Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»
методическая разработка на тему

Захарова Екатерина Викторовна

Социальная и педагогическая значимость: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе.  Показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей и поэтому ему необходима помощь и психологическая поддержка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shefer_zaharova_metodicheskaya_razrabotka.docx52.8 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

     «Гимназия № 12 Краснооктябрьского  района  Волгограда»

   400105,  Волгоград,

   ул. им. маршала Ерёменко,  116 а                                  тел. (8442) 28-30-10


Методическая разработка
внеклассного мероприятия с элементами тренинга

по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ

«Дарите людям доброту!»

 

Автор: Шефер Наталья Владимировна
учитель начальных классов МОУ гимназии № 12
Захарова Екатерина Викторовна
учитель начальных классов МОУ гимназии № 12


                                                    Волгоград, 2018

Пояснительная записка

        Название мероприятия:  внеклассное мероприятие  «Дарите людям доброту!»
        Возрастная аудитория:
3-5 классы (8-11 лет).

        Форма проведения: внеклассное мероприятие с применением упражнений с элементами тренинга.

        Тип внеклассного мероприятия: открытие новых знаний на основе жизненного опыта и полученных знаний.
        Продолжительность проведения мероприятия: 45 минут.

        Практическое применение: данный материал могут использовать классные руководители младшего и среднего звена а также педагоги  –психологи  и социальные педагоги для проведения внеклассных мероприятий.
        Социальная и педагогическая значимость:
сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе.  Показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей и поэтому ему необходима помощь и психологическая поддержка.

Методы: словесные (проблемные ситуации, вопросы, беседа, викторина), упражнения, наглядные.

        Цели мероприятия:

- формировать представление о здоровье как о главной ценности человеческой жизни;

- пропагандировать инклюзивное образование в общеобразовательных

школах;
-
формировать у детей  позитивное отношение  к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни;

- способствовать развитию у учащихся необходимых коммуникативных навыков для общения с людьми с ОВЗ.

        Задачи:

Обучающие:

- научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья ;
- научить правильно взаимодействовать обучающихся с их сверстниками с ограниченными возможностями здоров и инвалидностью;

- сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;

- разъяснить учащимся о правах людей с инвалидностью;
- обучать навыкам группового взаимодействия.
Развивающие:

- развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- способствовать развитию нравственных качеств учащихся;

- развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Воспитывающие:

- пробудить в детях чувство милосердия, сопереживания и готовности помочь людям, попавшим в беду;

- воспитывать толерантность.

        Методические рекомендации в подготовительный период: подготовку к мероприятию необходимо назначать за две-три недели до предполагаемого дня проведения мероприятия:                                                                            

- проведение экскурсии по теме «Доступная среда в нашей гимназии»;

- чтение литературы об инвалидах.

        Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная работа в группах; наблюдение; сбор информации; обработка собранной информации; творческая работа.

        Прогнозируемые результаты: 

-ученики получат представление о том, как можно оказывать помощь инвалидам;

- формирование у учащихся толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;

- учащиеся научаться относится к здоровью как к самой главной ценности человека.

 Оборудование (перечень реквизита):

        Инвентарь:

-  социальные видеоролики, «Твори добро», «Доступная среда», презентация с фотографиями известных людей с ограниченными возможностями.

- аудиозапись песни  «Твори добро» слова Александра Гетуна,
- инвентарь для упражнений (моток  веревки, костюмы, предметы для подарков, карточки (кружки красные и черные), карточки со словами и выражениями,  рисунок «Дерево толерантности».

        Техническое обеспечение:

- ноутбук;
- колонки;
- проектор.

        

1.Организационный момент. (1 минута).

2.Вступительная часть (5 минут).

Учитель:  «Здравствуйте!» Любую нашу встречу, мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.  Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы бесценный дар, который так легко потерять. Необходимо научиться  беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся  не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим — желаем и себе.

— Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

  К сожалению, на нашей планете есть немало людей   обделенных   физическим здоровьем, т.е. эти люди  с ОВЗ и инвалиды. Они стали ими с  рождения или в результате перенесенной  болезни или  травмы. В  1992 году Организация Объединенных Наций приняла решение о праздновании Международного дня инвалида. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия.
— Кто же это такие — инвалиды? (Ответы детей)

-Инвалиды — это люди, возможности, здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

— А вы сами видели когда-нибудь таких людей? (Ответы детей)

— Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Таких людей  много. Это и взрослые и дети.

— Как мы должны относиться к таким людям? (Ответы детей)

Учитель: Люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все. Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Ограниченные физические возможности не означают ограничение по интеллекту, отзывчивости, таланту.
Как и все они нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью. Наше государство старается помогать этим людям, тем самым облегчая им жизнь.

социальный видеоролик «Доступная среда»

Сейчас мы посмотрели с вами небольшой ролик, в котором повествовалось о том, как государство создает все возможное, чтобы облегчить жизнь инвалидов, создать условия для их полной социализации в обществе.

  Так мы с вами недавно проводили экскурсию по нашей гимназии и увидели, как много в ней сделано для того, чтобы в ней смогли учиться инвалиды и дети с ОВЗ. Ведь наша школа вошла в государственную программу «Доступная среда». Ребята, а кто скажет, что же в гимназии сделано для того, чтобы в ней смогли обучаться дети инвалиды (ответы детей).
- Но самое главное для этих людей в наше время не только приспособления, которые облегчают им жизнь, а отношение людей (психологическая атмосфера в обществе).

 Так мы с вами недавно проводили экскурсию по нашей гимназии и увидели, как много в ней сделано для того, чтобы в ней смогли учиться дети с ОВЗ. Ведь наша школа вошла в государственную программу «Доступная среда». Ребята, а кто скажет, что же в гимназии сделано для того, чтобы в ней смогли обучаться дети инвалиды (ответы детей).
- Но самое главное для этих людей в наше время не только приспособления, которые облегчают им жизнь, а отношение людей (психологическая атмосфера, которая царит в обществе). Этим людям очень важно ваше понимание, поддержка и доброта.
- Ребята, как вы думаете, а чем бы вы могли помочь детям-инвалидам, например, тем, которые учатся в нашей гимназии.
Примерные ответы учащихся:
-поделиться игрушками,
-помочь одеваться и раздеваться,
-почитать книжки,
-рассказать смешную историю и т.д.

Почему же сегодня стремление делать добро считается чудом в нашем обществе?
Почему на улице не каждый подойдет к человеку, которому требуется помощь? 
Почему многие из нас не знают слова сострадание?
Моральное здоровье общества можно оценить по тому, как оно относится к наименее защищенной его части - старикам, детям и инвалидам. Сегодня для инвалидов начали создаваться относительно благоприятные условия со стороны государственных органов, но готовы ли сами люди принять эту категорию граждан в качестве равноправных членов общества?

Ребята,  а  что значит, быть милосердным и добрым? Да, доброта - особое состояние души, когда человек способен прийти на помощь. Но не каждый может почувствовать чужое горе и пожертвовать чем-то для людей. А без этого не может быть ни доброты, ни милосердия, ни толерантности.
Какие качества толерантного человека вы можете назвать?
(учащиеся называют различные качества: сострадание, великодушие, совесть и т.д.)


социальный видеоролик  «Твори добро».

3.Упражнения (30 минут)

1.Упражнение   – эксперимент с элементами тренинга.

Цель упражнения: довести до сведения учащихся о трудности положения инвалидов.

Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?
За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

Проведем небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 ученика.
Учитель дает задание:
Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия упражнения: что вы почувствовали во время проведения упражнения? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
Как вы думаете,  зачем я вам предложила  выполнить это упражнение
?

2.Упражнение - ситуация  с элементами тренинга.

Цель упражнения: довести до сведения учащихся о социально-правовом положении инвалидов в обществе, бытовых трудностях, с которыми они сталкиваются и о необходимости поддержки для этой группы людей.
Научить учащихся  правильно поступать в различных ситуациях,  которые могут произойти с людьми с ограниченными возможностями.

Оборудование: красные и черные кружки.
- Как нам стать терпимее к людям (толерантными)? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, которые очень часто происходят с людьми с ограниченными возможностями, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое высказывание, черный – второе.

 СИТУАЦИИ:

1.Ты опаздываешь на встречу с друзьями. На пути у тебя встречается слепой человек, который просит тебя перевести через дорогу:

- переводишь его через дорогу, одна минута ничего не решит;

-  вежливо откажешь ему скажешь, что тебе некогда.
2. К тебе подходит ребенок-инвалид и хочет с тобой пообщаться:

- естественным образом разговариваешь с ним;

- отходишь от него и не знаешь, что сказать.

3. Ты видишь на улице, что у проходящего мимо мужчины упал один из костылей, и он безрезультатно старается его поднять самостоятельно:
-  помогаешь мужчине и поднимаешь костыль;

-  Делаешь вид, что не заметил этого, поможет кто-нибудь другой.
4. Коляска ребенка - инвалида   застревает на трамвайных путях:
- зовешь на помощь взрослых, потому, что на трамвайных путях опасно;

- приходишь на помощь ребенку самостоятельно.
Рефлексия упражнения:

- Какие новые знания вы получили благодаря выполнению этого упражнения? (Иногда можно помочь инвалидам самостоятельно, а в особых случаях можно позвать на помощь взрослых).

3.Упражнение с элементами тренинга  «Паутина предрассудков».


Цель упражнения: развенчать предрассудки и предубеждения в отношении инвалидов.
Оборудование: моток веревки.
 Педагог рассказывает о негативной роли предрассудков, предубеждений в отношениях между людьми и по отношению к инвалидам.
(Предубеждение — отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок — такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях).

-Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным.
- Предлагается кому-то из участников сыграть роль инвалида. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные им стереотипы, негативные представления, связанные с инвалидностью. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «инвалида», веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока тот не сможет пошевелиться.


ПРИМЕРЫ НЕГАТИВНЫХ ПРЕДРАССУДКОВ:

Интеграция инвалидов в обществе невозможна. Они все равно не такие как все.

Жизнь инвалидов бессмысленная.

Все инвалиды – психи. А все психи – умственно отсталые.
Инвалиды неполноценные. Они не могут учиться как все, жить как все, чувствовать как все.

Родители детей – инвалидов – это наркоманы и алкоголики.
Все инвалиды страдают и мучаются.

Дети – инвалиды даются за грехи их родителям.
Если инвалиды будут учиться в общей школе, здоровые дети будут деградировать.
Инвалиды могут быть заразны.
Инвалиды портят генофонд страны.
Родители детей инвалидов не занимаются их лечением. Если начать лечить ребенка – инвалида с первых дней жизни усиленно, то его можно вылечить.

и т.д.

 Далее педагог спрашивает у участников: «Как вы думаете, что чувствует «инвалид»?
После обсуждения необходимо распутать «инвалида». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину.

ПРИМЕРЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ:
Инвалид такой же, человек, как и все, только жить ему гораздо труднее, чем здоровому человеку.
Обычно инвалиды более добрые и отзывчивые, чем обычные люди, потому, что они  много испытали  в жизни.
Инвалидом, к сожалению,  может стать каждый! От этого никто не застрахован.
Инвалидность не приговор, а лишь дополнительное препятствие в жизни и т.д.
После обсуждения необходимо распутать «инвалида». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину. Упражнение заканчивается, когда «инвалид» полностью освобождён от паутины предрассудков.

Рефлексия упражнения:

 Вопрос к участникам, какие у вас возникли чувства, когда вы выполняли упражнение? Как вы думаете, как себя чувствовал ребенок, который выполнял «роль инвалида»? Почему? Что помогло смягчить данную ситуацию?

4.Упражнение с элементами тренинга  «Слепой, глухой, немой».

Цель упражнения: погрузить совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развивать принятие, помочь понять глубинные причины дискриминации, подводные камни и возможные последствия.

Оборудование: костюмы, предметы для подарков.
Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо сыграть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии:

1 человек: не двигается, не слышит, но говорит и видит;

2 человек: не говорит, не слышит, но двигается и видит;

3 человек: не говорит, не видит, но слышит и двигается.

Задания для коммуникации: вы собрались на праздник, нужно договориться, в какие костюмы оденетесь и  какой возьмете подарок.
Группа не должна помогать. По окончанию первой части упражнения можно предложить попробовать выполнить упражнение другим участникам группы.

 Рефлексия упражнения: трудно ли вам было поставить себя на место другого человека и понять его переживания? Почему?

5. Упражнение об отношениях и осведомлённости.


Цель упражнения: расширить и пополнить знания учащихся о людях с ограниченными возможностями.

Оборудование: красные и черные кружки.
Разделить участников на группы попарно и попросить их прокомментировать правильность или неправильность утверждений. Требуется, чтобы участники объяснили, почему они считают утверждения правильными или неправильными. Правильное утверждение учащиеся поднимают красный круг, неправильное – черный.
УТВЕРЖДЕНИЯ:

-Большинство лиц с ограниченными возможностями являются пользователями колясок.
-70% лиц с ограниченными возможностями трудоспособного возраста являются безработными.

-Когда встречаетесь со слабовидящим или слепым человеком, то всегда рассказывайте о себе.

-Все слепые люди любят носить темные очки.

-Когда разговариваете с человеком, пользующимся слуховым аппаратом, вы всегда должны говорить громче.

-Когда вы помогаете человеку с ограниченными возможностями, вам следует всегда спрашивать какая у него (неё) проблема (что с ним (ней) не так).

-Чтобы открыть туалеты, которыми пользуются люди на колясках, нужны специальные ключи.

-Если глухой человек не понимает то, что Вы сказали первый раз, то Вам следует повторять то же самое до тех пор, пока он (а) не поймет Вас.

-Слепой человек слышит лучше, чем зрячий человек.

-Невидящие люди могут работать на компьютере.

-Умственные способности лиц с синдромом Дауна не могут быть выше умственных способностей ребёнка десяти лет.

-Все глухие хорошо читают по губам.

-Неслышащие люди могут танцевать.

-Если у человека, у которого эпилепсия, судороги, то вам надо что-то положить ему (ей) в рот.

-Человек с инвалидностью может быть рок-звездой (знаменитым художником, ученым, артистом, политиком)

Рефлексия упражнения: трудно ли вам было выбирать правильные утверждения? Почему? Что вам для этого не хватало?


6.Упражнение о значении (силе) слова.


 Цель  упражнения:  обсудить терминологию, употребляемую для описания лиц с ограниченными возможностями, и выделить слова, использование которых предпочитают лица с ограниченными возможностями, а какие слова могут их обидеть.

Оборудование: карточки со словами и выражениями.
  Разделить участников в 2 группы, попросить их изучить список слов и сказать насколько позитивным или негативным или нейтральным образом видится им словесный портрет. Попросите их объяснить причину, почему они так думают.

ВЫРАЖЕНИЯ:


колясочник (привязанный к коляске)

инвалид (нетрудоспособный)

калека

физически  неполноценный

умственно неполноценный

труднообучаемое лицо

психически больной

человек с ограниченными возможностями

особый ребенок

люди с ограниченными возможностями здоровья
Рефлексия упражнения: итак, ребята вы правильно выбрали позитивные слова, которые можно применять к инвалидам. Вам их нужно запомнить и применять в своей речи в повседневной жизни.

7. Упражнение-викторина «Их знает весь мир».

Цель  упражнения:  довести до сведения учащихся, что среди инвалидов очень много талантливых и  волевых людей, которые оставили великий вклад в истории человечества.

Оборудование: презентация с фотографиями известных людей с ограниченными возможностями.

Учитель читает описание известного человека, ученики стараются отгадать его.
- Великий немецкий композитор, который полностью потерял слух, но, несмотря на это именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. (Людвиг ван Бетховен)

- Одна из известных незрячих людей, которая была известна как ясновидящая и предсказательница. Она в 12-летнем возрасте потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. ( Ванга)

-  Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации ног и стал летать с протезами. Летчик, по истории жизни которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. (Алексей Маресьев)
- Инвалид с рождения, он достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном, причем после многочисленных побед на соревнованиях для инвалидов он добился права соревноваться с полностью здоровыми спортсменами и достиг больших успехов. (Оскар Писториус)
- Известный ирландский художник инвалид с рождения. Фактически, полноценно  управлял только левой ногой. И именно ею он и начал рисовать и писать. (Кристи Браун)
- 32-й президент США, единственный избиравшийся более чем на два срока, в детстве перенес полиомиелит и передвигался в инвалидном кресле. (Франклин Рузвельт)

Рефлексия упражнения: как вы думаете много известных и  талантливых людей в мире были или являются инвалидам?  О чем это нам говорит?

(Ответы детей: ограниченные физические возможности не означают ограничение по интеллекту, таланту или силе воли. Среди инвалидов много ученых, музыкантов, параолимпийцев).

4.Итог мероприятия (2 минуты)

Учитель. «Наше мероприятие подходит к концу. Конечно,  мы не сможем в одночасье сделать толерантным, ни свое,  поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении».

Не будьте безразличны к инвалидам,
К тем людям, покалеченным судьбой.
Нам боли их порой не сразу видно,
Достаточно услышать их порой.
Поступок человека славит,

Что блеском отражается в глазах.
И пусть здоровья обществу прибавит

5.Рефлексия: «Дерево толерантности» (7 минут)

Инструкция: У каждого из вас на парте есть цветные листочки, Напишите на них, что, по – вашему мнению, надо сделать каждому из нас, чтобы ваш класс, (лично вы) стали толерантными, то есть, чтобы отношения к людям с ограниченными возможностями стали как можно, более толерантными.
Затем листочки «приклеиваются» на дерево.
(Дерево нарисовано на ватмане).


Аудиозапись песни  «Твори добро»
слова Александра Гетуна.

Учитель. Молодцы! Спасибо за активную работу! Я думаю, каждый из нас возьмет для себя что - то из сегодняшнего занятия. И важно  не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените свое отношение к людям с ограниченными возможностями!

И закончить наше  мероприятие я хочу словами: «Только доброта и любовь — вот что нужно каждому на нашей планете. Это лечит от самых страшных болезней, спасает в самых диких условиях и, главное, наполняет нашу жизнь смыслом и счастьем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»

Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Уроки Доброты"

В работе представлена разработка классного часа для младших школьников...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Любовь, добро, толерантность"

Пояснительная запискаОпыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочно...

Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"

Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по пропаганде использования детьми-пешеходами световозвращающих элементов в рамках Всероссийской акции «Я ЗАМЕТЕН!» (для младших школьников, 1-4 класс)

Задачи:-          вовлечение детей в деятельность по пропаганде правил безопасности дорожного движения, развитие их творческих способностей;-    ...