Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
методическая разработка на тему

Сердитова Людмила Васильевна

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором  формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Задачи мастер-класса:
• передача учителем  своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов учителя  и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_dnrv.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»

с. Объячево

 

Мастер – класс по  повышению профессиональной компетентности педагогов  в  формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

 

Автор:  

учитель начальных классов

Сердитова Людмила Васильевна

                                                                   

 

              

                                                         

                                             

                                                 

                                                   

 

Прилузский район

Республика Коми

2017

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором  формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Задачи мастер-класса: 
• передача учителем  своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов учителя  и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
 

   Модель проведения мастер-класса.

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный: 

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть. 
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

  • овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
  • развитие способности к рефлексии;
  • развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Ход  проведения «Мастер-класса»:

  1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера 

 -Добрый день,  уважаемые участники мастер-класса. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

  Давайте будем вместе с ребенком открывать красоту, гармонию, цельность Мироздания, поможем ему осознать себя Цельной частицей этого Прекрасного Мира!

 Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

-Вашему вниманию мы хотим представить фрагменты заданий составленных на основе интеграции предметов начальной школы и духовно-нравственной составляющей. Данный опыт  представлен на Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя-2017».  

ЗАДАНИЯ:

1. МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  Давайте порадуемся тому, что нас окружает в классе каждый день. Какие это могут быть предметы? (парта, доска, дверь…) Сделаем им комплимент, скажем хорошие приятные слова в их адрес.

Например, парта - это первое рабочее место, друг ученика. Нам должно быть комфортно работать. Всем удобно сидеть? (да)

                  доска – свидетель удач и неудач, у доски мы отвечаем. Когда вызывают к доске вы у всех на виду, это как сцена.

                  дверь – это тишина, забота об успехе каждого. Нас не должен отвлекать шум коридора.

- Самое главное, что нас окружает – это люди. Скажем и всем нам добрые слова. (Любознательные, активные…) Молодцы! Давайте  договоримся, что на нашем занятии мы создадим атмосферу познания и  сотрудничества.          

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.

 - Ассоциации, образы, представления  -  продолжите начатые предложения:

Если сердце – цвет, то это ...

Если сердце  – это название фильма, то это ...

Если сердце – настроение, то это ...

Если сердце – музыка, то это ...

Если сердце  –  животное, то это ...

Всем вам известны строки из стихотворения Вадима Сергеевича  Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, обладает невероятным могуществом.

 

  1. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателя  с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

  Моделирование «Красота нашего Сердца»

- Это самое дорогое слово, которое вы можете дарить другим.   Мы будем изучать своё сердце: для чего оно нам дано, как с ним подружиться, и как наполнить его красотой?  Вы, конечно, знаете, что сердце есть у каждого человека. А известно ли вам, какого размера ваше сердце?

-Сожмите пальцы руки в кулачок. Сердце человека размером с его кулачок. У всех оно разного размера. Теперь приложите руку к груди, прислушайтесь. Что услышали?

 

-Да, стучит сердце, оно живое. У него своя музыка, свой ритм. Сердце никогда не отдыхает, оно всегда трудится. Даже когда мы спим – сердце работает. Поэтому сердце называют великим тружеником.Для чего ещё человеку дано сердце и вообще, что такое сердце?

 -В сердце живёт душа, и все чувства человека в сердце живут, как в доме. Сердце – дом духа.

В сердце могут жить чувства добрые и злые, всё зависит от того, к чему человек стремится, к добру или злу. Друзья, назовите светлые чувства, которые вам известны.

(любовь, доброжелательность, дружелюбие, сострадание, справедливость, благодарность, преданность, бесстрашие, смелость,  ответственность …)

-Вспомним тёмные чувства.

(ненависть, страх, зависть, обидчивость, раздражительность …)

-В человеке есть те и другие.

Тёмные чувства надо побеждать в себе и стараться жить светлыми чувствами. Чем больше в сердце обид, тем меньше в нем остается места для приятных моментов.

-Можем ли мы назвать сердце хранителем человеческих чувств?

-В сердце, в душе появляются и хранятся чувства человека, похожие на маленькие невидимые нам огоньки. Когда таких огоньков в сердце становится много, тогда говорят, что у человека пламенное, горячее сердце.  Самый яркий огонь в сердце у героев и святых. Был такой случай в истории Франции. Жанна Д’ Арк, молодая девушка, боролась за свободу своего народа, но враги предали её и сожгли на костре. А когда палач разгребал золу, увидел, что сердце Жанны не сгорело. Тогда его пытались сжечь снова и опять не смогли. Вот какое пламенное было у неё сердце, какая сильная любовь к своему народу наполняла его.

 Как подружиться с сердцем?

-Да, можно поговорить с ним. Когда мы знакомимся с кем–то, то начинаем разговаривать. Сердце всегда старается нам помочь, подсказывает, как поступить, остерегает, предупреждает. Нужно прислушиваться к сердцу, беседовать с ним, как с лучшим другом, задавать вопросы, просить помощи в трудный момент.

-Можно так обращаться к сердцу: «Милое, доброе сердце! Я хочу, чтобы мы стали друзьями. Посоветуй мне, пожалуйста, как поступить в этой ситуации. А я постараюсь услышать тебя».

-Если мы не в силах решить какую–то проблему – можно положить мысль на сердце, подождать некоторое время и ответ придёт! Особенно хорошо это делать перед сном.

 -Иногда, некоторым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, кажется, что их никто не любит. Им становится так одиноко, что они уходят из жизни, совершая самоубийство. Такие люди не знали, что самый лучший их друг – это их сердце. И они не услышали его. А ведь сердце всегда готово нам помочь. Оно сильное, справится с любыми трудностями.

  Как наполнять сердце красотой.

-Да, верно, не впускать в сердце злые, плохие качества, слова, всё некрасивое. Поступать красиво, по совести. Делать добрые дела. Любоваться красотой природы, слушать красивую музыку, смотреть красивые картины.

  -Древние мудрецы говорили, что в сердце каждого человека растёт прекрасный цветок. У одних он уже распустился, а у других – ещё нет. Чтобы в наших сердцах расцвёл этот чудесный цветок, нужно стать добрыми и любить друг друга. Если во всех сердцах распустятся цветы – весь мир станет прекрасным. Что значит любить других?

 -Да, любить других, значит не делать им зла.

 -А ещё мудрецы говорили, что человек не сможет унести с собой в другой мир вещи, предметы, а только качества, которые накопил в сердце. Настоящие ценности в накоплениях нашего сердца. А все вещи и предметы даются нам в жизни на время, потому не стоит переживать о них.

 Творческое задание «Цветок сердца».

(Включить музыку для релаксации)

-Давайте немного отдохнём и помечтаем, пока звучит эта красивая музыка.

Закройте глаза. Можете опустить голову на парту или наклониться на спинку стула, как вам будет удобнее.

-Вспомните, пожалуйста, такие моменты в своей жизни, когда вы делали хорошие, добрые поступки. Постарайтесь представить, как наполняется ваше сердце красотой в эти моменты.

-Доброе сердце похоже на цветок. Энергия сердца окрашивается в разные цвета и похожа на цветочные лепестки. В добром сердце расцветает цветок. Каждый постарается увидеть красоту своего сердца и запомнить её.

(минута воспоминаний)

-Откройте глаза. У вас на столах есть фломастеры и сердечко из бумаги. Возьмите их и нарисуйте цветок своего сердца.

(Задание выполняется под музыку)

 Оформление плаката «Красота нашего сердца».

-Прочтите, пожалуйста, надпись на этом плакате с нарисованным большим сердцем.

-«Красота нашего сердца».

-Этот плакат мы будем украшать цветами вашего сердца.

-У кого–то в сердце расцвёл цветок любви, у кого–то цветок радости, или веры, надежды, мужества, благодарности. Много красивых качеств, от которых сердце сияет.

-Друзья, наклеивайте ваши цветы внутри этого большого сердца.

-Давайте подарим эту красоту друг другу и всем людям, и в мире сразу увеличится добро и уменьшится зло. Красота – это великая сила. У нас получилось одно огромное, сильное и красивое сердце.

 Итог занятия.

-Наше занятие подошло к концу. Удалось ли нам получить ответы на вопросы: для чего нам дано сердце, как с ним подружиться, и как наполнить его красотой?

 -Я вам желаю от всего сердца научиться разговаривать со своим сердцем и подружиться с ним, и навсегда запомнить, что самый лучший и близкий друг – наше сердце.

-Благодарю вас за работу, за внимательность, за помощь, за красоту и ваши добрые слова и мысли.

Слушайте сердце, люди,

С ним подружитесь скорей!

И станет в мире светлей,

И войн никогда не будет!

Солнце Любви взойдет,

И счастью не будет конца.

Растает в сердцах наших лед.

Люди, зажгите сердца!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

Современный этап развития школы в России характеризуется  изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.  Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...

«Духовно-нравственное воспитание, как условие становления личности, формирования её ценностного и организационно - деятельностного потенциала».

Выступление на педагогическом совете, посвященном проблемам нравственного воспитания школьников.  В коротком обзоре: элементы нравственной свободы:  возрастные и психологические особенности ...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Конкурс "Самый классый классный", Изучение краеведения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

При определении воспитательной системы класса у меня не было ни капли сомнения, что воспитывать в моих учениках буду такие качества как «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».

Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...