"Илья Муромец - богатырь Земли Русской"
методическая разработка (2 класс) на тему

Материал занятия ориентирован на детей обучающихся по программам 6.3 вида (можно использовать для детей дошкольного возраста). Материал преподносится в игровой форме, доступен для восприятия, увлекателен и позволяет решить поставленные задачи по воспитанию элементарных патриотических чувств и качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilya_muromets_-_bogatyr_zemli_russkoy.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Воспитательский час

               «Илья Муромец – богатырь Земли русской»

1.Предварительная работа:

Беседа:  «Герои и защитники», чтение былин в пересказе для детей Н.П.Колпаковой,  рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», рассматривание иллюстраций В.М.Конашевича и В.Лукьянец, просмотр м/ф «Илья Муромец» 1975 г., разбор пословиц и поговорок о чести, подвиге, достоинстве, отваге.

2.Тема занятия.

«Илья-Муромец – богатырь Земли русской»

3.Программные задачи:

Обучающая

-сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси.

Развивающая

-развивать внимание, мелкую моторику рук, речь, эмпатию.

Воспитательная  

- воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

4.Основной вид деятельности:

 слушание, моделирование, решение проблемной ситуации, продуктивная. 

5.Вид занятия:

Воспитательский час

6. Тип занятия.

Комбинированный 

7. Метод проведения.  

Словесно - наглядный, с элементами игры.

8. Здоровьесберегающие технологии.

Динамическая пауза – упражнения для снятия мышечного напряжения.

Гимнастика для глаз.

Технология  смены видов деятельности.

Рефлексия – снятие эмоционального  напряжения.

9. Ресурсы.

Ноутбук, МР3 записи, слайды.

10. Материалы .

Листы цветной бумаги (серебро), материалы для моделирования, карточки для рефлексии.

11.Возраст детей:

9-10 лет, 2»В» класс

12. Подготовила воспитатель:

 Наумова Л.И.

                                       

 

                                           Ход занятия

Приглушенно звучит набат.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, звучит набат- это колокол. Какая-то беда случилась на нашей земле. Что произошло?

Слайд№1 ( изображение  Соловья - разбойника)

Это страшный коварный Соловей – разбойник напал на наши земли. Хочет разорить их, отнять наши богатства, забрать в плен наших людей.

Ребята, что будем делать? Пропустим Соловья - разбойника?

Дети: Нет!

Воспитатель: Кого позовем на помощь?

Загадка:

Знают взрослые и дети,

Нет его сильней на свете.

Одного напомню я - 

Э т о     М у р о м е ц    И л ь я. ( Слайд №2)

Ребята, кто такой Илья - Муромец ?

Дети: Русский богатырь.

Рассказ  об Илье Муромце.

В городе Муроме, что недалеко от Москвы жил крестьянин, по прозванью Иван Тимофеевич, со своей супругой, Ефросиньей Яковлевной. Прожили они вместе пятьдесят лет, а детей у них не было. Часто старики горевали, что под старость прокормить их будет некому. Горевали-горевали, Бога молили, и родился у них, наконец, долгожданный сын. А имя ему дали Илья.

И вот живут они с сыном Ильей, живут, не нарадуются. Быстро растет сынок. Лето прошло, другое прошло, пора ему ходить начинать. Тут и увидели старички большое горе: сидит Илья недвижимо. Ноги у него как плети. Руками действует, а ногами никак не шевелит. Прошло и третье Лето, и четвертое, а Илье ничуть не легче. Еще пуще стали плакать старики: вот и есть сын, да никуда не годящий — обуза, а не подмога.

Так и просидел Илья сиднем целых тридцать лет – себе на печаль, родителям на горе.

И вот в одно прекрасное утро собрался Иван Тимофеевич на работу в лес, а Илью одного дома оставили. Он уже привычный был сидеть — дом караулить.

А день выдался жаркий. Сидит Илья, потом обливается. И вдруг слышит: подходит кто-то к его оконцу. Подошли и постучали. Потянулся Илья кое-как, открыл окошко. Видит, — стоят два странника, очень старые.

Посмотрел Илья на них и говорит:
— Чего вам, страннички, надобно?
— Дай-ка нам испить
пива хмельного. Мы знаем, у тебя есть в подвале пиво хмельное. Принеси нам чашу в полтора ведра.

Илья им в ответ:
— И рад бы принести, да не могу — у меня ноги не ходят.
— А ты, Илья, попробуй сперва, тогда и говори.
— Что вы, старцы, тридцать лет я сиднем сижу и знаю — ноги у меня не ходят.

А они опять:
— Брось ты, Илья, нас обманывать! Сперва попробуй, а после и говори.

Пошевелил Илья одной ногой — шевелится. Другой пошевелил — шевелится. Соскочил с лавки и побежал, как будто всегда бегал. Схватил чашу в полтора ведра, спустился в погреб свой глубокий, нацедил пива из бочонка и приносит старцам.

— Нате, кушайте на доброе здоровье, страннички. Уж очень я рад, — научили вы меня ходить.

А те говорят:
— Нет, Илья, выкушай сперва сам.

Илья не прекословил, берет чашу в полтора ведра и выпивает на месте единым духом.

— А ну-ка, добрый молодец, Илья Муромец, скажи теперь, сколь чуешь в себе силушки?
— Много, — отвечает Илья. — Хватим мне силы.

Переглянулись старцы меж собой и говорят:
— Нет, верно, мало еще в тебе силы. Не хватит. Сходи-ка в погреб и принеси вторую чашу в полтора ведра.

Нацедил Илья втору чашу, приносит старцам. Стал им подавать, а они, как прежде, говорят:
— Выкушай, добрый молодец, сам.

Илья Муромец не прекословит, берет чашу и выпивает единым духом.
— А ну-ка, Илья Муромец, скажи, много ли ты чуешь силушки?

Отвечает Илья странникам:
— Вот стоял бы здесь столб от земли до неба, а на том столбе было бы кольцо — взял бы я за то кольцо, да своротил бы всю подвселенную.

Опять переглянулись меж собой странники и говорят:
— Больно много мы ему силы дали. Не мешало бы поубавить. Сходи-ка, братец, в погреб, принеси еще чашу в полтора ведра.

Илья и тут не стал прекословить, побежал в погреб. Приносит чашу, а старцы говорят:
— Выпей, Илья.

Илья Муромец не спорит, выпивает чашу до дна.

А старцы опять его спрашивают:
— Ну-ка, Илья Муромец, скажи теперь, много ли в тебе силушки?

Отвечает Илья:
— Убавилась моя силушка наполовинушку.
— Ладно, — говорят странники, — будет с тебя и этой силы.

И не стали его больше за пивом посылать, а стали говорить ему:
— Слушай, добрый молодец, Илья Муромец. Дали мы тебе ноги резвые, дали силу богатырскую. Можешь ты теперь без помехи по Русской земле погулять. Гуляй, да только помни: не обижай слабого, беззащитного, а бей вора-разбойника. С тех пор Илья Муромец всегда защищал страну свою от злодеев и разбойников.

Раздается приглушенный свист (МР 3 запись.)

Ребята, это Соловей – разбойник свистит, надо поторопиться! Давайте поможем побыстрее Илье -  Муромцу собраться в поход , чтобы защитить всех от разбойника.

Игра – моделирование  «Собери богатыря в поход»

Описание:

 Изображение богатыря (картинка); разные предметы: кольчуга, шлем, лук и стрелы, автомобиль, конь, автомат,  джинсы, бейсболка, кожаная куртка, микроволновая печь, щит, булава и др.

Что понадобиться древнему богатырю в походе?

Дети подбирают изображения необходимых вещей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы быстро и правильно собрали богатыря в поход, но чего-то не хватает? Посмотрите внимательно! Правильно меча богатырского то нет. Злые разбойники похитили меч его. Ребята, что будем делать?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно надо выковать новый меч.

Кто делает мечи?

Правильно – кузнец. Посмотрите на слайд (№3). Как вы думаете, кузнец сильный, выносливый? Нам тоже надо набраться силы, прежде чем изготавливать меч для Ильи Муромца!

Физкультминутка (звучит МР 3 запись: Пахмутова А.Н. «Богатырская наша сила»- минус)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво,

 И налево надо тоже

 Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки

Поклонились влево, вправо. Получается на славу!

Воспитатель: Теперь приступаем к делу!

Продуктивная деятельность: изготовление меча в технике «оригами».

Воспитатель: Какие замечательные, острые и крепкие мечи у вас получились! Наверное, близко уже Соловей-разбойник,  давайте посмотрим!

Гимнастика для глаз:

Поднесите руку ко лбу и посмотрите далеко-далеко.

Посмотрите влево (голову не поворачивайте)

Посмотрите вправо.

Светит солнце – зажмурьте глаза крепко-крепко.

Откройте глаза и поморгайте часто – часто.

А теперь передадим  меч Илье Муромцу - защитнику Земли русской.

Он отправится в поход, а наше занятие закончилось, вы все молодцы!

Хорошо справились с заданиями!

Рефлексия

Воспитатель:

Перед вами лежат карточки – солнышко и тучка. Если занятие вам понравилось - поднимите солнышко, а если - нет, то поднимите тучку.

Источники:

текст рассказа:

http://derzhavarus.ru/skazka

текст физкульттминутки:

https://infourok.ru/fizkultminutki-dlya-nachalnoy

картинки:

https://ds04.infourok.ru 

http://animalsfoto.com

http://www.proza.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Богатыри земли русской"

Данная презентация рассказывает о былинных героях Древней Руси. Может быть использована на уроках литературного чтения....

"Богатыри земли Русской"

Презентация может быть использована на внеклассном мероприятии, уроке чтения в 3-4  классахъ при изучении темы Кто такие богатыри. В материале используются репродукции картин В. Васнецова,  ...

`Воспитательный час:"Илья Муромец - богатырь земли русской"

Расширить знания о защитниках земли русской.Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их  в качестве положительного идеала....

Викторина "Илья Муромец - страж земли Русской"

Воспитание  гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им....

конспект урока литературного чтения: Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской»

Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской» Цели:– Формирование умения моделировать, дифференцировать и работать в группе для создания проектной работы  по теме «Илья Муромец – богатырь зе...

Илья Муромец богатырь земли Русской. А. К. Толстой. ”Илья Муромец”.

Литературное чтение 4 класс. "Планета знаний"...