Крещение Руси
классный час (4 класс) на тему

Коваль Елена Алексеевна

Крещение Руси  князем Владимиром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreshchenie_rusi.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Коваль Елена Алексеевна.

Номинация : внеклассное мероприятие

Тема: «Крещение Руси»

Основные цели: познакомить учащихся с князем Владимиром и его заслугами перед Отечеством;

расширить знания о значении для Руси принятии христианства ;

формировать  умения у учащихся слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её;

овладевать умениями, необходимыми для применения знаний при решении практических задач.

Участники: учащиеся 3 класса

Форма проведения: классный час

Дидактические материалы: цветные карандаши, фломастеры, бумага формата А4,                                                                                  Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Краткая аннотация к работе:

Внеклассное мероприятие разработано в соответствии с технологией деятельностного метода  Л.Г.Петерсон с использованием работы в парах. Сценарий состоит из конспекта и презентации. Внеклассное мероприятие прошло в рамках цикла классных часов «История Отечества».

Ход мероприятия:

  1. Мотивация к деятельности

(  На доске записана пословица)

Родина любимая- мать родимая.

Учитель

-Ребята, как  вы понимаете эту пословицу?  (Ответы детей.)

-Как  русский народ относится к своей Родине? (Ответы детей.)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения  в пробном действии

Ученик

Россия

       Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России —

Здесь мама, здесь храм, здесь

отеческий дом. ( П.Синявский)

Учитель

-Многие из вас носят на шее крестик.  Кто из вас знает, что это значит? (Ответы детей.)

  1. Выявление причины затруднения

Учитель

-Почему мы носим  крестик, а не что-то другое? (Ответы детей.)

-А  где ещё можно увидеть православный крест? (Ответы детей.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель

-А вы хотите узнать ответы на эти вопросы?  А как вы будете действовать в этом случае? Какие предпримете шаги? ( Ответы детей.)

Какая же цель нашего занятия? Тема? (Ответы детей)

Люди всегда стремились сохранить в памяти события давно минувших времён. Пока на Руси не было письменности, бродячие певцы слагали былины, в которых  позтически рассказывали о прошлом родной страны. Письменность пришла на нашу землю вместе с христианством, и первыми грамотными людьми на Руси были священники. Именно они и стали вести записи о важнейших событиях, происходящих в стране. ( слайд 1)

Так как тема не простая, мы сегодня будем работать на занятии вместе с учащимися 7 класса.

К нам на занятие пришли «историки» (ученики 7 класса), которые подготовили  небольшое сообщение на эту тему.

  1. Реализация построенного проекта

Ученик 1.

Год по-славянски - «лето». Поэтому записи о событиях, происходящих в тот или иной год, получили название «летопись», то есть «описание лет». А тех, кто вёл такие записи, называли летописцами. Летописи создавали монахи- люди, жившие в монастырях. Среди монахов было много образованных людей. Одним из них был монах Киево- Печерского монастыря Нестор, который жил в конце 11- в начале 12 века. (слайд 2)

Ученик 2.

«Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть»- этими словами Нестор начинает повествование. Нестор был настоящим учёным. Он хорошо знал историю, владел многими иностранными языками, был знатоком священных книг. Чтобы написать свою летопись, Нестор изучил десятки трудов греческих и русских писателей. Благодаря летописи Нестора  мы имеем возможность узнать, как началась история России.

Учитель.

Подлинный текст, написанный Нестором, до наших дней не сохранился. Вряд ли бы он дошёл до нас, если бы не труд переписчика монаха Лаврентия из Нижнего Новгорода. Он взял «Повесть временных лет», другие старые книги и вместе со своими помощниками аккуратно переписал их.

Ученик 3.

Позтически изобразил летописца А.С.Пушкин в своём произведении «Борис Годунов»:

Ещё одно последнее сказание-

И летопись окончена моя.

                               …недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду-

И  пыль  веков от  хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

(Хартия  - старинная рукопись)

Учитель.

Из «Повести временных лет» мы узнаём об историии славянских  племён, об их соседях, о первых русских князьях  Олеге (слайд3),  Владимире  и других.

Слово «князь» происходит от славянского «конязь»- конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги - становились военачальниками.

Ученик 1.(слайд 4)

Князь Владимир Святославич  княжил на Руси  более тысячи  лет назад, а люди до сих пор помнят князя Владимира.  У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира Святославича прозвали Красным Солнышком. Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. О князе Владимире сложено много интересных былин. Именно в его дружине (войске) были знаменитые русские богатыри Илья Муромец (наш земляк) и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич (дядя князя Владимира) и Алёша Попович.

Ученик 2. (слайд 5)

Древние славяне были язычниками - верили во многих богов (слайд 6). Каждый бог «отвечал» за свою часть жизни: Перун- бог грозы и войны, Велес- покровитель богатства и скота, Купало- бог лета, полевых плодов и другие. У язычников было много жестоких обычаев. Например, если умирал знатный человек, его жену могли убить и похоронить в кургане вместе с ним. Перуну в жертву приносили не только животных, но и людей.

Учитель.

В 988 году - больше тысячи лет назад – князь Владимир Красное Солнышко ввёл на Руси новую религию- христианство. Ко времени правления киевского князя Владимира христианская религия уже давно утвердилась среди народов многих стран, но Киевская Русь по-прежнему оставалась языческой страной,  где чтилось многобожие. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Первыми Владимир Святославич окрестил киевлян. «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или нищий- да будет мне враг!»- объявил князь.(слайд 7) В назначенный день люди собрались на берегу

Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. В Киеве главная улица в память  крещения до сих пор называется  Крещатиком. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввел христианство и в других  русских городах.

Ученик 3.

Христиане верили, что на землю приходил спаситель всех людей.

Как  вы думаете, кто такой спаситель? (Jтветы детей/)

(слайд 8)

О спасителе нам могут рассказать священные книги христиан - Евангелие, что означает «Благая весть» или «добрая весть» и Библия или Священное Писание- главная книга любого христианина. В этих книгах рассказывается о земной жизни Сына Божьего, которого звали Иисус Христос. Иисус- древнееврейское слово, что означает «спаситель». Он учил людей добру, уважению друг другу, необходимости честно и справедливо прожить свою земную жизнь. Сам Иисус Христос умел исцелять  больных, воскрешать умерших, мог накормить всех голодных и нищих.

Учитель.

Христианство учило людей доброте, честности,  кротости, терпению, справедливости, взаимопомощи и поддержке бедных и обездоленных. Величайшим грехом считалось убийство человека, кража чужого имущества. Христиане верили, что после смерти любой почитающий эту веру и выполняющий заповеди, будет вознаграждён. Его ожидает вечная счастливая жизнь в раю. А тех,  кто не следует этим правилам, ожидают вечные страдания и мучения в аду.

Христианская вера принесла с собой много нового и полезного. При Владимире на Руси открываются первые школы для детей. По велению князя дети «лучших людей» - бояр, священников, богатых купцов - учились у священников при церквях и монастырях. Год от года на Руси становилось всё больше грамотных людей. С принятием  новой веры началось строительство церквей, развивалось ремесло, появились свои учёные.

  1. Первичное закрепление  

Учитель

Когда и как было принято христианство на Руси? (Ответы детей.)

Что полезного дало русским людям принятие христианство на Руси? (Ответы детей.)

Какова же тема нашего занятия? (Крещение Руси.)

Игра «Проверь себя».

  • От какого слова произошло слово князь?

а) конный  воин

б ) богатырь

в) славянин

  • Что обозначает слово летопись?

а) описание лет

б) сказка

в) былина

  • Как звали первого летописца Руси?

а) Нестор

б) Добрыня

в) Илья

  • Самая известная русская летопись?

а) Повесть временных лет

б) Повесть о настоящем человеке

в) Повесть о великом князе

  • От какого слова произошло слово князь?

а) конный  воин

б ) богатырь

в) славянин

  • Как звали князя, который крестил Русь?

а) Владимир

б) Олег

в) Святослав

  • Жителей  какого города первыми окрестил князь Владимир?

а) Киева

б) Москвы

в) Владимира

  • В каком году князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь?

а) 988

б) 1147

в) 1242

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель

Нарисуйте, как могли славяне представлять себе своих богов?

Проверка.

 Оцените свою работу по шкале.(*I)

  1. Включение в систему знаний

Учитель

Если бы ты был летописцем, какие события прошедшей недели в России ты включил бы в летопись?

(Работа в паре.)

Памятка работы в паре.

  1.Работать должны оба.

  2.Своё несогласие высказывай вежливо.

  3.Один говорит, другой слушает.

  4.Если не понял, переспроси

  1. Рефлексия деятельности

Учитель

Над какой темой мы сегодня работали? ( Ответы  детей.)

Какое «открытие» вы сегодня сделали на  уроке? (Ответы  детей.)

Где можно использовать эти знания? (Ответы детей.)

Кто заинтересовался этой темой и хочет узнать больше о принятии христианства на Руси?

Комментарии к сценарию.

Список литературы:

1.Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин «Рассказы по родной истории 5 класс» -М : «Просвещение»,1992 г.

2.Т.С. Голубева, Л.С.Геллерштейн «Рассказы по истории » -М : «Просвещение», 1988 г.

3.Э.С. Иткин «Родная история» -Н.Н.: «Нижегородский гуманитарный центр», 2007 г.

4.Н.В.Чудакова «Я познаю мир»- М: ТКО «АСТ», 1996г.

5. Интернет источники.

Место данного мероприятия.

В классе прошёл цикл классных часов «История Отечества», на которых учащиеся узнали, как жили наши предки, как создавали своё государство и  заботились о его безопасности. Откуда произошли слова «Россия», «Русь», «русский», о  первых русских князьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крещение Руси. Иконописание

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру ("Школа России", автор Плешаков А.А.)...

Крещение Руси, причины, последствия

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Крещение Руси". В презентации найдётся информация по пройденному  материалу: летописи,  яз...

Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси" для учащихся 4 класса. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русь...

Крещение Руси

Роль и место князя Владимира в принятии христианства и крещении Руси...