Конспект классного часа по теме: "Мы - Петербуржцы" 1 класс
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Ибраева Татьяна Владимировна

Классный час по теме "Мы - Петербуржцы" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa_v_1_klasse.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа по теме:

«Мы Петербуржцы»,

проведённого в ГПД в 1 классе

воспитателем ГПД ГБОУ СОШ № 79

Ибраевой Татьяной Владимировной

                             Конспект классного часа в 1 классе    

                                    Тема: «Мы Петербуржцы»

Цель: расширять и обобщать знания детей о Санкт-Петербурге.

Задачи:

- познакомить учеников с историей города и его  достопримечательностями;

- развивать память, речь, наблюдательность, воображение, внимание учащихся;

- воспитывать уважительное и бережное отношение к достопримечательностям родного города, его традициям и обычаям, воспитание гордости за свой город;

- пробуждение интереса к изучению истории Санкт-Петербурга.

                       

                                              Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна.

Сегодня у нас необычная встреча. Мы отправляемся в путешествие! В путешествие по Санкт-Петербургу. Мне очень хочется, чтобы во время нашего путешествия вы лучше узнали наш замечательный город, больше полюбили его и гордились тем, что Вы Петербуржцы! Наше путешествие будет водное – мы поплывём на лодочках. Возьмите, пожалуйста, лодочки и представьте, что мы будем плыть по реке, а вы капитаны своего корабля. Наденьте, пожалуйста, пилоточки, чтобы быть настоящими капитанами. На своей лодочке вы видите изображение ботика –корабля Петра 1. Он плавал на таком корабле, а мы с вами поплывём  в наше путешествие на наших лодочках.

- Итак, представьте себе, что мы с вами плывём в открытом море. Кругом вода, волны, чайки летают…. Мы плывём с вами по Финскому заливу и вот видим город. Послушайте, пожалуйста, как о нём написал известный русский поэт А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник»:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…»

- Итак, о каком городе написал А.С.Пушкин?

- Мы приплыли в Санкт-Петербург и совершим по нему небольшую прогулку.

- Скажите, а кто из вас бывал в центре города? Гулял по городу?

- Что вы знаете об  этом городе?

-  Санкт-Петербург был заложен Петром 1 27 мая 1703 года (портрет Петра 1) Место, где решили строить город, было сырое и болотистое. По приказу Петра 1 рабочих собирали со всей страны. Много трудностей пришлось испытать строителям нашего города: спали на земле, подстелив ветки, хлеба не хватало, основной едой были репа, капуста, грибы. Но через несколько лет Санкт-Петербург стал одним из самых красивейших городов нашей страны.

- Царю нужна была крепость и новая столица. Собственными руками Пётр сделал чертёж новой крепости. (показ картинки Петропавловской крепости) Она была названа по заложенной там церкви апостолов Петра и Павла – Петропавловской. Это было первое строение новой столицы. Толщина стен крепости 20 метров. Символом и хранителем города считается ангел, застывший на шпиле собора Петропавловской крепости (показ картинки ангела).Это самое высокое здание Петербурга, высота его колокольни 122 метра, изначально служила наблюдательным пунктом.

«Раздумал, видно ангел улететь…

И вдруг застыл, пространство не осиля,

Ему на город весело глядеть,

С вершины Петропавловского шпиля…»

На карту города на доске наносится небольшая картинка Петропавловской крепости.

- Столица получила своё название – Санкт-Петербург и свой герб. (показ герба города). На красном щите державный скипетр и  два якоря – морской и речной. Ведь Санкт-Петербург – город-порт.  А ещё у нашего города есть гимн. Сейчас мы с вами его послушаем.  (слушание гимна с презентацией)

Каждый день ровно в полдень в Петропавловской крепости стреляет пушка холостым залпом, возвещая городу о том, что идёт ещё один новый день.

(показ картинки пушки)

«Стреляет в полдень пушка,                                      Шумит волна речная

Скрывается в дыму.                                                       У крепостной стены.

Когда стреляет пушка,                                                   А пушка ведь ручная:

Не страшно никому!                                                       Она не для войны».

- На строительство нового города было выписано из разных областей более 20 000 рабочих. Сам царь Пётр1 беспрестанно находился рядом в специально построенном рабочем домике. 5 ноября 1704 года на левом берегу Невы заложили Адмиралтейство – верфь и крепость, которая спустя 7 лет была увенчана башней со шпилем и флюгером – корабликом. ( показ картинки кораблика и Адмиралтейства)

«Над грохотом и пылью,                                              Летают рядом чайки,

Над шумной суетой                                                        Звезда горит вдали.

Плывёт на тонком шпиле                                              Он бы и рад причалить,

Кораблик золотой.                                                           Да в небе нет земли».

На карту прикрепляется Адмиралтейство.

- Средь петербургских берегов

В гранит она зажата.

Меж разводных течёт мостов.

Что за река, ребята?

- Наше с вами путешествие проходит по реке Неве.

Показ картинки реки Невы.

 Нева- главная водная магистраль Петербурга. Длина её в черте города более 30 км. Нева вытекает из Ладожского озера (на востоке) и впадает несколькими рукавами ( Большая и Малая Нева, Большая, Малая и Средняя Невка) в Невскую губу Финского залива Балтийского моря (на западе) Ширина Невы 400-600м (наибольшая 1200м), глубина 8-11м (наибольшая 24м у Литейного моста)

На берегах Невы расположены многочисленные архитектурные и исторические памятники: Петропавловская крепость, Смольный, Эрмитаж, Летний сад, Адмиралтейство, Академия наук и многое другое.

«У красавицы Невы ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших сшито платье на века.

Но совсем не белоручка знаменитая река.

Баржи, лодки, пароходы на себе несёт Нева.

И в трубе водопроводной тоже плещется Нева.»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Наше путешествие продолжается и плывём с вами дальше. Послушайте, пожалуйста, загадку, о  каком памятнике речь?

Памятник из бронзы: честь царю, хвала!

Мчится словно ветер, конь, тянет удила.

На коне сидит герой, он красивый, молодой.

Это – память в честь Петра, много сделал он добра.

Скачет воин в будни, в праздник, а зовётся….   (Медный всадник)

(Показ картинки и прикрепить на карту маленькую картинку памятника.)

Медный всадник – так поэтически называется памятник Петру 1 , воспетый А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник». Воздвигнутый в царствование Екатерины 2, памятник был отлит в бронзе по модели скульптора Э.М.Фальконе, а голову Петра выполнила ученица Фальконе М.А.Колло. Монументальная конная статуя олицетворяла рост могущества России: всадник властно сжимает в руке поводья вздыбленного коня, - причём одной из трёх опор статуи является змея – олицетворение зависти и злобы. Статуя установлена на гранитном монолите, Гром-камне, найденном в 1768г. на берегу Финского залива. Весил камень 1600 тонн,  и доставка его к месту сооружения заняла более полутора лет.

Продолжаем наше путешествие, плывём дальше. Послушайте стихотворение и скажите, о какой площади говорится в этом стихотворении:

Площадь эта главная, площадь эта славная.

Побывать на ней все рады: тут проводятся парады,

Бывают здесь гуляния, на лошадях катания.

Хоть она и старая, а выглядит,  как новая,

Площадь наша главная по имени …… (Дворцовая)

Показ картинки Дворцовой площади и прикрепить на карту города маленькую картинку Дворцовой площади.

Дворцовая площадь – центральная площадь Санкт-Петербурга. Её разбили в 18 веке после возведения последнего Зимнего дворца. Ныне существующий ансамбль площади – творение четырёх архитекторов: Растрелли – Зимний Дворец, Росси – здание главного штаба и здание Министерств, соединённые Триумфальной аркой, Брюллова – здание штаба Гвардейского корпуса и Монферрана – Александровская колонна. В основе замысла этого ансамбля – прославление победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г.

На Дворцовой площади располагается самый известный во всём мире музей:

На площади Дворцовой стоит он много лет…

Все им восхищаются, здесь равнодушных нет.

Из разных стран художники картины привезли,

Чтоб их полотна дивные увидеть все могли.                          (Эрмитаж)

Показ картинки и повесить на карту макет Эрмитажа.

Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира; он занимает 5 связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Слово «эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения» . В 18 веке эрмитажем в Западной Европе называли небольшой двухэтажный павильон в парке при дворце: на 1 этаже находилась прислуга и там накрывали стол, а на 2-ом этаже собирались гости4 с помощью подъёмного  механизма сервированный стол поднимался наверх, к гостям, и те могли спокойно есть и беседовать .

Екатерина 2 решила ввести подобное новшество и у себя, но рядом с Зимним дворцом парка не было, и поэтому павильон «Эрмитаж» вместе с садом разместили в новом дворце. Там находилась комната с двумя подъёмными столами на 6 персон. Стены павильона были украшены картинами, а так как картин становилось всё больше, то Эрмитажем, в конце концов, стали называть все залы с картинами.

Музеем Эрмитаж стал не сразу. Лишь в начале 19 века «люди достойные и известные» могли по специальным билетам и в парадной форме посещать картинную галерею. Сейчас музей открыт для всех желающих посетителей из разных уголков мира. Сейчас в музее представлено 3 миллиона экспонатов. Чтобы обойти 353 зала музея придётся пройти 24 километра. Если осматривать каждый экспонат хоты бы минуту. То потребуется 20 лет.

-Продолжаем наше путешествие.

- Посмотрите на эту картинку. Может быть вам знаком этот сад? Возможно вы в нём даже гуляли?

Показ картинки Летнего сада и прикрепить маленькую картинку Летнего сада на карту города.

Есть в Петербурге чудо-сад

Украшен кружевом оград.

Дворец в нём есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад?                                (Летний сад)

Летний сад – памятник садово – паркового искусства начала 18 века; он находится на острове, образуемом Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой. Создавался сад как летняя резиденция Петра 1 и был заложен в 1704 году по рисункам самого царя. Пётр очень любил Летний сад и постоянно заботился о его улучшении. Длинные аллеи были обсажены липами и клёнами, вязами, дубами и ясенями. Сирень, жасмин, боярышник и жимолость располагались группами или в виде живых изгородей. Аллеи парка украшают мраморные статуи.Фонтаны Летнего сада были первыми в России. Они создавались в разное время и по проектам разных архитекторов. В Летнем саду Пётр 1 устраивал праздники, собиравшие многочисленную публику. Собравшимся предлагалось угощение, а с наступлением сумерек устраивались фейерверки. Сейчас Летний сад это место прогулок петербуржцев и гостей города, особенно в летнее время.

- Как называется главная улица нашего города?

Показ картинки Невского проспекта и повесить на карту маленькую картинку проспекта.

- Невский проспект – Когда начали строить Петербург, прорубали в лесу дорогу. По обе стороны этой дороги строили дома и дворцы. Так и выстроился Невский проспект. Чтобы вымостить его Пётр 1 издал указ о том, чтобы каждый, кто приходит в город, должен был  принести с собой 3 камня.

В наши дни Невский проспект является главным проспектом города, по нему проходят демонстрации, проводятся праздники и различные мероприятия.

- О нашем замечательном городе можно говорить бесконечно. Я надеюсь, что за время нашего путешествия вы узнали и открыли для себя что-то новое, неизвестное. Вы ещё больше полюбили наш необыкновенный город, его историю, архитектуру, памятники и музеи. Со всем этим вы будете знакомиться и дальше.

- А наше путешествие, к сожалению, подходит к концу. Я благодарю вас за это незабываемое путешествие и хочу наградить всех вас медалями настоящих петербуржцев.

Вручение медалей.

- Как вы видите медаль ваша не очень яркая и красочная. Я вам предлагаю её немного улучшить – раскрасить знаменательные места нашего города.

Раскрашивание медалей.

- И закончим мы нашу встречу песней про наш город. Полюбуйтесь ещё раз на наш город, на те места, о которых мы с вами сегодня говорили, и на те места о которых ещё вы будете говорить и их узнавать, и возможно там побываете.

Презентация на песню «Белая птица».

- Я говорю вам большое спасибо и до свидания!

Самоанализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс

Конспект классного часа на тему: "Дружба"...

Конспект классного часа по теме: «Талант» (4 класс)

Цель:  познакомить учащихся с судьбами выдающихся личностей, тем самым расширить кругозор учащихся; побуждать к активному саморазвитию и самосовершенствованию через нахождение и использование в д...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс

Конспект классного часа на тему: "Дружба"...

Конспект классного часа на тему: «Самостоятельность», 2 класс

.Цели:формирование у учеников понятия о самостоятельности;воспитание у учеников самостоятельности;            Оборудование: видеоролик, презентац...