Методические рекомендации «Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Сиохина Наталья Викторовна
 

 

Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекомендациях, будут полезны  учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »  

Аннотация.

Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекомендациях, будут полезны  учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.

        В воспитании подрастающего поколения общеобразовательная школа играет ведущую роль. Социальный заказ современному учительству заключается в том, чтобы поднять осуществление учебно-воспитательного процесса на более высокий, качественно новый уровень. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

 Практический опыт, положенный в основу методических рекомендаций, был осуществлён на базе МКОУ «Средняя школа № 1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области.

Содержание.

Пояснительная записка.________________________________________________ 4

Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного развития

младших школьников.

1.1. Возрастные особенности  нравственного развития детей.__________________  6

1.2.Особенности духовно-нравственного развития детей  на разных

 ступенях  школьного обучения.___________________________________________8

Глава   2. Духовно-нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.

 2.1 Виды деятельности, формы, методы, используемые в организации духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.________________________________________________________ 12

2.2 Примерная программа духовно - нравственного развития и  воспитания    обучающихся на ступени начального общего образования.__________________ 16

Заключение.__________________________________________________________32

Список литературы____________________________________________________34

Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, потребительские по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

     Данные рекомендации содержат теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Глава 1.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников

  1. Возрастные особенности нравственного развития детей

        Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. 
      Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
       Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“. Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
     Решающими для перехода воспитанника от одной возрастной моральной ступени к другой, более высокой, являются новообразования, возникающие в процессе развития в его интеллектуальной,  потребностной и нравственно-волевой сферах. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: „Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека“.
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на
 принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не „ударив лицом в грязь“.
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“.Сухомлинский считал, что „незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает“.
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение — понятие весьма широкое и охватывает все стороны  жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности. Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственно-духовным воспитанием. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.

1.2 Особенности духовно-нравственного воспитания и развития детей на разных ступенях школьного обучения

        Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

       Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Каковы основные этапы нравственного развития детей?

         Первый этап охватывает младенчество и раннее детство — этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.
Посредством разумно организованной „поведенческой“ практики, ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый этап своего духовного становления.
       
Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить „надо“ выше „хочу“, причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.
        С дошкольным периодом (от 3–4 до 6–7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.
          В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.
Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям „героя“ суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.
Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения. У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.
Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его убеждениями.
Мораль подростка в ее развитых формах качественно очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.
Но, несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления. Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты „детскости“, приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку.
Учащиеся старшего возраста способны уже иметь четкое научное представление о морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника.
У старшеклассников резко усиливается возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливания когда-то бездумно воспринятого. Таким образом, фрагментарную самодеятельность в сфере морали, присущую подростковому возрасту, в юношеском возрасте сменяет всеохватывающая самодеятельность, что позволяет и весь юношеский период нравственного развития личности определить как период глобальной нравственной самодеятельности.
Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжиться всю жизнь. Но с годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает каких-либо принципиально новых образований, а происходит лишь укрепление, развертывание и совершенствование появившихся ранее. В общественном плане нравственная модель старшеклассника представляет ту нравственную ступень, начиная с которой человек, поднявшийся на нее, без скидок на возраст может быть признан высоконравственным.
Нравственное развитие подрастающей личности — это процесс обретения его все большей и большей моральной свободы, когда личность мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний внешней среды и от влияния собственных импульсивных желаний.

Глава   2. Духовно-нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

2.1 Виды деятельности, формы, методы, используемые в организации духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Ведущим видом деятельности ребенка в начальной школе становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте активно развивается самооценка, мышление (от эмоционально - образного к абстрактно-логическому). Усложняется речь, однако память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Внимание младшего школьника недостаточно устойчиво, ограниченно по объему, зато активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Становятся более явными различия детей связанные с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в классном коллективе, становится оценка учителя, успехи в учебе.

В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В сознании ребенка преобладают императивные (повелительные) элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями педагога. В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Взрослея, младшие школьники пытаются активно, самостоятельно разбираться в сложных жизненных ситуациях. При этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Работая над нравственным воспитанием детей нужно учитывать их возрастные, психологические и психо-социальные особенности.

Предлагаемые формы работы по введению понятий о нравственности, морали не новы. Они широко использовались в воспитательном процессе. Теперь пришло время активно обращаться к ним и в учебных предметах.

1. Беседы.

Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг. Строить их можно от ежедневных проблем, возникающих у детей до проблем окружающих людей. Постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них, приносят всевозможные истории и рассказы: «А я видел…, а у нас вчера…». Дети начинают «видеть» окружающий их мир и активно реагировать на него.

При использовании беседы по сюжетному рассказу ребенку предлагается прослушать повествование, содержащее нравственную проблему. Герои рассказа попадают в ситуацию, требующую сделать моральный выбор. После прослушивания текста школьникам задаются вопросы, которые составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях проявлялось отношение к заданной проблеме, знание о способах поведения в создавшейся ситуации и о самой нравственной норме.

2. Чтение сказок.

Чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

При выборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на смысл, заложенный в ней. Во многих сказках народов мира звучат неповторимые мотивы любви, доброты, милосердия, счастья.

Важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и обсуждений главной мысли. Сказка должна найти отклик в сердце ребёнка. Он должен её «прожить», поставив себя на место любимых героев. При этом ребёнок не должен давать определённых ответов, а лишь размышлять о своей жизни, о своих чувствах, поступках.

3. Музыка, живопись, поэзия.

Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки, живописи, поэзии, оставляющей след в сердце каждого ребёнка, независимо от его интеллектуального или духовного развития.

Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения. Однако в ходе уроков почти не уделяется внимание духовной основе искусства. Что думали великие творцы о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели высказать своими произведениями?

4. Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.

Души детей чутко реагируют на самостоятельное художественное творчество. С удовольствием дети раскрывают свой внутренний мир в стихах, сказках, рисунках.

5. Незаконченный рассказ.

При использовании метода незаконченных рассказов детям зачитывается текст, в котором герою необходимо принять решение, делая нравственный выбор. Нарушить нравственную норму, или действовать в соответствии с ней. Обучающийся должен закончить рассказ, обосновывая свое решение.

6. Вопросы.

Учащимся начальных классов предлагается ответить на вопросы, которые отражают знание о нравственных нормах, ценностях, правилах поведения.

  • Как вы думаете, что такое ответственность?
  • Как должен вести себя ответственный человек?
  • Как ведет себя безответственный человек?
  • Как вы думаете, что такое доброжелательность?
  • Как ведет себя доброжелательный человек?
  • Что такое милосердие?
  • Видно ли сразу по-настоящему доброго человека?
  • Как научиться дружить?

7. Игры.

Ребёнок учится, играя. Во время игры он за несколько минут способен выучить столько, что иным способом не постигнет и за час. Большинство игр учит внешним правилам общения и этикета. Кроме этого в игре ребенок может познакомиться и с основными понятиями нравственного и безнравственного. Достаточно вспомнить с каким удовольствием ребенок читает не стареющее «Что такое хорошо и что такое плохо?»

В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и способность к построению взаимоотношений с окружающими. Через игру педагог может постепенно формировать характер детей, корректировать их поведение, фиксировать те или иные закономерности.

Игра даёт возможность детям раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Однако следует помнить, что игра, как самоцель не действенна, если не несет в себе смысловой нагрузки.

Обучающимся нравится, когда учитель принимает участие в играх. В это время они чувствуют себя равными взрослым, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Педагог в течение игры сам проявляет те качества, которым хочет научить детей. Эффект собственного примера самый действенный.

Формирование экологической культуры.

Мы часто не ценим мир вокруг нас: наших родителей, наших учителей и друзей. Чья-то улыбка, добрый взгляд не кажутся нам необыкновенным явлением. Маленькие дети в отличие от взрослых людей интуитивно чувствуют красоту и волшебство в самых обычных явлениях и в повседневных событиях, поэтому так открыто и нежно улыбаются миру.

Школьный курс «Окружающий мир», множество прекрасных книг, выполнение проектных заданий, связанных с познанием и сохранением  природы родного края дают детям не только информационные знания об окружающем мире,  но и формируют эмоциональную отзывчивость, ценностное отношение  к природе.

Богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира – неисчерпаемый источник средств воспитания души. Ребёнок должен почувствовать себя  частицей единого живого организма – нашей планеты Земля, и тогда его рука не поднимется, чтобы уничтожить хоть часть этой красоты.

Духовная инертность – отнюдь не безобидная бездеятельность. Она порождает неразвитую, примитивную духовную позицию. А далее обязательно формируется негативное отношение к другим людям, обществу в целом, окружающему миру, отрицание радости творчества и собственного труда.

Сегодня общество нуждается в добрых, гуманных, неравнодушных гражданах. Задача Программы духовно-нравственного развития и  воспитания младших школьников заключается в формировании такой личности.

          В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в  образовательной программе основного общего образования предусмотрены учебные курсы, внеурочная деятельность.  Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово- развлекательная деятельность ( досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является: родительский запрос,  наличие необходимой учебно-материальной базы, укомплектованных штатов и подготовленных кадров, соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

2.2  Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Составной частью основной образовательной программы  является разработка Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

В требованиях Стандарта обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Именно поэтому образовательное пространство современной школы должно содержать развернутую программу по воспитанию ребенка, формированию у него идентичности гражданина России, осознания им этнической, конфессиональной и социокультурной  принадлежности.

В реализации этих задач следует исходить из того, что образовательная программа школы должна отражать совокупную деятельность, которая реализуется:

  • в процессе обучения (урочная деятельность);
  • во внеклассной работе (внеурочная деятельность);
  • во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).

Для  достижения результата необходимо тесное, продуманное согласованное функционирование всех трех компонентов.

Программу образовательного учреждения логично строить по разделам, предлагаемым в Стандартах:

  1. Цель и задачи.
  2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
  3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.
  4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
  5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

 6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

1.Цель и задачи  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Область формирования

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Личностная культура

1) формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;

2) укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

3) формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

4) формирование нравственного смысла учения;

5) формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

6) принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

9) формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

10) развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Социальная культура

1) формирование основ российской гражданской идентичности;

2) пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

3) воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

4) формирование патриотизма и гражданской солидарности;

5) развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

6) укрепление доверия к другим людям;

7) развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

8) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

9) формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

Семейная культура

1) формирование отношения к семье как основе российского общества;

2) формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

3) формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

4) знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

3.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Направления

Формируемые ценности

1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
  • в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  •  нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

В основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход.

Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Системно-деятельностный подход.

Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Развивающий подход.

Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования:

Направление

Виды деятельности

Формы занятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с государственной символикой РФ.

2. Ознакомление с героическими страницами истории России, родного края, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

3.Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

4. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.

5. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

Беседы, чтение книг; изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом; просмотр кинофильмов; экскурсии, путешествия по памятным местам; проведение классных часов, творческих конкурсов, мероприятий, посвященных государственным праздникам; участие в социальных проектах; организация встреч с ветеранами и военнослужащими.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

1.Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

2. Получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий.

3. Ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций.

4. Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

5. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.

6. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым.

7. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

8. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

Изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, а также дисциплин, изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «История религий», «Светская этика»; беседы, классные часы; просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей; экскурсии, заочные путешествия; участие в творческой деятельности; в коллективных играх.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

1.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

2. Получение представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

3. Знание о профессиях своих родителей.

4. Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду.

5. Умение творчески применять знания, полученных при изучении учебных предметов на практике.

6. Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

7. Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома

Изучение учебных дисциплин; экскурсии на производство; встречи с представителями различных профессий; организация и проведение презентаций учебных и творческих достижений; участие в разработке и реализации различных проектов; работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений; сюжетно-ролевые экономические игры.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

1.Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья.

2. Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки.

3. Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов, экологически грамотного питания.

4. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, нравственного и социально-психологического здоровья.

5. Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

Уроки физической культуры, беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; просмотр учебных фильмов; встречи со спортсменами, тренерами; здоровьесберегающие формы досуговой деятельности; игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений; проекты; семейные праздники.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

1.Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой.

2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.

3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности.

4. Посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.

5. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой.

Изучение учебных дисциплин; беседы, просмотр учебных фильмов; экскурсии, прогулки, туристические походы; экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц; экологические патрули; экологическая деятельность по месту жительства.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

1.Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России.

2. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.

3. Обучение видению прекрасного в окружающем мире, природе родного края.
4. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
 

5. Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин; встречи с представителями творческих профессий; экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей; знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам; посещение конкурсов, фестивалей; организация выставок; проведение культурно-досуговых программ.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать с общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (День Семьи, Проводы зимы (Масленица), спортивные праздники, праздник Букваря, театральные постановки ко дню учителя и дню мамы и т.п.).
  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

          По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: 

Направления программы

Ожидаемые результаты

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • формирование ценностного отношения к семье как к основе российского общества
  • формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • представления обучающегося о культурно-исторических традициях российской семьи, знания о семейных ролях;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

       Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Заключение

Проблема духовно–нравственного воспитания всегда была одной из приоритетных в сознании русского человека. Глубокие социально- экономические преобразования сегодняшнего дня заставляют задуматься о будущем России, а значит о новом поколении Россиян. Часто обвиняют молодежь в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому так актуальна проблема воспитания младших школьников. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.

Перед образовательным учреждением стоит задача подготовки ответственного гражданина способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Процесс обучения и воспитания должен обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  основная образовательная программа начального общего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Одним из ведущих направлений модернизации образования является создание эффективной системы духовно-нравственного воспитания в   общеобразовательных  учреждениях, которая реализуется через Программу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, использования избранной модели внеурочной деятельности, проектирования всего уклада школьной жизни.

В конечном счете, мы стремимся достичь основной цели: достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них, принимаемой обществом, системы ценностей.  

В заключение хочется отметить, что важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания является его длительность и непрерывность. Результаты его отсрочены во времени и нескоры в проявлении. Необходимо запастись терпением и бесконечной способностью прощать ребенку неудачи и слабости.

С другой стороны процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. При этом основными критериями нравственности человека можно считать:

  • его убеждения,
  • моральные принципы,
  • ценностные ориентации,
  • поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Высоконравственным можно считать человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как собственные взгляды, убеждения, привычные формы поведения.

Литература:

  1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

  1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986
  4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

  1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.

  1. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М.,Тишков В.А. " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".

     Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.

10.Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

11.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3

12.Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.

13.Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6.

14.Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000.

15.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1981.

 16. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.

  1.  Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.
  2. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

Методические рекомендации по эстетическому развитию младших школьников в урочной деятельности.

Постоянная смена педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость развития младших школьников в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительно...

Статья Организация духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Предлагаемые  в данной статье формы работы по введению понятий о нравственности, морали помогут учителю начальных кассов  в работе с детьми.В младшем школьном возрасте повышена восприимчивос...

Педагогический проект: «Совершенствование духовно – нравственной культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности «Дорога Добра».

Школа – важнейший период в жизни каждого человека, который во многом определяет  его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он формирует сист...

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...