Мастер Класс. Эффективные методы и приемы классного руководителя
методическая разработка (2 класс) на тему

Попцова Оксана Григорьевна

Эффективные методы и приемы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx65.43 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

   Задумывались ли вы, когда-либо о том, что самое естественное,  в этом мире, — перемены. Живое не может быть застывшим. Любые перемены несут в себе новые возможности. Не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются именно в тот момент, когда они необходимы. Особенно большие перемены! Именно так я назвала свой мастер-класс – Большая перемена.

(видеоролик)

- Как бы вы охарактеризовали процесс воспитания в данном коллективе?! Выберите из предложенных, соответствующие характеристики:………………(работа фокус - группы)

- Какую характеристику для данного коллектива вы выбрали? Почему?

- Спасибо. Конечно, кто бы из нас, педагогов, не мечтал о таком коллективе, где каждый - личность, способная к постоянной работе над собой.

- Что сделал для этого герой фильма - Нестор Северов?!

- И тонул, и на воротах стоял, и кровь сдавал, но самое главное, он вошел в мир своих учеников, став с ними одним целым. К решению проблем он привлек тех, кто был дорог и любим его учениками. Согласитесь, очень мудрое решение – объединить усилия и вместе идти к намеченной цели. Это решение и для нас педагогов в работе с детским коллективом может стать очень эффективным. В едином союзе учеников, родителей и педагогов создать условия для становления и развития личности ребенка. Одним из эффективных способов организации воспитательной деятельности, можно считать использование технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания. Предлагаю вам познакомиться  с основными этапами, методами и приемами данной технологии. Уверена, что использование ТИРС эффективно как в работе классного руководителя, так и в системе дополнительного образования.

- Уважаемы участники фокус - группы, предлагаю вам по ключевым словам названия данной технологии, определить ее направленность в педагогической практике. В работе вам поможет предложенная инструкция. Желаю успеха, время работы 2 мин. (Группа работает)

Работа с залом

- Уважаемые коллеги, пока фокус-группа выполняет задание, попрошу вас помочь мне и подготовиться к следующему этапу работы. Сейчас, самые творческие, активные получают карточку с высказыванием от лица ребенка. Ваша задача – принять роль ребенка,  закончить мысль и озвучить высказывание. В данном случае используется прием «ролевая маска», это прием когда участникам предлагается войти в роль другого человека (это может быть роль героя кинофильма, персонажа литературного произведения, какая-либо социальная роль: родитель, ребенок и т.д.). Особенно эффективен это прием, когда ребенок принимает на себя роль родителя, а родитель - ребенка.

Работа с фокус-группой:

- Вы, уважаемые коллеги, уже готовы дать свой ответ. И так одна из технологий воспитания - это  Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания. Что вы об это узнали?

(ответ группы)

 -  Спасибо, вы очень плодотворно поработали, обобщая, я добавлю, что Цель данной технологии – научить ребенка анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий» и вносить коррективы в свое поведение. Согласитесь, что события, которые требуют обсуждения, что бы просто получить урок из собственного опыта или выработать модель поведения на будущее, могут произойти как в классном коллективе, так и группе детей объединения дополнительного образования.

    Основная форма, ТИРС - ситуативный классный час. Особенность такого классного часа в его структуре. В своей работе я практикую проведение такого классного часа совместно с родителями, когда опыт родителей, мудрый совет помогает детям найти правильное решение.

 1 этап – такого классного часа, традиционный. Это этап целеполагания. На этом этапе необходимо создать условия для осознания каждым участником цели предстоящего обсуждения.

2 этап классного часа – это этап   представление  информации по проблеме.

- Как выдумаете, каким образом  можно представить информацию?

Совершенно верно, информацию можно представить всевозможными способами. Можно просто озвучить, можно продемонстрировать посредствам видеоролика или фоторяда, разыграть сценку. А можно и так, как это сделают сейчас ваши коллеги.

(разыгрывание ситуации)

- Спасибо за прекрасное представление. Это был 2-й этап – этап представления информации.

Кто догадался, о какой проблеме пойдет речь сегодня?

- Верно, налицо проблема взаимоотношений в детском коллективе.

«волшебный клубок»» (участники по кругу высказывают свое мнение)

- А следующий этап – это этап обозначения «Я- позиции» к высказанной проблеме.

- Прошу Вас стать в круг и передавая клубок, высказать своё отношение к озвученной проблеме.

- Итак, в вашей группе проблема во взаимоотношениях учащихся, выразите своё отношение к этому как педагога.

- Я, как педагог, думаю, что проблемы во взаимоотношениях в детском коллективе отразятся на результатах каждого ребенка…….

- Спасибо, мы с вами связаны теперь одной нитью, объединены одной целью в решении проблемы. Порошу вас пока присесть.

 На этапе обозначения «Я - позиции» в целях активизации каждого в обозначении своего отношения к высказанной проблеме использован прием «волшебный клубок». На данном этапе можно так же использовать  такие приемы как: «открытый микрофон», «займи позицию», «круговорот  мнений» и другие. Главное,  чтобы каждый участник обозначил свое отношение к проблеме. Очень хорошо, кода среди участников не только дети, но и родители, потому что детям видно, как к такой проблеме относятся взрослые, а взрослым, как об этом говорят дети.

- Следующий  важный этап работы – этап выявления причин, возникшей проблемы. Самое главное на этом этапе - четко обозначить конкретные причины, по которым возникла та или иная проблема.

- Уважаемая фокус-группа, вам сейчас предстоит  обдумать и сформулировать причины негативных межличностных отношений в детском коллективе. Свое мнение, причину, предлагаю записать на карточке. Для эффективной работы можете воспользоваться карточкой-помощницей. Время работы – 1 мин.

Работа с залом

   - Сейчас, в работе группы, вы можете наблюдать использование приема «аквариум». Похожий в использовании прием «корзина мнений», когда всем участникам предлагается записать на трафарете свое мнение по проблеме и запустить в аквариум или положить в корзину. После чего похожие мнения объединяются, возможно, некоторые после обсуждения исключаются. И таким образом выявляются самые главные причины.

Работа с фокус-группой:

- Фокус-группа уже готова, пожалуйста, мы рады выслушать вас.

  - Обобщив все ваши высказывания можно выделить 3 основные причины взаимоотношений в детском коллективе.  Это: …

- соперничество

- личная неприязнь

- обиды

Работа с фокус-группой:

- Что делать педагогу, кода он видит, что конфликты в группе возникают, потому что дети соперничают, испытывают личную неприязнь по отношению друг к другу или часто обижаются?! Попробуем вмести найти пути решения в таких ситуациях. Это следующих этап ситуативного классного часа, этап поиска решений проблемы, он называется - «Я – позиция» и общественно-значимая норма. Работа на этом этапе может быть построена в форме дискуссии, парной или групповой работы. Главное найти и представить конкретные действия коллектива или отдельных учащихся по устранению проблемы. Предлагаю вам. Уважаемые коллеги, поработать в парах.

- Вашей паре я предлагаю найти пути решения конфликтов, причиной которых является соперничество учащихся (дает задание).

- Ваша пара найдет решения проблемы в случае, когда между учащимися возникает личная неприязнь (дает задания).

- И третья пара ответит на вопрос, что делать педагогу, если дети в их группе часто обижаются друг на друга и начинают конфликтовать (дает задания).

Желаю всем успеха, время вашей работы – 1 мин.

Работа с залом

- Сейчас фокус-группа работает на  этапе «Я – позиция» и общественно-значимая норма, который предполагает поиск решения проблем. Обязательное условия этого этапа – организация обсуждения. Это самый сложный этап в структуре ситуативного классного часа, потому что нужно выслушать каждого, обсудить, принять наиболее верное решение в той или иной ситуации. Поэтому, кода речь идет об учащихся начальной школы, хорошими помощниками могут стать родители. При обсуждении родители принимают на себя роль координатора. Они могут направить, обратить внимание на главное, чтобы не уйти от темы, подсказать.

Работа с фокус-группой:

- Уважаемые коллеги, мы готовы вас выслушать. И так, педагоги сейчас работали на этапе поиска решений проблемы. И представят пути решения по устранению причин конфликтов в детском коллективе.

- Первая пара, прошу вас.

(представляют результат) Спасибо, вы молодцы!

- Вторая пара, прошу вас. (представляют результат) Спасибо, молодцы!

- Третья пара, прошу вас. (представляют результат) Молодцы! Спасибо.

    И так, мы завершили этап поиска решений по проблеме устранения конфликтов во взаимоотношениях в детском коллективе. Если обобщить все сказанное в группе, то можно отметить единство взглядов на то, что установлению позитивных межличностных отношений в детском коллективе будут способствовать: разнообразие видов деятельности, создание благоприятного психологического климата и активное привлечение родителей учащихся к решению проблем.

    Завершающим этапом ситуативного классного часа, как и нашей с вами работы является – рефлексия. Предлагаю использовать прием «свеча».

- Я удовлетворена нашей с вами работой и буду рада, если         мой опыт окажется, Вам полезен…….

- Я думаю, что самое главное что бы мы с вами, педагоги ,понимали, что в нашей работе не бывает мелочей, и тогда в жизни каждого ребенка наступят большие перемены.

Петя злой, потому что он меня …

 Ленка противная. Она всегда…

 Этот «длинный» меня достал. Он вечно …

 Вообще вы все мне …

 Я не хочу больше сюда приходить, потому что здесь все меня не…

 Я попросил у Маши карандаш, а она …

 Мне очень обидно, потому что здесь у меня нет…

 Я дружу только с Сашей, потому что остальные …

 У меня здесь всегда плохое настроение, потому что все …

 Мария Ивановна, а Коля меня…

Инструкция

Определите направления ТИРС, используя определения слов рефлексии самовоспитания

    Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания помогает создать условия, в которых ребенок учится _________________________________________________

____________________________и осознано стремиться _________________________________________________________ .

          Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события» для обучения на собственном жизненном опыте

Самовоспитание - это осознанное  стремление человека целенаправленно и самостоятельно    реализовать  свой потенциал, данный от природы.

Инструкция

Выделите пути решения проблем в детском коллективе для определенной причины

Соперничество

Пути решения проблемы взаимоотношений в детском коллективе

   Наличие положительных традиций («День прощения», «День благодарения», «День без сожаления»)

   Организация коллективно – творческого дела.

   Совместное посещение музеев, выставок, кинотеатров

   Представление достижений друг друга

   Привлечение родителей

   Совместное планирование

   Организация игр, тренингов на формирование толерантных отношений

   Обязательна рефлексия любого дела

   Атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности

Инструкция

Выделите пути решения проблем в детском коллективе для определенной причины

Личная неприязнь

Пути решения проблемы взаимоотношений в детском коллективе

   Наличие положительных традиций («День прощения», «День благодарения», «День без сожаления»)

   Организация коллективно – творческого дела.

   Совместное посещение музеев, выставок, кинотеатров

   Представление достижений друг друга

   Привлечение родителей

   Совместное планирование

   Организация игр, тренингов на формирование толерантных отношений

   Обязательна рефлексия любого дела

   Атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности

Инструкция

Выделите пути решения проблем в детском коллективе для определенной причины

Обиды

Пути решения проблемы взаимоотношений в детском коллективе

   Наличие положительных традиций («День прощения», «День благодарения», «День без сожаления»)

   Организация коллективно – творческого дела

   Совместное посещение музеев, выставок, кинотеатров

   Представление достижений друг друга

   Привлечение родителей

   Совместное планирование

   Организация игр, тренингов на формирование толерантных отношений

  Обязательна рефлексия любого дела

  Атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности

  • способны к самосовершенствованию,  самовоспитанию
  • готовы действовать по указанию учителя
  • не способны контролировать свое поведение без указания педагога
  • способны к самосовершенствованию,  самовоспитанию
  • готовы действовать по указанию учителя
  • не способны контролировать свое поведение без указания педагога
  • способны к самосовершенствованию,  самовоспитанию
  • готовы действовать по указанию учителя
  • не способны контролировать свое поведение без указания педагога
  • способны к самосовершенствованию,  самовоспитанию
  • готовы действовать по указанию учителя
  • не способны контролировать свое поведение без указания педагога
  • способны к самосовершенствованию,  самовоспитанию
  • готовы действовать по указанию учителя
  • не способны контролировать свое поведение без указания педагога
  • способны к самосовершенствованию,  самовоспитанию
  • готовы действовать по указанию учителя
  • не способны контролировать свое поведение без указания педагога

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания помогает создать условия, в которых ребенок учится критически осмысливать собственные практические действия в ситуации «после события» и осознано стремиться самостоятельно,  целенаправленно реализовать  свой потенциал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

Мастер класс по теме: "«Методические приемы в педагогической технологии системы эффективных заданий, используемые при обучении определения видов углов»

При проведении уроков математики обучения геометрическому материалу в школе часто возникают проблемы при формировании навыков пространственного воображения, логического мышления обучающихся. Поэтому п...

Использование эффективных методов и приемов как средство активизации познавательных интересов младших школьников в рамках ФГОС

Метод обучения – последовательное чередование способов взаимодействия учителя и ученика, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала....

Мастер-класс. Тема "Методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ"

Мастер-класс. Тема "Методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ"...

Эффективные методы и приемы обучения чтению в 1 классе

Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнени...