Статья "Формирование толерантности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Пудовкина Жанна Викторовна

В статье "Формирование толерантности у младших школьников в учебно - воспитательном процессе" отражены основные задачи.принципы, условия формирования толерантности у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tolerantnost.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Пудовкина Жанна Викторовна,учитель начальных классов

Разделы: Общепедагогические технологии

Сегодня воспитание толерантности должно стоять на первом месте в деятельности всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.

Школа большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном возрастеу ребенка должны быть сформированы гуманистические ценности и возможность к толерантному поведению.

В современном мире только толерантная личность, способна конструктивно решать конфликты, а не уходить от их, готова работать и жить в непрерывно меняющемся мире, способна активно разрабатывать свои стратегии поведения,осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Организация учебно-воспитательного процесса детей младшего школьного возраста на толерантной основе предполагает следующее:

  • ненасильственное взаимодействие между людьми;
  • уважение прав другого человека;
  • обучение взаимодействию без конфликтов;
  • сотрудничество между школьниками;
  • взаимодействие школы и семьи по проблемам воспитания в духе толерантности.

В книге «Дорога к миру» Б.Э. Риэрдон  указывает, что тема толерантности должна быть сквозной во всех изучаемых дисциплинах. Автор выделила семь областей обучения толерантности.

  • Толерантность. Младшие школьники должны получать знания о случаях оскорбления человеческого достоинства, о массовых проявлениях нетерпимости;
  • Знакомство.Учащиеся начальной школы должны получать знания об истории и культуре национальностей, составляющих наше многонациональное государство.
  • Уважение различий. Программы начальной школы должны давать возможность учащимся изучать различные мировые культуры
  • Понимание индивидуальной неповторимости. Индивидуальные особенности группы людей или человека должны уважаться и рассматриваться как проявления уникальности каждой личности.Принципы, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и в других международных правовых документах, должны изучаться младшими школьниками.
  •  Взаимодополняемость как основная черта различий. В школьных программах следует выделить тот факт, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, помогая преодолевать слабость и разобщенность в человеческом сообществе.
  • Взаимосвязь как основа совместных действий. Учащихся начальных классов необходимо научить строить отношения на основе взаимных договоренностей. Обучая школьников, очень важно показать им, что при разрешении конфликта лучше всего идти по пути нахождения совместного решения.
  • Культура мира. В классах младших школьников следует предоставлять возможность самим ученикам принимать демократические решения, проводить согласительные процедуры и решать конфликты мирным путем.

Формирование толерантности у младших школьников должно основываться на следующих принципах:

  • формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности;
  • развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
  • сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с особенностями культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.;
  • воспитание активной жизненной позиции.

При формировании толерантности у младших школьников необходимо учитывать следующие педагогические условия:

  • организация толерантного пространства в образовательных учреждениях;
  • повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров;
  • актуализация мотивационной подготовки педагогического коллектива к организации толерантного пространства в школе;
  • организация жизнедеятельности детей начальной школы на толерантной основе с использованием специальных методов, приемов, форм работы.

При формировании толерантности у учащихся начальной школы необходимо учитывать не только толерантность, но интолерантность. Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.

Существуют некоторые различия между этими понятиями:

  • Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих;
  • Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей
  • Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него зависят. Он стремится снять ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда отвечают за свои поступки.
  • Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую.. Есть только два «сорта» людей – плохие и хорошие. Им трудно относится к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
  • Ориентации на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих.
  • Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.
  • Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жестокая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.

Литература

  1. На пути к толерантному сознанию /Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2000.
  2. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.
  3. Рожков М.Н. Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".

В докладе описаны методы формирования самооценки у детей  4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Развитие внимания у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. На протяжении школьного возраста в формировании внимания происходят существенные...

Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...