Лестница успеха
рабочая программа на тему

Юлина Марина Михайловна

Рабочая программа по воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческая работа1.64 МБ
Microsoft Office document icon Программа восп. раб.171.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие, прежде всего, стало познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота человечества»

                                                                В. А. Сухомлинский

Воспитание духовно-нравственной личности - носителей семейных ценностей, высококультурных граждан и патриотов своей Родины - процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Какими станут сегодняшние наши воспитанники, что принесут они обществу, выйдя за порог школы - любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумела ли я воспитать их душу, научила ли противостоять порокам современного мира? Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что мои дети приобрели за годы обучения здесь положительный духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.

        Школа должна стать «вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребёнку»

        Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе — гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно - нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребёнка стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя. Беря класс, каждый классный руководитель задумывается над планированием работы с классом. Мало запланировать и провести мероприятия, преследующие ту или иную цель. Необходимо продумать программу работы. Чтобы жизнь в классе не угасала, классный руководитель должен быть всегда вместе с детьми и чуть-чуть впереди.

        «Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?» И взрослому, и ребёнку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет участвовать ещё активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности  учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Моя программа «Лесенка успеха» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность.

Самоуправление. Здесь главное - не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Используется метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто меняющихся органов самоуправления с целью обучить всех участников организаторскому мастерству.

Соуправление. Младшие дети очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.

Ожидаемый педагогический результат

  1. Программа рассчитана на 4 года обучения ребенка в начальной школе. В ней заложены принципы толерантности, воспитания самостоятельности и саморазвития ребенка в условиях концепции “Я - человек”.
  2. В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу.
  3. К концу четвертого года обучения все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности.

  1.  ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель:

создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Задачи:

*организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;

* вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

*создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении класса и школы,

*развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в деятельности различной направленности;

*содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

*воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;

* подготовка к обучению в среднем звене.

Ценностные ориентиры

Формирование социально – значимых отношений школьников, и прежде всего позитивных отношений к таким ценностям как:

  • Человек
  • Отечество
  • Природа
  • Мир
  • Труд
  • Культура
  • Знание
  • Здоровье

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Воспитательный процесс программы «Лесенка успеха» происходит по 5 направлениям:

 1 направление  — «Семь Я»

или индивидуальная работа с учащимися.

  По этому направлению я организовываю индивидуальную работу с одарёнными детьми, с учащимися, с творческими способностями и возможностями, со слабоуспевающими учащимися.  

        Общеизвестно, что дети 7-10 лет – это возраст, когда дети не только активны, но и любознательны: это пора, когда они начинают искать своё место в жизни, хотят проявить себя, пытаются самовыражаться и самореализовываться. Из огромного количества «сам» я выделила 5, составляющих, на мой взгляд, некую систему вытекающих друг из друга взаимосвязанных этапов самостановления личности:

  1. Самоанализ - «Какой я?»
  2. Самоупражнение - «Пробую»
  3. Самооценка – «Как справился?»
  4. Самопризнание – «Могу!»
  5. Самореализация -  «Я делаю сам и учу других»

Моё глубокое убеждение и даже, можно сказать, рабочее кредо – все дети талантливы. Каждый ребёнок – лидер, нужно только увидеть, поддержать его в стремлении проявить себя, пусть пока в чём-то незначительном, развить и закрепить успех.

Организация работы с одаренными детьми

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации  которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

  1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  2. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  3. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

Главная задача классного руководителя – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

Кроме этого программа индивидуальной работы включает в себя:

  1. Контроль успеваемости и учебной дисциплины.
  2. Подготовка и участие в международных играх-конкурсах по предметам «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Чевелти чекес», «Британский бульдог», «Интеллект – экспресс».
  3. Участие в районных и региональных конкурсах творческих работ учащихся
  4. Привлечение учащихся к организации и проведению классных мероприятий.
  5. Наблюдение за физическим и психическим здоровьем учащихся, забота о сохранении и укреплении их здоровья.
  6. Обеспечение взаимопомощи заболевшим и отстающим в учёбе.
  7. Подготовка к обучению в среднем звене.

В своей работе по выявлению и поддержке способных и одарённых детей я использую такую форму, как драматизация. Это является прекрасной возможностью для детей, неуверенных в себе, проявить себя в творчестве, выступить на сцене. Это позволяет ребятам научиться работать в команде, развивает воображение, фантазию, креативное мышление. Это небольшие концерты - поздравления с использованием элементов инсценировок, КВНа и т.д. Такая деятельность является уникальным средством развития художественно – творческих способностей детей.

Отличным подспорьем также является кружок «Мир логики», который я веду уже много лет. Мои выпускники являются победителями и призёрами различных олимпиад и конкурсов. (Приложение)

2 направление - «Духовно - нравственное».

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  • формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём;
  • воспитание доброго отношения к окружающим людям, к природе;
  • воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
  • формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные моменты деятельности:

  1. Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  2. Знакомство учащихся с нравственными позициями прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

Формы реализации:

  1. Уроки памяти.
  2. Конкурсы рисунков, газет, плакатов.
  3. Встреча с военной поэзией, чтение рассказов на военную тему.
  4. Цикл мероприятий “Спешите делать добро”, внеклассное занятие «Мастерская подарков» ((Приложение1)
  5. Цикл бесед: “Школа вежливости”, “О доброте и отзывчивости”, “Ты не один на свете”,

Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, развивают творческие способности.

3 направление - «Креатив».

Создание условий для развития творческих способностей детей в различных видах досуговой деятельности.

         В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих личностях. В современных условиях такая личность становится востребованной обществом на всех ступенях его развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой промежуток времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих продуктивно подходить к любым из этих изменений. Человек должен активизировать свой творческий потенциал, т. к. именно творчество порождает новое отношение к жизни. К сожалению, творчеству в современном образовательном процессе отведено своеобразное место: место притягательного дополнения к обязательному содержанию.  Творчество – удел дополнительного образования, специальных занятий. Это досадное заблуждение. Созидание нового – неотъемлемая часть человеческой жизни. Этому надо специально учить, как учат детей навыкам письма, чтения, переработки информации, оперирования математическими символами. Показателем творческого развития является креативность. В психологических исследованиях под креативностью понимают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, оригинальных идей и нешаблонному их решению.

             Креативная деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личные свойства. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее.

Для того, чтобы обучить детей творчеству, необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.

Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого ученика, можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то, что ему нравится и что он умеет.

Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная спутница детства. Например, конкурсы:

  • “Эти забавные животные”,
  • “Космические путешествия”,
  • “Юные пожарные”,
  • “Горячие сердца”,
  • “А ну-ка, девочки”,
  • “Будущие защитники Отечества”,
  • “Самый, самый, самый…”
  • «Мы вместе» (Приложение 2) и т. д.

           Цель этих конкурсов – формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Среди разного рода игр можно выделить и классифицировать следующие:

  1. Игра-драматизация.
  2. Игра-загадка.
  3. Игровое моделирование.
  4. Игра с последующей рефлексией.

Игра-драматизация – наиболее приемлема для младших школьников. Представляет собой разновидность сценической игры, суть которой разыгрывание какой- либо сценки или стихотворения нравственного содержания для зрителей. В процессе подготовки и проигрывания обеспечивается двойное воздействие на личность: исполнительская деятельность требует вхождения в роль другого и оценки его действий изнутри, ненавязчиво формирует отношение, позицию, побуждает к самоанализу; с другой стороны, дополнительное воздействие оказывает реакция зрителей, создается единое эмоциональное состояние, объединяющее детей.

Игра-загадка: детям предлагается разыграть ситуации различного уровня сложности, в которых заложены ошибочные действия. Задача зрителей – обнаружить ошибки в поведении действующих лиц и объяснить их или найти выход из сложившейся ситуации. (пример: ученик проходит мимо двух учительниц, разговаривающих между собой и здоровается только со своим классным руководителем).

Игровое моделирование – создание воображаемых ситуаций нравственного выбора. Наибольшим творческим потенциалом обладают ролевые игры, в которых намечены лишь контуры поведения действующих лиц, но сама ситуация развертывается непосредственно в процессе игрового взаимодействия. Такие ситуации требуют от ребенка самостоятельного проектирования своих действий на основе проникновения во внутреннее состояние изображаемого персонажа.

Игра с последующей рефлексией позволяет создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:

Игра “Слепой и поводырь”: ученики разбиваются на пары. Один исполняет роль “слепого”, второй – роль “поводыря”. “Поводырь” в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате, затем они меняются местами. После чего учащиеся рефлексируют свои ощущения в каждой роли.

Игра “Моющая машина”: ученики строятся в две шеренги лицом друг к другу и представляют, что они – моющая машина, нужно “помыть” того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным, счастливым. Обсуждение после игры позволяет ученикам разобраться в чувствах.

Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:

  • “Золотая осень”,
  • “Прощание с Азбукой”,
  • “Праздник правил дорожного движения”,
  • “Праздник здоровья”,
  • “Новый год”,
  • “Подарок мамам”,
  • “Здравствуй, лето”,
  • “Прощание с начальной школой” и т. д.

Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту до конечного проведения КТД.

Конечно, нельзя умалять роль бесед, круглых столов, пресс-конференций, встреч, экскурсий и других форм воспитательной работы в развитии личности ребенка. Тем не менее, вышеуказанные формы в младшем школьном возрасте, особенно в 1-2 классе, эффективно решают задачу развития творческих способностей учащихся.

Одной из таких технологий являются квест-технология (мероприятие- приключение), которая представляют собой симбиоз игры, поиска и соревнования. Особенно они интересны в начальной школе. Задача такого мероприятия - создать положительную психологическую атмосферу, которая позволит максимально раскрыться личности каждого ребенка, вовлечь учащихся в поисковую и коммуникативную деятельность. В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения и воспитания была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения и воспитания.

Развитие креативного мышления через квест - мероприятия предполагает внесение следующих изменений в воспитательный процесс:

  • вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность        на основе        личностно – деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание;
  • создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
  • системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий.

4 направление -  «Папа, мама, я – дружная семья».

Работа с семьёй.

Воспитание личности в школе будет неполным, если не найдёт продолжения в семье, ведь именно там ребёнок проводит большую часть времени.

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
  • организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”. Индивидуальные беседы по вопросам обучения и воспитания учащихся.

Виды деятельности в направлении “Семья”:

  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. 
  • выработка совместных требований к ученику.
  • организация обмена опытом воспитания между родителями
  • Организация совместных поездок, экскурсий по родному краю, посещение музеев
  • Привлечение родителей для укрепления материально-технической базы класса)

а) ремонт класса, школьной мебели,

б) приобретение учебников, рабочих тетрадей по предметам         

Общаясь с родителями, обращаю их внимание на роль родителей в развитии ребёнка. Традиционно родителей приглашаем на внеклассные мероприятия, на которых родители  сами становятся членами жюри и  участниками различных мероприятий: «День матери», «8 марта – женский день», «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа и  я – лучшие друзья», «Весёлые старты», совместные походы и т.д. (Приложение3)

5 направление – «Спорт и здоровье».

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
  • способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
  • знакомить с дорожными знаками, с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.

Основные моменты деятельности:

  1. Сотрудничество с медицинскими работниками школы с целью

изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

  1. Организация и        проведение         внутриклассных мероприятий,

формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

          3.    Формирование собственной я -        позиции учащихся к проблеме

сохранения и защиты собственного здоровья.

4.Сотрудничество с        работниками ГИБДД с целью формирования

навыков грамотного передвижения по улицам.

Формы реализации:

  • Спортивные праздники и соревнования.
  • Недели, месячники здоровья.
  • Проекты “Здоровье и безопасность”, “Утренняя зарядка”, “История Олимпийских игр». Весёлые старты «Паралимпийские игры» (Приложение 4)
  • Физкультминутки, физкультпаузы.
  • Подвижные игры.
  • Факультатив “Разговор о правильном питании”.
  • Спортивные секции.
  • Цикл бесед и игровых мероприятий по правилам дорожного движения.

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе.


III СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание
планирования

Организационная работа

1. Воспитательно-организационные задачи.

2. Содержание «пятиминуток» классного руководителя и актива (в начале недели)

Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания)

1. Познавательная деятельность.

2. Ценностно-ориентированная деятельность.

3. Трудовая деятельность.

4. Общественно полезная деятельность.

5. Художественная деятельность.

6. Физкультурно-спортивная деятельность.

7. Свободное общение.

 Методическая работа

1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса.

2. Дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся.

3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом.

4. Работа с родителями учащихся

Основными  критериями результативности деятельности классного руководителя являются:

1) содействие саморазвитию личности;

2) реализация творческих способностей;

3) обеспечение социальной защиты;

             4) создание необходимых условий для активизации усилий детей.

Конечная цель воспитательной деятельности 

Добиться сплоченности коллектива, чувства уважения друг к другу, ответственности учащихся за порученное дело, любви  к Родине, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества. 

Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
  • тренинги, занятия, курсы;
  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
  •  дискуссии,  круглые столы, конференции;
  • встречи с интересными людьми, клубы по интересам.

Самоуправление в классе

Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить

своё место и реализовать свои способности и возможности. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Они приобретают организационные, коммуникативные, трудовые и творческие навыки.

Основными условиями общения педагогов со всеми учащимися,  и с лидерами особенно, являются следующие:

  • уважение
  • доверие,
  • вера в успех

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым  окунем в озере!

Если не можешь быть капитаном.

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдется работа на корабле жизни,

            Только найди свое дело.

                  Если ты не сможешь быть солнцем,

                  Будь звездой на небе,

                        Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

 Работа органа ученического самоуправления

Как классный руководитель, я организовываю деятельность классного коллектива и отдельно каждого учащегося в учебное и внеучебное  время, а также изучаю и воспитываю личность.

Организация деятельности класса заключается:

1)в распределении поручений в классе,

2) в организации работы дежурных,        

3) в работе с активом класса.    

В процессе работы по программе учащиеся преодолевают  4 ступеньки, называемые ступеньками успеха.

Младшеклассники очень любят выполнять различные поручения. Они чувствуют себя нужными, ищут возможности проявить себя. Если вовремя создавать для этого условия, не ослабнет их интерес к жизни класса.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость свою и каждого.

Класс работает по принципу участия всех детей в системе самоуправления. В результате младшеклассники должны научиться выполнять порученное дело ответственно и развивать активную жизненную позицию. Все учащиеся класса стали членами детского объединения «Маленькая страна». Внеклассная работа класса строится по семи тропинкам:

1) Красная - «Тропинка смекалистых» или «Учись учиться».

2) Фиолетовая - «Тропинка искусства и культуры».

3) Синяя - «Вот мой дом родной».

4) Оранжевая - «Спорт и здоровье».

5) Жёлтая - «Тропинка доброты и милосердия».

6) Голубая - «Тропинка мастеров».

  1. Зелёная - «Край родной».

На этих 7 тропинках проводятся коллективные творческие дела: трудовые, развлекательные, спортивные, познавательные.

Схема деятельности: от простого копирования - к самостоятельности. В 1 классе все дела проходят под девизом «Делай как я!», дети действуют с помощью взрослых и старших, копируют их действия. Во 2 классе они проявляют частичную самостоятельность, работают под девизом «Делай лучше меня!». Ребята самостоятельно выполняют части работы, находят некоторые отдельные способы её осуществление, проявляют элементы творчества. В 3 классе они уже приобретают относительную самостоятельность, работают род девизом «Делай сам, делай вместе с друзьями», в 4 классе – под девизом «Научился сам - научи товарища». Младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности. Например,  старший дежурный в дежурную неделю (учащиеся  начальных классов кроме первого класса дежурят в коридоре по очереди, следят за дисциплиной и порядком) организует работу дежурных.

Выполняя творческие дела по семи тропинкам, выполняя те или иные поручения, у ребят формируются такие ценные качества и привычки, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, навыки организованности, исполнительности, вежливость, уважение к старшим, нетерпимость к лени, зазнайству, грубости, лжи, тем, кто обижает младших, кто не любит природу, жестоко обращается с животными и птицами.

В начале каждого учебного года мы выбираем старосту из числа хорошо успевающих, инициативных, ответственных учащихся. Чтобы каждый из них попробовал себя в роли организатора, каждый год староста переизбирается. Уже в начальных классах развиваются качества лидера,  вокруг которого сплачивается коллектив.  У ребят, которые поработали старостами, есть организаторские навыки. Надеюсь, что они станут активными помощниками классного руководителя и в пятом классе.

Старосте класса подчиняются командиры микрогрупп, или «мудрейшие». В свою очередь, они организуют жизнь своей группы, распределяют и координируют действия. Например, «мудрейший» организует взаимную помощь в учёбе среди учащихся, участвует в контроле за домашней работой, помогает учителю в подготовке к читательской конференции, контролирует ведение журнала учёта чтения художественной литературы. Вокруг мудрейших формируется микрогруппа из учащихся класса, выполняющих разные поручения. Таких микрогрупп две, поэтому никто не остаётся в стороне от классных дел, которое они выбирают сами.

 Каждый член микрогруппы выполняет определённое поручение. Книголюбы помогают подшивать газеты и журналы, занимаются ремонтом книг, приобщают ребят к чтению. Затейники участвуют в подготовке и проведении разнообразных культурно- массовых мероприятий, вовлекают учащихся  своего класса в имеющиеся в школе кружки, организуют подготовку к смотру художественной самодеятельности, готовят выступления. Юные медики (санитары) контролируют поддержание чистоты и порядка в школе, при необходимости оказывают первую медицинскую помощь, организуют сбор лекарственных растений, выступают с докладами по вопросам санитарии и гигиены, ведут блокнот санитара. Цветоводы сажают деревья и кустарники, заботятся о цветниках, газонах, охраняют «зелёных друзей», птиц и животных; контролируют работу на пришкольном участке; ухаживают за цветами в кабинете; агитируют красоту природы; читают доклады о цветах и растениях, проводят исследовательскую работу. Журналист поддерживает тесную связь с  детскими газетами, журналами. Учащиеся, которые любят писать стихи и имеют литературные способности, участвуют в разработке мероприятий в классе, отправляют свои работы в периодические печатные издания.

Подведение итогов работы класса происходит в конце каждой недели. О результатах проделанной работы (участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, играх ит.д., результаты участия) сообщается в понедельник. Ни одно дело не остаётся незамеченным. Награждение победителей конкурсов, викторин, олимпиад, спортивных состязаний происходит перед всеми учащимися. Какая это честь, когда радуются твоим успехам, когда ими гордится вся школа! Это очень хороший пример для подражания! Невольно все «подтягиваются» за победителями. Здесь же на построении учащиеся выступают с утренниками о правилах дорожного движения, о бережном отношении с учебниками, о здоровом сне и т.д. Все эти мероприятия помогает организовывать актив класса: друзья спорта или физкультурники, мудрейшие, затейники и т.д. Так ребята учатся работать в коллективе, управлять делами класса.

         

IV.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников распределяются по трем уровням.

Результаты первого уровня - приобретение школьниками социально значимых знаний:

  • о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества;
  • о нормах поведения человека на природе и правилах ведения экологического образа жизни;
  • о нормах и традициях миротворческой деятельности человека;
  • о нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры;
  • о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве;
  • о нормах и традициях трудовой деятельности человека;
  • о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми;
  • о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе;
  • о нормах и традициях ведения здорового образа жизни;
  • о самих себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализации человека.

Результаты второго уровня - развитие социально значимых отношений школьников, а именно:

  • ценностного отношения школьников к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности;
  • ценностного отношения школьников к природе, уважительного отношения к животным и растениям, бережного отношения к природным богатствам - чистому воздуху, пресной воде, земле и ее недрам; негативного отношения к неумеренному потреблению и расточительству;
  • ценностного отношения школьников к миру, согласию, диалогу, сотрудничеству, ненасильственным способам разрешения конфликтов;
  • ценностного отношения школьников к знаниям, к учителю как носителю этого знания, к школе, к учению и самообразованию;
  • ценностного отношения школьников к труду — как к физическому, так и к умственному, уважительного отношения к людям труда, к результатам чужого и собственного труда;
  • ценностного отношения школьников к другим людям, гуманного, дружелюбного, приветливого отношения к окружающим, милосердного отношения к падшим, сострадательного отношения к нуждающимся в помощи;
  • ценностного отношения школьников к иным людям — людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам и негативного отношения к проявлениям расизма, шовинизма, ксенофобии;
  • ценностного отношения школьников к здоровью - своему собственному здоровью и здоровью окружающих; к здоровому образу жизни и здоровой окружающей среде, негативного отношения к вредным привычкам;
  • ценностного отношения школьников к своему собственному внутреннему миру, своему «Я», адекватной позитивной оценки самого себя.

Результаты третьего уровня - накопление школьниками опыта социально значимых действий:

  • опыта действий, направленных на пользу своему Отечеству, и деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыта природоохранных действий;
  • опыта миротворческих действий;
  • опыта культурного поведения, опыта создания собственных произведений культуры, опыта изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества;
  • опыта самостоятельного приобретения новых знаний, опыта проведения научных исследований;
  • опыта участия в трудовых делах, производственной практике;
  • опыта заботы о других людях, оказания помощи другим людям, опыта благотворительности и волонтёрства;
  • опыта действий, направленных на установление доброжелательных взаимоотношений между людьми разной национальности, веры, культуры;
  • опыта здоровьесберегающих действий, опыта заботы о здоровье других и ведения собственного здорового образа жизни;
  • опыта самопознания, самооценки и самореализации.

Достижение названных выше результатов воспитания и социализации увеличит вероятность появления следующих эффектов воспитания, таких как формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников, становление их социокультурной идентичности, овладение ими социально полезными видами деятельности, ориентированными на сохранение, утверждение базовых общественных ценностей.

V.  МОНИТОРИНГ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Хочу отметить, что программа «Лесенка успеха»,  по которой я работаю, - действующая программа. С помощью начальной диагностики я обобщаю демографические данные учеников, составляю социальный паспорт класса, выявляю познавательные способности и личностные качества. Для этого использую следующие виды диагностики:

  • индивидуальные беседы с учащимися;
  • анкетирование родителей на первом родительском собрании;
  • посещение некоторых семей на дому;
  • изучение уровня воспитанности учащихся;
  • изучение уровня школьной тревожности.

Подобная диагностика позволяет мне выяснить социальную обстановку в классе, уровень воспитанности и тревожности. Данные выводы помогают  мне правильно откорректировать составленный ранее план воспитательной работы.

 В дальнейшей работе  для изучения интересов и склонностей учащихся я провожу и другие виды диагностики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          И в заключение хочется сказать. Да, перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, вопросов много. И мы, классные руководители, обязаны помочь ребёнку найти кредо жизненного пути.

Свою программу «Ступеньки успеха» я,   действительно, могу назвать «успешной». У моих воспитанников из года в год всё больше и больше достижений, и они поднимаются всё выше и выше по «ступенькам успеха».

Возьмите на заметку:

* Хочешь быть любимой детьми – полюби их.

* Помни, перед тобой человек, который доверился тебе.

* Старайся понимать своих воспитанников и сопереживать     вместе с ними – это вселяет веру в доброту и веру в людей.

* Создавай комфорт детям  - важное условие воспитания.

* Будь терпеливой к недостаткам детей, ибо сами не без них.

* Защити их – не поселится в них страх и агрессия.

* Формируй в детях интерес – движущую силу познавательного процесса

ВЕРЬТЕ В СВОИХ УЧЕНИКОВ, ВЕДЬ ВЕРА В УСПЕХ – ЭТО УЖЕ ПОЛОВИНА УСПЕХА!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Степанов П. В. Управление  воспитательным процессом. Научно методический журнал Заместителя Директора школы по воспитательной работе. №1, 2014 год.
  2. Степанов П. В. Управление  воспитательным процессом. Научно методический журнал Заместителя Директора школы по воспитательной работе. №2, 2014 год.
  3. Кичина О. Б. Опыт реализации модели воспитательной деятельности. Научно методический журнал Заместителя Директора школы по воспитательной работе. №1, 2016 год.
  4. Курочкина И. А. Основные направления духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях реализации ФГОС. Научно методический журнал Заместителя Директора школы по воспитательной работе. №1, 2017 год.
  5. Лукина Е. В. Модель воспитательной системы. Научно методический журнал Классный руководитель. №6, 2016 год.

  1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 - 4 классах. - изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов НУД: Феникс, 2007. - 328 с.
  2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.
  3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 168 с.
  4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 224 с.
  5. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 320 с.
  6. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 1-4 классы. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 368 с.
  7. Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. - Ростов Н/Д: Феникс, 2005. - 256 с.
  8. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 1-4 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 123 с.
  9. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. -М.: ВАКО, 2007. - 224 с.
  10. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007. -154 с.
  11. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
  12. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.
  13. Проблемные классные часы. 1-4 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 175 с.
  14. Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. - 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. - 168 с.
  15.      Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива. М., Педагогика, 1988
  16.       Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса школе. М.: ГИЦ Владос, 2001
  17. Фридман Л. М., Пушкина Т. А. Каплунович И. Я. Изучение личности учащихся в ученических коллективах. М., 1988
  18. ЩурковаН. Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986
  19.      http://psvcabi.net/testv/577-test-kreativnosti-torrensa-diaanostika- tvorcheskoao-mvshleniva
  20.      http://www.trizland.ru/
  21.      http://prezentacii.com/tekhnologii/10622-tehnologii-kreativnogo- mvshleniva-shest-shlvap.html
  22.     http://kopilkaurokov.ru/matematika/presentacii/shiest-dumaiushchikh- shliap-tiekhnologhii-krieativnogho-myshlieniia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лестница успеха (УУД)

карточка ученику по самооценке своих достижений по письму...

Программа по воспитательной работе "Лестница успеха"

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.К.Д. Ушинский...

Рефлексия для интерактивной доски "Дерево", "Лестница успеха"

Рефлексия для интерактивной доски для учащихся 1-4 классов....

Программа воспитания учащихся 1-4 классов "Лестница Успеха"

  Воспитание - великое дело: им решается участь человека.В.Г. Белинский     Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические з...

Рефлексия Лестница успеха

Рефлексия Лестница успеха...

Программа по воспитательной работе "Лестница успеха" на 2020-2024 учебный год

В данной работе предоставлена программа по воспитательной работе для учащихся 1-4 классов. Цель, задачи, классные часы и система работы с классом....

Таблица "Лестница Успеха"

Таблица для самооценивания обучающихся на уроке на  этапе Рефлексии...