Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Гончарова Зинаида Васильевна

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 2-б класс.

Тема: «Уроки  вежливости».

Цельформировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи:

  1. Учить выполнять правила общения с окружающими нас людьми.
  2. Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания.
  3. Развивать творческие способности детей,  умение наблюдать, делать выводы.

Ход урока

   1.  Организационный момент.

- Прозвенел звонок веселый
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину
Приготовились все слушать
Я урок сейчас начну.

А начнём наш урок с проверки домашнего задания.

  1. Проверка домашнего задания.

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке? ( «Как мы общаемся?»)

  1. Актуализация знаний, постановка цели урока.

- Да, действительно, человек – существо социальное и без общения с себе подобными он, скорее всего, не сможет прожить. Однако в жизни случаются ситуации, когда общение с теми или иными людьми не доставляет большого удовольствия, более того, а иногда даже оставляет в душе очень неприятный осадок. Как вы думаете, когда такое случается?

Давайте выполним первое задание .

  1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ
  2. Из слова УЖ взять согласную букву- Ж
  3. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ
  4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В
  5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

Ребята, какое слово у нас получилось : ВЕЖЛИВОСТЬ

Молодцы! Правильно выполнили задание.

- А умеете ли вы вежливо общаться?

- (если ответят «Да!») Это меня очень радует! Конечно, вы уже довольно взрослые и знаете правила культурного общения, но Ольга Тихоновна Поглазова всё-таки посчитала необходимым включить в наш учебник тему: Урок вежливости. Как вы думаете: зачем? С какой целью? (для того чтобы стать по-настоящему вежливым, надо знать правила культурного общения, вежливые слова…).

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Послушайте, откуда пришло это слово:

- Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

- Ах, ты невежа – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ

- Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.

Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

  1. Работа по теме урока.

Поэтому сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие в

Город Волшебных слов

Мы начинаем наше путешествие с

Улицы Добрых слов

  • А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить “Словарь вежливых слов”.
  • Давайте прочитаем слова, записанные на карточке.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Простите, пожалуйста. Прошу вас.
Доброе утро. Большое спасибо. Извините, пожалуйста. Будьте добры.
Добрый день. Будьте любезны. До скорой встречи. Благодарю вас. 
Добрый вечер. Пожалуйста.

  •  Каждая пара прочитайте свое задание и спланируйте работу.

Самостоятельная работа детей.

1-2 найти и подчеркнуть формы приветствия.
3-4
 формы прощания.
5-6
 формы благодарности.
7-8
 формы извинения.
9-10
 формы просьбы.

  • Прочитайте слова, которые говорим:

– при встрече; 

– прощаясь; 

– с помощью,  которых просим прощения; 

– о чем-то просим. 

 Есть в русском языке одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово “здравствуйте”.

  • Что означает это слово?
  • Слово “здравствуйте” очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно, люди,  произнося слово “здравствуйте”,  желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево дуб.  И теперь мы, когда говорим это слово,  желаем быть здоровым, сильным, крепким.
  • А какими словами можно заменить слово “здравствуйте”?
  • А кому мы можем сказать привет?  (друзьям, близким, хорошо знакомым людям)
  • Когда и кому говорят “доброе утро”?
  • Каждый наш день обязательно должен начинаться со слов “доброе утро”. Произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым – хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, веселым, добрым.
  • Что означает выражение “до свидания”?
  • Когда мы говорим “до свидания”, мы надеемся увидеть человека еще раз.
  • Какими словами можно заменить слово “до свидания”? (до вечера, до завтра, до встречи, пока)
  • Все эти слова называются волшебными. А какое волшебство они совершают?
  • Эти слова делают нашу речь более теплой, приятной, доброжелательной. Они помогают открыть дорогу к сердцу любого человека. А волшебными они стали, потому что без них жить на свете просто нельзя.
  • А когда вежливые слова могут потерять свою волшебную силу?
  • Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть волшебными. Давайте вспомним, как учил Павлика произносить вежливые слова старик из рассказа В.А. Осеевой?
  • Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в

Парк Стихотворений

  • Дома я просила вас выучить стихи о вежливых словах. Какие из них вам особенно запомнились?
  • Дети читают стихи.

1) – Добрый день! – тебе сказали
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

2) Нам желают: “Доброго пути!”
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

3) –Здравствуйте! – ты скажешь человеку
–Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

4) За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

5) Отменить что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

6) Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
А если, я все же забуду
Простите, я больше не буду.

5.  Физминутка.

Мы попали на Веселую поляну

Давайте выйдем из автобуса и немножко отдохнем.

  • Предлагаю поиграть в игру “Не ошибись, пожалуйста”.

     Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами. Начнем.

- Поздороваться при встрече

- Толкнуть и не извиниться

- Свистеть, кричать, шуметь в школе.

- Уступить место старшим.

- Не вставать на обращение учителя.

- Помочь подняться по лестнице.

- Попрощаться уходя.

- Помочь поднять упавшую вещь.

   6. Работа по учебнику.

Мы выезжаем на Театральную улицу. 

  1. Моделирование ситуаций вежливого общения с людьми.

- Сейчас я хотела бы посмотреть: на самом ли деле вы знаете правила культурного общения. Работать будете в парах. Ваша задача смоделировать ситуацию вежливого общения.

Работа с иллюстрациями на с.35. Парная работа: 6 пар – 6 картинок. Взаимооценка.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.

Наше путешествие продолжается в Сквере вежливых людей.

б) Оценивание поведения персонажей коротких рассказов (групповая работа)

- Но прежде чем начнём работать по группам, послушайте, пожалуйста, историю про «вежливого» мальчика Петю.

Ученица читает стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульской

 Обещал отцу Петрусь….

Я за вежливость возьмусь.

        Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со старанием

Выполняет обещание

Видит – утром у сторожки

       Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, пострелёнок!

       Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дернет за косынку;

- Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку….

Как невежлива девчонка!

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

 - Ты, – вожатый закричал, -

И невежа и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

- Ребята вы внимательно слушали рассказ о мальчике Пете? Тогда скажите, какие вежливые слова произносил Петрусь?

- Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?

- Что бы вы ему посоветовали?

Групповая работа

Задание: Обсудите, как надо поступать вежливому человеку в каждом случае (учебник, с 36.) (Слайд)

- Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти случаи? (дети не знают правила культурного общения).

- Какие советы вы могли бы им дать?

Уважать старших.

Заботиться о младших.

Знать и использовать в речи вежливые «волшебные слова».

Помогать старшим.

Быть опрятным, аккуратным, чтобы окружающим было приятно с тобой общаться и др.

Соблюдать правила поведения в гостях, в школе и т.д.

  • Работа с пословицами о вежливости.

- О доброте и вежливости существует довольно много пословиц, поговорок и мудрых мыслей. А какие пословицы и поговорки знаете вы?

- Попробуйте составить пословицы и объяснить их значение. (по группам)  Учебник, с 37.   (слайд)

  • Я составила для вас правила вежливости. Давайте с ними познакомимся.
  1. Будь вежлив. Вежливость – это умение вести так, чтобы другим было приятно с тобой.
  2. Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
  3. Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идешь и во сколько вернешься.
  4. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
  5. Никогда и никуда не опаздывай. Береги время других людей.
  • Попрошу вас посовещаться и придумать свое правило вежливости.
  • Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города – Площади Добра

 Давайте вспомним, по какому городу мы с вами путешествовали?

Открыть:
1) Какие слова называются волшебными?
2) Какое волшебство они совершают?

  • Вежливые слова обязательно должны сочетаться с добрыми поступками.
  • Легко ли быть добрым и вежливым? (не совсем легко, но научиться этому можно и взрослым, и детям, если только захотеть).

7. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу, хотя, как вы понимаете, говорить о вежливости, доброте можно ещё долго. Давайте подвёдём итог нашей работе на уроке.

-  Что вам особенно понравилось?  С какими трудностями столкнулись?

8. Домашнее задание.

- В заключение урока я хотела бы сказать, что  широко известные слова Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дёшево и  не ценится так дорого, как  вежливость» ( слайд) никогда не устареют.

Нам необходимо помнить, что  вежливость – это не перчатки, которые надеваются только в  торжественных случаях, а всё остальное время хранятся в шкафу. Она должна стать тем, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя естественно в любой ситуации.

А для того, чтобы это случилось, нужно знать правила культурного общения. Поэтому я хочу предложить вам домой творческое задание: подобрать материал для сборника, который можно назвать «Азбука вежливости». Это могут быть стихотворения, загадки, истории, пословицы, поговорки, крылатые фразы…

Закончить урок мне бы хотелось словами

Надо очень добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей.

Игра «Школа вежливости»

Все дети встают в волшебный Круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое и т. д.

1) – Добрый день! – тебе сказали
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

2) Нам желают: “Доброго пути!”
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

3) –Здравствуйте! – ты скажешь человеку
–Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

4) За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

5) Отменить что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

6) Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
А если, я все же забуду
Простите, я больше не буду.


  1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ
  2. Из слова УЖ взять согласную букву- Ж
  3. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ
  4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В
  5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ

2. Из слова УЖ взять согласную букву- Ж

3.  В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ

4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В

5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ

2. Из слова УЖ взять согласную букву- Ж

3. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ

4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В

5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ

2. Из слова УЖ взять согласную букву- Ж

3. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ

4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В

5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

  1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ
  2. Из слова УЖ взять согласную букву- Ж
  3. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ
  4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В
  5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ

2.  Из слова УЖ взять согласную букву- Ж

3. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ

4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В

5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

1.Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ

2.Из слова УЖ взять согласную букву- Ж

3.В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ

4.В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В

5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

1.Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ

2.Из слова УЖ взять согласную букву- Ж

3.В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ

4.В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В

5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

1.Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ

2.Из слова УЖ взять согласную букву- Ж

3.В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ

4.В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В

5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

1.Найти и подчеркнуть формы приветствия.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Простите, пожалуйста. Прошу вас.
Доброе утро. Большое спасибо. Извините, пожалуйста. Будьте добры.
Добрый день. Будьте любезны. До скорой встречи. Благодарю вас. 
Добрый вечер. Пожалуйста.

2.  Найти и подчеркнуть  формы прощания.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Простите, пожалуйста. Прошу вас.
Доброе утро. Большое спасибо. Извините, пожалуйста. Будьте добры.
Добрый день. Будьте любезны. До скорой встречи. Благодарю вас. 
Добрый вечер. Пожалуйста.

3. Найти и подчеркнуть  формы благодарности

Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Простите, пожалуйста. Прошу вас.
Доброе утро. Большое спасибо. Извините, пожалуйста. Будьте добры.
Добрый день. Будьте любезны. До скорой встречи. Благодарю вас. 
Добрый вечер. Пожалуйста.

4. Найти и подчеркнуть  формы извинения.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Простите, пожалуйста. Прошу вас.
Доброе утро. Большое спасибо. Извините, пожалуйста. Будьте добры.
Добрый день. Будьте любезны. До скорой встречи. Благодарю вас. 
Добрый вечер. Пожалуйста.

5. Найти и подчеркнуть   формы просьбы.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Простите, пожалуйста. Прошу вас.
Доброе утро. Большое спасибо. Извините, пожалуйста. Будьте добры.
Добрый день. Будьте любезны. До скорой встречи. Благодарю вас. 
Добрый вечер. Пожалуйста.

6.Найти и подчеркнуть формы приветствия.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Простите, пожалуйста. Прошу вас.
Доброе утро. Большое спасибо. Извините, пожалуйста. Будьте добры.
Добрый день. Будьте любезны. До скорой встречи. Благодарю вас. 
Добрый вечер. Пожалуйста.

7.  Найти и подчеркнуть  формы прощания.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Простите, пожалуйста. Прошу вас.
Доброе утро. Большое спасибо. Извините, пожалуйста. Будьте добры.
Добрый день. Будьте любезны. До скорой встречи. Благодарю вас. 
Добрый вечер. Пожалуйста.

8. Найти и подчеркнуть  формы извинения.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Простите, пожалуйста. Прошу вас.
Доброе утро. Большое спасибо. Извините, пожалуйста. Будьте добры.
Добрый день. Будьте любезны. До скорой встречи. Благодарю вас. 
Добрый вечер. Пожалуйста.

9. Найти и подчеркнуть   формы просьбы.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Простите, пожалуйста. Прошу вас.
Доброе утро. Большое спасибо. Извините, пожалуйста. Будьте добры.
Добрый день. Будьте любезны. До скорой встречи. Благодарю вас. 
Добрый вечер. Пожалуйста.

Не торопись говорить,                           слово лечит.

Слово ранит и                                         больней огня жжёт.

Недоброе слово                                       лёд растопишь.

Ласковым словом и                                 торопись слушать.

Не торопись говорить,                           слово лечит.

Слово ранит и                                         больней огня жжёт.

Недоброе слово                                       лёд растопишь.

Ласковым словом и                                 торопись слушать.

Не торопись говорить,                           слово лечит.

Слово ранит и                                         больней огня жжёт.

Недоброе слово                                       лёд растопишь.

Ласковым словом и                                 торопись слушать.

Не торопись говорить,                           слово лечит.

Слово ранит и                                         больней огня жжёт.

Недоброе слово                                       лёд растопишь.

Ласковым словом и                                 торопись слушать.

Не торопись говорить,                           слово лечит.

Слово ранит и                                         больней огня жжёт.

Недоброе слово                                       лёд растопишь.

Ласковым словом и                                 торопись слушать.

       



Предварительный просмотр:

Осенний КВН

Ход  праздника

(Звучит музыка «Осень чудная пора».  Выходят дети)

Ведущий1. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Мы рады всем своим гостям —

Всем, кто пришел на праздник к нам!

(Аплодисменты гостей.)

Ведущий2. Вот и осень пришла,

Как бы мы ни хотели

Своё лето продлить,

Отодвинув метели.

Но не стоит грустить,

Осень тоже прекрасна,

Без нее скучно жить,

Это каждому ясно!

Ведущий 1. Итак, начинаем программу,

Которую ждали с утра.

Порадуем папу и маму

И всех приглашенных. Ура!

Все дети (хором). Ура!

 Ведущий 2. Сегодня мы отмечает праздник Её Величества Осени, мы проводим осенний КВН. Наш КВН посвящён прекрасному, нежному и красивому  времени года-осени. Осень богата подарками на любой вкус. В это время года созревают овощи, фрукты, ягоды, появляются грибы.  Жёлтые листочки радуют глаз, и даже дождик вызывает радость.

Ведущий 1. Мы собрались сегодня здесь с вами повеселиться, послушать забавные шутки, самим проявить свою находчивость и смекалку. Нас ожидает множество увлекательных конкурсов.  

Ведущий 2. Сейчас мы  разобьёмся на три команды, каждая из которых  выберет капитана. (Каждый участник  вытягивает  название своей команды.) 3 замечательные команды: «Овощное рагу», «Самовар» и «Листопад» отправятся в трудное, но увлекательное  путешествие по царству осени.

 Ведущий 1. (Разминка) 

-Прежде чем отправиться в путь, провёдем разминку.

-Представьте свои команды.

-Сейчас мы проверим сообразительность, дисциплинированность и слаженность команд.

  • Кто яблоки спиной собирает? (Ёж)
  • У кого в листопад рождаются детёныши? (У зайцев)
  • У какого овоща человеческое имя? (Петрушка)

Отгадайте, о каких осенних месяцах говорится в загадках:

Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный  край Земли
Полетели журавли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)

Все мрачней лицо природы-

Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к вам явился? (Октябрь)

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь).

Молодцы, с заданием справились.

Ведущий. Станция « Овощная»  

  • Конкурс загадок про овощи

1) Он круглый и красный,  как глаз светофора.   Среди овощей нет сочней… (Помидора)

2) Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук).

4) К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбузы)

  • Конкурс « Кто быстрее съест морковку»  (По одному участнику от каждой команды под музыку жуют морковку. Песня «Осень-щедрая пора»).

Ведущий.  Скажите, какой овощ используется для приготовления осеннего кушанья  «голубцы»? (Капуста)

Про нее еще говорят: «Сто одежек и все без застежек». Так это или нет, мы убедимся построившись в  хоровод.

Хоровод «Капуста». (Музыка «Осенний хоровод»)

Станция «Листопад»

  • Кто быстрее вырежет лист (кленовый или осиновый) по трафарету (По 4 участника от каждой команды. Дети вырезают под музыку «Листопад»).  
  • Составить как можно больше слов из слова листопад

( Участвует вся команда.  Аист, стол, липа, дол,  и т.д.)

 Ведущий. Молодцы! Кто вспомнит, что происходит с листьями на деревьях? (Желтеют, сохнут и опадают.)

Ведущий.

Настоящий листопад —

Это чудо, говорят.

Всем он людям, без сомненья,

Поднимает настроенье.

Чтобы у вас, уважаемые гости, настроенье поднялось еще больше, устроим здесь осенний листопад.

Конкурс «Осенний листопад» 

Для участия в нем я приглашаю по одному участнику от каждой команды. На полу разбросаны кленовые листочки. Участникам конкурса завязываем глаза. Пока звучит музыка, участники должны собрать как можно больше листочков. («Песня «Листья пожелтели»)

Станция « Поэтическая»

  • Конкурс стихов об осени (по 4 человека от команды)

( Звучит музыка «Осень наступила»)  

Придумай рифму к словам (по 1 слову каждой команде)

 детки  (ветки)                   роза  (мимоза)                      солнце  (оконце)

  • Конкурс стихов об осени (по 3 человека от команды)

Станция «Пословицы и поговорки»

Ведущий: Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Поэтому сейчас мы вспомним пословицы о труде.

Викторина "Закончи пословицу"

1.  Кто не работает …    (тот не ест.)
2.  Землю красит солнце, а …   (
человека – труд.)
3.  Где труд, там и …   (
счастье.)
4.  Делу время, а …    (потехе час).
5.  Откладывай безделье, да …   (не откладывай дела.)
6.  Труд кормит, а …   (лень портит.)

Станция  «Зверьё моё»

Как готовятся звери и птицы к зиме: (отвечают капитаны команд)

 белка          лиса                   медведь

 Станция « Грибная» 

Ведущий. Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой.

Я  не малое лукошко,

Кузовок  взяла с собой.

Посмотрела я под кочки,

Под березовые пни.

Ох и хитрые грибочки!

Где же спрятались они?

Зря искала под осиной

И под елью зря искала.

Видно, я большой корзиной

Все грибы перепугала.

Конкурс «Собери грибы»

Каждой команде выдаётся конверт с карточками, на которых записаны слоги. Из данных слогов нужно составить названия грибов.
« Изучите эти строчки,         О ПЁ НОК РЫ ЖИК БЕ ЛЫЙ
Сложите правильно грибочки». МАС ЛЁ НОК ВОЛ НУШ КА

Станция «Сказочная»

(весёлые вопросы по сказкам.

 1.  С помощью какого овоща распознали настоящую принцессу в сказке Г. X. Андерсена? (Горох)

3. Как звали сказочного героя, которого нашли в ящике с апельсинами?  (Чебурашка)

4. Назвать сказку и автора, где все герои овощи, фрукты и ягоды. («Чиполлино» Д.Родари)

Ведущий. Станция « Фруктовая»

Конкурс «Фрукт-овощ-ягода»

Ребята становятся в колонны. Ведущий вместе с участниками повторяют: «фрукт-овощ-ягода». Как только он останавливается, то говорит любое из этих трех слов. Тот, на кого он указывает, должен быстро сказать название фрукта, овоща или ягоды, в зависимости от того, какое слово назвал ведущий. Повторять слова нельзя. 

Загадки о фруктах.

  • Само с кулачок, красный бочок,

         Потрогаешь - гладко, откусишь – сладко.

  • Круглое, румяное с дерева достану я,

       На тарелку положу, «Кушай, мамочка»,- скажу.

  • Круглое, румяное,

         Я расту на ветке.

      Любят меня взрослые,

       И маленькие детки.

Конкурс «Яблочко»

Ведущий. Назовите сказку, пословицу, песню, частушку, танец о яблоке.

(Ответы:

1. Сказка о молодильных яблоках.

2. Яблоко от яблони недалеко падает.

3. «Яблоки на снегу».

4. «Эх, яблочко, да на тарелочке...»

5. Танец «Яблочко».)

Ведущий. Кроме яблок существует много других фруктов, овощей и ягод, которые мы с удовольствием употребляем в пищу. Давайте вспомним о них известные песни.

Конкурс болельщиков «Вспомни песню»

(Ведущий называет плод  (Картошка, Груши, Рябина). Гости вспоминают о них песни и исполняют по куплету. Оценивается знание песен и их дружное исполнение.)

1. Картошка («Антошка, Антошка, пойдем копать картошку», В. Шаинский— Ю. Энтин).

2. Груши («Расцветали яблони и груши», М. Блан- тер — И. Исаковский).

3. Рябина («Ой, рябина кудрявая», Е. Родыгин — М. Пилипенко).

Ведущий. Скажите, пожалуйста, какие сладкие блюда можно приготовить впрок из ягод или фруктов?  (Компот, желе, варенье...)

Ведущий. Конечно, от этих лакомств вряд ли кто откажется! Хорошо, когда их сделали с большим запасом! Но все же...

Дрожащими руками от волненья

Берем мы с полочки вкуснейшее варенье.

Конкурс «Едим варенье»

Всем командам вручают блюдце с вареньем, ложки. Игроки должны по очереди подбежать к блюдцу, зачерпнуть ложку варенья, съесть его и стать в конец колонны. Кто первым «очистит» свое блюдце, тот и победил.

Ведущий 2. Спасибо, вам, ребята, что показали свою силу, ум, активность и ловкость в Осенней эстафете! Ваши родители хотят  Вас отблагодарить подарками и пожелать быть здоровыми, сильными и веселыми.

Родители. Дорогие ребята! Сегодня вы были активными, умными, сообразительными, а главное - дружными. Мы пришли к единому мнению, что все команды заслуживают победы.  Нам, родителям, очень хочется, чтобы вы были здоровыми. Вы сегодня вспомнили много разных плодов.  В наших краях больше всего известны обыкновенные яблоки. Эти незамысловатые фрукты наделены необычной силой в русских народных сказках, песнях и преданиях. Для обеспечения детского организма естественной защитой от вирусов и бактерий нужно съедать одно яблочко в день.  Поэтому каждого победителя  мы награждаем вкусным и полезным яблоком.

О      НОК   РЫ   ПЁ ЖИК   БЕ   ЛЫЙ  ЛЁ
МАС  КА ЛИ СИЧ КА НОК   ВОЛ НУШ

Команда «Листопад»

Девиз: «Листопад, листопад, падают листочки,

 победим мы всех ребят и поставим точки».

Команда «Листопад»

Девиз: «Листопад, листопад, падают листочки,

 победим мы всех ребят и поставим точки».

Команда «Листопад»

Девиз: «Листопад, листопад, падают листочки,

 победим мы всех ребят и поставим точки».

Команда «Листопад»

Девиз: «Листопад, листопад, падают листочки,

 победим мы всех ребят и поставим точки».

Команда «Листопад»

Девиз: «Листопад, листопад, падают листочки,

 победим мы всех ребят и поставим точки».

Команда «Листопад»

Девиз: «Листопад, листопад, падают листочки,

 победим мы всех ребят и поставим точки». 

Команда «Листопад»

Девиз: «Листопад, листопад, падают листочки,

 победим мы всех ребят и поставим точки».

Команда «Листопад»

Девиз: «Листопад, листопад, падают листочки,

 победим мы всех ребят и поставим точки».

Команда «Осень»

Девиз:

 «Мы – осенние ребята, мы листвою пошуршим, листопад мы победим».

Команда «Осень»

Девиз:

 «Мы – осенние ребята, мы листвою пошуршим, листопад мы победим».

Команда «Осень»

Девиз:

 «Мы – осенние ребята, мы листвою пошуршим, листопад мы победим».

Команда «Осень»

Девиз:

 «Мы – осенние ребята, мы листвою пошуршим, листопад мы победим».

Команда «Осень»

Девиз:

 «Мы – осенние ребята, мы листвою пошуршим, листопад мы победим».

Команда «Осень»

Девиз:

 «Мы – осенние ребята, мы листвою пошуршим, листопад мы победим».

Команда «Осень»

Девиз:

 «Мы – осенние ребята, мы листвою пошуршим, листопад мы победим».

Команда «Осень»

Девиз:

 «Мы – осенние ребята, мы листвою пошуршим, листопад мы победим».

Команда «Самовар»

Девиз:

Мы не хуже самовара, зададим, ребятам жару!

Команда «Самовар»

Девиз:

Мы не хуже самовара, зададим, ребятам жару!

Команда «Самовар»

Девиз:

Мы не хуже самовара, зададим, ребятам жару!

Команда «Самовар»

Девиз:

Мы не хуже самовара, зададим, ребятам жару!

Команда «Самовар»

Девиз:

Мы не хуже самовара, зададим, ребятам жару!

Команда «Самовар»

Девиз:

Мы не хуже самовара, зададим, ребятам жару!

Команда «Самовар»

Девиз:

Мы не хуже самовара, зададим, ребятам жару!

Команда «Самовар»

Девиз:

Мы не хуже самовара, зададим, ребятам жару!

Команда «Овощное рагу»

Девиз:

С овощами дружбу водишь - век здоровым ты проходишь!

Команда «Овощное рагу»

Девиз:

С овощами дружбу водишь - век здоровым ты проходишь!

Команда «Овощное рагу»

Девиз:

С овощами дружбу водишь - век здоровым ты проходишь!

Команда «Овощное рагу»

Девиз:

С овощами дружбу водишь - век здоровым ты проходишь!

Команда «Овощное рагу»

Девиз:

С овощами дружбу водишь - век здоровым ты проходишь!

Команда «Овощное рагу»

Девиз:

С овощами дружбу водишь - век здоровым ты проходишь!

Команда «Овощное рагу»

Девиз:

С овощами дружбу водишь - век здоровым ты проходишь!

Команда «Овощное рагу»

Девиз:

С овощами дружбу водишь - век здоровым ты проходишь!

http://katysha20.ru/wp-content/uploads/2014/10/sunshine-smiley-face-clip-art-7816.jpg

http://katysha20.ru/wp-content/uploads/2014/10/sunshine-smiley-face-clip-art-7816.jpg

http://katysha20.ru/wp-content/uploads/2014/10/sunshine-smiley-face-clip-art-7816.jpg

http://katysha20.ru/wp-content/uploads/2014/10/sunshine-smiley-face-clip-art-7816.jpg

http://katysha20.ru/wp-content/uploads/2014/10/sunshine-smiley-face-clip-art-7816.jpg

http://katysha20.ru/wp-content/uploads/2014/10/sunshine-smiley-face-clip-art-7816.jpg

http://katysha20.ru/wp-content/uploads/2014/10/sunshine-smiley-face-clip-art-7816.jpg

http://katysha20.ru/wp-content/uploads/2014/10/sunshine-smiley-face-clip-art-7816.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\p1.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\p1.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\p1.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\p1.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\p1.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\p1.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\p1.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\p1.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\18395.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\18395.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\18395.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\18395.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\18395.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\18395.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\18395.jpg

D:\загрузки\загрузки 2016\18395.jpg

https://doc4web.ru/uploads/files/5/4745/hello_html_m235f83d6.png

https://doc4web.ru/uploads/files/5/4745/hello_html_m235f83d6.png

https://doc4web.ru/uploads/files/5/4745/hello_html_m235f83d6.png

https://doc4web.ru/uploads/files/5/4745/hello_html_m235f83d6.png

https://doc4web.ru/uploads/files/5/4745/hello_html_m235f83d6.png

https://doc4web.ru/uploads/files/5/4745/hello_html_m235f83d6.png

https://doc4web.ru/uploads/files/5/4745/hello_html_m235f83d6.png

https://doc4web.ru/uploads/files/5/4745/hello_html_m235f83d6.png



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения с учащимися 4 класса

Тема:  Дедал и Икар.

Цель: познакомиться с новым мифом, провести работу над содержанием, обобщить знания по разделу.

1. Личностные УД:
- умение самостоятельно формировать учебную задачу;
- умение анализировать результаты учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
- познавательный интерес;
2.
Познавательные УД:
- искать и выделять необходимую информацию;
- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства.
3. 
Коммуникативные УД:
- планировать способы совместной работы;
- договариваться, находить компромиссное решение в спорных обстоятельствах;
- высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение;
- формулировать и объяснять задание.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», индивидуальные карточки «Что такое мифы?», презентация по теме урока, видео «Физкультминутка»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Встали, посмотрели, все ли у вас готово к уроку. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели. Начинаем урок.

  1. Актуализация знаний.

А) - Ребята, с каким разделом мы работали на прошлом уроке? ( на доске слайд №1 «Мифы Древней Греции»)

- Что такое миф?

- Кто создавал мифы, которые мы читаем?

 - Что древние греки пытались отразить в мифах?

 - Кто правит миром, согласно верованиям древних греков?

 - Назовите известных нам богов.

 - Чему служили мифы? Зачем их писали?  

 - Можно ли сказать, что мифы - это устное народное творчество? Почему?

Б) Проверка домашнего задания.

Выборочный пересказ мифа «Орфей и Эвридика».

  1. Планирование деятельности.

- Сегодня на уроке мы завершим работу по разделу «Мифы Древней Греции».

5. Работать в группах.

4.  Работа с текстом перед чтением.

- Откройте учебник на странице 23. О ком мы будем сегодня читать? Знакомы ли вам эти имена? А как вы думаете, о чем этот миф?

Словарная работа.

- В тексте встретятся незнакомые слова: единомышленники, отрок. Используя словарь, узнайте значения этих слов.

Заслушиваются ответы детей.

Слайд № 3.

- Познакомьтесь со значением слов:

Дедал – умелый (греч.)

Акрополь- развалины

  1. Чтение текста по абзацам.

Гимнастика для глаз

  1. Работа по содержанию.

 - Где жил Дедал? Афины – столица Греции;

Акрополь – возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны; наиболее известен Акрополь в Афинах

 - Что он высекал из мрамора?

 -Чему он научил людей?

 -Кто помогал Дедалу?

 - Что с ним случилось?

 -Что пришлось делать Дедалу?

 -Куда он добрался?

 - Что выстроил мастер для критского царя?

 - Был ли Дедал свободным на острове?

 - О чем он стал мечтать?

 - Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту?

 - Для кого он делал крылья?

 - Как Дедал  учил сына?

 - Когда они улетели с острова?

 - Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели?

 - В какое время суток герои оказались над морем?

 - Нравился ли Икару полет?

 - Что случилось с юношей?

 - Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба            

   летящего сына?

 - Как поступил Дедал?

 - Можете ли вы ответить на  вопросы: « Была ли смерть Икара напрасной,   бесполезной? Почему вы так думаете?»

 - Какие мечты древних греков подтверждает этот миф?

8. Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает задание и ищет ответы на вопросы.

Слай №4.

1 группа. 2 группа.

Чем заминался Дедал? Черты характера, свойственные Дедалу.

3 группа.

Дайте характеристику Дедалу.

После подготовки каждая группа отвечает на вопрос. Класс оценивает работу группы.

9.Выборочное чтение.

Слайд № 5.

- Рассмотрите внимательно слайды и зачитайте к ним отрывки из текста.

10. Обобщение по разделу.

- Какие мифы вам запомнились? Что понравилось?

Графический диктант.

  1. Миф- это древние сказания о героях, богах, явлениях природы.
  2. Зевс - бог плодородия.
  3. Атлант – великан, хозяин сада.
  4. Эвридика погибла от острия вражеского меча.
  5. Орфей отправился в царство мрачного Аида.
  6. Персей сразился с Персеем.
  7. Персею помогла Афина.
  8. Икар – сын великого афинского художника Дедала.

Самопроверка.
Слайд № 6.

  1. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Что у вас получалось сегодня лучше?

- Кто испытал трудности? В чем?



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».

Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Тип урока: изучение нового материала

Цель: в ходе коллективных наблюдений и обобщений вывести способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок.

  1. Регулятивные:
  • умение оценивать свою работу и полученный результат в соответствии с поставленной задачей;
  • контроль способа действия и его результата;
  • осознание учащимися качества и уровня усвоения.
  1. Познавательные:
  • постановка учебной задачи;
  • составление плана и последовательности действий для выхода из затруднения;
  • умение понимать информацию, представленную с помощью условных обозначений, и таким же способом передавать её.
  1. Коммуникативные:
  • участие в диалоге на уроке;
  • работа в парах;
  • участие в коллективном обсуждении проблемы.
  1. Личностные:
  • формирование мотивации к учению и познанию.
  1. Предметные:
  • освоение способа действия решения данного типа орфографических задач.

Оборудование урока:

  • Учебник русского языка «К тайнам русского языка» - ч.1 (УМК «Гармония», М.С. Соловейчик,  Н.С. Кузьменко)
  • Рабочая тетрадь к учебнику – ч.1

Ход урока

  1. Организационный момент.

  Прозвенел звонок!

Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжки, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь.

- Ребята, на уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях.

- Откройте тетради. Запишите дату, обозначая орфограммы. Классная работа.

  1. Актуализация знаний.

1. Что нового вы узнали об имени существительном?

-Как определить, к  какому склонению относится  имя существительное?

- Какие существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2-му склонению? К 3-му склонению?

Игра «Кто быстрее заполнит схему?»

1.Вписать 4 имени существительного 1-го склонения, состоящие из 5 букв, с буквой А в середине

                                                 

                                                А          

2. Добавить по две буквы так, чтобы получились имена существительные 3-го склонения.

Л

Ь

 

Л

Ь

Л

Ь

Л

Ь

Л

Ь

Л

Ь

Л

Ь

Л

Ь

 3. Заполнить клетки буквами так, чтобы получились имена существительные 2-го склонения.

А

А

А

Н

А

А

А

Н

А

А

А

Н

А

А

А

Н

4. Заполнить клетки буквами так, чтобы получились имена существительные 2-го склонения

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

- Какого рода получились имена существительные в первой схеме? Во второй?

- Какого рода вы написали имена существительные в третью схему? В четвёртую?

- В каких случаях можно было сразу (по схеме) определить род имен существительных?

- Встретились ли вам слова с орфограммами?

2. Какое из слов РЕЧКА, РЕКА содержит орфограмму?

- С точки зрения корневой орфограммы, какое из слов является проверяемым, а какое – проверочным? Докажите.

Просклоняйте сначала проверяемое, а затем проверочное  слово,  оставляя «окошки» на месте орфограмм в окончании.

И. п.

Р. п.

Д. п

В. п.

Т. п.

П. п.

Сделайте вывод. В обоих ли словах есть орфограмма в окончании. Почему так?

З. Изучение нового материала

1. Выявление места и причины затруднения

Упр. 198. Работа в паре.

Добавь обозначения в слова второго столбика и объясни, что ими покажешь.

Попробуй сказать общее правило проверки безударных гласных в разных частях слова.

Предположи, какая запись не завершена в схеме.

Прочитайте вывод: упр.200. Сравните со своими предположениями.

Вернёмся к упр.198 и по нашей подсказке вставим нужные буквы на месте безударных окончаний одного из имён существительных. Как будешь действовать.

Дополни схему упр.199.

2. Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка учебной задачи и начало решения.

Упр. 203

Правильно ли решили орфографическую задачу ученики? Всё ли у них вышло? Какое важное уточнение способа действия надо сделать, чтобы не допускать ошибок?

3.Прочитайте правило в учебнике на с.88.

Проверь свой вывод. Составь алгоритм действий, которые помогут правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

4.Подберите  слова-подсказки для трех склонений.

-Что это должны быть за слова?

1 скл.                                2 скл.                              3 скл.

Лиса                                 окно                            любовь

Река                                 слон                            печь

Стена                                конь                             степь

-Запишите слова-подсказки в три столбика (упр. 206)

- Докажите, что эти слова будут являться проверочными для орфограммы безударного окончания.      

Физкультминутка.

-Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель. 

Разминка для рук:

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

4.Самостоятельная работа

- Просклоняйте слова. При написании безударных окончаний пользуйтесь окончаниями в словах подсказках.

1 вариант: лиса, ручка, окно, озеро

2 вариант: степь, ночь, река, булка

5.Упражнение на освоение способа решения орфографической задачи

Упр. 208

Заполни таблицу, в которой отражена последовательность операций.

Им. сущ.

Нач. ф.

Род

Скл.

Пров. слово

Оконч.

на парт.

в тетрадк.

в альбом.

из чашк.

на тарелк.

на скатерт.

Взаимопроверка. Работа в парах.

6.Рефлексия

- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

- Заполните карточку:

Я работал с ___ настроением.

Я ___ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда ___ .

Оцените как вы работали (5 - активно работал, 4 - не очень активно).

Кто хочет поделиться дома своей радостью и знаниями, возьмите лучики солнышка.

7.Д/з Упр.207



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе.
Тема урока: С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной терадке».
Цель: познакомить с творчеством С. Погореловского, обогащать познавательный опыт детей, расширять читательский кругозор.
Задачи:

  •  знакомство с произведением С. Погореловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке;
  •  совершенствование навыка чтения, умения анализировать текст, выделять глав-ное, обобщать, делать выводы;
  •  развитие речи и мышления;
  •  создание положительного отношения детей к обучению, в том числе к чтению.

План урока, хронометраж времени.
1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (1,5 минуты).
2. Проверка домашнего задания (5 минут).
3. Совершенствование техники чтения (5 минут).
4. Физминутка (1,5 минуты).
5. Сообщение темы и цели урока (1 минута).
6. Введение в тему урока (2 минуты).
7. Работа по теме урока (20 минут):
а) чтение стихотворения учителем;
б) анализ первичного восприятия стихотворения;
в) физминутка;
г) подготовительная работа к чтению;
д) самостоятельное чтение стихотворения детьми и его анализ;
е) подготовка к выразительному чтению;
ё) работа в парах – выразительное чтение стихотворения;
ж) упражнение на внимание «черепашка».
8. Итог урока (1,5 минуты).
9. Рефлексия (1,5 минуты).
10. Домашнее задание (1 минута).
Ход урока.
I
. Организационный момент.
Психологический настрой на работу.
Учитель: – Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения! Слайд 2.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: – Подумайте и дайте ответы на мои вопросы:
Чем отличается театр от радиотеатра?
Дети: – В театре видят и слышат актёра, в радиотеатре только слышат.
Учитель: – Как вы понимаете значение слова диалог?
Дети: – Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Учитель: – Играем в радиотеатр. Слушаем диалог девочек из рассказа «Ау». Слайд 3.
Учитель: – Какой это рассказ?
Дети: – Смешной.
Учитель: – Как вы думаете, что нужно, чтобы героиня этого рассказа Оленька научилась читать?
Дети: – Терпение и время.
III. Совершенствование техники чтения. 
У детей папки с дидактическим материалом.
Учитель: – Эти упражнения помогут вам читать чётко, правильно, выразительно, чтобы поняли, громко и красиво, чтобы услышали.
1. Дыхательная гимнастика: Слайд 4.
а) «Задуй свечи»;
б) Тише, жабы,
Ни гу – гу
Ходит цапля на лугу.
Чтобы не было беды,
Наберите в рот воды.
Учитель: – Очень важно уметь владеть своим дыханием.
Дети проговаривают слова, затем задерживают дыхание и выдыхают.
2. а) Учитель: – Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы- медведицы кушать. Говорим протяжно, баском, чётко произнося звук [м].
Мам, мёду б нам.
Мам, молока б нам. Слайд 5.
б) Учитель: – произносим: растянуто;
кратко;
в быстром темпе
тпи тпэ тпа тпо тпу тпы.
3. Учитель: – Скороговорки помогут сделать вашу дикцию безупречной. Потренируемся.
а) У ужа – ужата,
А у ежа – ежата. Слайд 6.
б) Вы, звонкий лесной ручеёк, который бежит и несёт радостную весть.
Дети произносят скороговорку. Слайд 7.
в) А теперь вы раскидистый столетний дуб, которого трудно чем-то удивить,
слишком много он видел на своём веку. Слайд 8.
Дети произносят скороговорку.
4. Учитель: – Следующее испытания – задание на внимание «Фотографирование слов».
Лицо – лоб Слайд 9.
Снег – сугроб
Птица – голубь
Вода – прорубь
Дети запоминают слова, затем повторяют в той же последовательности у кого получится.
Учитель: – Внимательно прочитайте пары слов, запомните слова из второго столбика.
Настройтесь.
Вы, глаза, смотрите
Меня не подводите
Всё запоминайте
И смело повторяйте.
Проговаривание слов детьми.
Учитель: – Молодцы! Вот мы и подготовили к работе свой артикуляционный аппарат.
IV. Физминутка. Слайд 10.
Дети выполняют движения.
Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Попищите, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь и поспите.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно,
Расслабление приятно.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.
V. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: – Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь со стихотворением Сергея Погоеловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке».
VI. Введение в тему урока.
Учитель: – 1). Обратите внимание на рисунок мальчика Миши. (с. 18 учебника). Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в стихотворении?
Дети: – О некрасивом письме в тетради, о непорядках, за которые мальчика поругают.
Учитель: – Как вы думаете, почему стихотворение поместили в раздел «Звенит звонок - начинается урок?».
Дети: – Мы думаем, что оно о школе, об учёбе.
Учитель: – Абсолютно верно. Именно об этом и писал Сергей Погореловский. Его стихи о детях, о школьной жизни. Весёлые и поучительные.
2) Настрой на знакомство с новым произведением.
Учитель: – Отгадайте загадку: Слайд 11.
Посреди двора
Стоит копна
Спереди вилы
Сзади метла. (корова).
Учитель: – Как вы думаете, о ком пойдёт речь в стихотворении, кроме мальчика Миши?
Дети: – О корове, так как отгадка – это слово корова.
VII. Чтение стихотворения учителем.
Учитель: – Послушайте стихотворение и подготовьте ответ на вопрос:
Почему корова, о которой рассказывает С. Погореловский, рассердилась на Мишку?
VIII. Анализ первичного восприятия.
Учитель: – Кому понравилось стихотворение? – Чем?
Ответы детей.
Учитель: – Можно ли его считать смешным?
Дети: – Скорее поучительным, с небольшой иронией.
Дети: – Можно и шутливым. Смешно видеть у мальчика в тетради непорядки, которые даже корова заметила.
Учитель: – Почему же корова рассердилась на Мишку?
Дети: – Она возмущена нерадивостью ученика.
IX. Физминутка.
Дети говорят слова и выполняют движения.
– А теперь все тихо встали! Отдохнём!
Котик, котик, мой дружок!
Полосатенький бочок.
Котик раненько встаёт,
Щечки моет,
Шейку трёт.
Подметает котик хатку
И выходит на зарядку:
Лапки кверху поднимает,
А потом их опускает,
А потом их разведёт
И к груди скорей прижмёт.
А потом быстрей:
Хлопай, хлопай веселей!
X. Подготовительная работа к чтению.
Учитель: – Ребята, вот эти слова встретятся вам в стихотворении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте быстро без ошибок. Слайд 12.
мыш
миш
мош
кеп        ка
реп
щеп
кош

шаш
шап
шуб
пуш       ка
пеш
каш
касс Слайд 13.
ПРО е НА е
По ки
Непо ки

те
ПРЕ +ВРА+ТИ+ТЕ – преврати
ХI. Чтение стихотворения учащимися и его анализ. Самостоятельное чтение. По ходу чтения дети делают пометки: V – новое;
? – непонятное;
+ – могу объяснить.
Учитель: – Было ли для вас что-то непонятным во время чтения?
Дети: – Нет. Мы смогли сами объяснить значение непонятных слов, фраз.
Учитель: – Кто обратился за советом к своему другу – соседу по парте?
Ответы детей.
Учитель: – У кого есть вопросы ко мне?
Ответы детей.
Учитель: – Почему же корова назвала мальчика лодырем?
Дети: – Мишка не старался красиво писать в своей тетради.
Дети: – Он не хотел учиться.
Учитель: – В кого предложила превратить Мишку корова?
Дети: – В мышку.
ХII. Подготовка к выразительному чтению:
а) выбор интонации, отражающий характер текста: Слайд 14.
гневная
удивления
шутливая
ироничная
возмущенная.
Учитель: – Выберите интонацию и согласно памятке (памятка: читай выразительно на доске) будете читать, стараясь убедить слушателей в том, о чём написал автор.
б) Скажите, дан ли корове подарок, которым пользуемся мы с вами – дар слова?
Дети: – Нет. Автор сравнивает корову с живым существом, которое умеет разговаривать, чтобы она могла выразить своё возмущение по отношению к Мишке.
ХIII. Работа в парах – выразительное чтение стихотворения. Учитель слушает пары по ходу работы.
XIV. Упражнение на внимание «Черепашка».
Учитель: – Черепашка хочет спать
(пальцы спрятались в кулак).
Черепашка хочет есть
(пальцы вверх) – путать движения, дети должны быть внимательны.
XV. Итог урока.
Учитель: – С каким произведением познакомились на уроке?
Дети: – Стихотворение «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке».
Учитель: – Что нужно для того, чтобы в тетрадке не было непорядка?
Дети: – Писать красиво, стараться.
Дети: – Быть прилежным.
Дети: – Пусть не всё получается, но писать аккуратно.
XVI. Рефлексия. Слайд 15.
Учитель: – Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …
Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
XVII. Домашнее задание. Подведение итогов. Слайд 16.
Учитель: – Подготовить выразительное чтение стихотворения, ответить на вопросы на странице 18. Выполнить творческое задание в печатной основе в тетради по литературному чтению на странице 14.



Предварительный просмотр:

Тема: Состав числа 7

Цель:

  • Создать дидактические условия для непроизвольного запоминания  состава  числа 7.
  • Совершенствовать умение набирать определённую сумму денег, пользуясь различными монетами, и табличные навыки сложения.
  • Научить первоклассников записывать сложение длин отрезков  в виде равенств.
  • Развивать речь, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать умение слушать друг друга, интерес  к предмету.

I. Организационный момент

К нам сегодня на урок математики пришли гости. Поприветствуем наших гостей, поздоровались.

Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.

Вы проснуться все успели?
А теперь тихонько сели.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.

– Ребята, отгадайте загадку.

На дворе снежок идет,
Любим  праздник ….

Дети. Новый год.

Учитель: Ребята, скажите без чего невозможно представить себе Новый год?

Учитель. В этот праздник в каждом доме наряжают елку. И к нам спешит Дед Мороз, чтобы зажечь звезду на нашей ёлочке. Дорога длинная и много препятствий на пути. Я предлагаю помочь Деду Морозу преодолеть все препятствия. Итак, в путь!

II. Устный счет.

1. Нумерация чисел в пределах 10.

Цифры         1        7        4

5        2        9

8        3        6

(Соединить числа в порядке возрастания)

– прямой и  обратный счет(работа с карточками)

- Назовите предыдущее число 4,  7.

- Назовите последующее число 8,  2.

- Какое число стоит между4 и 6, 7 и 9?

- Какое число стоит справа от 4, слева от 7?

- Какие числа являются “соседями” числа 6?

- Я задумала число, оно больше 2 и меньше 4. Какое число я задумала.

2) Игра «Волшебные снежинки»    (СЛАЙД 4)

Учитель. Дед Мороз только сел в сани, а перед санями рассыпались волшебные снежинки. Как вы думаете, что нам надо выполнить?

Учитель: Будьте внимательны. Для работы приготовьте светофоры. (Дети оценивают правильность ответов при помощи светофоров: зелёный цвет – верно, красный цвет -  неверно).

 Учитель. Какое действие выполняли с числами?

Дети. Действие сложения.

Учитель. Как называются компоненты действия сложения?

Дети. Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы.

           Учитель. Расположите значения полученных сумм в порядке возрастания. (СЛАЙД 5)

Дети. 3,  4,  6,  10.

Учитель: На какие две группы можно разбить записанные числа?

3. Актуализация знаний.

1) Повторение  состава чисел 5, 6, 8.

Учитель. На пути Деда Мороза встретились елочки. От сильного ветра все шарики упали. Предлагаю вам нарядить математическую елочку. Чтобы украсить волшебную елочку шарами, вы должны правильно выполнить задания

Внизу шарики для состава числа 5, 6, 8.

III. Постановка темы урока.

А какое число стоит между 6 и 8? (7) А кто сможет догадаться, с составом какого числа мы сегодня познакомимся? Ребята, сегодня мы познакомимся с составом числа 7.  А сможем ли мы с вами собрать елочку, не зная состав числа 7?

IV. Повторение числа 7(работа в тетради)

1. Чистописание (вспомнить как пишется цифра 7)СЛАЙД 2

Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.

                   Семь – точно острая коса,
                 Коси, коса пока роса.

- Открываем рабочие тетради. Дети открывают тетради, произнося все вместе слова:

-Я тетрадочку открою,

 И наклонно  положу.

 Я, друзья, от вас не скрою,

 Ручку правильно держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

 За работу я возьмусь.

- Найду середину верхней стороны клетки. Чуть опущусь. Поставлю точку. Проведу короткую наклонную линию к верхней стороне. Дальше веду линию в правый верхний угол, чуть-чуть прогибая. Затем наклонная линия из угла к середине нижней строки. Отрываю ручку. Провожу посередине горизонтальную короткую линию. ( повторяю несколько раз )

V.Изучение нового материала.

1.Работа с учебником. (стр. 81 № 188)

- Чем похожи рисунки: 1 группа, 2 группа, 3 группа?

- Какого цвета кружочки в 1 группе? Сколько красных, синих кружочков в 1 группе? Сколько вместе красных и синих кружочков? Какое равенство можно записать?

- Работа со 2 группой. Сколько красных, синих кружочков во 2 группе? Сколько вместе красных и синих кружочков? Какое равенство можно записать?

- Работа с 3 группой. Сколько красных, синих кружочков в 3 группе? Сколько вместе красных и синих кружочков? Какое равенство можно записать?

- А чем похожи эти три группы с кружочками?

Связь с жизнью детей.

Учитель: Ребята, скажите, где в жизни вы встречали число 7? (Номер дома, день рождения,  7лет, сестра в 7 классе)

VI. Физкультминутка для глаз.

 VII. Закрепление пройденного материала

  1. Работа с учебником стр. 100 № 234

Записать равенство, которое соответствует каждому рисунку.

- Что изображено в этом задании? Числовые лучи.

- От какого числа идет стрелка?

- В какую сторону она идет?

- Сколько мерок она обхватывает?

- Какое равенство будем записывать?

VIII.   Физкультминутка.СЛАЙД 5

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,  два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

2. Работа с ТПО стр.55 № 100

Что нарисовано в этом задании (фишки домино).Дорисовать круги.

IX.  Логическое задание.  Работа в парах.  Поговорка.

Расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь” – прежде, чем приступить к важному делу, нужно все хорошо обдумать.)

X.  Итог урока.

-Чему вы учились на этом уроке? Какие числа нужно сложить. Чтобы собрать нашу елочку? Вы все сегодня хорошо поработали, скажем, друг другу СПАСИБО.

Стихи для детей:

В сказках Цифра Семь живет,

В гости всех детишек ждет,

Гномов семь и семь козлят

С ними поиграть хотят.

***

Сколько дней в неделе?

Семь. Хорошо известно всем.

Друг за дружкою идут,

Всех по-разному зовут.

***

К ноткам цифра семь пришла,

Семь им звуков принесла.

Стали нотки распеваться

В звуки стали наряжаться.




Предварительный просмотр:

 «Люблю березку русскую»

Цель:

1.Формирование патриотического сознания;

2.Воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке – символ   России.

Задачи:

1.Дать представление о самом почитаемом дереве  в России – берёзе;

2.О значении её в жизни человека;

3.Знакомство со стихами, песнями о берёзке;

4.Воспитание любви к русской берёзке, бережного отношения к ней.

Березу милую,  родную издавна считают символом России -нашей Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. С чего начинается Родина? Наверное, с белых берез! Зеленокудрая, она привлекает наш взор, вызывает искреннее восхищение, пробуждает искренние и нежные чувства, рождает ощущение необыкновенной радости, нежности, простора и полноты жизни.

Недаром береза - излюбленная тема русских народных сказок, песен, легенд. А сколько загадок, пословиц, поговорок сложено мудростью народа о березе.

Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали поэты и художники свои лучшие произведения.

Без березки мы не мыслим нашу Родину. Береза- символ России. Трудно себе представить без березы пейзаж нашей родины. С глубокой древности она была любимым деревом славян.

Первое дело- мир освещать,

Второе дело-крик утешать,

Третье дело- больных исцелять

Четвертое дело-чистоту соблюдать.


Давно прошли те времена, когда мир освещали лучиной, а ее делали из березы. Вот ее первое дело.

А кто из вас слышал, как пищит и скрипит несмазанная телега. Телег-то теперь почти не осталось. А раньше несмазанную телегу за версту было слышно. Как этот крик утешить? Смазать телегу дегтем. А деготь опять же из березы. Вот ее второе дело.

Много за свой век довелось увидеть березе. Во время Великой Отечественной войны фронтовым радиостанциям давали позывные . И не было полка, дивизии, корпуса, армии, где бы молоденькая, стройная, как березка, радистка не кричала в трубку полевого телефона:

-Я- береза!

-Я –береза!

 Отвечайте!

Сколько приказов, сводок передала эта «береза».

А сколько радостных известий она передала? А сколько печальных?

А было и так, что контрольный пункт окружали немцы. И тогда все слышали: «Я не успеваю сжечь документы. Бейте прямо по высоте. Огонь на меня!

Я -береза!

Я - береза!»

Так и не вернулась с поля боя березка.

Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
На изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.

И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим.



О войне напоминают деревья-памятники, посаженные в честь погибших, Горит Вечный огонь.

Для меня береза-часть России,

Есть она, и будет, и была…

Вот березку росы оросили,

И стоит она белым -бела.

Сколько раз осколки били в каску,

Но живым я вышел из огня:

Верил я не в присказку, не в сказку,

А в березку, ждущую меня.

Ты, березка, искренне поведай

Эту быль подснежникам весны,

Как ждала меня, ждала с победой

Сорок с лишним месяцев с войны!

Снова у родного перекрестка

Я стою, взволнованный с утра,-

Вот она, заветная березка,

Светлый образ света и добра!

В суровые годы Великой отечественной войны береза согревала душу нашим воинам, радовала своей красотой и напоминала о родном доме, так как нет в России места, где бы не росла русская березка.

 А сколько раненых исцелил березовый сок. Вот и третье дело - больных исцелять.

Ну а Четвертое дело- «чистоту соблюдать»: ведь из березы самые лучшие метлы и банные веники получаются.

Дел то у березки гораздо больше. Из бересты делали короба, туески, в них можно было носить и воду, и квас, и щи.

За грибами и ягодами отправлялись – опять же кузовки, лукошки из бересты брали.

А сколько деревянных игрушек, скульптурок, ложек делали русские умельцы из березы. При раскопках в Великом Новгороде нашли 420 берестяных грамот. Вот какое чудесное дерево береза.

 Нет дерева в России, которому бы так повезло в музыке и поэзии, как березе.  

«Что такое Родина?»-

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина-

Милая Россия,

Нет на свете Родины такой»

В сердце ты у каждого,

Родина-Россия!

Белые березки, колос наливной,

Нет тебя привольней, нет тебя красивей,

Нет другой на свете Родины такой!

«Россия»- слово звонкое и чистое, как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как береза! Дорогое, как мама!

Какой русский человек не любит русскую березу! Она как хороший человек: собою пригожа, стройна, белолица. Молодые, тоненькие, прямые березки похожи на стройных с гибкой талией, с русыми косами, светлооких русских девушек.

Но красоту русской березы воспевали в своем творчестве не только поэты и музыканты. Великолепны и произведения наших художников.
Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное деревце. Оно ведь живое!

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы,

И капли сока, словно слезы,

Текли прозрачною струей.

 Где бы не росла береза, всюду она приносит людям радость и свет. Я надеюсь, что вы вырастете добрыми. Чуткими, здоровыми и сильными, Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас становилась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники, стояли березовые рощи, убранные, ухоженные, как дворцы, и шелестели своей изумрудной листвой!

Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней.


Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется: в шуме березы
Есть русская наша душа

СПАСИБО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Освоение способа действия для определения падежей»

Ознакомление  учащихся с названием падежей и их вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении....

урок русского языка по теме " Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце имён существительных" . ( 4 класс "Школа 2100")

В данном   уроке  даны материалы, предназначенные для групповой работы и работы в паре; направленные на развитие у учащихся умения анализировать и сравнивать, выводить алгоритм ...

Конспект урока с презентацией по теме "Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов"

Конспект урока с презентацией по теме "Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Презентация "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"...

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"" (4 класс)...

Урок русского языка в 4 классе "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных"

Урок русского языка в 4 классе "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных"...