Конспект классного часа в 4 классе на тему "Щедрость и жадность"
классный час (4 класс) на тему

Ситкина Анастасия Сергеевна

Конспект классного часа в 4 классе на тему "Щедрость и жадность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

 

Классный час по теме «Щедрость и жадность»

Цели: понятиями ознакомление учащихся с ценностью «щедрость» и понятием «жадность»;

  • привитие детям стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми;
  • формирование у ребенка бескорыстного отношения к окружающему миру. 
  • способствовать развитию навыков нравственной саморефлексии.

Планируемые результаты:

Личностные:

Дать понять учащимся, почему так важно благодарить и быть признательным;

Предметные:        

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, умение работать самостоятельно;

Метапредметные:

Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал (карточки с ситуациями, листочки для записей, сердечки).

Этапы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

словесный: слово учителя

1 мин

Добрый день, дорогие ребята. Хочется, чтобы мы с вами сегодня на нашем уроке «Самопознание» стали необыкновенными, добрыми и щедрыми волшебниками. 

Приветствие учителя

Выполняют задание учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Актуализация знаний

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

4 мин

Сегодня на нашем уроке «Самопознание» мы будем говорить об очень важной духовной ценности.

Стихотворение Л. Татьяничева 

Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют…

Не просят хлеба для себя колосья…

Дома не для себя хранят уют…

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя…

Что, чем щедрее отдаёшь ты людям,

Тем краше, радостней живешь ты для себя!

 

Вопросы для обсуждения:

- А для кого плодоносят деревья?

- Почему колосья не просят хлеба?

- Что такое бескорыстие?

- Как проявляется великодушие?

- Как мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость? (Скряга, скупой, жадина, черствый…).

Жадные люди, даже если они богаты, всё

Время думают о том, что им мало. Им не

Понять, отчего бессребреники хоть и бедны,

А всего имеют в избытке.

Хун Цзычен

Как вы понимаете эту мудрость?

Отвечают на

Вопросы

Высказывают свое мнение

Беседуют с учителем

Постановка темы и учебной задачи

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация

2 мин

Давайте попробуем назвать тему классного часа. Молодцы. Что нам необходимо будет с вами разобрать сегодня и выучить?
Понятие щедрость, жадность, научиться быть щедрыми и реагировать на жадность.  

Определение темы классного часа

Основная часть

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

15 мин

Работа со словарем

Подумайте и скажите, что, по вашему мнению, означает щедрость?

Приведите примеры проявления щедрости (Помощь больному - сбор денег на операцию...........)

Назовите противоположное слово к слову «щедрый». 

 Щедрость – это духовная ценность человека и человечества, которая раскрывает широту и глубину сердца и души. 

Дети работают над определениями ценности «щедрость».

 Щедрый человек – это человек, который оказывает бескорыстную помощь другим.

 Щедрость – это бесценное качество человека.

Щедрость – это оказание человеком бескорыстной помощи другим.

Как вы считаете, какими качествами должен обладать щедрый человек?

Сейчас в нашем мире редко встретишь щедрого и доброго человека. 
Всё потому, что у нас в жизни всё решают деньги, из-за этого люди становятся злыми и жадными. 
Они забывают о том, что нужно помогать друг другу, делать

добро, стараться сделать мир счастливее, а не искать выгоду только для себя. 
Но у каждого человека обязательно есть что-то светлое и доброе в душе, каким бы плохим он не был. 
Так хочется, чтобы люди это поняли и вспомнили как важно добро!

«Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы никто об этом не узнал». Народная мудрость.

 Беседа по содержанию цитаты 

- Как вы понимаете смысл выражения «щедрая душа»?

- Почему делать добро надо незаметно?

- А что хорошего может сделать каждый из вас да ещё незаметно?

- Как вы понимаете значение слова «бескорыстно»?

- А какими качествами обладает щедрый и великодушный человек? (Ответы детей).

Работа в группах. Каждой группе мы дали ситуацию и вопросы. Прочитайте ситуацию и постарайтесь ответить на все вопросы в карточке. После того, как вы закончите вы поделитесь своей ситуацией и ответами на вопросы с классом.

1 группа

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зелёный карандаш.

А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена.

- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Предполагали ли мы такое развитие событий?

Что вы можете сказать о девочках? Искренне ли предлагала Катя свой зеленый карандаш Лене?

А как бы вы назвали этот рассказ? (Жадина, Синие листья, Лена и Катя, Две подружки…)

2 группа

Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке, достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у неё в руках появилась большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломила кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина» - сказал Серёжа. «Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами делиться должна? » - сказала Марина и пошла играть. 
- Согласны ли вы с Мариной? 
- Можно ли назвать Марину жадиной? 
- Есть ли у Марины друзья в классе? 
- Может ли прожить человек счастливо, если он жаден? 
- Как вы думаете, что лучше в жизни человека – умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?

3 группа

"Лучший подарок"

В день рожденья Маша получила много подарков .Один из подарков порадовал  ее более всего: это была красивая заколка, она так украшала любую прическу.

Прошла неделя, как -то, после урока физкультуры Маша обнаружила,  что потеряла свою заколку и горестно сообщила о случившемся подружке Кате, которая подарила эту удивительную вещь.

Катя сочувственно вздохнула, погладила Машу по голове и развела руками.  "Что с воза упало - то пропало!-  сказала Катя.  

Постепенно Маша стала забывать о потере, но на новогоднем празднике увидела Катю в костюме принцессы: красивое платье, туфельки....!  Прическа, украшенная заколкой!

Катя перехватила недоуменный взгляд подружки.

"Это не твоя, я нашла ее не в спортзале, кто - то обронил ее во  дворе школы.  Заколочка мне тоже очень  понравилась!" - сказала Катя,  улыбнулась и пошла танцевать.

Маша посмотрела ей вслед и  поняла, что она потеряла не только красивый подарок.

Что еще потеряла Маша?

Из-за чего Катя так поступила?

Сможет ли Маша доверять Кате после такой ситуации? Почему?

Как вы думаете, если Катя отдаст на новогоднем празднике заколку Маша простит ее?

ВЫВОД: да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет. Когда делишься, доставляешь радость и другому человеку и себе. 
- А какие синонимы можно подобрать к слову жадность? ( Скупость, корысть). 
- Положительные ли это черты характера?

Отвечают на вопросы учителя

Внимательно слушают учителя

Физ минутка

Практич.:

выполняют упражнения

3 мин

Ребята, вы не устали сидеть? Давайте проведем физ. минутку и разомнемся!

Повторяют движения вместе с учителем

Основная часть

Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация;

Практич.: анализ ситуаций

10 мин

Прочитайте пословицы о скупом человеке.

Поразмышляйте, в какой из этих пословиц скупой наиболее скуп? выделите эту пословицу в рамочку и раскрасьте тем цветом, в который хотите. 

Многое хочешь - последнее потеряешь

 Много желать - добра не видать

Жадность всякому горю начало

Ненасытному все мало

 Были ли в вашей жизни моменты, когда вы проявили щедрость. Что вы испытывали после этого? 

Щедрость может быть не только от людей, но и природа тоже очень щедра к нам. Приведите примеры,  в котором раскрывается проявления щедрости Матушки-Природы. 


Встречались ли вам жадные люди? 
Как вы догадались о том, что они жадные люди? 

У кого в вашей семье самое щедрое сердце? Расскажите. 

Какой подарок вы считаете щедрым? (Ответы детей)

- Сейчас мы предлагаю вам провести аукцион щедрых поступков. 

У вас на партах лежат сердечки, напишите в них кратко:

щедрые поступки совершили вы?

( собирал вещи для приюта, подарил любимые детские книги детскому саду, помогал ветеранам)

-Закончили писать, посмотрите внимательно: это сокровищница   «Человеческой  Щедрости».

Сейчас я предлагаю каждому опустить сюда ваши  записочки - сердечки.

-Кто хочет щедро поделиться со всем классом ?Чем?

Можно ли щедро поделиться РАДОСТЬЮ, ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ, ТЕПЛОМ ДУШИ?

- Отлично! Эту сокровищницу я подарю вам, пусть ваша щедрость  хранится и  напоминает вам о радости дарения.  Не забывайте о щедрых поступках и не останавливайтесь только на этом. Творите добро, щедро помогайте другим!

Сейчас мы с вами посмотрим короткометражный мультфильм «Наивная щедрость»  внимательно просмотрите его и  будьте готовы ответить на вопросы.
Как вы думаете, в чем главный смысл этого мультфильма?

Что, по вашему мнению, могло стать с этим мужчиной, если бы листочек не оторвался в конце?

Правильно ли поступил мужчина?

Выполняют задания учителя

Отвечают на вопросы

Заключение

Наглядный: учебная презентация

Итог урока

5 мин

Предлагаем  вам порассуждать, о чем идет речь: о щедрости или  о жадности.

   Покормить птиц зимой?
• Утаить от родителей сдачу, полученную в магазине?
• Помочь пожилому человеку купить лекарство, отказавшись от билета в  цирк ?
• Изрисовать стену жилого дома, не жалея красок  из баллончика?
• Помочь библиотекарю подклеить старые книжки, трудясь несколько дней?

А теперь, скажите, о чем мы сегодня узнали?

А что такое щедрость как вы поняли?

Вспомните, какие мы ставили с вами цели, и поднимите руку те, кто считают, что мы достигли поставленных целей.

Отлично! Мы  рады, что вас так много!

Слушают установку

Выполняют задание

Рефлексия

5 мин

"Три М"

Назовите три момента, которые у вас получились хорошо на этом уроке и предложите одной действие, которое улучшит вашу работу на следующих уроках.

Проводить самоанализ и анализ работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Мой класс - моя семья"

Конспект классного часа "Мой класс - моя семья"...

Конспект классного часа 3 класс "Я тобой горжусь"

Преставляю вашему вниманию конспект классного часа для 3 класса на тему: "Я тобой горжусь"Цель: научиться работать с детьми в технике оригами, создать фигурку зайчика....

конспект классного часа 4 класс. « Огонь – друг, огонь – враг! »

Тема: « Огонь – друг, огонь – враг! »Цели: Научить детей навыкам правильного обращения с огнем; познакомить с правилами поведения при пожаре.Оборудование: Плакаты: «Причины пожаров», «Как вести себя в...

Конспект классного часа 1 класс 1 сентября " Моя родина - Санкт- Петербург"

Конспект классного часа 1 класс 1 сентября " Моя родина - Санкт- Петербург"...

Конспект классного часа(4 класс). ТЕМА: «Здоровый образ жизни».

Задачи:·                     Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведени...

Конспект классного часа. 2 класс. Тема:"Будь аккуратным, прилежным и внимательным".

конспект классногочаса по данной теме содержит интересны и занимательный материал для учащихся, призванный повысить ответственность ребят за свое поведение и успеваемость в школе....

Конспект классного часа. 4 класс

Тема: «Толерантность – основа добрых отношений»...