Конспект классного часа "Мои права и обязанности"
классный час (4 класс) по теме

Храпунова Ирина Витальевна

У каждого школьника будь он в первом или в четвёртом классе, есть свои права и свои обязанности. Благодаря разработанному конспекту вы сможежите рассказать вашим ученикам, какие права и обязанности у них есть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мои права и обязанности»

Цели

  • развитие умения отстаивать свои права;
  • развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • воспитание чувства ответственности;
  • умение применять знание прав и обязанностей на практике. 

   

Предметные:

  • закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;
  • учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организаци-онный

 

 1. организация рабочего  места

 

2. мотивация

 

3. целеполагание

- словесный

- работа с презентацией

-работа с аудиозаписью

1-2 мин.

-Доброе утро! Все готовы начать урок?

-Хорошо, тогда присаживайтесь на свои места.

-Ребята, давайте с вами сейчас выясним тему нашего занятия, прослушав, очень интересную песенку. (играет песня: «Я имею право»)

-И так, какая же у нас сегодня тема занятия?

-Отлично! Тема нашего занятия, звучит так: «Мои права и обязанности»

 -А какие мы поставим цели перед собой?

-Молодцы. Сегодня мы ставим такие цели как:

  • познакомиться с понятие право;
  • развивать умения отстаивать свои права;
  • узнать какие существуют права и обязанности у детей.

- Сегодня мы поговорим об одной из важных тем, как ваши прав и обязанности.

О том, что вам можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право, а на

что нет.

-приветствовать учителя

-отвечать на вопрос

-высказывать предположения

Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

II. Постановка учебной задачи и ее решение

инсценировка

-бесседа

Рассказ, работа с презентацией

Работа с понятиями

Физминутка

 

-игра «Найди права»

Беседа

Упражнение «Мои права»

Рассказ

30 мин.

- Если ты не согласишься со мной играть, я тебя из комнаты не выпущу.  

-Не имеешь права! Что я тебе крепостная что ли? Хочу - играю, хочу - не играю – возмущённо ответила Даша. 

-Как вы считаете, права ли Даша? 

-Правильно.

Вот если бы она жила 200 лет тому назад и была бы крепостной, то её хозяева могли бы приказать её играть с ними тогда, когда им захочется. А в современном обществе всё не так. 
-
В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. 
Где бы не жил человек, какие бы роли он не исполнял он, прежде всего, – человек, личность. Так же как и все вы- люди, а значит каждый из вас- это индивидуальная личность. А у каждого человека есть права, личные права человека. Они принадлежат только тем кто был рождён человеком, и эти права отнять нельзя.

- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право?

-Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?

- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

- Устав школы

-Права человека определены и гарантированы в нескольких правовых документах. В таких как:

  • Всеобщая декларация прав человека
  • Конвенция Европейского совета о защите прав и свобод человека
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Конституция Российской Федерации

- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности.

-А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).

-Все мы в детстве любим, читать и слушать сказки. Но оказывается, даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев нарушены.

  1. Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь , желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь)
  2. Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала.Какое право человека было нарушено в этой сказке? (право на отдых и досуг)
  3. Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)
  4. Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? (право на образование)
  5. Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках.(Право на свободу)
  6. Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет… (Право на жилище) 

-Все права, которые вы назвали, имеются у каждого из вас. Например, такое право как: Право на жизнь. Это право есть у всех нас, и лишить его, нас никто не может.

Право на свободу,  Право на образование, Право на жилище, Право на медицинскую помощь, Право на свободу слова и тд. 

-Сейчас мы будем называть права, а вы должны определить, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника? 

  1. право на жизнь; (ч)
  2. право на бесплатное образование; (ш)
  3. право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)
  4. право на получение дополнительного образования; (ш)
  5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)
  6. определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)
  7. права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)
  8. право посещать школьные мероприятия; (ш)
  9.   право на отдых; (ч)
  10.  достоинство личности; (ч)
  11. право на социальное обеспечение; (ч)
  12.  право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)
  13.   право на обучение по индивидуальным программам; (ш)
  14.  право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)
  15.  право на неприкосновенность жилища; (ч)
  16. свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г
  17.   право на выбор образовательного учреждения; (ш)
  18.   право вступать в общественные организации; (ч)
  19.  право пользоваться родным языком; (г)
  20. свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)
  21.  право на свободу слова; (ч)
  22. право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)
  23.  право на свободный труд; (ч)
  24.  право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)
  25.  свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)
  26. право на информацию; (ч)
  27.  право частной собственности; (ч)
  28.  право на предпринимательскую деятельность; (ч)
  29.  право на жилище; (ч)
  30.  право на доступ к культурным ценностям; (ч)

-Молодцы.

-А вы знаете, что у школьников в школе существую свои права?

-А кто, знает какие это права?

-Права учащихся образовательных учреждений определены в государственном Законе «Об образовании» и соотносятся с правовым документом международного значения - Конвенцией ООН о правах ребенка, в том числе школьника. Выбрав школу, родители и ученики могут при желании ознакомиться с Уставом данного учебного заведения и Правилами внутреннего распорядка. По общему требованию выписки из Устава и школьных Правил внутреннего распорядка размещаются на стенде для всеобщего обозрения. Основные права школьника следующие:

  • право на бесплатное образование, соответствующее определенным государством образовательным стандартам;
  • право на выбор образовательного учреждения, формы обучения и возможность досрочной сдачи экзаменационных работ;
  • право на признание личности без дискриминации по любому из признаков и право на неприкосновенность;
  • право на пребывание во время образовательного процесса в приемлемых условиях (безопасная и комфортная обстановка, качественное питание);
  • право на выражение собственных убеждений в корректной форме;
  • право на обучение на родном языке;
  • право на объективную оценку знаний и умений;
  • право на доступ к информационным ресурсам школы, к примеру, к книжному фонду библиотеки;
  • право на посещение дополнительных занятий, факультативов и кружков, включая платные;
  • право на отдых в каникулярное время, в выходные дни и в перерывах между уроками;
  • право на участие в школьных общественных объединениях, не имеющих религиозной или политической направленности. Этим правом обладают дети старше восьми лет;
  • право на участие в управлении образовательным учреждением. В случае несогласия с каким-либо решением администрации, учащийся может обратиться в уполномоченные госорганы;
  • право на перевод в другое образовательное учреждение.
  • -А какие есть обязанности?

-Наряду с правами у каждого школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять:

  • соблюдение Устава школы, Правил внутреннего распорядка;
  • следование указаниям администрации учебного заведения и учителей, уважительное отношение к учащимся и сотрудникам;
  • посещение уроков согласно расписанию, своевременная явка на занятия;
  • добросовестное отношение к учебе;
  • предоставление справки от медицинского работника или объяснительной записки от родителей в случае отсутствия ребенка на уроках;
  • ответственное отношение к общему имуществу учреждения, соблюдение порядка в здании и на территории учебного заведения;
  • соблюдение опрятности в одежде;
  • забота о здоровье и собственной безопасности, выполнение правил техники безопасности.

-Какие последствия влечет за собой неисполнение обязанностей?

Чтобы не попасть в число нарушителей дисциплины, необходимо, чтобы ребенок хорошо ориентировался в нормах и правилах поведения конкретного общеобразовательного учреждения. Нарушения дисциплины учащимся влечет применение к нему определенных мер:

  • замечание;
  • требование публичного извинения;
  • условное исключение из общеобразовательного учреждения;
  • исключение из школы.

Целенаправленная работа по ознакомлению с правами и обязанностями младших школьников проводится педагогом или представителем администрации на внеклассных занятиях и в процессе проведения общешкольных мероприятий.

- отвечать на вопрос

- слушать рассказ

Слушать

Отвечать на вопросы

Слушать

-выполнять задание

- слушать внимательно

-отвечать на вопросы

-высказывать предположения

-слушать                      - отвечать на вопросы.

-слушать

-отвечать

на вопрос

слушать

Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

III.Заключительная часть.

 Рефлексия

-одобрение

-похвала

-вручение грамоты

13 мин.

-Сегодня, мы с вами познакомились лишь с частью ваших прав и обзянностей. На самом деле их много. И эту тему вы будите изучать еще в старших классах немного поподробнее.

-Сейчас, вам раздадут карточки, на которых есть вопросы, вы должны на них ответить.

1)Какие права ты имеешь?

2)Что обязан делать ученик?

3)С какими нарушениями ты чаще встречаешься, прав или обязанностей?

4)Зачем придумали права и обязанности для людей?

Отвечать на вопросы, высказывать свое мнение

Л. - умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

Л. - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Наши права и обязанности"

Презентация к классному часу "Наши права и обязанности" для 1-4 классов...

Конспект классного часа во 2 классе «Права и обязанности»

В данной работе содержится материал по теме...

Конспект классного часа. Тема:«Правила дорожного движения», 4 класс

Конспект занятия«Правила дорожного движения»Цель деятельности учителя: формирование у детей представления о безопасности дорожного движения, повторение правил дорожного движения и значения...

Конспект классного часа. Тема: "Правила дружбы"

Конспект классного часа  Цели: формирование знаний о правилах дружбы....

Сценарий классного часа" Мои права и обязанности"

В ходе мероприяти ребята знакомятся со своими правами и обязанностями....