Дружим с русским языком.
методическая разработка (2 класс) на тему

Гидаятханова Лариса Ивановна

Планирование работы для дополнительных занятий по предмету "Русский язык" во 2-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnye_zanyatiya_druzhim_s_russkim_yazykom.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:    закрепить знания учащихся  лексико – грамматических разрядов слов, словообразования; по нормам              

              литературного произношения; по орфографии; синтаксического строения языка.

Задачи: 1. формирование потребности и способности чувствовать и понимать выразительность, емкость русского    

                      языка, его лексическое и интонационное богатство;

                2. формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого  

                     обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям;

                3. формирование самостоятельности, способности самоконтроля и самооценки.

Раздел по самообразованию

Тема

Количество часов

I четверть

«Дружим с русским языком»

        

Наша речь. Диалог и монолог.

1

18 часов

Что такое текст? Тема и главная мысль.

1

Части текста.

1

Что такое предложение?

1

Главные члены предложения.

1

Второстепенные члены предложения.

1

 Распространенные и нераспространенные предложения.

1

Лексическое значение слова- однозначные и многозначные слова.

1

Прямое и переносное значение слов.

1

Синонимы.

1

Антонимы.

1

Корень слова.

1

11

Однокоренные слова.

1

Какие бывают слоги.

1

Ударный слог.

1

Перенос слов с одной строки на другую.

1

Звуки и буквы. Как различить звуки и буквы.

1

Какие слова пишутся с большой буквы?

1

II четверть

Гласные звуки, их обозначение на письме.

1

14 часов

Безударные гласные в корне.

1

Ударные и безударные гласные звуки.

1

Правописание безударных гласных в корне.

2

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне.

2

Безударные гласные, которые нужно запомнить.

1

Согласный звук Й.

1

Слова с удвоенными согласными.

1

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я.

1

Мягкий знак, как показатель мягкости.

1

Правописание слов с мягким знаком на конце.

1

III четверть

Правописание буквосочетаний чк, чн, нч.

1

20 часов

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

Правописание слов с парными согласными.

2

Правописание слов с парными согласными в конце слова.

1

Разделительный мягкий знак.

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

Части речи.

1

Употребление частей речи в тексте.

1

Имя существительное.

1

Одушевленные и неодушевленные существительные.

1

Собственные и нарицательные существительные.

1

Правописание имен и кличек животных.

1

Единственное и множественное число имен существительных.

1

Изменение существительных по числам.

2

Имя существительное, повторение.

1

Глагол, как часть речи.

1

Употребление глагола в речи.

1

IV четверть

Признаки глаголов.

1

16 часов

Правописание частицы не с глаголами.

1

Имя прилагательное.

1

Употребление в речи имен прилагательных.

1

Единственное и множественное число имен прилагательных.

1

Текст, роль прилагательных в тексте.

1

Местоимение, как часть речи.

1

Значение местоимений в речи.

1

Предлог, как часть речи.

1

Правописание предлогов с существительными.

1

Предложение. Связь слов в предложении.

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Текст, типы текстов.

1

Слово и его лексическое значение.

1

Звуки и буквы.

1

Обобщение изученного за год.

1

11

ИТОГО

68 часов

Перспективный план по самоподготовке  «Дружим с русским языком»  на 2017-2018 учебный год (68 часов)

Дата проведения занятия

Тема

Цель

I  четверть (18 часов)

Наша речь. Диалог и монолог.

Закрепить знания, приобретённые в процессе изучения раздела «Диалог и монолог». Учить наблюдать за устной и письменной речью.

Что такое текст? Тема и главная мысль.

Учить осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из художественного текста; делать выводы.

Части текста.

Закреплять умение анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность; понимать тему текста, подбирать заглавие к тексту; оформлять запись предложений.

Что такое предложение?

Закреплять умение работать с текстом,  передавать графически  обозначение звуков на письме.

Главные члены предложения.

Закреплять умение обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения.

Второстепенные члены предложения.

Закреплять умение устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Учить выделять второстепенные члены предложения.

 Распространенные и нераспространенные предложения.

Закреплять умение различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Автоматизировать умение ставить вопросы к второстепенным членам предложения.

Лексическое значение слова- однозначные и многозначные слова.

Закреплять умение выявлять в речи незнакомые слова, обращаться к словарю; осознавать,  что понимание значения слова - одно из условий умелого его использования в  речи.

Прямое и переносное значение слов.

Закреплять умение находить в речи слова, употреблённые в прямом и переносном значении, на практическом уровне различать  такие слова. Замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении.

Синонимы.

Формировать умение распознавать синонимы среди других слов, подбирать к предложенным словам 1-2 синонима.

Антонимы.

Формировать умение распознавать антонимы среди других слов, подбирать к предложенным словам 1-2  антонима.

Корень слова.

Закреплять умение находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Автоматизировать умение выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Однокоренные слова.

Формировать умение находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Какие бывают слоги.

Автоматизировать умение делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять количество слогов в слове.

Ударный слог.

Закреплять умение определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги.

Перенос слов с одной строки на другую.

Формировать умение делить слова для переноса. Правила переноса слов. Закреплять правила оформления предложений.

Звуки и буквы. Как различить звуки и буквы

Закреплять умение различать понятия  звука  и буквы. Звуки и их обозначение буквами на письме; определять качественную характеристику каждого звука.

Какие слова пишутся с большой буквы?

Автоматизировать умение употреблять заглавную букву в именах собственных и в начале предложения.

II четверть (14 часов)

Гласные звуки, их обозначение на письме.

Формировать умение различать понятия  звука  и буквы.  Звуки и их обозначение буквами на письме. Знать буквы, обозначающие гласные звуки.

Безударные гласные в корне.

Закреплять  качественную характеристику гласного звука: ударный- безударный в корне слова. Особенности написания безударных гласных в корне.

Ударные и безударные гласные звуки.

Закреплять качественную характеристику гласного звука: ударный- безударный.

Правописание безударных гласных в корне.

Формировать произношение ударного гласного в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемого и проверочного слова.

Правописание безударных гласных в корне.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне.

Закреплять единообразное написание гласных в корне форм одного и того же слова и в однокоренных словах. Подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне.

Безударные гласные, которые нужно запомнить.

Закреплять написание безударные гласные в корне слова, которые надо запоминать или проверять по словарю.

Согласный звук Й.

Закрепить образование и произношение согласного звука, его обозначение на письме. Правило переноса слов с буквой «и краткое».

Слова с удвоенными согласными.

Ознакомление с написанием и произношением двойных согласных. Формировать представление, что долгий согласный звук на письме обозначается двумя одинаковыми буквами. Правила переноса слов с двойными согласными

Твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять существенные признаки согласных букв. Твердость и мягкость согласных, обозначение её в речи.

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я.

Формировать умение определять твердость –мягкость согласных по гласной букве следующей за согласными.

Мягкий знак, как показатель мягкости.

Закрепить понятие твердые и мягкие согласные звуки, обозначение мягкости согласного мягким знаком.

Правописание слов с мягким знаком на конце.

Закреплять обозначение мягкости согласного мягким знаком. Правила переноса слов с мягким знаком.

III четверть (20 часов)

Правописание буквосочетаний чк, чн, нч.

Автоматизировать умение применять, изученные правила правописания: отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт, нщ, нч.

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Автоматизировать умение применять изученные правила правописания гласных и,а, у, после шипящих согласных  ж,ш, ч.,щ (в положении под ударением и без ударения).

Звонкие и глухие согласные звуки.

Закреплять умение различать звонкие и глухие согласные звуки, парные и непарные. Формировать умение характеризовать согласный звук (глухой – звонкий, парный-непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правописание слов с парными согласными.

Закреплять умение определять на слух парный  по глухости-звонкости согласный.

Правописание слов с парными согласными в конце слова.

Закреплять умение находить в словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверять.

Разделительный мягкий знак.

Формировать знания о функциях разделительного знака в словах. Учить  находить в словах слог с разделительным мягким знаком (ь) и объяснять написание разделительного мягкого знака (ь) в словах.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Формировать умение различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Части речи.

Закреплять полученные общие представления  о частях речи. Уметь соотносить слова-названия (предметов, признаков действия), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Употребление частей речи в тексте.

Закреплять умение употреблять и различать части речи в предложениях (слова- предметы, признаки и действия).

Имя существительное.

Формировать умение распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу. Закреплять умение ставить вопросы  к именам существительным, изменять их по вопросам.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Закреплять умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? что?; подбирать примеры таких существительных.

Собственные и нарицательные существительные.

Формировать умение опознавать собственные и нарицательные имена существительные. Совершенствовать умение писать заглавную букву в именах, отчествах, фамилиях людей.

Правописание имен и кличек животных.

Закреплять  представления о кличках животных, как именах собственных и о названии животных, как именах нарицательных.

Единственное и множественное число имен существительных.

Формировать умение определять форму числа имён существительных; уметь изменять имена существительные по числам.

Изменение существительных по числам.

Закреплять умение узнавать имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном.

Имя существительное, повторение.

Формировать умение распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу. Закреплять умение ставить вопросы  к именам существительным, изменять их по вопросам. Имена существительные и их употребление в речи.

Глагол, как часть речи.

Закреплять представление о глаголе как части речи. Формировать умение различать слова, обозначающие действие предметов, вопросы, на которые они отвечают, соотносить их с определённой частью речи – глаголом.

Употребление глагола в речи.

Автоматизировать умение находить глаголы, понимать их значение, употреблять их в речи. Знать роль глагола в предложении.

VI четверть (16 часов)

Признаки глаголов.

Закреплять умение распознавать глагол среди других частей речи. Формировать умение замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении.

Правописание частицы не с глаголами.

Формировать умение находить глаголы, опознавать форму числа глагола, их роль в предложении. Автоматизировать написание частицы не с глаголами.

Имя прилагательное.

Закреплять представление об имени прилагательном, как части речи. Формировать умение различать слова, обозначающие признаки предметов, вопросы, на которые они отвечают, соотносить их с определённой частью речи именем прилагательным.    

Употребление в речи имен прилагательных.

Формировать умение находить имена прилагательные, понимать их значение, употреблять их в речи.

Единственное и множественное число имен прилагательных.

Формировать умение находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имени прилагательного.

Текст, роль прилагательных в тексте.

Формировать умение употреблять прилагательные в тексте. Значение прилагательных в тексте.

Местоимение, как часть речи.

Закреплять  представление  о местоимении, как части речи. Различать слова, указывающие на предметы и слова-названия предметов.

Значение местоимений в речи.

Формировать умение находить местоимения в тексте, понимать их значение и употребление в тексте,  заменять имена существительные местоимениями.

Предлог, как часть речи.

Формировать умение находить предлоги и понимать их роль в предложении. Закрепить знания о значении  наиболее часто употребляемых предлогов, правильно употреблять их в речи.

Правописание предлогов с существительными.

Формировать умение писать раздельно предлоги со словами. Усвоить единообразное написание предлогов.

Предложение. Связь слов в предложении.

Закреплять умение различать  предложения и слова, не составляющие предложение; выделять предложения в речи,  определять существенные признаки предложения:

Главные и второстепенные члены предложения.

Закреплять умение задавать вопросы к словам в предложении, умение выделять главные и второстепенные члены предложения.

Текст, типы текстов.

Закрепить понятие «текст». Отличие текста от предложений. Типы текстов по цели высказывания, распознавание их.

Слово и его лексическое значение.

Закрепить понятия «слово» и «лексическое значение». Лексическое значение слов в тексте.

Звуки и буквы.

Закрепить знания о существенных признаках согласных и гласных звуков, проводить их звуковой анализ.

Обобщение изученного за год.

Обобщение изученного за год.

ИТОГО 68 ЧАСОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

Занятие по теме: "Хочу дружить я с русским языком"

Это занятие разработано специально для учащихся школы - интернат, имеющих нарушение слуха. Главная цель  - привить любовь к русскому языку у слабослышащих учащихся. Как известно, дети, которые им...

КВН по русскому языку "Язык родной, дружи со мной"

Расширять словарный запас детей,  используя высказывания писателей о русском языке....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с русским языком"

Раздел рограммы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с русским языком" для детей с тяжелыми нарушениями речи....

КВН по русскому языку "Язык родной дружи со мной" 3 класс

В методической разработке представлены разнообразные конкурсы для проведения КВН по русскому языку...