Сценарий родительского собрания «Родительский университет» Тема: «Быть родителями – это ответственно»
методическая разработка (3 класс) по теме

Горнеева Дарья Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Сценарий родительского собрания

«Родительский университет»

Тема: «Быть родителями – это ответственно»

Выполнил: Горнеева Д. студентка 41 гр.

                                                      Проверил: Рахимова М.Г.



Челябинск 2018

Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся.

С.Л. Соловейчик

Цель: Создать условия для понимания важности родительской педагогики и воспитания детей в целом.

Задачи:

  1. Через знакомство с идеями С. Л. Соловейчика и Януша Корчака выяснить законы наиболее правильного воспитания детей;
  2. Содействовать взаимопониманию между родителями и детьми;
  3. Показать важность нравственного воспитания и родителей, и детей;

Возраст: для родительского собрания 5-8 классов.

Актуальность: При многообразии современных способов времяпрепровождения (телевизор, общение в соц. сетях, просто компьютерные игры), обычное общение, с передачей своей энергии, отходит на второй план. Это касается родителей и детей. Встречая в своих детях негативизм, отрицательные качества, задаём вопрос: «Почему?» Всё просто – мы все меньше принимаем участие в их жизни. Детей воспитывают телевизор, социальные сети, школа – а где же мы, родители?

Ожидаемый результат:

  • Побудить к желанию родителей задуматься о самообразовании и о важности общения с детьми.

Ход родительского собрания.

1.Вступительное слово учителя: Известны слова Антуана де Сент-Экзюпери: "Все мы вышли из детства" или "Все мы родом из детства". Но полустолетием прежде Антон Чехов написал другие слова, горчайшие: "В детстве у меня не было детства". К какой из этих двух фраз ближе наши дети? (родители высказывают свое мнение)

Учитель: Тем не менее, каждый родитель стремиться сделать своего ребенка счастливым, и получить взамен… Чего мы ждем от детей? Да радости, конечно, чего же еще. Из одних лишь надежд на будущее или из одного только сознания общественного долга мало кто стал бы обзаводиться детьми. Вот наши дети, в нашем доме - что нам нужно, чтобы они и сейчас, и через пять лет, и через двадцать пять приносили радость, а не разочарование? Но историям разочарования в детях нет конца. Какими мы хотим их видеть?

2. Давайте нарисуем образ идеального ребенка. Какие качества вы хотели бы видеть в своем ребенке? (родители называют качества)

Здоровый

Умный

Воспитанный

Добрый

Трудолюбивый

Ответственный

Веселый

Красивый

Смелый …

И первое разочарование нас ожидает, когда оказывается, что, несмотря на все наши старания и усилия, живой мальчик никак не хочет отвечать образу Идеального Ребенка, нисколько на него не похож. У других дети как дети, а наш? Уж не достался ли нам какой-то не такой ребенок, вроде бракованного холодильника? Еще хорошо, что мы не просим заменить этого ребенка на другого, исправного. Но настоящее уныние охватывает родителей, когда дети, которые росли вроде бы правильно, вырастают и оказываются негодными людьми, от которых никакой радости ни родителям, ни окружающим их, никому. "Не удались дети-то, с коей стороны ни взгляни на них. Как это может быть?" - недоумеваем мы. Понять причину, происхождение, природу этого величайшего из разочарований, какое только может постигнуть человека, очень важно.

Мы спрашиваем: "Что делать, если ребенок..." - что делать, если ребенок непослушен, упрям, капризен, медлителен, неряшлив, грубит, плохо учится, ленится, грызет ногти, поздно приходит домой, нечуткий, невнимательный, злой..?

3.Учитель: попробуйте оценить себя как родителей, оценить свои методы и приемы воспитания детей. (Учитель раздает каждому родителю по 3 карточки красного, зеленого, синего цветов)

Ответами на вопросы, которые я задам, будут эти карточки: Красный – полностью обо мне; Зеленый – когда как; Синий – мало соответствует

Вопросы:

  1. Всегда ли Вы довольны своим ребенком?
  2. Считаете ли Вы, что не совершаете ошибок в воспитании своих детей?
  3. Считаете ли Вы, что делаете все возможное для того, чтобы Ваш ребенок вырос хорошим человеком?


Учитель: мы видим, что многие из Вас испытывают трудности в воспитании ребенка, не всегда довольны собой и результатами своих действий. Как Вам кажется, кому легче воспитать ребенка: учителю или родителю? (родители высказывают свое мнение)

4. Известный педагог Симон Львович Соловейчик говорил, что инструмент педагога – это управление, а инструмент родителей – общение. Он писал: «Учитель имеет сорок детей-помощников, мама одна перед сыном; но в таком случае и методы воспитания не могут быть одинаковы. У вооруженного и безоружного должны быть разные тактики. Мама с ужасом смотрит на учителя: "Я с одним справиться не могу, а у него сорок!" Но учитель мог бы с не меньшим ужасом сказать маме: "Бедная вы моя, я с классом справиться не могу, а у вас один!" Чем меньше детей - тем труднее, а не легче работа воспитания.

На экране – слайд: В сознании большинства родителей воспитывать - значит прививать культурные навыки: не шуми, не бегай, не прыгай, ешь, как люди едят, не пачкайся, говори "здравствуйте", "спасибо" и "пожалуйста" ("что надо сказать тете?"), не вмешивайся в разговор взрослых…

Мы прививаем культурные навыки (надо же детей воспитывать!) и в то же самое время прививаем им грубость, черствость, нечуткость, неуважение к людям - и первые же страдаем от такого псевдовоспитания.

 Ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей.

5.Легче всего приказать, раскритиковать, обвинить, заставить что-либо сделать, не задумываясь о чувствах ребенка.

Давайте попробуем найти другой выход из ситуации: замените резкие, обидные фразы на более тактичные. Учитель зачитывает выражение, родители пробуют заменить. (диалог).

На экране появляется слайд

«Сейчас же замолчи!» - (Может быть, ты послушаешь меня?)

«Вынеси мусор!» - (Не мог бы ты мне помочь?)

«Ещё раз сделаешь плохо уроки, накажу!»- (Надеюсь, что в следующий раз ты отнесешься более ответственно к дом. заданию)

«Без конца вертишься, вот и делаешь ошибки» - (Попробуй быть более внимательным!)

«Ты что, глухой!?» - (Меня огорчает, что ты меня не слышал)

«Опять все сделано не так!» - (А тебе самому это нравится)

«Всё из-за тебя!» - (Если у тебя что-то не получалось, нужно было попросить о помощи)

«Небось, опять вертелся на уроке». - (Чем ты меня сегодня порадуешь?)

6. Учитель: Давайте проанализируем жизненные ситуации

Ситуация 1

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».

А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»

■ Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

■ Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное.

Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.

Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.

Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.

Ситуация 2

Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»

А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»

■ В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.

Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)

7. Учитель: Счастью учатся в детстве. Стремлением к счастью на всю жизнь заражаются и заряжаются в детстве. Как сделать детство ребенка счастливым, заложить в него чувство успешности? Обратимся к опыту великого педагога.

Игра «Найди свою половинку» (учитель раздает половинки 10 заповедей Януша Корчака, родители должны правильно выстроить фразу, соединить половинки высказываний друг с другом)

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб.

Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока.

Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!

Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми.

Обращай больше внимания на них

мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь.

Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.

Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка.

9. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым.

Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой

На экране - слайд с 10 заповедями для родителей от Януша Корчака.

В заключение учитель дарит красиво оформленные памятки родителям с 10 заповедями Януша Корчака.

Симон Львович Соловейчик говорил: «Нравственное воспитание - это воспитание без воспитания, то есть без особых педагогических мероприятий и мер, которые сами по себе могут быть и полезными, и вредными. Если мы делаем нравственный выбор, мы постепенно научаемся находить выходы, у нас развивается изобретательность, некая педагогическая хитрость, мы становимся лучше... Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы, лучше становятся и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: "Быть родителями - это ответственно"

В сообщении раскрываются вопросы о стилях общения, о том как надо общаться с детьми. Приводятся заповеди, которым следует придерживаться при общении с детьми....

Быть родителями-это ответственно.

Материал для беседы на родительском собрании....

Сценарий родительского собрания (родительский ринг). Тема: «Семейные проблемы. Как их решать»

Предоставляю вашему вниманию сценирий родительского осбрания в формате ринга....