрой черноглазою Волги

Плавно - плавно течёт Селенга.

Ты, Бурятия, нежность и вера

И любовь ты моя навсегда

Над Землёю потомков Гэсэра

Пусть горит, не сгорая,  звезда.

  • Значение бурятского орнамента.

Мы живем в прекрасной богатой республике Бурятия. Это наша малая Родина.

- У каждого народа есть свои обычаи, традиции.

Сегодня мы с вами поговорим о самобытном искусстве Бурятии, об его орнаменте. Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально – декоративного искусства. В прошлом разнообразными узорами украшались одежда, внутреннее убранство юрты, снаряжение воина и коня, а также орудия производства.

  • Что такое орнамент?

  ( Орнамент  от лат.  – «украшение» -  узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов).

  • - На каких  предметах, изделиях, вещах можно увидеть бурятские орнаменты? 

   (Мебель - кровать, сундук, столик, ювелирные изделия, одежда и тд.)

  К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они - одно из древнейших проявлений народного творчества.

Слово «орнамент» - латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение». Латинский корень - (культ, культура) восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной.

 Древнейшая функция орнамента - магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега.

 Декоративная функция узора - узор как украшение;

Информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении

Бурятское название орнаментов – “угалза (в переводе с бурятского – узор)”.

Орнамент служит для украшения зданий, оружия, ювелирных изделий, предметов быта, книжной и прикладной графики.

По орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства, так как он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

Виды бурятских орнаментов:

  • Геометрические    
  • Зооморфные    
  • Растительные    
  • Природные  

Культовые  

Вспомните что обозначает  орнамент «круг».

  • Круг символизирует вечность, бесконечность, представляет небесную сферу.  Символ солнца.
  • Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.
  • Вся живая и неживая природа округлая, а то, что создано руками человека другой формы.
  • В природе все движется по кругу: земля вокруг своей оси, солнце – по небу. Вода совершает круговорот в природе: округлые капли дождя или града падают с неба, вода в воронке омута закручивается по спирали, камень, брошенный в воду, вызывает круги на ее поверхности.
  • Потоки воздуха, закручиваясь по спирали, могут поднять листья деревьев и трав с земли.
  • Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его жизнь от рождения до самой кончины – это движение по кругу, “колесу жизни” (сансарын хэрдэ). Исчисление времени по календарю подчинено форме круга, отсюда выражения “круглый год”, “круглосуточно”.
  • Круглая посуда устанавливалась на круглой подставке в центре круглой юрты, движение по пространству жилища солнечных лучей, человека подчинено в форме круга. Округлый бубен шамана, зеркало толи, четки ламы, большинство музыкальных инструментов. Природа не терпит острых углов, за многие столетия и тысячелетия она даже острые каменные выступы горных вершин или камни в реке обтачивает, придавая ей округлую форму. Таким образом, круг является основой, который нашел отражение во всех сферах человеческой жизни, материальной и духовной культуре каждого народа. Поэтому, изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, на мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец “ёхор” исполняют, двигаясь по кругу.
  • Значение мандалы.

Сегодня  мы  покажем как надо плести мандалы тем ученикам, которых не было на занятии и научим учителей плести мандалы.

- рассказывают о мандалах  ученики

Индейцы плели их  для защиты семьи и своего жилища и всегда вешали их на заметное место в доме, а также их применяли  для совершения ритуальных обрядов.

          С раннего детства   в племенах   обучали  таинствам     плетения.

Мандалы, которые сплели дети, особенно  ценили. Считали, что Бог через эти работы оберегает от злых духов семью.  Так, что Мандалы являлись талисманом, оберегом.

           Рисунок и  цвет ниток, используемый для плетения мандалы  имел свое значение. Например,  белый цвет символизирует чистоту и невинность, зеленый - жизнь, молодость, эмоции, синий - Знание, красный - жизненные силы, энергию, оранжевый - творчество, развитие творческих способностей, небесный - цвет мысли,  желтый - цвет солнца и достижений целей, цвет центра воли, пурпурный - победа, багряный - цвет желаний,  страстей, бирюзовый - цвет равновесия эмоций и ума, розовый – Любовь.

          Постепенно, значение плетения расширялось. В современном искусстве мандала является чаще декоративным элементом оформления.

 Итак, Мандала — это круг, в который вписаны квадраты, либо только квадраты. Мандала - это талисман, заключающий в себе энергию Вселенной. Сделанный талисман может быть основой броши или подвески, которая всегда будет с вами, радуя глаз и принося удачу. Так же Мандала может служить отдельным элементом или элементов целой композиции оформления интерьера.

  Мандалы можно вырезать из дерева, рисовать на бумаге,  можно выполнить плетение Мандала своими руками из ярких  разноцветных ниток. Этим мы и займёмся.

  • Практическая часть.
  • Сложим две палочки вместе и крепко свяжем их посередине двойным узлом. Оставляем небольшой хвостик, который в процессе работы уйдет под оплётку.
  • Развернем палочки так, чтобы они образовали прямой крест. Будьте внимательны и следите, чтобы угол между палочками оставался 90 градусов в процессе плетения. Закрепим палочки, крепко обмотав их по 5-6 раз наискосок, сначала по одной диагонали, потом по второй. Проверьте, что крест прочный, а палочки не шатаются.
  • А теперь начинаем оплетать ниткой по кругу каждую палочку. Накидывая нитку сверху, делаем полный оборот вокруг палочки, и когда нитка снова окажется сверху, перекидываем ее на следующую палочку. Не забывайте о равномерном натяжении. Плетите, пока не увидите, что получается квадрат. Сделайте его такого размера, какого захотите.
  • Когда решите, что размер квадрата достаточный, обрежьте нитку с небольшим запасом и обвяжите ее вокруг той палочки, с которой начинали плетение квадрата обычным одиночным узлом. На деревянных палочках даже одиночный узел держится довольно крепко.
  • Затем привязываем к этой же или другой палочке нитку другого цвета, оставляя небольшой хвостик. И новым цветом начинаем опять двигаться по кругу. Когда дойдете до первой палочки, пустите под оплетку остававшийся там хвостик, предварительно немного его натянув. Пускайте под оплетку вообще все хвостики, которые будут оставаться у вас в процессе плетения.
  • Когда закончите плести вторым цветом, закрепите нитку. Затем выберите следующий цвет и продолжайте работу в той же последовательности.

Физминутка: (зарядка:   Встаньте, расслабьте спину, опустите плечи, встряхните кисти рук. Закройте глаза, выполните медленные вращения головы в одну сторону, затем в другую)

 (Работа ведется  совместно с учителем. Для первоначального плетения используются 2 палочки и выбран простейший геометрический узор с учетом возможностей учащихся)

«Изготовление Мандалы»

 - повторение правил т/б при работе с ножницами

-демонстрация учителем технологии плетения

 - оказание индивидуального показа и помощи по необходимости, предупреждение возможных ошибок 

5.  Подведение итогов занятия:

Вывод: Предметы декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.

 Овладеть элементарными знаниями и умениями может каждый из вас и вот так, своими руками,  при помощи подручных материалов, можно не только приятно провести время за творчеством, но и сделать уютнее свой дом, класс, спальню. Смастерить сувенир или талисман для своих близких

     Я благодарю всех за работу и желаю вам творческих успехов.

 - уборка рабочих мест

Самоанализ внеклассного занятия по краеведению.

Цель:   Продолжить знакомство  с орнаментами бурятского народа, глубже проникнуть в изучение неотъемлемой части истории нашей малой родины — Бурятии. Расширение кругозора учащихся путём приобщения их к миру искусства.

Задачи:

  • Образовательные:

 - всестороннее изучение истории Бурятии через изучение орнаментов бурятского народа.

-Обучение элементам технологии и последовательности изготовления декоративной мандалы.

  • Воспитательные:

-развивать у детей гуманные чувства к культурным традициям малой родины.

-воспитание культуры общения;

-развитие чувства коллективизма (умение работать в группе).

-Формирование национального самосознания, также освоение родной, русской и мировой культуры;

-Формирование коммуникативной культуры;

- воспитание положительной мотивации к ДПИ;

  • Развивающие:

-развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, пространственного ориентирования, мелкой моторики

-развивать  исследовательскую деятельность учащихся;

-активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

-развивать навыки самоконтроля,  познавательных интересов обучающихся и их творческих способностей, воображения;

Оборудование:

 - компьютер, проектор, новые слова.

- палочки, пряжа разных цветов.

Владение материалом, методикой проведения мероприятия:

 

______владеет методикой проведения мероприятия

 

Профессионализм и эрудиция, доступность изложения материала:

 

Материал доступен и интересен

 

Педагогический такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера:

 

Общение с участниками доброжелательное

Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы:

 

Учащиеся проявили активность во время ответов на вопросы , готовили сообщения

 

Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности участников:

 

       Материал соответствует возрасту и уровню подготовленности учащихся

 

Краткое содержание мероприятия:

Ребята продолжили  знакомство  с орнаментами бурятского народа, тем самым расширили кругозор   путём приобщения  к миру искусства.

Учились  элементам технологии и последовательности изготовления декоративной мандалы. Учащиеся читали стихи о Бурятии, готовили сообщения о бурятских орнаментах и значении мандал.  Учитель рассказал  и показал технику плетения мандал, работали по группам, в каждой группе был консультант, который оказывал индивидуальную помощь и показ по мере необходимости. Во время практической работы  звучала успокаивающая музыка.

    Выводы : Мероприятие было интересным,полезным,воспитательным и развивающим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по краеведению для 3 класса на тему: "Моя малая родина и её географические названия"

На занятии ребята представляют результаты своей исследовательской работы о родном городе....

Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...

Внеклассное мероприятие по краеведению для учащихся четвертых классов "По памятным местам Онеги."

Проблема воспитания подрастающего поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, о своей семье, ее корня...

Своя игра (Внеклассное занятие по краеведению, экологии, окружающему миру )

Материал по краеведению Коми ( Чёрныш), экологии, окружающему миру ) ...

Внеклассное мероприятие по краеведению "Нарьян - Мар, мой Нарьян -Мар"

Здесь дан материал внеклассного занятия по краеведению....

Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)

Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....

Внеклассное занятие по краеведению

В данной работе представлен конспект внеклассного занятия по краеведению в начальной школе....