Воспитание творческих способностей младших школьников
статья на тему

Зубкова Наталья Анатольевна

Теоретический материал для выступления на ШМО начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Воспитание творческих способностей  младших школьников»

В наше время в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает к этому не готов. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость, уникальность.

Одной из основных задач современного образования  является развитие личности на основе ее внутреннего потенциала, который выступает в качестве предпосылки для самовыражения, самореализации растущего человека.

Актуальность темы:

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески.

Одним из главных приоритетов современного образования является развитие  творческой способности младшего школьника.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

 «Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем».

                 Уильям Глассер

До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.

В три года происходит становление словесных форм воображения.

        В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной деятельности, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

 Изучением проблемы творческих способностей и творческой активности занимались и занимаются многие педагоги, психологи: Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Г.И.Щукина, Ф.Я.Байков, М.И.Бойцов, А.И.Денисов, Н.А.Ковина, Л.С.Беляева, Х.Х.Габраль, Л.Л.Литвиненко, В.В.Мерцалова, А.Н.Леонтьев, М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова и другие.

Ученые выделяют три уровня активности:

- репродуктивно-подражательная активность, при которой опыт деятельности обучаемого накапливается через опыт учителя;

- поисково-исполнительская активность, при которой ребенок самостоятельно занимается поиском средств решения предложенной ему задачи;

- творческая активность как высший уровень активности, при которой задача ставится учащимся, а для ее решения учеником самостоятельно избираются новые, оригинальные пути.

На всех уровнях происходит формирование и  развитие творческих способностей младших школьников.

Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе  образования требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности.

Отечественные педагоги доказывают значимость развития творческих способностей учащихся для всестороннего гармоничного развития личности.

Ученые считают, что постижение школьниками системы научных знаний должно происходить в процессе творческой деятельности.

Установлено, что для формирования творческой личности является младший школьный возраст, так как начало систематического обучения может стать началом целенаправленного развития творческого потенциала учащихся.

       У детей идет наиболее активное усвоение способов деятельности, в том числе и творческих, требующих собственной активности, предполагающих нахождение не только проверенных чужим опытом, но и нестандартных собственных решений предложенных задач.  

 Активное и успешное осуществление учебной деятельности приводит к перестройке психических процессов, развитию познавательных интересов, раскрытию интеллектуального и физического потенциалов школьников, к позитивным изменениям в личности ребенка.

Одним из способов активизации творческого потенциала младших школьников является  организация проектно-исследовательской  деятельности  учащихся.

Эстетическое общественное осознание, выражающееся в форме искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, расширяет ее кругозор, порождает многообразные и сложные переживания, стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения.

Организация системы воспитательного воздействия должна основываться на принципе комплексного подхода, при котором различные виды учебной деятельности взаимодействуют между собой, комплексно оказывают влияние на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании математики и моделирования, труда, развития речи и чтения, изобразительного искусства и музыки.

      Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках… Послушать… Понюхать… И, может быть, попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»


Анна Роговин

Пути и средства развития творческой

активности младших школьников

А. Г. Алейников утверждает, что творчеству можно и нужно учить с детства. Следует отметить довольно распространенное мнение, что способность к творчеству - «божий дар» и поэтому обучить творчеству невозможно. Однако изучение истории техники и изобретений, творческой жизни выдающихся ученых, изобретателей показывает, что все они обладали наряду с высоким (для своего времени) уровнем фундаментальных знаний еще и особым складом или алгоритмом мышления, а также особыми знаниями, представляющими эвристические методы и приемы. Причем последние нередко сами и разрабатывали

Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности.

Достичь этого возможно при использовании современных методов обучения, которые предполагают не только репродуктивность, но способствуют развитию активного и интерактивного освоения знаний.

Активные методы обучения - это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:

· стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

· раскрыть свои способности;

· приобрести уверенность в себе;

· совершенствовать свои коммуникативные навыки;

· возможность формировать у учащихся творческое мышление.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся.

Развитие творческой активности учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми.

Творческая деятельность - продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Мы придерживаемся взглядов И. Э. Унт, отмечающей такие характеристики творческих заданий, как «требующие от учащихся творческой деятельности», в которых ученик должен «найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

Решение любой исследовательской задачи предполагает выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой может выступать методологический подход к исследованию. Проблема развития творческой активности в настоящее время решается с позиций системно-функционального, комплексного, личностно-ориентированного, индивидуально-творческого и других подходов.

Системный подход, составивший общенаучную основу исследования, по мнению Г. В. Тереховой, является одним из наиболее эффективных современных методов научного познания, поскольку позволяет анализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную, единую систему. В исследовании системный подход позволяет рассмотреть в единстве совокупность разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определить соотношение различных видов творческой деятельности, обеспечивающее эффективность развития творческой активности учащихся.

Личностно-деятельностный подход в исследовании предполагает развитие творческой активности младших школьников в процессе деятельности, в ходе которой педагог не ограничивает свободу выбора (поиска) метода выполнения творческих заданий, поощряет конструирование каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает субъективно-творческий опыт учащихся, индивидуально-психологические особенности младших школьников, что осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником.

Творческая деятельность на уроках в начальной школе должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков.

Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в учебном процессе.

Выделенные группы творческих заданий позволяют представить содержание системы творческих заданий в виде взаимосвязанных групп творческих заданий, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию составляющих креативных способностей младших школьников. Развивающая функция носит определяющий, стратегический характер и оказывает положительное воздействие на развитие творческой активности младших школьников. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение младшими школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности.

Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.

Творческие задания должны, по сути, пронизывать весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческой активности личности, мы приходим к следующим выводам:

1. При кажущейся феноменологической похожести понятий «творчество» и «креативность» есть основание и необходимость их различения как не совпадающих по содержанию. Творчество - это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность - это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.

2. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.

3. Успех в обучении и воспитании творческой личности зависит не только от добротного усвоения уже известных фактических знаний и их объема. Творчество предполагает свободное развитие личности, и в этом развитии школа занимает одно из центральных мест. Но такая школа должна быть построена на нетрадиционных принципах организации учебно-воспитательного процесса. Творчество и нестандартный подход в построении школьного обучения тесно взаимосвязаны.

4. Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста должно происходить на каждом уроке: на уроке математики, русского языка и чтения, риторики, обществоведения и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание творческих способностей младших школьников»

.Одним из главных приоритетов современного образования является развитие  творческой способности младшего школьника. Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденны...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание творческой личности школьников в условиях коллективной деятельности.»

В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития  самоактуализирующейся личности школьник...

Воспитание творческой личности младшего школьника на основе здоровьесберегающих технологий в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Сегодня одной из приоритетных задач образования становится укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адек...

Выступление на научно-практической конференции "Воспитание социально-активной творческой личности школьника через включение в проектную деятельность"

Материал содержит выступление и презентацию на научно-практической конференции педагогов по теме - Проектная деятельность....

доклад на МО "Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ       Творческ...

Формирование экологического воспитания у младших школьников через творческую деятельность

Творческая деятельность являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников....